Глава 13. Организация и осуществление охраны
И обороны важных объектов
Силами органов внутренних дел
В чрезвычайной обстановке
Планирование охраны и обороны важных объектов
Одним из направлений специальной деятельности ОВД является охрана и оборона важных объектов, которая производится при усложнении оперативной обстановки или возникновении чрезвычайной обстановки, на основании решений Правительства Российской Федерации в соответствии с нормативными актами МВД РФ.
Важным считается объект, определенный планами и иными руководящими документами, имеющий значение для обеспечения государственного управления, местного самоуправления, жизнедеятельности людей и работы организаций. Охрана важных объектов осуществляется силами вневедомственной охраны горрайорганов.
Главной задачей подразделений милиции вневедомственной охраны является обеспечение надежной охраны объектов и личного имущества граждан на основании договоров, заключенных в установленном порядке. Руководящими документами МВД определен перечень объектов, охраняемых вневедомственной охраной милиции. Даны рекомендации, с какими организациями и по каким объектам следует заключать договоры на взятие их под вневедомственную охрану. В повседневной работе объектами охраны являются здания или их часть (магазины, склады, базы и т. п.). Охрану объектов ведут с использованием технических средств сигнализации, а также методом периодического осмотра.
Важные объекты охраняются и обороняются подразделениями милиции вневедомственной охраны при органах внутренних дел особенно тщательно. Оборону объектов организуют на случай разбойных нападений, пожаров, стихийных бедствий и других чрезвычайных обстоятельств.
При разработке планов охраны и обороны важных объектов начальник РОВД учитывает количество объектов, с руководителями которых заключены договоры, состояние оперативной обстановки в районе (субъекте Федерации), наличие сил и средств, а также место и роль горрайоргана в плане специальной деятельности УВД и способность личного состава выполнять эти задачи. В этой связи следует различать охрану и оборону объектов как таковых и охрану и оборону в комплексе, в зависимости от оперативной обстановки.
Охрана осуществляется повседневно и круглосуточно. Задачами сотрудников являются обеспечение нормального функционирования объекта, устранение возможных нарушений общественного порядка на объекте со стороны граждан, обеспечение противопожарной безопасности. Эти задачи решаются методами повседневной деятельности (контроль за пропускным режимом, задержанием граждан в случае нарушения ими общественного порядка и т. п.).
Оборона объекта – это действия сотрудников милиции по отражению нападения на объект. Нападение может быть одиночным или групповым. В этом случае сотрудники должны обеспечить общественную безопасность на объекте, а при необходимости – и вокруг него.
Охрана и оборона объекта осуществляется как в условиях повседневной деятельности, так и в чрезвычайной обстановке. Оборона объекта в повседневной деятельности предусматривает объединение сил, которые ведут охрану объекта, а также дополнительных сил РОВД (включая резерв), в условиях чрезвычайной обстановки – способность сил и средств РОВД противостоять значительным преступным посягательствам в отношении одного или нескольких объектов. Нападение может быть массовым, с целью погрома, поджога и даже разрушения.
При чрезвычайной обстановке подвергнуться нападению может любой охраняемый объект или группа объектов. Эту особенность обстановки необходимо предусмотреть заранее и быть готовым вне зависимости от момента и времени ее возникновения. На практике действия сотрудников ОВД при чрезвычайной обстановке весьма затруднены, однако охране и обороне объектов следует уделить должное внимание.
Для обеспечения надежной охраны и обороны в рассматриваемых условиях привлекают дополнительные силы старшего оперативного начальника (например, группу охраны и обороны важных объектов сводного отряда УВД). В отдельных случаях (в зависимости от важности объекта) привлекают силы и средства внутренних войск.
При разработке планов специальной деятельности (например, по розыску вооруженных и других особо опасных преступников и их захвату, предотвращению и пресечению массовых беспорядков) начальник РОВД предусматривает деятельность личного состава РОВД по охране и обороне объектов вне зависимости от того, как будут развиваться события на территории района и какая может возникнуть обстановка.
В начале своей работы начальник РОВД уясняет роль горрайоргана в соответствующих планах охраны и обороны объектов. С планами УВД согласуют организацию охраны только тех объектов, которые необходимо укрепить силами УВД. По охране остальных объектов начальник горрайоргана сам принимает решение с учетом возможностей РОВД.
После уяснения задачи начальник горрайоргана производит необходимый расчет времени, сил и средств, включая те, которые выделяет старший оперативный начальник для усиления райотдела в условиях чрезвычайной обстановки.
При расчете необходимо определить, сколько объектов можно взять под усиленную охрану в случае угрозы проникновения на их территорию посторонних граждан, а также в случае нападения на объект отдельных лиц или группы лиц (3–5 чел.); какие объекты надлежит оборонять и какими силами, в том числе при нападении бесчинствующей толпы. При этом следует учитывать, что РОВД может организовать одновременную оборону не всех объектов, а только особо важных. К ним относят: водозаборники, банки, узлы связи (телефон, телеграф, почта), различные склады (продовольственные, промтоварные и др.), музеи.
Следует обратить внимание на организацию охраны и обороны самого райотдела в различных вариантах (нападение отдельных лиц и группы с целью завладения оружием, нападение бесчинствующей толпы и др.).
Используя свой расчет, начальник горрайоргана оценивает оперативную обстановку (общественно-политическую обстановку в районе, состояние преступности, местное население, объекты, взятые под охрану, и др.). Основными выводами из оценки оперативной обстановки являются тенденции ее развития, влияние преступности на поведенческую линию отдельных категорий граждан (условно осужденных, условно освобожденных, отбывших срок наказания и др.).
Например, в районе участились случаи разбойных нападений на квартиры граждан, а также имеют место случаи нападения на предприятия, организации с целью завладения имуществом, сырьем и товарами производства и т. п.
Основными выводами из оценки объектов, взятых под охрану, являются: необходимость организации охраны объекта и способ охраны (постоянными нарядами, техническими средствами), необходимость обороны объекта (путем наращивания сил дополнительно к наряду охраны либо организацией постоянной готовности к обороне от нападения отдельных граждан или группы). Оценивают приспособленность здания, а также вносят предварительные предложения по его обустройству. Перед оценкой обстановки производят рекогносцировку зданий, сооружений, взятых под охрану (в период заключения договора).
Оценивая имеющиеся силы, делают вывод о возможности обеспечить охрану и оборону договорных объектов в различное время года, суток, в условиях любой погоды, а также в случае пожара, стихийных бедствий и т. п.
После тщательной оценки обстановки и сделанных по ней выводов принимают решение об охране. Оно может вырабатываться коллективно, однако окончательно его принимает и несет персональную ответственность начальник горрайоргана.
В содержании решения отражают: общую задачу горрайоргана по охране и обороне важных объектов, способ организации охраны и обороны (например, нарядами или с помощью технических средств), последовательность действий в случае возникновения различных нештатных ситуаций, объем и задачи каждого подразделения охраны, а также содействующих сил (резерва), режим охраны, порядок всестороннего обеспечения
и др.
Решение на охрану и оборону объектов оформляется в виде планов. Планы должны быть двух уровней.
1. Общий план охраны и обороны объектов, находящихся на обслуживаемой территории РОВД.
2. Планы охраны и обороны каждого объекта непосредственно.
План охраны и обороны объектов РОВД представляет собой комплект документов, куда входят:
– приказ начальника РОВД, в котором определяются объекты, их расположение, виды охраны, взаимодействие нарядов с силами РОВД и др.;
– графический план района (это может быть карта, план или схема обслуживаемой территории), на который нанесены (выделены) охраняемые объекты, маршруты движения патрульных нарядов (если охрана осуществляется при помощи технических средств), места расположения (дислокация) содействующих сил резерва. Если есть возможность, на плане показывают маршруты выдвижения сил РОВД для усиления нарядов при угрозе охраняемым объектам. Графический план готовят в соответствии с требованиями, предъявляемыми к графическим документам с тем, чтобы любой сотрудник мог понять его содержание. Все обозначения, требующие более подробного разъяснения, расшифровываются на полях карты;
– пояснительная записка, которая содержит краткие необходимые пояснения по организации и последовательности действий при охране и обороне объекта. Она является приложением к плану и раскрывает содержание деятельности сил РОВД в различных условиях обстановки;
– программа и тематический план подготовки и поддержания боевой готовности личного состава РОВД в рассматриваемой деятельности.
Это основные документы, которые составляют общий план деятельности РОВД при обеспечении охраны и обороны объектов.
Планы охраны и обороны конкретного объекта представляют собой графический документ и пояснительную записку.
В графическом плане наглядно воспроизводится все, что касается плана объекта, а также вариантов действий сил по его охране и обороне (план готовят по принципу боевого расчета подразделения при несении службы). В пояснительной записке указывают все то, что невозможно отобразить на плане графически.
Для примера рассмотрим порядок разработки документов по организации охраны и обороны райотдела. Для этого следует подготовить план территории райотдела, а также (если многоэтажное здание) отдельно каждого этажа в проекции (аналогично плану эвакуации при пожаре). На плане отражают несколько вариантов действий сотрудников РОВД (включая дежурную часть и всех находящихся в данный момент сотрудников в здании РОВД), а также в случае выезда личного состава РОВД в сводный отряд УВД для пресечения массовых беспорядков. К каждому варианту необходимо дать краткое разъяснение на полях плана, включая расчет сил и средств.
При невозможности дать разъяснение на плане составляют короткую пояснительную записку, где более подробно излагают порядок общей деятельности и различные варианты действий:
– при нападении на дежурную часть одного или нескольких преступников;
– при нападении в помещении райотдела на любого сотрудника в коридоре или кабинете (вплоть до освобождения заложников);
– при целенаправленном нападении с целью завладения оружием райотдела;
– при недопущении проникновения преступников на территорию райотдела и в здание;
– при недопущении проникновения буйствующей толпы на территорию райотдела и в здание.
Отдельно рассматривают варианты действий по освобождению здания РОВД в случае его захвата бесчинствующей толпой по этажам, особенно вопросы взаимодействия с силами сводного отряда УВД, специальными батальонами милиции.
Организацию охраны и обороны объектов следует рассматривать в комплексе с другими видами специальной деятельности в случаях возникновения массовых беспорядков на обслуживаемой территории, открытых действий бандитских формирований и др.