Захват вооруженных преступников преследованием
В процессе преследования группа захвата постоянно поддерживает радиосвязь с руководителями операции или ОВД, находящимися по маршруту следования.
Учитывая, что задержание преступников преследованием представляет большую опасность для окружающих и участников операции, старший группы принимает все меры к организации стационарного перекрытия дороги по маршруту следования. Лишь в крайнем случае, убедившись в том, что своевременное перекрытие дороги невозможно и преступники могут скрыться, старший группы захвата принимает решение о задержании своими силами.
При преследовании на автомобиле или мотоцикле, когда преступники знают, что их преследует милиция, необходимо:
– пристегнуться ремнями безопасности, приблизившись к транспорту с преступниками, полностью опустить стекла правых дверей автомобиля и путем подачи звукового сигнала и предупредительными выстрелами вверх потребовать остановиться;
– заметив, что водитель преследуемого транспортного средства принимает меры к остановке, не обгоняя его, также остановиться;
– перед остановкой сотрудники по указанию старшего обнажают оружие, направив его в сторону задерживаемого транспортного средства, и открывают двери автомобиля.
После остановки члены группы захвата действуют согласно общим правилам.
Если задерживаемые оказывают вооруженное сопротивление, необходимо:
– определить место, пригодное для применения огнестрельного оружия;
– опустить стекла дверей автомобиля;
– приблизиться к задерживаемому транспортному средству на расстояние, необходимое для ведения прицельного огня;
– по возможности вести автомобиль или мотоцикл зигзагообразно и по команде старшего открыть прицельный огонь по баллонам колес транспорта с преступниками. Для удобства ведения прицельного огня необходимо занять позицию позади преследуемого транспортного средства.
Если водитель задерживаемого транспортного средства не реагирует на поданный звуковой сигнал и предупредительные выстрелы в целях принудительной остановки, целесообразно использовать способ «таран».
Этот способ используют в случаях, когда преследующее транспортное средство одного класса с преследуемым (легковая – легковую, грузовая – грузовую, мотоцикл – мотоцикл) или имеет большую разрешенную максимальную массу (легковая – мотоцикл, грузовая – легковую, мотоцикл).
Задержание при помощи тарана представляет определенную опасность для членов оперативной группы, посторонних транспортных средств и пешеходов. Пользуются этим способом в крайнем случае, в местах с минимальной интенсивностью движения транспортных средств, где отсутствуют пешеходы, если использование оружия для остановки задерживаемых не дало результатов.
При выполнении тарана необходимо:
– выбрать подходящее место с учетом вышеизложенных рекомендаций;
– опустить стекла всех дверей в автомобиле;
– сотруднику, сидящему на переднем сиденье рядом с водителем, перейти на заднее сиденье;
– водителю пристегнуться ремнем безопасности, а всем членам оперативно-боевой группы держаться за имеющиеся в автомобиле поручни или специальные петли для рук;
– участникам задержания обнажить оружие, направив его в сторону задерживаемого транспортного средства;
– подвести переднюю часть транспортного средства на уровень заднего колеса задерживаемого, желательно с левой стороны;
– резким поворотом руля нанести удар передним крылом в заднее крыло задерживаемого автомобиля, в момент удара затормозить и принять меры по выравниванию направления движения. Если задерживаемый автомобиль не остановился и продолжает движение, повторить действия в той же последовательности.
После остановки транспортного средства члены опергруппы действуют согласно вышеизложенным общим правилам, а затем при наличии пострадавших оказывают им первую медицинскую помощь.
При преследовании на автомобиле или мотоцикле без опознавательных знаков, когда члены оперативно-боевой группы убеждены в том, что преступники не знают об их преследовании, необходимо:
– опустить стекла правых дверей автомобиля;
– совершить обгон подлежащего задержанию транспортного средства;
– выбросить под передние колеса обгоняемого транспортного средства устройство «Диана-М»;
– оторвавшись от преследуемого транспортного средства на
100–150 м и, выдерживая данное расстояние, вести наблюдение за началом его торможения;
– постепенно снижать скорость движения с таким расчетом, чтобы к моменту остановки сократить дистанцию до 30–50 м.
Одновременно члены оперативно-боевой группы оповещают о том, что они сотрудники милиции, обнажают оружие и направляют его в сторону задерживаемого транспортного средства.
После остановки члены оперативно-боевой группы действуют в соответствии с общими правилами.
При отсутствии устройства «Диана-М» необходимо:
– совершить обгон подлежащего задержанию транспортного средства;
– если проезжая часть сравнительно неширока, оторваться от преследуемых на 500–800 м;
– выбрать из числа попутных транспортных средств автомобиль с максимальной габаритной шириной и, поравнявшись с ним, подать водителю жезлом сигнал остановки;
– остановиться одновременно с этим автомобилем с таким расчетом, чтобы исключить возможность проезда преследуемого транспортного средства. При необходимости машину оперативно-боевой группы поставить под углом к продольной оси дороги, передней частью в сторону остановленного автомобиля-заграждения;
– приказать водителю автомобиля-заграждения немедленно лечь на пол кабины или при возможности покинуть его;
– членам оперативно-боевой группы немедленно покинуть свое транспортное средство и принять меры к задержанию преступников.
Использовать для остановки преступника транспортные средства, перевозящие пассажиров, запрещается.
Планирование и проведение специальной операции по задержанию преступников, захвативших самолет
Операция по пресечению захвата и угона воздушного судна, находящегося на земле («Набат»), осуществляется силами и средствами авиапредприятия, МВД, внутренних войск в соответствии с согласованными планами.
Основными задачами операций «Набат» являются:
– предотвращение угона преступниками захваченного самолета;
– обезвреживание преступников, проникших в самолет с целью его угона;
– обеспечение безопасности и освобождение пассажиров и экипажа;
– обеспечение безопасности пассажиров других самолетов, выполняющих взлет и посадку или находящихся на стоянках;
– предотвращение уничтожения и повреждения захваченного и других самолетов и объектов на территории аэропорта.
Для руководства операциями «Набат» создается штаб, в состав которого входят: руководитель штаба, первый заместитель руководителя штаба, заместители руководителя штаба, члены штаба. Первым заместителем является начальник УВД, а заместителями – командиры соединений и частей внутренних войск или Российской Армии. Эти операции являются наиболее сложными по организации и проведению. Они проводятся в тех случаях, когда другими мерами невозможно спасти заложников и обезвредить преступников.
При организации операции особо тщательно оценивают обстановку на местности. При этом анализируют следующие обстоятельства:
– место расположения самолета, возможность подхода к нему групп боевого порядка, места, удобные для позиций снайперов;
– количество и расположение заложников, наличие детей, женщин, а также убитых и раненых заложников, место нахождения членов экипажа, их состояние;
– возможности пожаротушения в случае возгорания самолета.
В решении руководитель операции, кроме обычных вопросов, определяет:
– порядок ведения переговоров с преступниками в целях освобождения заложников;
– мероприятия по отвлечению внимания преступников и срыву возможной расправы с заложниками;
– порядок проделывания проходов для проникновения внутрь воздушного судна, места установки зарядов для срыва дверей, крышек люков.
Переговоры с преступниками в целях освобождения заложников обычно ведут по радио. Если удается освободить хотя бы часть заложников, полученные от них сведения используют для уточнения задач и способа действий группы захвата и группы прикрытия.
Для проведения операции создают ОБГ, в состав которой входят следующие элементы: группа блокирования; группа прикрытия (включает снайперов); группа захвата; группа оцепления; группа документирования преступления; группа ликвидации угрозы взрыва; фильтрационный пункт; резерв.
Выдвижение групп боевого порядка ОБГ на исходные позиции начинается во время переговоров с преступниками. Переговоры ведут, даже если они не имеют успеха, вплоть до начала силовых действий. Штурмовая группа выдвигается к хвостовой части самолета в пешем порядке под прикрытием БТР или бензозаправщиков. Под самолетом она разделяется на группы захвата по числу намеченных проходов. Каждая группа, соблюдая осторожность, устанавливает заряды для срыва дверей. После этого личный состав надевает противогазы и шумопоглощающие наушники.
Группа прикрытия на БТР располагается на таком расстоянии, которое обеспечивает быстрое выдвижение для оказания помощи группе захвата. Снайперы занимают позиции, удобные для ведения огня. Группа блокирования воспрещает вход и выход из района операции, группа оцепления не дает посторонним гражданам проникнуть на территорию аэродрома, а группа перекрытия – самолету перемещаться по взлетной и посадочной полосам.
После срыва дверей комплектами взрывных устройств «Ключ» в самолет забрасывают специальные гранаты «Заря», «Пламя», которые дают сильную вспышку света и издают резкий звук, чем оказывают психологическое воздействие на преступников, подавляют их волю к сопротивлению и способствуют предотвращению расправы с заложниками. Как только появятся проходы в самолет, группа захвата по приставным лестницам быстро проникает в салон, используя фактор внезапности, и, применяя приемы рукопашного боя, захватывает преступников.
Снайперы из группы прикрытия в период приближения группы захвата к проходам и установки лестниц по команде руководителя операции подавляют сопротивление преступников, не допуская ведения огня в образовавшиеся проходы.