Назначение, состав и задачи оперативно-боевой группы

Для проведения операций по захвату вооруженных и других особо опасных преступников в базовых органах внутренних дел создают оперативно-боевые группы (ОБГ) или оперативно-боевые отряды (ОБО). Во всех остальных ОВД для этой цели формируют группы захвата. В зависимости от обстановки и решаемой задачи количественный состав ОБГ и групп захвата может меняться.

В состав ОБГ включают: группу захвата, группу прикрытия, группу окружения (блокирования), группу применения технических и специальных средств, снайперскую группу, а по мере наобходимости – оперативную группу, группу эвакуации, группу тушения пожаров, группу тылового обеспечения.

Группа захвата предназначена для пресечения сопротивления вооруженных и других особо опасных преступников.

Основными задачами группы захвата являются:

– захват вооруженных преступников;

– освобождение заложников и захваченных преступниками
объектов;

– обеспечение сохранности документов, имущества до прихода оперативно-следственной группы;

– преследование преступников, пытающихся скрыться.

Во всех случаях участники группы захвата маскируют свои предварительные действия.

Если группа захвата приближается к месту нахождения преступников скрытно, она должна использовать фактор внезапности. В случае, если группа захвата оказалась обнаруженной, в первую очередь ее личный состав должен укрыться от огня преступника. При этом старший группы захвата предлагает преступникам сдаться. Оружие, специальные средства применяют из укрытия, с учетом особенностей поведения преступника.

При вероятности непосредственного контакта с преступниками вопрос о тактических особенностях действий группы захвата решают с учетом возможностей сотрудников ОБГ, физического и психологического состояния преступников.

Группа прикрытия предназначена для обеспечения безопасного сближения сотрудников группы захвата с вооруженными или другими особо опасными преступниками, задержания преступников, пытающихся уйти от группы захвата, а также ведения огня на поражение по преступникам, если их действия представляют непосредственную угрозу для жизни личного состава группы захвата. Состав группы определяется количеством сотрудников группы захвата или коридоров безопасности, которые обеспечивает группа прикрытия.

В зависимости от обстановки группа прикрытия может решать и другие задачи, например, такие как эвакуация раненых и граждан, оказавшихся на захваченном преступниками объекте.

Группа окружения (блокирования) предназначена для изоляции места обнаружения преступников с целью недопущения проникновения граждан в район операции и обеспечения тем самым их безопасности, а также пресечения попыток ухода преступников из места их обнаружения.

Снайперская группа предназначена для подавления сопротивления вооруженных и других особо опасных преступников. Команду снайперам на открытие огня дает руководитель операции.

Группа применения технических и специальных средств (ГПТСС) предназначена для оказания помощи группе захвата по психологическому и физическому воздействию на преступников. Состав группы 3–5 человек.

Резерв предназначен для решения внезапно возникших задач, преследования прорвавшихся преступников, поддержки огнем группы прикрытия и т. д., замены любого элемента боевого порядка или сотрудников в операции. Его состав – 1/9 часть от количества ОБГ и ОБО.

Оперативная группа, численностью 3–5 чел. (для ОБО 5–6 чел.), формируется из инспекторского состава УР, ОБЭП и работников оперативной службы ОВД с их средствами связи. Основными задачами оперативной группы являются: установление количества особенностей личности и связей преступников, их вооружения, намерений и возможностей; характеристика объектов (укрытия) и порядка расположения там преступников; установление количества граждан, жизнь которых находится под угрозой; возможности склонения преступников к отказу от своих намерений, отвлекающие действия и дезинформация.

Группу эвакуации формируют из сотрудников ОВД, в зависимости от возможностей горрайоргана.

Основными задачами группы эвакуации являются:

– вывод граждан из района огневого воздействия преступников;

– оказание первой медицинской помощи раненым участникам операции, гражданам, преступникам;

– эвакуация раненых в лечебные учреждения (совместно с группой тылового обеспечения).

Группу тушения пожаров формируют из личного состава пожарных частей, в зависимости от возможностей выделения ими боевых расчетов и средств пожаротушения. Основными задачами группы являются обеспечение пожарной безопасности и тушение пожаров, возникающих на объектах в изолированном районе и вблизи него.

Группу тылового обеспечения создают из работников ГИБДД, ОТО, ХОЗО и медицинских учреждений органов внутренних дел. Основными задачами группы являются обеспечение выдвижения сил и средств в район операции, материально-техническое обеспечение всех элементов боевого порядка.

Действия оперативно-боевой группы в операции начинают после занятия ею исходных позиций, уточнения задач и организации взаимодействия непосредственно на местности. Характер действий в значительной мере зависит от обстановки и от степени их неожиданности для преступника.

Планирование операций по поиску и захвату вооруженных
преступников (сигнал «Вулкан-5»)

В основе плана действий по сигналу «Вулкан-5» лежит решение начальника РОВД на операцию по поиску и захвату вооруженных или других особо опасных преступников на обслуживаемой территории. Решение принимают на основе выводов из оперативной обстановки, сложившейся в период составления этого документа и с учетом тех вероятных изменений, которые могут произойти при появлении вооруженных или других особо опасных преступников.

Порядок и последовательность работы начальника горрайоргана по выработке решения на операцию по поиску и захвату преступников тот же, что и при организации выполнения любой служебно-боевой задачи. Особенностями является то, что при оценке местности важное значение придают определению границ оперативных участков, а также мест возможного расположения розыскных постов, маршрутов движения розыскных групп. Границы оперативных участков должны проходить по естественным либо ясно видимым ориентирам (реки, дороги). Для розыскных постов места службы выбирают так, чтобы перекрыть наиболее важные направления, а для постов наблюдения – чтобы хорошо просматривались участки с наиболее интенсивным движением граждан.

Опираясь на полученные в ходе оценки оперативной обстановки выводы, начальник РОВД определяет, в первую очередь, замысел действий. Основой замысла является определение наиболее вероятных путей движения преступников, вариантов их перекрытия, способов осуществления тщательного поиска в изолированном районе. Руководитель РОВД должен произвести подсчет необходимого количества сил и средств; сопоставить расчет с имеющимися возможностями. Это даст основание определить реальность планируемых действий.

Исходя из замысла, выполняется вся последующая работа по планированию операции: определяют места выставления розыскных постов, наблюдателей, намечают маршруты движения розыскных групп, устанавливают место расположения резерва. Определяют порядок использования для розыска преступников аппаратов оперативной службы ОВД, задачи задействованных в операции сил и вопросы взаимодействия, которые следует решить также в ходе организации специальной операции.

На основании принятого решения начальник горрайоргана составляет план действия. Он включает следующие разделы:

– выводы из анализа оперативной обстановки и оценку перспектив ее изменения;

– замысел действий на проведение розыска преступников;

– расстановка сил и средств;

– организация взаимодействия;

– приложения.

В первом разделе делают выводы по всем элементам оперативной обстановки: состояние преступности и тенденции ее развития, кто из местных жителей может оказаться в группе вооруженных преступников или откуда они могут прибыть, на каких транспортных средствах, какие объекты могут подвергнуться нападению, их вероятные действия до и после совершения преступления, в каком направлении следует ожидать отхода преступников, где они могут укрываться после совершения преступления.

При оценке местности отражают следующие моменты: по каким дорогам следует ожидать передвижения преступников, места их вероятного укрытия, на какое количество оперативных участков следует разбить территорию обслуживаемого района, города.

Оценка имеющихся сил и средств включает в себя решение следующих вопросов: реальность поставленных задач, кому и что можно поручить и способность сотрудников успешно решить эти задачи.

При оценке местного населения определяют: на кого можно опереться в ходе проведения розыска, где и кому поручить организацию постов наблюдения, кто может оказать содействие преступникам.

Оценивая время года, суток и погоду, определяют: каковы их особенности для данной местности и в какой мере могут повлиять эти факторы на ход операции.

Второй раздел содержит описание замысла руководителя, где указывают конечную цель операции, последовательность ее проведения.

В третьем разделе определяют места выставления розыскных постов, постов наблюдения, границы оперативных участков, маршруты движения розыскных групп и место дислокации резерва. Для каждого наряда определяют состав пофамильно, закрепляют за ним вооружение, транспортные средства и средства связи.

В четвертом разделе дают указания к действиям розыскных постов по поддержанию связи с РОВД, соседними розыскными постами и группами, порядок привлечения общественности. Для розыскных групп предусматривают возможность преследования обнаруженных преступников.

В приложения включают: рабочую карту обслуживаемой территории (схему), где отражают текущую обстановку, схему оповещения и сбора сил и средств, задействованных в операции, схемы объектов, важных с оперативной точки зрения, с указанием кратчайших маршрутов следования к ним, расписание движения общественного транспорта, таблицу радиосигналов, карточки действий каждого наряда в ходе ведения поиска вооруженных преступников, инструкции для водителей транспортных
организаций и городских служб, планируемых для использования в операции.

Составленные планы согласуют с прокуратурой, администрацией, начальником военного гарнизона, командирами частей внутренних войск, дислоцирующихся на обслуживаемой территории, их подписывает начальник горрайоргана и утверждает начальник УВД (МВД). После этого один экземпляр плана оставляют в УВД (МВД) и хранят в дежурной части, а второй возвращают в дежурную часть РОВД.

В целях повышения действенности составленных планов начальники горрайорганов организуют в системе служебной и боевой подготовки отработку действий по ним личного состава. Для создаваемых в соответствии с планом «Сирена» различных нарядов заранее составляют памятки, в которых определяют места несения службы, а также карточки объектов, которые должны подвергаться тщательной проверке. В РОВД подготавливают также план взаимодействия с соседними горрайорганами, в котором отражают вопросы информирования друг друга об обстановке, уточняют места расположения нарядов на границах обслуживаемых районов и порядок связи.

В целях поддержания боевой готовности органов внутренних дел, проверки действенности планов и готовности сил ОВД к действиям по поиску вооруженных и других особо опасных преступников, в РОВД не реже одного раза в полугодие (а в МВД, УВД – не реже одного раза в год) проводят одну командно-штабную тренировку и одно учение на местности.

Организация операции по поиску и захвату преступников
(«Вулкан-5»)

Перед началом операции необходимо собрать достоверные сведения о местонахождении преступников.

Существуют общие правила первоначальных действий ОВД:

– немедленное информирование личного состава, находящегося на службе, о преступниках;

– перекрытие всех возможных направлений передвижения преступников;

– блокирование и проведение поиска в местах вероятного нахождения разыскиваемых.

Захват вооруженных и других особо опасных преступников может происходить в различных условиях:

– при передвижении на транспорте;

– в отдельном строении;

– в общественном месте (вокзал, магазин, ресторан, зрелищные мероприятия, отделения банка, базар и т. п.);

– на местности (лес, горы, пустыня, степи, пересеченная местность);

– в населенном пункте (улица, сквер, парк, пригород, дачный участок);

– при захвате преступниками воздушного судна.

Решение о введении плана действий по сигналу «Вулкан-5» принимает старший оперативный начальник. Основными задачами сил при поиске вооруженных преступников являются:

– перекрытие наиболее вероятных направлений движения преступников и недопущение беспрепятственного проникновения их на обслуживаемую территорию либо выхода за пределы района;

– обнаружение и при благоприятных условиях захват преступников, избравших данный район (объект) или место для выжидания и сокрытия следов преступных действий;

– содействие другим силам в обнаружении вооруженных и других особо опасных преступников, следующих через обслуживаемую территорию.

По своему содержанию деятельность ОВД по захвату вооруженных и других особо опасных преступников весьма разнообразна. Способы захвата отличаются в зависимости от количества преступников – захват одного преступника или группы.

При захвате одного преступника выбирают такие условия, когда ему не может быть оказана реальная помощь от сообщников, родственников либо посторонних граждан.

Захват группы вооруженных и других особо опасных преступников проводят одновременно либо последовательно. Следует отметить, что его производят тогда, когда они не могут чем-либо содействовать друг другу. Хотя в целом и задерживается группа преступников, но по сути это отдельные захваты каждого преступника.

Следует также учитывать вооружение преступников. Наибольшую опасность представляет группа, вооруженная автоматическим стрелковым оружием.

Работа старшего оперативного начальника по подготовке
к проведению операций по поиску и захвату вооруженных преступников

Операции по поиску и захвату вооруженных преступников носят во многом войсковой характер, поэтому методологической основой их организации и проведения являются положения военной науки, законы и принципы вооруженной борьбы. Вместе с тем эти операции решают вопросы и общественной безопасности, которые требуют неукоснительного соблюдения законности в ходе войсковых действий.

Данные об обнаружении преступников поступают:

– в ходе проведения операции по плану действий при получении сигнала «Вулкан-5»;

– от лиц, достоверность сообщений которых не вызывает сомнений (сотрудники ОВД, оперативный аппарат и др.);

– от местного населения (в этом случае возникает необходимость проверки поступившего сообщения).

В первом случае руководитель ОВД дает указание наряду, обнаружившему преступников, перекрыть наиболее вероятные пути их отхода, после чего выдвигает для окружения или блокирования резерв, созданный в ОВД при проведении операции по розыску, формирует группу окружения или блокирования из имеющихся в наличии сотрудников и высылает ее для изоляции преступников.

В случае, когда сведения о появлении вооруженных преступников получены от граждан, на место обнаружения высылают оперативную группу для установления данного факта. Если информация подтверждается, группа перекрывает наиболее вероятные пути отхода разыскиваемых и докладывает руководителю ОВД.

Таким образом, первое, что должен сделать руководитель ОВД, – в любом случае изолировать обнаруженных преступников (окружить или осуществить их блокирование).

Затем он отдает предварительные распоряжения:

– оперативному дежурному ОВД о сборе, вооружении и оснащении ОБГ, подготовке технических, транспортных и специальных средств;

– заместителю – о мероприятиях, которые необходимо провести в районе местонахождения вооруженных преступников до прибытия ОБГ, об установлении связи со спецаппаратом. Только после этого он совместно с оперативно-боевой группой и резервом выезжает в район обнаружения вооруженных преступников, где и организует специальную операцию по их захвату. По мере надобности в район операции прибывают группы эвакуации населения, тушения пожаров, тылового обеспечения и оперативная группа, входящие в состав ОБГ.

Прибыв на место, руководитель операции оценивает обстановку, анализирует вновь появившиеся данные о преступниках, их вооружении, наличии посторонних граждан (заложников), пособников в районе операции и делает предположения об их намерениях и возможных действиях.

Далее он производит оценку местности в районе операции, отмечает, какие ее элементы будут способствовать или затруднять выполнение задачи, какие из них с большей эффективностью можно использовать.

При анализе состава оперативно-боевой группы делают вывод о ее способности в данных условиях и с имеющимися техническими средствами выполнить задачу по захвату вооруженных преступников.

Оценка местного населения дает представление о том, в какой мере оно окажет положительное или отрицательное влияние на ход операции. Важно внимательно исследовать и непременно учитывать общественное мнение. Этот вопрос имеет большое значение с точки зрения соблюдения законности и укрепления престижа ОВД.

Время года, суток и погоду оценивают с точки зрения того, как эти элементы обстановки будут влиять на ход специальной операции и что в этой связи следует предпринять. При наличии возможности руководитель операции лично осматривает места действий каждого наряда.

На основании оценки обстановки руководитель операции принимает решение, в котором определяет:

– замысел операции (конечную цель, последовательность проведения операции, направление основных усилий, расчет сил и средств);

– построение элементов боевого порядка (исходные положения и рубежи для групп захвата, прикрытия, применения специальных средств, резерва и других элементов);

– задачи элементам боевого порядка (способы и направления их действий);

– вопросы взаимодействия между элементами боевого порядка;

– вопросы всестороннего обеспечения операции (боевого, тылового обеспечения, режимные, следственные, оперативные и другие мероприятия).

После принятия решения руководитель операции ставит задачи оперативно-боевой группе. При этом он указывает:

– сведения о преступниках и другие необходимые данные, связанные с ними;

– замысел операции (задачи силам и средствам, порядок и последовательность проведения операции);

– маршрут, время и последовательность выдвижения элементов боевого порядка на исходные позиции;

– задачи подразделениям;

– порядок применения оружия и специальных средств;

– меры безопасности личного состава;

– место КНП, порядок связи, сигналы управления и целеуказания.

Поставив боевые задачи личному составу, руководитель операции организует взаимодействие между элементами боевого порядка. Особое внимание необходимо обратить на согласование цели, места и времени изоляции (окружения или блокирования) района проведения операции, а также на пресечение попыток преступников скрыться из района операции.

Отработав вопросы организации взаимодействия, руководитель операции дает команду элементам боевого порядка ОБГ на занятие исходных позиций.

Ведение операций по поиску и захвату вооруженных
преступников

Ввод в действие оперативных планов по сигналу «Вулкан-5» в пределах республики, края, области, зоны, в группе районов осуществляется министрами внутренних дел республик, начальниками УВД или их заместителями, а также оперативными дежурными МВД, УВД. Одновременно вводят в действие планы «Вулкан-5» органы транспортной милиции, расположенные в пределах этой территории.

Непосредственное руководство деятельностью РОВД по плану «Вулкан-5» возлагается на его начальника или заместителя.

Руководители органов внутренних дел информируют об обстоятельствах ввода в действие плана «Вулкан-5» администрацию. При этом они согласовывают вопросы участия в операциях общественных формирований и целесообразность информирования населения о происшествиях, приметах преступников, текст обращения к населению.

Начальник РОВД ставит в известность об операции также командира части (подразделения) внутренних войск, находящейся на территории района, соседние органы и подразделения внутренних дел, которые по мере надобности приводят в готовность подчиненные силы и средства.

При необходимости информируют прокуратуру.

После получения данных о появлении на обслуживаемой территории или на территории соседних РОВД вооруженных преступников и указаний оперативного дежурного по УВД начальник горрайоргана поднимает личный состав по сигналу «Сбор». Система оповещения о сборе (по принципу «цепочки», «ромба» и т. д.) обеспечивает прибытие сотрудников в минимально короткий срок. С этой целью используют все имеющиеся в городе (районе) средства связи, а также патрульные машины, городской и другой транспорт.

При объявлении сбора первыми вступают в действие розыскные посты. Часть сотрудников не прибывает в РОВД, а сразу же занимает определенные планом места службы и приступает к выполнению боевой задачи. Подобные действия в значительной мере способствуют оперативному решению задачи розыска. Все другие наряды прибывают в РОВД.

В период сбора личного состава начальник РОВД, в соответствии с поступающими данными из различных источников и от оперативной группы с места происшествия, оценивает сложившуюся обстановку, анализирует данные и обстоятельства, которые не были учтены при составлении плана «Сирена». Этими данными являются конкретные сведения о преступниках, совершенных ими преступлениях, направлениях их ухода или других действиях.

Если установлено направление движения преступников, осуществляют их преследование по следам. В этом случае проводят не все запланированные мероприятия, а лишь те, которые охватывают направление следования преступников (см. приложение 12). С учетом сложившейся обстановки производят уточнения имеющегося плана, которые в большей мере касаются вопросов целесообразного использования привлеченных к операции сил в сложившейся ситуации и перенацеливания их для действий на других участках.

Уточненный в соответствии со сложившейся обстановкой план является решением начальника РОВД.

В случаях, когда направление движения преступников не установлено, план «Вулкан-5» вводится в полном объеме, а затем корректируется в процессе розыска.

По мере прибытия личного состава в РОВД задействованным в оперативных нарядах сотрудникам выдают предусмотренные планом оружие и другие технические средства. После этого наряды проходят инструктаж и получают боевой приказ.

В ходе инструктажа руководитель операции разъясняет задачу каждому наряду, порядок взаимодействия между всеми силами, указывает меры безопасности, порядок применения оружия, напоминает о необходимости соблюдения законности.

При поиске преступников в лесу поисковым группам выдают схемы расположения кварталов лесничества. Этот документ дает возможность лучше ориентироваться на местности.

В каждом органе внутренних дел с учетом имеющейся множительной аппаратуры и фототехники определяют порядок размножения информации о приметах разыскиваемых и доведения ее до личного состава розыскных постов и других нарядов.

После получения приказа о выполнении боевой задачи и данных о преступниках, личный состав розыскных постов выдвигается к местам несения службы и присоединяется к тем сотрудникам, которые вышли туда по тревоге. Розыскные группы, в свою очередь, также выезжают на свои оперативные участки, в места массового скопления граждан и по намеченным маршрутам. По мере поступления сообщений о характере происшествия и получения примет вооруженных преступников к розыску подключаются посты наблюдения и другие силы (см. приложение 22).

Поиск вооруженных преступников ведется каждой розыскной группой на своем оперативном участке. При этом особо тщательно проверяются места наиболее вероятного укрытия разыскиваемых: заросли кустарника, болотистые участки и лесные массивы, местность около источников воды. В помощь нарядам можно привлекать охотников, лесничих, лиц, хорошо знакомых с местностью, и служебно-розыскных собак.

В ходе розыска от местного населения или с постов наблюдения могут поступать данные об обнаружении лиц, сходных по внешним признакам с разыскиваемыми. В этом случае руководитель операции высылает для проверки сообщения оперативную группу, которая создается за счет резерва.

Наряды, обнаружившие вооруженных преступников, немедленно сообщают об этом начальнику РОВД, а свои действия направляют на то, чтобы перекрыть наиболее вероятные направления их ухода.

Если в ходе операции по розыску руководитель получает достоверные данные об обнаружении вооруженных преступников (не от нарядов), он за счет резерва создает группу блокирования, которую высылает для блокирования района или окружения места их нахождения.

Таким образом, первым действием начальника РОВД после обнаружения преступников является их изоляция. Причем это правило должно соблюдаться независимо от источника информации об их обнаружении.

После установления места нахождения преступников и его блокирования (окружения) руководитель операции выезжает в район обнаружения преступников с оперативно-боевой группой (ОБГ), где на месте, сообразуясь с обстановкой, организует операцию по их захвату.

В случае прорыва обнаруженных преступников через созданные рубежи блокирования или ухода в направлении неприкрытых участков до начала операции по задержанию, организуют преследование каждого из них (группы). О направлении движения групп преследования сообщают всем действующим в данном районе нарядам и вышестоящему начальнику.

Как показывает опыт проведения розыска вооруженных преступников, в основе успеха лежат такие действия органов внутренних дел, как быстрое перекрытие всех возможных путей их движения, массированное применение сил и средств на основных направлениях, четкое согласование войсковых действий с оперативными, режимными и следственными мероприятиями и прокуратурой, активное участие в розыске населения и местных органов власти, хорошо налаженная связь.

План «Вулкан-5» наиболее полно охватывает меры, обеспечивающие успешное выполнение задач по розыску вооруженных преступников. Прежде всего, это быстрая мобилизация и максимальное использование имеющихся сил и средств, четкое их взаимодействие, рациональная расстановка личного состава. Следует особо подчеркнуть, что к розыску вооруженных преступников по плану «Вулкан-5» могут привлекаться все сотрудники ОВД вне зависимости от занимаемой должности и каждый должен быть подготовлен таким образом, чтобы в любую минуту мог с оружием в руках встать на защиту интересов граждан. К этому сотрудников обязывает Конституция России, Закон «О милиции», Присяга органов внутренних дел МВД.

Условия успешного проведения специальных операций по поиску
и захвату вооруженных преступников

Успешное проведение операции обеспечивается рядом общих
условий:

– тщательность подготовки, включающая максимальную отработку всех возможных вариантов действий преступников, их сообщников и изменений ситуации в ходе операции, четкое определение действий каждого участника при различных вариантах в случае таких изменений;

– внезапность и неожиданность действий для преступников, достигаемые соблюдением конспирации в период подготовки и максимально возможной скрытности во время проведения операции, а также творческим видоизменением традиционных и возможно известных преступникам тактических приемов и способов действий, а равно изобретением новых;

– слаженность всех элементов боевого порядка и участников специальной операции, действующих по единому замыслу и под единым руководством;

– значительное численное превосходство, а также преимущество в вооружении сотрудников над правонарушителями;

– постоянное ведение оперативно-разведывательных мероприятий не только в районе проведения операции, но и в пунктах настоящего и прошлого проживания преступников, среди их родственников, знакомых и т. д. в целях выяснения намерений преступников, особенностей их преступного опыта, подготовленности к сопротивлению, оснащенности и вооруженности, степени сплоченности, наличии разногласий между ними и т. д.;

– максимальное использование специальных и иных технических средств в операции.

Технические и специальные средства подразделяют на несколько видов:

– средства обеспечения безопасности участников операции: защитные шлемы, бронежилеты, титановые штурмовые щиты с бойницей, бронетранспортеры, мешки с песком и т. п.;

– средства обнаружения и наблюдения: бинокли, перископы, приборы ночного видения, вертолеты;

– средства воздействия на преступника: громкоговорители, прожекторы, брандспойты, сигнальные ракеты, специальные средства «Черемуха», «Сирень», светошумовые гранаты «Заря», «Пламя», служебные собаки, наручники, резиновые палки, а также огнестрельное оружие.

В соответствии с особенностями конкретной ситуации возможно использование и других средств, обеспечивающих максимальную безопасность сотрудников милиции при приближении к преступнику и при его задержании.

Средства воздействия на преступника необходимо применять немедленно при его обнаружении, однако с условием, что они не создадут опасности для окружающих. Их используют для того, чтобы заставить преступника остановиться, дать возможность окружить его и обеспечить безопасность участников операции в ходе захвата. В некоторых случаях при умелом использовании этих средств необходимость силового захвата отпадает, так как он бросает оружие и сдается. Но для достижения такого эффекта необходимо хорошо знать психологию данного преступника.

Перед использованием громкоговорителей необходимо заранее продумать текст и подобрать диктора, в совершенстве владеющего родным языком преступника. Текст должен быть ясным и кратким. Недопустимо употребление оскорбительных выражений в отношении преступника, а также нереальных обещаний по поводу его участи. Если позволяет обстановка, текст следует передать несколько раз.

В ночное время особое значение имеет использование прожекторов и других осветительных приборов (дополнительных фар автомашин, фонарей) для обнаружения точного местонахождения преступника, изучения возможных путей сближения с ним, его ослепления и обеспечения безопасности сотрудников милиции, усиления психологического воздействия на преступника, затруднения прицельной стрельбы с его стороны.

При применении осветительных приборов необходимо обеспечить полную безопасность сотрудников, управляющих ими. Приборы включают на короткий промежуток времени. Сотрудники должны находиться от них на безопасном расстоянии, на случай стрельбы со стороны преступника по источникам света.

Кроме того, направление луча необходимо рассчитать таким образом, чтобы не осветить участников операции, сделав их уязвимыми целями. После каждого освещения место расположения осветительной установки следует менять, чтобы преступник не мог ее поразить.

Целесообразно действовать одновременно несколькими источниками света. Психологическое давление на преступника усиливается, если применение света сочетают с использованием громкоговорителей.

Участники операции должны быть обеспечены средствами, позволяющими осуществлять распознавание «свой-чужой»: люминесцирующими либо белыми нарукавными повязками, знать словесный пропуск и отзыв.

В каждом конкретном случае операцию организуют и осуществляют строго индивидуально, с учетом общих положений и сложившейся ситуации. Безусловно, наибольшее значение при выборе того или иного тактического приема и способа задержания преступника имеют особенности места проведения операции.

Одним из эффективных средств задержания вооруженного преступника являются специальные средства «Черемуха», «Сирень». Результат их воздействия – обильное слезотечение и раздражение верхних дыхательных путей человека, вследствие чего на время ограничивается возможность ведения им активных действий.

Сотрудники, применяющие «Черемуху» или «Сирень», должны быть обеспечены автотранспортом, средствами радиосвязи, усилителями речи, противогазами, средствами первичной медицинской помощи (нашатырный спирт, двухпроцентный раствор питьевой соды или борной кислоты).

Учитывая, что пораженный преступник может выстрелить по направлению предполагаемого местонахождения сотрудников милиции, необходимо обеспечить личную безопасность участников операции. Для этого используют различные укрытия (неровности и выступы в стенах, деревья и т. д.). Сотрудники милиции должны уметь стрелять из любого положения, быть достаточно решительными, хладнокровными, уметь быстро ориентироваться в обстановке.

При попытке вооруженного преступника скрыться от группы захвата и пройти через окружение оружие применяют только те сотрудники, в сторону которых следует преступник. Это требование необходимо соблюдать, чтобы не допустить поражения участников операции друг другом. Наиболее применяемым при этом является способ стрельбы из положения лежа, когда полет пули снизу вверх обеспечивает максимальную безопасность остальных участников операции и посторонних лиц.

Особенности ведения специальной операции по сигналу
«Вулкан-5», когда преступники не ожидают действий по их захвату

Если преступники не ожидают действий по их захвату, то руководитель операции должен всемерно использовать этот фактор. Всю подготовку ОБГ к операции на месте и выдвижение ее сил и средств (боевых порядков) на исходные позиции (рубежи) осуществляют скрытно от преступников и окружающих граждан.

Такие действия чаще всего возникают при захвате вооруженных преступников в помещениях по месту их работы или отдыха, в общественных местах, в квартирах, отдельно стоящих объектах (домах, сараях и др.) и на улицах. Состав оперативно-боевой группы может быть ограниченным, но иметь сильный резерв. В целях маскировки личный состав ОБГ не должен отличаться внешним видом от окружающих граждан.

При организации режимных мероприятий район проведения операции изолируют, чтобы обеспечивать маскировку элементов боевого порядка ОБГ. Необходимо исключить проникновение посторонних граждан в район операции, предотвратить попытки подачи сигналов сообщниками преступников и другие действия с их стороны, способные демаскировать приготовления личного состава ОБГ.

При захвате преступников в местах массового скопления граждан или на улице действия ОБГ должны быть четко разграничены следующими тремя этапами: скрытое наблюдение за преступниками, сближение с ними и непосредственный захват.

Скрытое наблюдение осуществляется оперативной группой, а непосредственно на месте – группой прикрытия с целью получения необходимой точной информации о местонахождении преступников и окружающей их обстановке перед захватом.

Место для наблюдения выбирают с таким расчетом, чтобы в любой момент можно было наблюдать за местом нахождения или передвижениями преступников. Груп<

Наши рекомендации