Общественной безопасности, и их организация
Правоохранительная деятельность органов внутренних дел предполагает применение мер принуждения при воздействии на граждан, допускающих правонарушения, и для пресечения преступлений[18]. Применение силы органами внутренних дел в чрезвычайной обстановке стало одним из основных методов воздействия на правонарушителей при обеспечении общественной безопасности.
Силовые методы применяют, например, при захвате вооруженных или других особо опасных преступников. Зачастую пресечь действия бандитской группы иным образом невозможно. Отказ от сопротивления и явка с повинной – очень редкое явление.
Для обеспечения общественной безопасности в чрезвычайной обстановке требуется привлечение определенных сил и средств, которые по своей организации отличаются от сил ОВД, используемых в повседневной деятельности, выполняющих свои функциональные обязанности в зависимости от вида службы.
Привлечение сил и средств зависит от вида чрезвычайной обстановки, а также от способа действий ОВД. В то же время силам ОВД на местах необходимо принимать меры по предотвращению возникновения чрезвычайной обстановки и недопущению ее ухудшения. Это одно из основных направлений деятельности ОВД.
Учитывая отсутствие в ОВД специальных сил (кроме ОМОН и СОБР, что явно недостаточно), деятельность которых ограничивалась бы только обеспечением и восстановлением общественной безопасности при возникновении чрезвычайной обстановки, необходимо привлекать для этого все имеющиеся силы и средства органов внутренних дел, с тем чтобы предотвратить, а при необходимости пресечь противоправные действия.
Такими силами являются все территориальные ОВД, РОВД, УВД крупных городов, УВД, ОВД на транспорте, все виды образовательных учреждений МВД России, подразделения и части внутренних войск[19]. Подразделения Министерства обороны, Федеральной пограничной службы, федеральных железнодорожных войск[20], а также различные общественные формирования могут привлекаться при возникновении чрезвычайной обстановки в порядке, определенном законодательством Российской Федерации (см. приложение 3).
Для обеспечения межотраслевого управления силами и средствами органов внутренних дел, образовательных учреждений, воинских частей внутренних войск при выполнении задач в особых условиях создают оперативный штаб (ОШ).
В целях оперативного управления силами и средствами, обеспечивающими режим чрезвычайного положения, создают объединенный оперативный штаб (ООШ).
Прежде всего, используют силы и средства, имеющие непосредственное подчинение старшему оперативному начальнику – руководителю РОВД и более высокого ранга. Личный состав горрайорганов состоит из служб и подразделений, подчиненных непосредственно начальнику горрайоргана. В городах с районным делением личный состав горрайорганов, объединенный в сводный отряд УВД, при своевременном и четком проведении мероприятий может предотвратить, например, возникновение массовых беспорядков.
Аппараты УВД субъектов Федерации и крупных городов выделяют для специальной деятельности сотрудников, имеющих хорошую разностороннюю подготовку для работы в штабах, руководства группами и подразделениями сводных отрядов УВД.
Кроме того, к специальной деятельности привлекаются: полки патрульно-постовой службы, отдельные специальные батальоны и роты милиции, а также отдельные дивизионы. Все эти подразделения непосредственно подчиняются начальнику УВД. В период чрезвычайной обстановки они передаются в службу охраны общественной безопасности или в райотделы, на территории которых возникает необходимость обеспечения общественной безопасности. В то же время для специальной операции эти силы должны сосредоточиваться под единым руководством оперативного штаба во главе с начальником УВД.
Для специальной деятельности привлекают все подразделения, включая следственные, экспертные, оперативные и другие. Личный состав следственных подразделений может участвовать в работе фильтрационных пунктов, в расследовании преступлений. Эти сотрудники могут выполнять и другие функции, например, если следователь является мастером спорта по стрельбе, то его целесообразно включить в вооруженный резерв руководителя операции, а следователя, имеющего высокую квалификацию спортсмена-рукопашника, – использовать в оперативно-боевой группе. Все это находит отражение в приказах начальника.
Подразделения специального назначения используются для обеспечения общественного порядка при крупных производственных авариях, катастрофах, стихийных бедствиях и в других чрезвычайных обстоятельствах, пресечения антиобщественных проявлений, массовых беспорядков, проведения мероприятий по розыску и задержанию вооруженных преступников. В обычных условиях их привлекают для несения патрульно-постовой службы в районах со сложной оперативной обстановкой – на улицах, площадях, в парках, скверах.
Подразделения ОМОН организационно входят в структуру милиции общественной безопасности[21]. Количественный состав сотрудников ОМОН для различных субъектов Федерации определяется МВД.
При УВД субъектов Федерации созданы отдельные силовые подразделения для борьбы с организованной преступностью – специальные отряды быстрого реагирования (СОБР).
В ходе своей деятельности, направленной против бандитских и незаконных вооруженных формирований, подразделения специального назначения проводят специальные операции.
Практика участия в боевых действиях в Чеченской Республике свидетельствует о том, что этим подразделениям приходится постоянно осваивать новые формы и методы воздействия на противника, которые используются только при организации и проведении специальных операций.
Цель таких операций – лишить незаконные вооруженные формирования возможности активных действий с последующей их ликвидацией. Кроме того, силы специального назначения, учитывая точность и избирательность наносимого ими поражения, используют в тех случаях, когда применение подразделений Российской Армии невозможно или нецелесообразно.
Тактика действий отрядов специального назначения приспособлена к изменениям, происходящим в оперативной обстановке, она является наиболее маневренной и гибкой. В их задачу не входит удержание объектов или участков местности, что делает их более самостоятельными и подвижными.
Данные формирования эффективно применяются на территории, где объявлена чрезвычайная обстановка. При этом необходимо осуществлять большой комплекс подготовительных мероприятий, в число которых входят разведывательные действия. Специальные операции проводятся как во взаимодействии с армейскими подразделениями, так и самостоятельно.
Тактическое и оперативное значение спецоперации в целом определяется не количеством привлекаемых сил и средств, пространственными и временными показателями, а их особенностями: кто проводит эти операции, каковы их результаты и влияние на изменение обстановки.
Образовательные учреждения МВД России, учебные центры, различные курсы переподготовки, в определенной ситуации могут привлекаться к обеспечению общественной безопасности. Особенно часто это происходило в период с 1988 по 1991 г., когда личный состав учебных заведений был едва ли не единственной силой, которая могла сдержать национальный экстремизм.
Личный состав образовательных учреждений МВД в настоящее время можно эффективно использовать в общих мероприятиях в специальной деятельности, проводимых силами ОВД. Например, при оцеплении, блокировании второстепенных направлений.
В состав МВД входят различные по назначению подразделения внутренних войск, которые активно используются для обеспечения общественной безопасности в чрезвычайной обстановке.
Совместные действия органов внутренних дел и внутренних войск согласуются на этапе планирования и уточняются в процессе повсеместной оперативно-служебной и служебно-боевой деятельности, а также при участии в учебных мероприятиях.
Руководители ГУ МВД России по федеральным округам, МВД, ГУВД, УВД субъекта РФ при выполнении задач при ЧО являются старшими оперативными начальниками для воинских частей, подразделений внутренних войск, дислоцированных на данной территории. Задачи, к которым привлекаются внутренние войска, устанавливаются решением руководителей органов внутренних дел (ОШ МВД, ГУВД, УВД субъектов РФ) по согласованию со штабами округов внутренних войск.
Части внутренних войск выделяют в распоряжение старшего оперативного начальника боевую технику. Она придается группе применения технических и специальных средств, участвует в блокировании определенного направления движения толпы, охране важных объектов и др.
Значительную роль в специальной деятельности (например, в предотвращении и пресечении массовых беспорядков) могут играть различные общественные формирования. Следует учесть, что их привлечение не регламентировано законом и возможно лишь с их добровольного согласия и по соглашению с органами местного самоуправления. Основное требование состоит в обеспечении безопасности их членов.
Общественность целесообразно привлекать на второстепенных направлениях, например, для усиления оцепления района возникновения массовых беспорядков, охраны объектов, патрулирования района, содействия в регулировании и ограничении движения. В зависимости от ситуации возможны и другие варианты использования членов общественных формирований. В настоящее время законодательство позволяет создавать, а значит, и привлекать общественные объединения граждан к правоохранительной деятельности. Участие общественности в охране правопорядка оказывает значительную помощь ОВД по восстановлению общественной безопасности в чрезвычайной обстановке. Это могут быть добровольные и казачьи дружины, социально-профилактические центры, объединения собственников (домов, садовых товариществ, стоянок автотранспорта).
В настоящее время в целом по России насчитывается около 20 тыс. подобных организаций, в которых состоят более 300 тыс. человек. Это приносит свои результаты. Так, в 2000 г. с участием общественности задержано около 500 тыс. правонарушителей, в том числе более 8 тыс. преступников.
Расчет сил, привлекаемых к действиям при ЧО, осуществляется
исходя из следующих норм:
– органы внутренних дел в пунктах постоянной дислокации – до
60 %, за пределами пунктов постоянной дислокации – до 50 % списочной численности личного состава;
– образовательные учреждения МВД России с двухлетним сроком обучения – 40 %, с трех-, пятилетним сроком обучения – 50 % списочной численности личного состава.
Для обеспечения режима чрезвычайного положения (ЧП) в установленном нормативно-правовыми актами РФ порядке используются силы и средства органов внутренних дел, уголовно-исполнительной системы,
федеральных органов безопасности, внутренних войск, органов по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, а также в исключительных случаях на основании указа Президента РФ привлекаются Вооруженные Силы РФ, другие войска, воинские формирования и органы.
Привлекаемые для специальной деятельности по обеспечению общественной безопасности силы и средства должны иметь определенную организационную структуру, в которую входят силы ОВД, боевое, оперативное, материально-техническое и тыловое обеспечение. Все это в комплексе позволяет преодолевать сопротивление правонарушителей, вооруженных и других особо опасных преступников, бандитских формирований, националистических боевых групп, а при массовых беспорядках – бесчинствующей толпы.
В специальной деятельности по обеспечению общественной безопасности для каждого вида чрезвычайной обстановки характерна своя организация сил и средств.
Необходимо учитывать, что чрезвычайная обстановка возникает все чаще и становится более разнообразной по преступным проявлениям. Поэтому приходится разрабатывать все новые и новые виды специальных операций. На сегодняшний день в практических органах существует более 40 их кодовых названий. В каждом виде специальной операции сотрудники должны уметь эффективно действовать. При составлении боевого расчета необходимо ставить перед ними задачи, которые близки им по повседневной профессиональной деятельности. Например, при оцеплении, патрулировании эффективнее будут действовать сотрудники, которые постоянно несут патрульно-постовую службу.
При специальных действиях в нарядах, группах, подразделениях должно быть организовано тесное взаимодействие. Поэтому, комплектуя такие силы, следует учитывать психологический настрой, совместимость, профессиональную подготовку сотрудников и т. п. Эта работа проводится в самом низовом звене организации сил.
Успешное выполнение стоящих задач зависит от индивидуальной подготовки личного состава, особенно от приобретенных на практике навыков действий.
Организация сил и средств ОВД должна соответствовать проводимым мероприятиям. Так, для поиска вооруженных и других особо опасных преступников (совершивших разбойное нападение, вооруженное ограбление, участвовавших в преступной «разборке» с применением оружия и т. п.) и их захвата должны быть задействованы силы и средства, достаточные для блокирования преступников на месте события. Оперативность первоначальных действий позволит эффективно решать задачи, используя при этом меньше сил и средств.
Организационная структура должна позволять решать задачи по различным видам и направлениям специальной деятельности. Например, при объявлении плана розыска под кодовым названием «Вулкан-5» силы, задействованные в операции, совместно с сотрудниками, постоянно несущими службу на КПП и в других местах, сразу же приступают к выполнению задачи по выявлению разыскиваемых лиц. Главная цель операции – обнаружить (опознать) лиц, совершивших преступление.
Силы, привлекаемые к действиям в чрезвычайной обстановке, должны иметь три уровня организации:
1. Силы и средства районного звена, структура которых уже имеется. Они могут решать первоначальные задачи специальной деятельности. Например, захват отдельных вооруженных и других опасных преступников, выявление и захват лиц, угрожающих взрывами, отравлениями. В целях эффективного и целесообразного использования сил и средств, привлекаемых для выполнения задач при чрезвычайной обстановке, территория (в границах административного деления), обслуживаемая органами внутренних дел, по решению его руководителя условно разбивается на оперативные зоны (направления), в которых назначается старший оперативный начальник. Для специальной деятельности в каждом субъекте Федерации создаются зональные силы, куда входят несколько районов (такую зону составляют базовый или один из городских районов и 3–4 близлежащих сельских).
В каждой зоне выделяется базовый горрайорган. На его основе формируются подразделения для специальной деятельности. Райотделы, входящие в зону, выделяют количество сил и средств, определяемое начальником УВД (МВД). Они входят в сводную группу (отряд). Старшим оперативным начальником является начальник базового горрайоргана. Зональные силы и средства способны производить поиск и захват вооруженных и других особо опасных преступников, предотвращать межнациональные конфликты, проводить другие подобные действия либо специальные операции в любом районе, входящем в данную зону. В случаях возникновения чрезвычайной обстановки они способны противостоять преступным проявлениям до момента прибытия сил субъекта Федерации.
2. Силы и средства субъекта Федерации, решающие проблемы повседневной и специальной деятельности по недопущению или предотвращению явлений, ведущих к нарушению общественной безопасности на обслуживаемой территории. Они способны решать задачи в условиях чрезвычайной обстановки, пресекать различные массовые преступные проявления, откуда бы они ни исходили. Они могут проводить все виды специальных операций.
3. Федеральные силы и средства, решающие все задачи по обеспечению общественной безопасности в условиях режима особого, чрезвычайного и военного положения.
Предлагаемые структуры сил и средств способны обеспечивать общественную безопасность на высоком уровне.