Начальные этапы развития горных работ.
Порядок развития открытых горных работ в пределах карьерного поля не может устанавливаться произвольно. Он зависит от типа разрабатываемого месторождения, рельефа поверхности, формы залежи, положения залежи относительно господствующего уровня поверхности, угла её падения, мощности, строения, распределения по качеству полезных ископаемых и типов вскрышных пород. Дальнейшим следствием является выбор вида открытых горных разработок: поверхностного, глубинного, нагорного, нагорно-глубинного или подгорного. Дальнейшим нашим действием является принципиальное предварительное решение о карьерном поле – его возможных глубине, размерах по дну и поверхности, углах откосов бортов, а так же общих запасов гонной массы и полезных ископаемых в частности. Устанавливаются так же возможные места расположение потребителей полезных ископаемых, отвалов, хвостохранилищ и их ориентировочные вместимости, что позволяет наметить возможные направления и пути перемещения карьерных грузов.
Для ускоренного ввода карьера в эксплуатацию и сокращения уровня капитальных затрат горные работы начинают вести там где залежь полезного ископаемого находится ближе к поверхности. Главная цель открытых горных работ – добыча из недр полезных ископаемых с одновременной выемкой большого объёма покрывающей и вмещающей залежь вскрышных пород достигается при чёткой и высокоэкономичной организации ведущего и наиболее дорого процесса открытых горных работ – перемещение горной массы из забоев в пункты приёма на складах и отвалах (до 40%). Эффективность перемещения карьерных грузов достигается организацией устойчиво действующих потоков полезных ископаемых и вскрышных пород применительно к которым решаются вопросы вскрытия рабочих горизонтов карьерного поля, а так же и мощностей используемых транспортных средств. Технические решения при открытой разработке месторождений и экономические её результаты определяются соотношениями объёмов вскрышных и добычных работ в целом и по периодам деятельности карьера.
44.Протяженность и скорость подвигания фронта работ. Скорость подвигания забоя.
45.Схемы блоков панелей и заходок.
Уступ, как правило, делится на панели вдоль фронта работ. На уступе могут одновременно отрабатываться одна или несколько панелей. По мере отработки панели перемещается рабочий фронт уступа. После отработки панели необходимо перемонтировать транспортные коммуникации, расположенные вдоль фронта работ. Панель характеризуется высотой уступа, длиной и шириной.
46.Рабочая зона карьера.
Зона, в которой выполняются основные технические процессы ОГР наз. рабочей зоной. Пример ниже:
Рабочая зона может охватывать один, два или все борта карьера. Она представляет собой перемещающуюся и изменяющуюся по размерам н форме поверхность, имеющую разнообразную пространственную конфигурацию и различное со временем положение в пространстве карьерного поля.
Число блоков панелей, размещаемых в рабочей зоне данного размера,
где — площадь горизонтальной проекции рабочей зоны, м2; — коэффициент, учитывающий наличие откосов уступов на площади 5Р. з (в обычных условиях = 0,85ч- 0,93); — коэффициент, учитывающий наличие резервных (нерабочих) блоков ( =0,754-0,8); — коэффициент использования площади рабочей зоны, определяющий соответствие рабочего фронта уступа длине блока LБ
Размеры рабочей зоны зависят от периода разработки, типа разрабатываемого месторождения, изменяющихся с глубиной углов откосов рабочих бортов, углов откосов бортов на момент погашения открытых работ, размеров карьерного поля и от принятого направления развития горных работ. В общем случае высота рабочей зоны карьера равна сумме высот разрабатываемых уступов.
Рабочие зоны при разработке горизонтальных и пологих залежей обычно непрерывны как по вскрышным, так и по добычным работам и сравнительно устойчивы по размерам; поэтому они называются сплошными зонами.
Рабочие зоны при разработке наклонных и крутых залежей называются углубляющимися рабочими зонами. Характерными признаками таких рабочих зон являются переменные число рабочих уступов и их размеры.
47.Подготовленные, вскрытые и готовые к выемке запасы горной массы и полезного ископаемого.
Под подготовленными запасами горной массы уступа понимают те объемы, которые могут быть вовлечены в начальные технологические процессы (бурение, взрывание, механическое рыхление и др.), предшествующие выемочно-погрузочным работам, или хотя бы в один из начальных процессов.
Часть подготовленных запасов горной массы, к которым обеспечен транспортный доступ, необходимый для выемки и перемещения пород, называется вскрытыми запасами горной массы уступа.
Часть вскрытых запасов являются готовыми к выемке запасами горной массы уступа. К ним относятся запасы, которые готовы к выемке, погрузке и перемещению непосредственно из массива (мягкие и часто плотные породы) или после взрывания, механического рыхления и т. д. (скальные, полускальные и иногда плотные породы).
Естественно, из запасов горной массы выделяются соответственно подготовленные, вскрытые и готовые к выемке запасы полезного ископаемого разных сортов и видов и, если это необходимо, запасы некондиционных и забалансовых руд и попутно добываемых полезных ископаемых.
Необходимо различать запасы горной массы и полезного ископаемого на фиксированный момент времени — текущие и на определенный период работы карьера (чаще всего годовой) — плановые.
48.Классификация способов проходки траншей.
Все способы проходки траншей можно классифицировать:
I) В зависимости от величины вынимаемого по высоте слоя различают:
а) Проходку траншей сразу на полную глубину (полное сечение);
б) Послойную проходку траншей;
II) В зависимости от конструкции траншейного забоя различают:
а) Проходку торцовым (лобовым забоем);
б) Проходку боковым забоем;
III) По использованию транспорта:
а) Транспортные способы проходки траншей;
б) Бестранспортные способы проходки траншей;
в) Комбинированные способы проходки траншей;
IV) В зависимости от физико-механических свойств пород:
а) С применение буровзрывных работ;
б) Без применения буровзрывных работ;
49.Организация проходки траншей
Проходка траншей происходит циклично. Операции:
1. Бурение скважин;
2. Заряжание и взрывание скважин;
3. Выемочно-погрузочные работы;
4. Уборка и настилка откаточных путей;
5. Вторичное дробление (разбуривание негабарита);
6. Вспомогательные работы;
Отличие от обычных работ при бурении на уступах заключается в более высокой концентрации бурового оборудования и в некоторых условиях организации работ. Параметры буро-взрывных работ в траншеи обычно меньше чем на нерабочем горизонте. Развал породы обычно больше чем на уступах . Скважины располагаются и взрываются в один, два и более рядов. В последнее время в связи с широким распространением многорядного короткозамедленного взрывания одно, двух рядное не применяют почти. Применение МКЗВ позволило отбивать породу в пределах траншейной полосы длинными участками от 100 до 400 метров при более качественном дроблении пород и приблизить условия проходки траншей к проходке без буро-взрывных работ при более высокой производительности и практически независимости между собой буро-взрывных и экскаваторных работ.
50.Схемы проведения траншей мехлопатами с нижней погрузкой в автотранспорт
Проходку траншей с высокой производительностью, простой организацией работ, производительным использованием экскаваторов на погрузке можно обеспечить за счёт применения автотранспорта. Производительность при этом может быть в 1,5-2 выше, чем при железнодорожном транспорте. Коэффициент использования экскаватора может быть доведён до 0,6-0,7. особенно рационально применять автотранспорт в период строительства карьера и освоение проектной мощности, даже тогда когда он не является основным видом транспорта. Применяется две основные схемы подачи автосамосвалов под погрузку: кольцевую и тупиковую.
Ширина траншей находиться:
51.Схема ведения траншей мехлопатой с нижней погрузкой при железнодорожном транспорте (с одним выставочным тупиком)
« С одним погрузочным тупиком»
Этот вариант наиболее распространён. В торце забоя устанавливается мехлапата. Погрузка происходит в неблагоприятных условиях тупикового забоя повагонно. Обычно после погрузки одного (максимум двух думпкаров) происходит маневр поезда в траншеи, при котором гружёный думпкар выводится за пределы забоя и отцепливается, а остальные вагоны снова подаётся в забой. На дне траншеи укладывается также выставочный тупик на расстоянии 50-200 метров от забоя для обмена вагонов. Минимальная ширина дна траншеи определяется по формуле:
Длина выставочного тупика при обмене поездов за пределами траншеи определяется по формуле: .
Длина выставочного тупика при обмене поездов в траншее равна:
Длина погрузочного тупика изменяется по мере проходки траншеи от минимального значения до какого либо рационального: . С увеличение погрузочного тупика падает скорость проходки траншеи. Увеличивается пробег при обмене вагонов. В то же время сокращается объём работ по перемещению выставочного тупика. В практике обычно длина погрузочного тупика принимается не более 250-350 метров. Отсюда шаг переноски выставочного тупика определяется по формуле:
52.Проведение траншей двумя экскаваторами с конусовкой 50% породы
«Проходка траншей с конусовкой 50 % породы и погрузкой по два думпкара»
Около экскаватора устраивается выставочный тупик. В отсутствии у экскаватора думпкара под погрузкой экскаватор перелопачивает примерно половину объёма породы, располагая из в конус позади себя, Первый от забоя думпкар грузиться непосредственно из забоя, а второй из конуса для чего экскаватор подъезжает к конусу. Выставочный тупик выставляется по два груженых думпкара.