Виды и периоды горных работ.
Освоение новых месторождений или участков карьерного поля начинается с подготовительных работ. Их можно подразделить на собственно подготовительные работы, которые включают: создание специальных площадок для монтажа горного оборудования, сооружение первичных подъездных автомобильных или железных дорог к горным участкам и отвалам, подведении ЛЭП и т.д.; подготовка поверхности, которая включает: сводка древесной растительности, проведение специальных, иногда дорогостоящих и крупных инженерных работ по отводу рек, ручьёв и т.д., удалении и складировании для последующего использования почвенного слоя, выравнивании поверхности, осушение. Одновременно с подготовкой поверхности выполняются работы по осушению породного массива в пределах карьерного поля или отдельных участков.После подготовки поверхности при осушении месторождения можно приступить к горно-капитальным работам. К ним относятся работы по удалению покрывающих пород, созданию капитальных траншей, разрезных траншей и котлованов, а так же насыпей, которые позволяют начать систематическое производство вскрышных и добычных работ в строгом соответствии с проектом. Горно-капитальные работы, выполняемые в период строительства карьера до сдачи его в эксплуатацию называют – горно-строительными работами. К ним относятся так же добычные работы в период строительства карьера (попутная добыча) и комплекс работ по сооружению транспортных коммуникаций.Работы по созданию вскрывающих и разрезных горных выработок – называются горно-подготовительными. В зависимости от периода деятельности карьера (строительный или эксплуатационный) и источника финансирования горно-подготовительные работы относятся к горно-капитальным или эксплуатационным.Заключительной стадией открытых горных работ обычно связаны с истощением запасов или с необходимостью перехода на подземный способ разработки является период «затухания» (погашения) горных работ, продолжающийся иногда несколько лет.
Грузопотоки на карьерах.
Поток грузов определённого качества характеризуемый сравнительно устойчивым (во времени), направлением и определённым объёмом перевозок в единицу времени (в смену или сутки) называется элементарным грузопотоком.Число элементарных грузопотоков на уступе зависит от числа забоев и способа выемки пород в них и оно обычно больше числа действующих забоев. Элементарные грузопотоки могут различаться по своим направлениям, по виду транспорта, транспортных коммуникаций или одного вида моделей карьерного транспорта. Элементарные грузопотоки из забоев в целях сокращения их числа (при однородных породах) стремятся объединить в один грузопоток с уступа. Группа соединяющихся элементарных грузопотоков имеющих общие коммуникации образует сходящийся грузопоток. Общий грузопоток карьера или его участка разделяющийся затем на отдельные грузопотоки называется расходящимся грузопотоком. Общий грузопоток, образованный сходящимися в начале элементарными грузопотоками, а затем (чаще на поверхности) расходящимися называют сложным грузопотоком. Если на пути следования грузов имеются перегрузочные или сортировочные пункты, такие грузопотоки называют комбинированными.Если грузопотоки состоят из разнородных пород их называют разнородными грузопотоками. Общий грузопоток карьера называют сосредоточенным если составляющие его грузопотоки перемещаются по одним выходным транспортным коммуникациям из карьера и рассредоточенным если грузопотоки перемещаются по различным коммуникациям. Необходимо стремится к сокращению грузопотоков.