Принципыформирования технологии, технологического и производственного процессов то и ремонта автомобилей. прогрессивность технологий
Повышениеэффективностипроизводства,егоинтенсификация достигаются взначительной мере благодаря использованию
принципиально новыхпрогрессивных технологий итехнологиче- скихпроцессов. Рассматривая вобщемвидетехнологию техниче- ского воздействия как способ иприемы, методы изменения тех- нического состояния автомобиля сцелью обеспечения егорабо- тоспособности, принято определять перечень входящихв неетех- нологических операций, базируясьна конструкции объектаоб- служивания итребованиях кнадежности агрегатов исистемавто- мобиля. Однако конструкция итехнология должны подвергаться тщательному анализу.
Технология формируется наначальном этапе заводом-изгото- вителем, затемсовершенствуется идополняется научно-исследо- вательскими и проектными организациями, приобретая форму нормативного документа - типовой технологии. Дальнейшее со- вершенствование технологии происходит врегиональных проект- ныхбюро,которые всоответствии сконкретными условиями АТО (производственными площадями, числомавтомобилей идр.)пред- лагают организационную форму технологического процесса (ОФТП).Реализация предложеннойОФТП методами управления
иматериально-технического обеспечения представляет собойпро-
изводственный процесс ТОиремонта автомобилей.
Врассматриваемом случаетехнология ТОиремонтапредстав-
ляетсобойупорядоченныйпереченьопераций,обязательныхпри
выполнениитогоилииноговида воздействийисоставленныхна основеанализаособенностей конструкции инадежностныхха-
рактеристикдеталей,агрегатовисистемавтомобиля.
Технологический процесспредставляетсобойсовокупностьопе-
раций,выполняемыхпланомерноипоследовательнововремени
ипространстве над автомобилем (агрегатом). Технологический процессТОиТР- эточастьпроизводственногопроцесса,состо-
ящая изподсистемпредметовтруда,производственно-техниче- скойбазы,исполнителей,осуществляющих процессиуправляю- щихим,идокументациидляизменениясостоянияпредметовтруда
в данныхусловияхпроизводствавсоответствиистребованиями нормативно-техническойдокументации.
Производственный процесс этосовокупностьтехнологических процессовТОи ТР.Производственныйпроцесспредставляетсо- бойсовокупностьвсех действийлюдейиорудийпроизводства, необходимых наданномпредприятиидляподдержаниятехниче- скойготовностиподвижногосоставаавтомобильноготранспорта.
Подпроизводственнотехнической базой(ПТБ)АТОпонимает- ся совокупностьзданий,сооружений,технологическогооборудо- вания, предназначенныхдляхранения, ремонта автомобилейи снабженияихэксплуатационнымиматериалами.
Техническое обслуживание (ТО)- этосовокупностьработ оп- ределенногоназначения,состоящихизоперацийивыполняемых вопределеннойтехнологическойпоследовательности.
Работа,группаработ этосовокупностьопераций,объеди- ненных посвоемуназначению, характеру,условиямвыполне- ния, применяемому оборудованию,инструментуиквалифика- цииисполнителей (уборочно-моечныеи обтирочные,конт- рольно-диагностические,контрольно-крепежные,регулировоч- ныеит.п.).
Под организационнымиформамитехнологического процесса (ОФТП) понимаетсяраспределениеработпозонам, ихпроиз- водственнымподразделениямиблокам,другимструктурнымэле- ментампроизводствав соответствиистехнологическимиособен- ностямиоперацийТОиремонтаивидамработ,атакжепоследо- вательностьпроведенияработв процессетехническихвоздействий наавтомобиль.
Прогрессивность технологии можнооценитьсиспользованием вкомплексетакихпоказателей,какпроизводительность труда, качествопредоставляемыхуслугиуровеньбезопасностииэколо- гичностипроизводства.Задачакомплекснойоценкисостоитвтом, чтобывыявитьпреимуществаинедостаткиразличныхпроектных
· решений,вариантовтехнологий,комплектовоборудования,оце-
нить экономическую эффективность,особенности технологии
организацийиихпроизводственныхподразделений.
НаосновеанализасуществующихтехнологийТОиремонта
автомобилейразработанаклассификацияфакторов,влияющихна
прогрессивностьтехнологий(рис.29.1).
Механизацияработоказываетпервостепенноевлияниенаос- новные показателитехническойэксплуатации - коэффициент техническойготовностиизатратынаТОиремонт.
Поэтомусокращениетрудоемкостиработ,оснащениерабочих·
местипостоввысокопроизводительнымоборудованиеминаэтой
основеповышение механизациипроизводственныхпроцессовТО
.иремонтаподвижногосоставаследуетрассматриватькакодноиз главныхнаправленийтехническогопрогресса.
Вкачествепоказателей,характеризующихфактормеханизации работ,принятыследующие:
уровеньмеханизацииУм.,которыйопределяетдолютрудоемко- стимеханизированныхи~втоматизированныхоперацийв общих трудозатратахдля}-й технологии:
Ум1=~:100,(29.1)
гдеI;.1 - трудоемкостьмеханизированныхопераций, чел.-мин;Т0
общаятрудоемкостьвсехоперацийпроцесса,чел.-мин;
J |
выполняемыхсприменениемданногомеханизированного иавто- матизированногооборудования,вобщемчислевсехоперацийдля
}-йтехнологииприусловииихполнойавтоматизации.Числозаме-
.....-
Факторы, влияющие напрогрессивность технологии
ТОиремонта автомобилей
1
|
- |
Определяющие Социальные Действующие стоимостные затра- ограничения
- тынаматериаль-
ное обеспечение г+-
работ ТОиТР
г+-
Затраты накапи- тальные вложения
Здания Техно-
и логиче-
Соответствие
качества
выполняемых
|
жения
,
оборудо- вание
|
Рис.29.1.Классификацияфакторов, влияющихнапрогрессивность технологий тоиремонтаавтомобилей
щаемыхоборудованием рабочих функцийчеловекаопределяется звенносгью оборудования (Z), которая характеризует егосовер- шенство:
См.= М 100,
1 4п
(29.2)
гдеМ=Z1M1+~М2+Z3M3+Z3,5М3,5+Z4M4;п общее число операций; здесь Z1,Z;_, Z3,4,Zз.s,Z4 звенность применяемого оборудования, соответственно равная 1; 2;3;3,5и4;М1- число механизированных операций, выполняемых сприменением обо- рудования созвенностью Z= 1; М2- число механизированных
операций, выполняемых сприменением оборудования со звен- ностьюZ==2;М3 числомеханизированных операций, выполня- емых сприменением оборудования созвенностью Z=3;М3,5 число механизированных операций, выполняемых сприменени- емоборудования созвенностью Z=3,5;М4- число механизиро- ванных операций,выполняемых сприменением оборудования со
звенностью Z=4.
Сопоставляя фактическое значение Мс максимально возмож- ным,можнооценитьтехническийуровеньлюбоймашинысточ- кизрениязамещенияфункцийчеловекавпроцессетруда.
Важнымфакторомявляетсятрудонапряженностьработ.Труд
ремонтногорабочегоможноклассифицироватькакфизический,
длякоторогохарактерны рабочаяпозастоя,согнувшись,значи- тельныефизическиенагрузкиинагрузкизрительногоанализато-
ра.Втожевремяданныепоказателиотражаютсовершенствокон- струкцииавтомобиля,технологическогооборудованияиоргани- зациипроизводства.
Глава 30
ОБЩАЯХАРАКТЕРИСТИКАТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССАТОИ РЕМОНТААВТОМОБИЛЕЙ
КлассификацияработпоТОпроводитсяпоследующимпри- знакам:видамработ(поцелевомуназначению);частотепроведе- нияитрудоемкостиработ;группамработ(однородностьопера- ций,работ);удельномувесувобщихтрудовыхиматериальных затратах;согласованностисвременемработыподвижногососта- ваналинии.
Повидам работ(целевомуназначению)работыпоТОразличают:
• ЕО- подготовкаавтомобилякработе(передначаломипо
окончаниирабочейсмены);
• ТО-1,ТО-2,проводящиесясцельюпродлениясрокаслужбы
деталейиагрегатовавтомобиля,оценкиихтехническогосостоя- ния,предупреждениявозникновения неисправностей, устране-
ниянеисправностей;
• СО,выполняемоесцельюподготовки автомобилякосенне- зимнемуивесенне-летнемупериодамегоэксплуатации,кхране-
ниюилиснятиюсхранения.
Почастотепроведенияитрудоемкостиработвидыработпотех-
ническомуобслуживаниюхарактеризуютсянормативами(табл.30.1).
Таблица30.1
Частота проведенияитрудоемкостьработ
Типподвижного состава | ЕО | ТО-1 | ТО-2 | ТРна1 тыс.км |
Периодичность, тыс.км | ||||
Грузовыеавтомобилииавто- бусынабазегрузовых автомобилей | - | - | ||
Легковыеавтомобили | - | - |
Окончание табл. 30.1
Типподвижного состава | ЕО | ТО-1 | ТО-2 | ТРна 1 тыс.км |
Автобусы | - | 3,5 | - | |
ij'.)'t1t7&VKPC....?l'.б, ~&.-~ | ||||
Грузовые автомобили | 0,5 | 3,3 | 12,3 | 5,2 |
Легковыеавтомобили | 0,5 | 3,2 | 11,3. | 3,9 |
Автобусы | 0,9 | 7,9 | 24,0 | 6,5 |
Погруппамработ (однородностьопераций,работ)видыработ поТОбывают:уборочно-моечные и обтирочные, контрольно- диагностические,регулировочные, крепежные,электротехниче- ские, работыпосистемепитания двигателя,смазочно-очисти- тельные,шинные, контрольныеработыпослеТО,заправочные.
Поудельномувесувобщихтрудовыхи материальныхзатратах работыТОиремонтахарактеризуютсяданными,приведенными втабл.30.2.
Таблица 30.2
УдельныйвесвидовработгрузовыхавтомобилейпоТОиремонту вобщихтрудовыхиматериальныхзатратах
Видыработ | Трудоемкость, % | |||
ЕО | ТО-1 | ТО-2 | ТР | |
Уборочные | - | - | - | |
Моечные | - | - | - | |
Контрольно-диагностические | - | |||
Крепежные | - | - | ||
Регулировочные | - | |||
Смазочно-очистительные | - | - | ||
Электротехнические | - | |||
Аккумуляторные | - | |||
Работыпотопливной аппаратуре | - | |||
Шиномонтажные | - | |||
Шиноремонтные | - | - | - | |
Разборочно-сборочные | - | - | - | |
Агрегатные | - | - | - |
Окончание табл.30.2
Видыработ | Трудоемкость,% | |||
ЕО | ТО-1 | ТО-2 | ТР | |
Сварочные | - | - | - | |
Медницкие | - | - | - | |
Жестяницкие | - | - | - | |
Кузнечно-рессорные | - | -- | - | |
Слесарно-механические | - | - | - | |
Деревоотделочные | - | - | - | |
Арматурные | - | - | - | |
Обойные | - | - | - | |
Малярные | - | - | - | |
Всего |
Посогласованностисвременемработыподвижногосоставана линииработыпоТОиремонтухарактеризуютсяданными,приве- деннымивтабл.30.3(основныевариантысменностиработраз- личных производственныхподразделенийтехническойслужбы АТО).
КаквидноизхарактеристикиработпоТОиТР,крометакого оценочногопараметра,кактрудоемкость,имеетсяещерядспеци- фическихоценок.Этоструктураопераций,входящихвконкретный видработ,значимостьихдлятехнологииидругиеоценки.
Таблица 30.3
Основныевариантысменностиработразличныхпроизводственных подразделений техническойслужбыАТО
.
|
Окончаниетабл.30.З
|
Классификация операцийТОпроводитсяпоследующимпри- знакам:повидамработТО;потрудоемкостиработТО;пострук- туреоперации ТО;поагрегатамисистемамавтомобиля;поместу выполненияоперацийнадавтомобилем;поспособувыполнения операций.Анализ операцийТОцелесообразнорассматриватьна примере типовойтехнологииТОгрузовогоавтомобиля.
Всоответствииспризнаком«видыработтехническогообслужи вания»объемработТО-1составляет92операции,ТО-2- 162опе- рации,СО- 185операций.Приэтомпрактическивсе операции
ТО-}.включенывсоставТО-2,аоперацииТО-2- вСО.Вобъе- меСОприсутствуют23специфическиеоперации. Анализ опера- цийповидамработТОпозволяетвыявить удельныйвесопера-
цийповидамобслуживания.
Всоответствииспризнаком«трудоемкостьработтехнического обслуживания»трудоемкостьболее40%операцийТО-1составляет до1 чел.-мин,трудоемкостьболее70%операций ТО-2 -до4чел.- мин,трудоемкостьболее85%операцийСО- до12чел.-мин.
ПовидамработТОоперацииможноранжировать почислу операцийиихтрудоемкости.
Почислуоперацийосновнуюгруппусоставляют:
приТО-1- смазочно-очистительные,крепежные,контрольно-
диагностическиеоперации- 72,8%;
приТО-2- крепежные,смазочно-очистительные,контрольно-
диагностическиеоперации(75,3%);
приСО- смазочно-очистительные,крепежные,контрольно-
диагностическиеоперации(76,8%).
Потрудоемкостиосновнуюгруппусоставляют:
при ТО-1- крепежные, смазочно-очистительные, электро- технические операции (71,6%);
при ТО-2- крепежные, регулировочные операции, атакже операции пообслуживанию системы питания (72,1%);
приСО- смазочно-очистительные, крепежные, контрольно- диагностические операции (68,7%).
Анализ потрудоемкости ичислу операций различных видов работТОпозволяет выявитьвидыработ,требующие наибольших трудовыхзатрат.
По структуреоперацииТО можно разделить надве группы:
регулярного инерегулярного ТО.
Кпервойгруппеотносятсяодноэлементные (исполнительские),
аковторойгруппе- двухэлементные (контрольно-исполнительс-
кие) операции ТО. Анализ типовой технологии показывает, что
40%операций ТО-1,ТО-2, СО- одноэлементные,60%- двух-
элементные. Анализопераций позволяет выявить путиснижения численности итрудоемкости операций.
Всоответствии спризнаком «поагрегатамисистемамавтомо биля»операции ТОанализируются почислуи трудоемкости опе- раций.
Почислуопераций наиболее значимы следующие агрегаты и системы автомобиля:приТО-1 - механизмы управления, ходо- ваячасть,двигательиегосистемы(50%);приТО-2- механизмы управления, двигательиегосистемы, ходоваячасть(59,3%);при СО- механизмы управления, двигатель иегосистемы, ходовая часть(54%).
По трудоемкости наиболеезначимы следующиеагрегатыиси- стемы:приТО-1- механизмы управления, ходоваячасть,двига- тельиегосистемы (58,7%);приТО-2- двигательиегосистемы, механизмы управления, трансмиссия (71,4 %);при СО- двига- тельиегосистемы, механизмыуправления, трансмиссия (56,4%). Анализопераций позволяетвыявитьагрегатыисистемы, требую- щиенаибольших трудовыхзатрат.
Поместувыполненияоперацийнадавтомобилем60%операций ТО-1выполняется снаружиавтомобиля надосмотровой канавой, трудоемкость этихопераций составляет66%. Такоежесоотноше-
ние характерно для ТО-2 иСО. Снизу автомобиля восновном выполняетсядвавидапрофилактических работ:крепежные исма- зочно-очисгительные.
Анализтиповой технологииТОпозволяетвыявитьвозможнос- тиодновременного выполнения различных операций.
Поспособувыполненияразличают операции сразборкой соеди-
нений, сразборкой иочисткой, сразборкой изаменой. Выпол-
нение операций ТО сразборкой соединений по трудоемкости: приТО-1- 11,6%;приТО-2- 38,1%; приСО- 69,1 %.Анализ операций позволяет выявить путиснижения трудоемкости.
Глава 31