Газообразные топливаиихвлияниенаработу автомобильныхдвигателейиэксплуатационныесвойства автомобилей
Вкачествегазообразноготопливадлягазобаллонныхавтомоби- лей(ГБА)наибольшеераспространениеполучилисжиженныене-
фтяные газы (СНГ) и компримированные (сжатые) природные газы(КПГ).
Основными углеводородами сжиженных нефтяных газовявля- ются этан, этилен, пропан, пропилен, бутанибутилен, которые
переходят изгазообразного состояния вжидкое притемпературе окружающей среды исравнительно небольших избыточных дав- лениях.
Для переходауглеводородной смеси СНГ, применяемого вка- честве автомобильного топлива, вжидкое состояние при темпе- ратуре+45°Стребуетсяневысокоеизбыточноедавление,равное
О,16 МПа.Этоявляетсяоченьважным,таккакпринахождении газавсжиженномсостоянииможнообеспечитьбольшойзапас
ходаавтомобиляприсоизмеримойстопливнымбакомемкости
газовогобаллона.
Сжиженныегазыполучаютприпереработкенефтиипопутно-
гогаза,иосновнымиихсоставляющимичащевсегобываютпро-
пан-бутановыефракции.Находящиесявгазевнебольшихколи-
чествахтяжелыеуглеводородныефракции, начиная отгексана (С6Н14), скапливаютсявгазовойаппаратуре ввидеконденсата, ухудшаяподачугазовоготопливавдвигатель,итребуютудаления
привыполнениитехническихвоздействий.
ОктановоечислоСНГнескольковыше,чем уавтомобильного бензина,чтообеспечивает«мягкую»работудвигателяавтомоби- лявпроцессеэксплуатации.Этообъясняетсятем,чтооктановое
числопропанаравняется96,5(помоторномуметоду),апотехни- ческимусловиямв газовомавтомобильномтопливеколичество пропанапомасседолжносоставлять80+5%.
Сжиженныегазыобладаютболеевысокоймолекулярноймас- сойпосравнениюсвоздухом,поэтомуприутечкахониспособны скапливатьсявнижнейчастипомещений,приводяквзрывоопас-
нымпоследствиям.Чтобыприутечкахощущатьпозапахуналичие газаввоздухепомещений,вгазыдобавляютодорант,вкачестве которогоиспользуетсяэтилмеркаптан.Малыеконцентрациидан- ноговещества,практическибезвредногодлячеловека,имеюточень сильныйистойкийзапах,сохраняющийсядажевотработавших
газахприработедвигателяавтомобиля.
БольшиезапасыприродногогазавРоссииимногихдругихстра-
нахспособствуютрасширениюиспользованияКПГвкачествемо- торноготоплива.Длясохранениядвигателем своихмощностных свойствколичествометанавгазедолжнобытьнеменее90%.
Учитывая,чтоприродныеипопутныегазы различныхместо- рожденийотличаютсяпофракционному составу,ониподверга- ютсяпредварительномуфракционированию,прикоторомпроис-
ходитотделениеметанаотболеетяжелыхуглеводородов,других газов,примесейиводы,способныхприоченьвысокихдавлениях конденсироваться,нарушаяработукомпрессорногооборудования
газонаполнительных станций иприводящих квысокой коррози- онной агрессивности.
Впроцессезаправки автомобилейнагазонаполнительных стан-
циях природный газкомпримируется и закачивается в газовые
баллоны автомобиля додавления 20МПа.
Октановое числоприродного газасоставляет неменее 100при егоопределении помоторному методу,поэтомукомпримирован-
ный природный газявляется очень стойким кдетонации мотор- нымтопливом.
Накопленный вРоссии идругих странах опыт эксплуатации
ГБА,результатыпроведенных исследований и испытаний попри- менениюгазообразноготопливана транспортеубеждаюткакв положительных, такивотрицательных сторонахгазификации ав- томобильного транспорта.
Рассмотрим положительные факторы применения газообраз- ноготоплива.
Стоимость газообразного топлива всреднем вдва раза ниже
стоимости бензина, чтоделает газпривлекательным сэкономи- ческой точки зрения.
· При работе нагазообразном топливе из-за отсутствия разжи- жения моторного масласнижается егоугардо15%.
Газообразное топливо посравнению с жидким бензином или дизельным топливом несмываетсмазкус зеркалацилиндров, это улучшает работуцилиндропоршневой группыиспособно увели- читьресурсдвигателя на 35...40%. Моторное масло меньше за- грязняется продуктамисгорания, ипериодичность его заменымо- жетбытьувеличена вl,5- 2,0раза.
Практика эксплуатации ГБАпоказывает, чтосвечизажигания при работе на газе чище, требуют меньшего уходаи способны эксплуатироваться болеедлительный срок.
Однако широкое применение газообразного топлива наавто- мобильном транспорте сдерживается рядом отрицательных фак-
торов, производственных, технических, технологических иорга- низационных трудностей.
Стоимостьсерийно выпущенных илипереоборудованных газо- баллонных автомобилей вышена1О ...12%,приэтомуавтомоби- лей, работающих наКПГ,из-за большой массыбаллонов снижа- етсягрузоподъемностъ на9...14%.
Статистическиематериалы показываютуменьшениегодовой производительности ГБАвсреднем на 16,5%,что объясняется дополнительными простоями в ТОиТР,затратынакоторыеуве- личиваются до 1О% иболеевзависимости отнадежности самого газовогооборудования.
Из-занедостаточно развитойзаправочной газовойинфраструк- турыкоэффициент использования пробегаГБАна15... 18%ниже посравнению сбензиновыми идизельными автомобилями.
Эксплуатация ГБАсвязана свозможностью взрыва газа, по- вышеннойпожарной опасностью,необходимостьюсоблюдения дополнительных требований кпроизводственно-технической базе АТО,самимгазовымбаллонамкаксосудам,работающим под дав- лением, подготовке иаттестацииводителей иремонтного персо- налаирядомдругихпроблем.
Вместестемвнастоящее время возможность ицелесообраз- ность использования газообразного топлива подтверждена боль-
шимотечественным изарубежным опытомэксплуатации наавто- мобилях с бензиновыми двигателями и искровым зажиганием, газодизельных двигателях, автомобилях сдизельными двигателя- ми,конвертированными для работы на газе с использованием искрового зажигания.
Проводятсяработы по совершенствованию способов подачи
газообразного топлива вцилиндры, компьютерному управлению дозированием подаваемого топливавзависимости отрежимовра-
ботыдвигателя иегоэкологических характеристик.
Несмотря наимеющиесявстране огромные ресурсы природ-
ного газаинеобходимость вбудущемегоиспользования вкаче-
стве основного вида топлива, втом числе и наавтомобильном транспорте, фактически доля автотранспорта, работающего на сжиженном нефтяном газе, значительно больше.Индивидуаль- ныйтранспорт использует только СНГ,таккакприменение трех баллонов ссжатымгазомвсеравноснижает запасходав двараза посравнению содним баллоном сжиженного газа.
Заинтересованностьвприменении природного газаможетбыть
значительно выше привнедрении криогенной техники (работает притемпературахниже 120К)длясжижения природного газаме-
танаисохранения имжидкогосостояния послезаправки в баллон. Всовременных условияхразвитие применения природного газав качестветоплива сдерживается поэкономическим соображениям.
24.2. Эксплуатация автомобилей, работающихнагазообразном топливе, обслуживаниеиремонт
Внастоящее времявэксплуатации находятсялегковыеигрузо- выеавтомобили иавтобусымалойвместительности, ·работающие насжиженном нефтяном газе(СНГ), атакжегрузовыеавтомоби- лииавтобусыбольшой иособобольшой вместимости, втомчис- ле газодизельные,работающие на компримированном природ- ном газе (КПГ), чаще называемом сжатым природным газом. Вавтотранспортных организациях проводитсяопытнаяэксплуата- ция автомобилей иавтобусов,работающих только нагазообраз- ном топливе при использовании специально конвертированных дизельных двигателей, снабженных искровым зажиганием газо- воздушной смеси вцилиндрах.
Перечень работ ТО иТР ГБА, работающих на СНГ и КПГ, имеет много общего.Вместестемтехническая эксплуатация ав- томобилей, переоборудованных для работы на компримирован- номгазе,требуетбольшего внимания из-за высокого давления в баллонах, равного 20МПа.
Приэксплуатации ГБАдолжны иметь:
актыопереоборудовании дляработы нагазообразном топли- ве,выданные сертифицированными Госстандартом РФорганиза- циями, выполняющими данные работы;
документы на газовые баллоны суказанием последней даты проверки ихгерметичности иосвидетельствования, выдаваемые специализированными исертифицированными предприятиями.
Освидетельствование газовыхбаллоновдля сжиженногогаза проводится спериодичностью одинразвдвагода,адлясжатого газа- один развтригода.
Куправлению ГБА,ТОиремонту ГБАигазового оборудова-
ниядопускаются лица, прошедшие соответствующую подготовку в лицензированных образовательных учреждениях, которыепо завершению теоретического и практического обучениявыдают документ одопуске квыполнению работсГБА.
Хранение ГБА осуществляется преимущественно открытым
способом призакрытых расходныхвентилях нагазовыхбаллонах ивыработанном измагистрального трубопровода газе.
Аналогичныедействиявыполняются при хранениилегковых автомобилей взакрытых помещениях.
Вавтотранспортных организациях закрытые стоянки дляГБА оборудуются специальными средствами контроля концентрации газавпомещении,проводкой электрических проводоввовзрыво- безопасном исполнении исредствами пожаротушения.
Пускдвигателя газобаллонного автомобиля втеплый ипере-
ходный период года неотличается отпуска набензине илиди- зельномтопливе.Приотрицательных температурахпускдвигателя нагазестановится затрудненным. Именно поэтойпричинев зим- нийпериодэксплуатации рекомендуется заводитьи глушитьдви- гательна бензине.Дляобеспечения холодногопусканагазообраз- номтопливе применяются различные способыпредпускового по- догревадвигателя. (
Заправка ГБАсжиженным газомпроизводится наавтомобиль-
ныхгазонаполнительных станцияхсжиженного газа(АГНС).Вза- висимости отколичествавыполняемых заправокАГНСмогутбыть стационарными ипередвижными (рис. 24.1),последние исполь- зуетавтомобиль-заправщик сцистерной (рис.24.2).
Передвижные АГНСмогутоборудоваться натерритории круп-
ныхАТОивблизиихприсоблюдении соответствующих требова- ний поихобустройству. Давление сжиженного газавзаправлен- номбаллоне ГБАсоставляет 1,6МПа.
74ООО
Рис.24.1.СтационарныеАГНС:
1 - производственное здание;2- хранилищегаза;З- промежуточныйрезер- вуар;4 сливныеколонки; 5 наполнительные колонки; 6 резервуардля пожаротушения сводой
1 2
з
4
Рис.24.2.Автомобильная цистернадлятранспортировки сжиженных газовАЦЖГ-6:
1 - предохранительныеклапаны;2- кожух;3- люк;4- резервуардля сжиженного газа;5 узелкоммуникаций
ЗаправкаГБАсжатым природнымгазомвосновномосуществ- ляетсянагазонаполнительныхкомпрессорныхстанциях(АГНКС) додавлениявбаллонахавтомобиля20МПа.Впроцессезаправки газпроходитосушку,иегонеобходимоохлаждать.Опытэксплуа- тациигазобаллонныхавтомобилейнаКПГпоказывает,что при недостаточномохлаждениигазавпроцессезаправкиегодавление взаправленныхбаллонахснижаетсяна7...10%,чторавноценно недозаправкеавтомобиля.
РаботыпоТОиТРГБАобусловленыпоказателями надежно- стиэлементов газовогооборудования впроцессе эксплуатации (рис.24.3).Внастоящеевремянаавтомобиляхиспользуетсянесколь- ковидовотечественногоизарубежногогазовогооборудования.
Основные неисправности ГБАсвязаныснарушением герме-
тичностигазовойсистемыпитанияи утечкойгаза,разрегулиров- камииповреждениями вредукторахидозаторахтоплива,неис- правностямитопливныхигазовыхклапанов,засорениемгазового фильтра,нарушениямивэлектрическихцепяхивакуумныхмаги-
стралях.
Следуетотметить,чтоприработедвигателянагазообразном
топливе существенно большеощущаетсявлияние неисправнос-
тейвсистемезажигания убензиновыхдвигателейитопливной аппаратурыугазодизельныхавтомобилей.
Нарушениегерметичностипроисходитвместахкрепления на газовомбаллонемультиклапана,заправочногоирасходноговен-
тилей, вместахсоединения трубопроводакредукторувысокого давления иизсамогоредукторавысокогодавления (уавтомоби- лей,работающихнаКПГ),всоединенияхс газовымклапаноми редукторомнизкогодавления. Нарушениегерметичностивпод- капотномпространстве-автомобиля наиболееопасно,так какпри работестартера,генератора,утечках искрынапроводахвысокого напряжения этоприводитквзрывускопившегосяколичествагаза ипожару.
Основныеотказыинеисправности редукторавысокогодавле- ния(РВД)связаныс разрывоммембраны(диафрагмы),негерме- тичностьюклапанаредуцирующегоузлаисоединенийкорпусных деталей.
Отказыгазовогоклапанасвязаныс засорениемфильтрующего элемента, неплотнымзакрытием или«зависанием» клапана, об- рывомилиперегораниемобмоткиуправленияклапаном.
%
0--~~~------- s------- 0-1------.---~l--~aJ-------- ...-~...,.....=-i..--~.....,..~a.....,.....&iii;..._,............a-..,.....~-- |
lS
o
РВД РНД ЭМК ТП ЭЦ В МРО
Рис.24.3.Показатели надежности элементов ГБА:
РВД- редукторвысокогодавления;РНД- редукторнизкогодавления;ЭМК- электромагнитные клапаны;ТП- топливопроводы;ЭЦ- электрические цепи; В- вентили;М- манометры;РО- разрегулировкаоборудования
.. Работоспособность редукторанизкогодавления (РНД)воснов- номнарушаетсяприповреждениях иразрывахдиафрагм, негерме- тичностиклапановикорпусныхдеталей,засорениисетчатогофильт- ра,каналов иотверстий, отложениях газовогоконденсата.
Вкомбинированных конструкциях газовогоредуктора-испари-
телядополнительно встречаются утечкаохлаждающей жидкости, деформации корпусных деталей приеезамерзании, повреждения подводных шлангов и соединений штуцеров для охлаждающей
жидкости.
Придлительной работеавтомобилей нагазообразном топливе
встречаются ужехарактерные дляэтихавтомобилей неисправнос-
тивбензиновой топливной системе. Книмотносятся: нарушение регулировки уровнятоплива впоплавковой камерекарбюратора,
ослаблениекрепежныхдеталейкарбюратора, повреждениепоплав- ка,нарушение герметичности бензиновых шлангов ибензиново- гоэлектромагнитного клапана, разрыв диафрагмы бензонасоса,
ослабление крепления бензонасоса. Науказанные неисправности необходимо обратить особое внимание, таккак они могутстать основной причиной возгорания ГБА.
Для обеспечения безопасной инадежной работы ГБАвпро- цессеэксплуатации длянихпредусмотрены дополнительные опе- рации технического обслуживания.
Приежедневном техническомобслуживании(ЕО)осмотромпро- веряюткрепление газовыхбаллонов игерметичность соединений
всейгазовойсистемы. Поокончании работыавтомобиля прира-
ботающем двигателепроверяется герметичность бензиновой сис-
темыпитания, апослевыработки газаиостановки двигателя про-
веряют герметичность арматурыбаллонов ирасходныхвентилей, креплениегазового клапана-фильтра, бензиновогоклапана,на- дежностьсоединения электрических проводов. Принеобходимос- тисливается отстой изредукторанизкого давления.
При первомтехническомобслуживании(ТО-1) кроме работ, выполняемыхприЕО,дополнительно смазываютЛитолом-24резь-
быгазовыхвентилей, проверяют работупредохранительного кла- панагазовогоредуктора высокого давления, очищают всефильт- рующиеэлементыгазовойсистемы,с использованием газовых течеискателей или мыльногорастворапроверяютгерметичность системы (спрессовывают систему)сжатымвоздухомрабочимдав-
лением (1,6МПа).
Затемпроверяют пускдвигателя нагазеибензине, работудви-
гателянахолостомходуипереходныхрежимах.Принеобходимо- стивыполняются соответствующие регулировки.
При второмтехническомобслуживании (ТО-2) кроме работ, выполняемых приЕОиТО-1, проверяют герметичность редукто-
роввысокого инизкого давления, проверяют ипринеобходимо- стирегулируют величину давления навыходеизредукторов. На
выходе из редуктора высокого давления (РВД)давление должно поддерживаться равным 1,2МПа, анавыходе изРНД давление регулируется попьезометру иустанавливается на0,05...О,10 кПа большеатмосферного (5... 1О ммвод.ст.прихолостом ходедвига- теля). Впроцессе ТО-2 проверяют работуманометров, крепление карбюратора, газовогосмесителя, проводятзаменуили очистку воздушного фильтра, выполняют контроль ирегулировку токсич- ности отработавших газов.
При сезонномобслуживании(СО) снимают карбюратор, вы-
полняютегоразборку,очисткуирегулировку,сливаютотстойи
промываюттопливныйбак.
Текущийремонтэлементов газового оборудования осуществляет-
сякакнапостахТРбезснятияузловидеталейсавтомобиляили
сих заменойнаисправные,такивспециальномпроизводствен- номотделениипоремонтугазовойаппаратуры(рис.24.4).
Заездгазобаллонныхавтомобилей,работающихнаКПГ,впро-
изводственныепомещенияАТОдолженосуществлятьсянабен-
зиновомилидизельномтопливепризакрытыхрасходных венти- ляхнагазовыхбаллонах.Принедостаточномобъемепроизвод-
ственногопомещениядляисключения взрывагазапривозмож- ныхутечках егонеобходимоудалитьизбаллоновватмосферуна специально оборудованномвпредприятии постуилиаккумули- роватьвдругиебаллонывспециальномотделениидляаккумули- рованиягаза(рис.24.5).
з
с 2 90,0 кВт ~ 1 |
N 19 |
Рис.24.4.Планировка производствеииогоотделенияпоремонтугазовой аппаратуры:
1 - моечныйучасток;11 -'участокТОиТР; 111 - помещениедлявакуумной частиустановки;IV- участокэлектроснабжения; У- вентиляционнаякамера;
1 установкадлямойкиузловидеталей;2 стеллаж-шкаф;З, 17 ларидля отходов;4,8- слесарныеверстаки;5- умывальник;6,7- стеллажи;9-стенд испытания нагерметичностьшланговвысокогодавления; 10 стенд дляиспы- таниягазовогоредуктора;11- стенддляиспытанияфильтрагаза;12- стенддля испытанияиспарителейгаза;13-стенддляиспытаниявентилей;14-подставка
подоборудование; 15- настольно-сверлильный станок;16- пьезомоторная установкадлярегулированиясистемыхолостогоходасмесителя; 18- стеллаж длядеталей; 19 тележкадлябаллонов; 20 шкафдляхранения баллонов
На«свечуе
8
9
10
25 127 26 29 281 L...C:КJ4>1 -ф-На технолоrич:ские~уж |
ды
Рис.24.5.Технологическая системапостааккумулирования газа:
1 - наконечник впускноготрубопровода;2- входнойзапорныйвентиль;J-
контрольныйманометр;4- магистральныйгазопровод;5, 6, 10, 13, 15, 17, 19,
29 запорныевентили; 7- выпускнойтрубопровод;8 наконечниквыпуск-
ноготрубопровода;9,26- манометры высокогодавления; 11, 24- редуктор
высокогодавления;12, 25- манометрынизкогодавления;16, 18,20- баллон-
ные манометры;27 кассетас инертным газом;28 выпускной патрубок;
21,22,23 баллоны
Рис.24.6.СтендК-278дляпроверкигазовойаппаратурыавтомобилей:
1 приборнаястойка;2 перегородка;З крестовина;4 ресивер;5- электрокомпрессор КР-2;6 аппаратурныйшкаф; 7- вакуумныйнасос
2НВР-5Д
27 Б 10 26 25 24 12 А вод.ст.при Квыпускному трубопроводу холостом двигателя |
ходедвигателя 232221 20 19
Рис.24.7.Схемадвухступенчатогогазовогоредукторасдозирующимэко- номайзерным устройством (буквами обозначены полости: А- первой ступени;Б- второйступени;В- разгрузочногоустройства; Г- атмос- ферногодавления первойступени;Д- атмосферного давления второй ступени):
1 - диафрагма разгрузочного устройства;2- диафрагма второй ступени;3- пружина диафрагмы разгрузочного устройства; 4- регулировочный ниппель; 5- пружина второй ступени; 6 шток диафрагмы; 7- упорное кольцо диафрагмы разгрузочного устройства; 8 рычаг клапана первой ступени;9 клапан пер- вой ступени; 10- входной штуцер; 11 - седло клапана первой ступени; 12 предохранительный клапан;13 диафрагма первой ступени; 14 пружина ди- афрагмы первой ступени; 15- регулировочная гайка; 16 контргайка; 17- клапан второй ступени; 18- клапан экономайэера; 19- штуцер для соедине- ния свпускным трубопроводом двигателя; 20 .:_ диафрагма экономайзера; 21 пружина экономайзера цилиндрическая; 22 пружина экономайзера кониче- ская;23 винтмощностной регулировки; 24 выходной патрубок; 25 трубка, соединяющая вакуумную полостьэкономайзера сразгрузочным устройством; 26 винт экономичной регулировки;27 рычаг клапана второй ступени
Снятыеэлементыга1овогооборудования ремонтируются вцеху. Регулировканаиболеераспространенногонагрузовыхавтомоби- ляхиавтобусахдвухступенчатого газовогоредукторанизкогодав- ленияосуществляется сиспользованием установки К-277илистен- даК-278(рис.24.6и24.7).Придавлениигазаилисжатоговоздуха от0,22до1,2МПанавходевредукторнизкогодавлениявполости первойступениРНДдавлениедолжносоставлять О,18...О,20МПа. Присозданииразрежениявразгрузочномустройствевпределах О,7...0,8кПадавлениегазапослевторойступениустанавливается попьезометруравным0,05 ...О,1О кПа.Приэтомходстержняпри открытии клапанавторойступенинедолженбытьменее5мм.
Раздел 4
ОРГАНИЗАЦИЯ ХРАНЕНИЯ И УЧЕТА ПОДВИЖНОГО СОСТАВА
И ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ЗАПАСОВ
Глава 25
ХРАНЕНИЕПОДВИЖНОГО СОСТАВА АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА
Хранение- этосодержание техническиисправногоподвиж- ногосостававпериодмежду последовательнымицикламиэкс- плуатации.Цельхранения- обеспечитьсохранность,сохранение внешнего видаиисправногосостояния,минимальнуюинтенсив- ностьразрушенияавтомобиляподвоздействиемвнешнейсреды.
Хранениеможноразделитьнакратковременное(межсменное)
идлительное(консервация).
Консервацияиспользуетсявмежсезонныйпериодприсезон-
нойэксплуатацииавтомобилей.Болеечастоприменяетсямежсмен- ноехранение.
Переченьосновныхтиповстоянокприведенвтабл.25.1. Наиболеечастоавтомобилихранятсявотапливаемыхзданиях
инаоткрытыхплощадках.Другиеспособы храненияявляютсяих
Таблица 25.1
Защитаавтомобиляотвоздействияфактороввнешнейсреды прихранениинастоянкахразличныхтипов
Типстоянки | Температу- равоздуха | Атмосфер- ныеосадки | Ветер | Запылен- ность | Солнечная радиация |
Открытая Навес Закрытаянеотап- ливаемая Закрытаяотапли- ваемая | - - * + | - + + + | - - + + | - - + + | - + + + |
Пр им ечан ие. + - полная; *- частичная; - - отсутствие защиты.
разновидностью.Применение того илииного способа хранения подвижного составазависит отклиматических иэксплуатацион- ныхусловий.
Открытые стоянки. Главное достоинство открытых стоянок,
обусловливающее широкое ихприменение,заключается всрав- . нительно низких затратахнастроительство.
Наиболее серьезный ихнедостаток - затруднение пускадви- гателейавтомобилей послемежсменного хранения в зимний пе- риод, чтосвязано впервую очередь стемпературой застывания моторныхмасел(табл.25.2).
Большая частьтерритории России расположена взонахочень холодного, холодногоиумеренного климата.Числоавтомобилей, использующихся вэтихзонах,достигает 85%общегопаркастра- ны.Подавляющее большинство их постоянно хранится наоткры- тыхплощадках, включая изимний период,продолжающийся от
3 до9мес.
Способыисредстваоблегченияпуска двигателей прихранении
автомобилейнаоткрытыхстоянках.
Нанадежность пускасущественное влияние оказывает техни-
ческоесостояние автомобилей. Легкостьпусказависитот состоя- нияцилиндропоршневой группы,свечей зажигания,механизма газораспределения, стартера, аккумулятора, приборов системы зажигания.Нарис.25.1представлена зависимость минимальной
температуры пускадвигателя tminп.дв отпробега автомобиля сна- чалаэксплуатации L(поданным ТГНГУ).
Существующие способы облегчения пускадвигателя приниз- кихтемпературах можноразделить натригруппы:использование
пусковыхжидкостей; сохранение теплотыотпредыдущей работы двигателя; использование теплоты отвнешнего источника.
Таблица 25.2
НормативывязкостимоторныхмаселпоклассификацииSAE
Параметр | Класс вязкости | |||||||
5W | lOW | 15W | 20W | |||||
Температуразастывания, 0С,невыше Динамическаявязкость, Па·с(температура,0С) Кинематическаявязкость притемпературеl00°С,м2/с: неменее неболее | -30 3500 (-25) 3,8 - | -25 3500 (-20) 4,1 - | ~20 3500 (-15) 5,6 - | -15 4500 (-10) 5,6 - | - - 5,6 9,3 | - - 9,3 12,5 | - - 12,5 16,3 | - - 16,3 21,9 |
.дв,°С |
гателейавтомобилей ВАЗ
О 50 100 150 200 L,тыс.км
Безпредварительного разогревапускдвигателейможетбыть осуществленпутемпримененияпусковыхжидкостейвсочетании сиспользованиемвсистемесмазкимасел,обеспечивающих ма- лыймоментсопротивленияпроворачиваниюколенчатоговала.
Длядизельныхдвигателейиспользуетсяпусковаяжидкость«Хо- лодД-40>>.
Длякарбюраторныхдвигателейприменяетсяпусковаяжидкость
«Арктика»наосновеэфира(45...60%).
Сохранениетеплотыотпредыдущейработыприменяетсяпри
непродолжительных остановкахавтомобилявпутиилиприего кратковременномхранениинастоянкевусловияхнеоченьниз- кихтемператур.Длясохранениятеплотывдвигателеприменяют-
сячехлы(уменьшаютрасходтеплотына40...50%),покрываю- щиерадиаторикапотавтомобиля.Аккумуляторнаябатареяутеп- ляетсячехлом сослоемминеральнойватытолщинойдо30мм. Утеплительныйчехол двигателязамедляетегоохлаждениев2-
2,5раза,аутепленнаяаккумуляторнаябатареяостываетвдвоемед- леннее.Крометого,чехламимогутбытьутепленыкартердвигате- ля,топливныйбакимасляныйфильтр.
Пусксиспользованиемтеплаотвнешнего источникаприменя- етсяпридлительномхраненииавтомобилявмежсменноевремя.
Теплотаотвнешнегоисточникаможетбытьиспользованаврежи- меподогревадвигателяилиегоразогрева.Приподогреветеплота подводитсякдвигателюпостоянновтечениевсегомежсменного периодаего хранения,априразогреве- толькопередпускоми выездомналинию.
Подогревиразогревгорячейводой.Прицентрализованномподо- гревегорячаяводанепосредственноотводонагревательногокот-
лаилиотпароводяного теплообменникаспомощьюнасосовпо трубамподаетсячерезгибкийшлангвнижнийводянойпатрубок системыохлаждениядвигателя(илигорловинуналивногопатрубка радиатора)идалееврубашку охлажденияблокацилиндров.От- водводыотдвигателяктеплообменникуосуществляется через горловинуналивногопатрубкарадиатораиличерезнижнийпат- рубок.Такимобразомустанавливаетсяциркуляцияводыпо замк- нутомуконтуру.
Из условий прочности системы охлаждения при централизо- ванном подогреве избыточное давление воды недолжно превы- шать 30кПа, атемпература воды - 90°С.
Подогрев иразогрев паром.Паримеетвысокуютеплоемкость,
поэтомуявляетсявесьмаинтенсивным теплоносителем.
Приподогреве парможетбытьиспользован подвумсхемам:
«безвозвратаконденсата»и<<С возвратомконденсата».Впервом
случаепаротпаровогокотланаправляетсякподогреваемомудви- гателюивводитсявегосистемуохлаждениячерезгорловинура-
диатора,сливнойкраникилинепосредственно врубашку охлаж- дения.Способу«безвозвратаконденсата»свойственнынедостат- ки,заключающиесяввозможностивозникновения трещинблока
из-заместных перегревов,интенсивномобразованиинакипив котлах из-занеобходимостипостоянной подпиткикотловсвежей водойвзаменпотерянного конденсата иобразовании наледейна площадкахпередавтомобилем засчетстекающегоизобогревае- мыхдвигателейконденсата.
Подогревиразогреввоздухом.Основнымичастямиустановкидля воздухообогреваявляются:устройстводляподогреваиподачивоз- духа(калорифернаяустановка);воздуховодыиузлыподводавозду-
ха кагрегатам автомобиля;системаконтроля.и сигнализации.Ка- лориферныеустройстваустанавливаютсявподземныхкамерах.
Горячийвоздухоткалориферов подаетсякавтомобилямспо-
мощью воздуховодов,которыепредставляютсобойбетонные, кирпичные илидеревянные каналы, обитыежестью,илиметал- лические трубопроводы, располагаемые подземлей, наземле и
надземлей.Наземныеинадземные воздуховодыутепляютсясло- емшлаковаты.Подачавоздухапроизводится отвоздуховодакра- диаторуилиснизувподкапотное пространство, иличерезструй-
ныекоробки - рамки.
Для подачи воздухак аккумуляторным батареям ивкабину
водителяврамкепредусмотреныотводы.
Количество горячеговоздуханаодинавтомобиль (всистемах безрециркуляции) составляет взависимости отеготипа 300...
1000м3/ч.
Подогревиразогревгазовоздушнойсмесью.Приобогревеавтомо-
билейвкачестветеплоносителя можетбытьиспользована газо- воздушнаясмесь.Вэтомслучаеисточникомтеплотыслужиттеп-
логенератор.
Вкачестве источника теплоты могутиспользоваться огневые калориферы. Ихприменение целесообразноприобогревеавтомо-
билейнезависимо оттеплотрасс, электросетей икотельных.
Подогревиразогревсиспользованиемэлектричества. Приэлект- рообогреве электронагревательные элементы включаются всис- темуохлаждения иливсистемусмазкидвигателя. Попринципу
действия электронагревательные элементы делятся надветруп-
')77
пы:ствердыми и сжидкимипроводниками тока.Вкачестветвер- дыхпроводников используютсплавы (нихром, фехраль, хромаль). Такие проводники имеютбольшое удельное сопротивление, ма- лоизменяющеесн приперепадах температуры, ималый темпера- турный коэффициентрасширения.
Закрытые нагревательные элементы могутбытьиспользованы для подогрева масла и воды,открытые - только для нагрева воды.
Подогревиразогрев газовымигорелками.Встационарныхустанов- кахобогреваемые автомобилиустанавливаютсянадгорелками.
Передвижные горелкивместесбаллонамисжиженного газа
монтируютсяна полозьяхилитележках.
Газ,поступающий вгорелкуотгазовойсети(илибаллона),сме-
шиваетсявнеобходимой пропорциисвоздухомизаполняетболь-
шоечислоканаловмалогодиаметрав керамическойилиметалли- ческойсеткегорелки.Зажиганиегазаосуществляетсяспомощью
электроспирали. Пригорениигазаповерхностьгорелкиимееттем- пературу700...900°Сиизлучаетинфракрасныелучи.Горелкараз- мещаетсяна расстоянии 300 ...400ммоткартерадвигателя.
Широкое применение нашлижидкостныегазовые подогрева- телиинфракрасногоизлучения«Малютка»сгорелкой«Звездоч- ка»,защищеннойответра.
Индивидуальныеисточники теплоты. Прихраненииавтомоби- лейв отрывеотстационарных источниковтеплоснабженияпри- меняютсяжидкостные иливоздушныеиндивидуальныеподогре- ватели.Обычноони работаютнатомжетопливе,чтоидвигатель автомобиля.
Преимуществами индивидуальных подогревателейявляются
разогревдвигателей влюбыхусловияхнезависимоотналичияис- точникаэнергии ивозможностьиспользованиявкачествеохлаж-
дающейжидкостиантифриза,недостатокиндивидуальныхподо- гревателей- неудовлетворительный подогревподшипниковко-
ленчатоговала.
. Впоследнее время всебольшеераспространениеналегковых
автомобилях получают автоматическиеиндивидуальныежидко-
стныеподогреватели (<<WEBASTO>>Thermo Тор).Располагаютсяони
подкапотом. Включение осуществляетсявзаданноевремяспро- граммируемоготаймера,пультадистанционногоуправленияили
потелефонучерез пейджинговуюкомпанию.Помимопредпуско- вогоразогревадвигателя ониобеспечиваюттепловуюподготовку салона.
Болееэкономичныиэкологичныэлектрическиеиндивидуаль- ныежидкостные подогреватели.
Расстановка подвижного составанаместахоткрытогохранения. Возможнытриспособа расстановкиподвижногосоставанаместах открытогохранения:сзакреплениемзакаждойединицейпосто-
янного места, сзакреплением мест хранения за колонной (уста- новканалюбоеместов пределах, отведенных подколонну) иобез- личенное хранение, т.е. установка налюбое свободное место сто- янки.
Положение автомобилей наместах открытого хранения отно-
сительно проезда притупиковом способе расстановки зависит от применяемого оборудования для разогрева или подогрева двига- телей:стационарное илипередвижное (рис.25.2).
Автопоездарасставляют исходя из условия минимального их маневрирования наплощадке.Для этогоприменяют однорядную прямоточную расстановку: прямоугольную (рис. 25.3,а)илико- соугольную(рис.25.3,б)спроездами пообеимсторонам ряда автопоездов.Хранение прицепов отдельнооттягачейорганизу- ютпоспособу однорядной прямоточной расстановки: прямоу- гольной(рис.25.3,в),косоугольной(рис.25.3,г)илипаркетной (рис.25.3,д).
Закрытыестоянки.Прихраненииавтомобилейвотапливаемых зданияхвзимнийпериодтемпературавпомещениистоянкидолжна поддерживатьсянениже+5 °С.
Зданиядляхранения автомобилейпоспособуихрасположе- нияотносительноуровняземлиподразделяют наназемныеипод- земные,одноэтажные имногоэтажные.
Одноэтажные стоянки болеепростывстроительстве,эконо- мичныипоэтомуимеютнаибольшеераспространение.Подразде-
ляются на стоянки свнутренним проездом (рис. 25.4,аг) и стоянкибезвнугреннегопроезда(рис.25.4,дк).
Способырасстановки автомобилейвпределахстоянкимогуг бытьклассифицированы последующимпризнакам:
почислурядов- однорядные(см.рис.25.4,а,в,ж,и),двух- рядные(см.рис.25.4,б,г,з,к),многорядные(см.рис.25.4,д,е);
поуглуустановкиавтомобилейпоотношениюкосипроезда- прямоугольные(см.рис.25.4,а,6),косоугольные(см.рис.25.4,в,г);
по условиямдвиженияприустановкенаместахраненияивы- ездасних- тупиковые(см.рис.25.4,аг, жк) ипрямоточ- ные(см.рис.25.4,д,е).
1шл~:~~:~ ~~ ел
: [[]
~:ю:J~:
[]] ю:J[D ю::]
: |
[[]
[:П:ю:J
[- D:1
~ ~~ел
:[[]
[:П:ю:J
[D:
[D ~[Dегз
'"1
1717
Рис.25.2.Варианты расположения автомобилей наоткрытой стоянке:
а пристационарных средствахподогрева;б приподвижныхсредствах подогрева;1-тепловая магистраль
= ...}
... ' d)
(;g;
&