Обслуживание иремонтсистемавтомобилей скомпьютерным управлением рабочими процессами
Функцииэлектронногоуправлениясистемамиавтомобиля сбензиновым.двигателем
На современных автомобилях компьютерные системы управ- ления рабочими процессами двигателей применяются дляповы- шениятопливной экономичности, динамических качеств авто- мобилей,обеспечения экологической безопасности всоответствии сдействующими нормами. Регулирование режимов работы иуп- равление функциональными системами обеспечивается спомо- щьюэлектронных блоков-модулей (контроллеров).
Назначение компьютерного управления заключается вформи- ровании количественного и качественного состава рабочей сме- си,атакже вопределении момента подачитоплива вцилиндры и искры насвечи зажигания сучетом режимов работы двигателя и составаотработавших газов. Спомощью датчиков компьютерной системы определяются показатели режимов работы двигателя и автомобиля (количество поступающего вцилиндры воздуха, по- ложение дроссельной заслонки, температура воздухавовпускном трубопроводе, температура охлаждающей жидкости двигателя, частотавращения коленчатого валаидр.), которые преобразуют- сявэлектрический сигнал ипередаются вэлектронный блокуп- равления(ЭБУ).ВсоответствиисзаложеннойпрограммойЭБУ обрабатываетполученныесигналыивыдаеткомандыисполни- тельнымустройствам(форсунки,регуляторхолостогохода,реле включениявентилятора,свечизажиганияидр.).
Современныеэлектронные системыимеютнаиболееполный подбормодулей,образующих систему(сеть)электронного(ком- пьютерного)управленияработойавтомобиля(рис.23.1).Взависи- мостиотмарки, модели,комплектацииавтомобилячислоина- значениеосновныхивспомогательныхмодулейможетсуществен- номеняться.Сеть электронногоуправленияработойавтомобиля можетвключать:
• модульуправленияфункциямидвигателя(ЭБУ);
• центральный электронный модуль, имеющий множество
· функцийиосуществляющийкоординациюдиагностическихфунк-
циймодулей,аккумулирующийинформациюоботказах;
,--- ------ ------ 1
1 впрыска зажигания 1 тическая кировочная совочная самодиаг-
11 коробка
система система ностики
.. ------.-- |
: двигателем I колес
-----_, + t t t
1
Внешнее
Электронный блок
Сигнализационно-
г+- Звуковое
' диагностирование~ управления ~ информационное ....~ Читаемое
(ЭБУ)
• 1
обеспечение
~ Смешанное
...
+ + + + + +
Противо- Централь- Система Климат- Система Система Акусти-
угонная | ный | предотвра- | контроль | нави- | контроля | ческая |
система | модуль времени | щения столкно- вений | гации | комфорта | система |
Рис.23.l.Функции бортовыхкомпьютерных систембензиновыхдвигателей
• модульэлектронного управления дроссельной заслонкой;
• модульуправления автоматической коробкой передач;
• контроллер противоблокировочной тормозной системы и си- стемы стабилизации, управляющий функциями тормозной сис-
темы;
• модуль переключателя освещения, управляющий освещени- емиосуществляющий последовательный обменданными с цент- ральным электронным модулем;
• модульуправления устройствами рулевогоколеса;
• модульуправления устройствами двери водителя;
• модульуправления устройствами дверей пассажиров;
• модульуправления устройствами электропривода сиденья во- дителя;
• модульуправления функциями системымикроклимата салона;
• модульуправления радиоприемником, звуковоспроизводящим оборудованием;
• модульуправления функциями автомобильного телефона;
• модульуправления функциями люка вкрыше;
• задний электронный модуль,управляющий электрическими устройствами взадней части автомобиля;
• модульинформации дляводителя, управляющий функциями комбинации приборов;
• модульдорожной информации;
• модульсистемы безопасности, управляющий надувными по- душками безопасности;
• верхний электронный модуль,управляющий электрически-
миустройствами вверхней части кузова;
• модульуправления сигнализацией, управляющий сиреной охранной сигнализации,осуществляющий последовательный об-
менданными сверхним электронным модулем;
• другие.
Основой электронного управления системами автомобиля яв-
ляется компьютерная система управления двигателем.