Контрольныепараметрыпроверкисвечейзажигания
Модельдвигателя | Зазормежду электродами, мм | Давление,при которомобес- печиваетсябеспе- ребойноеискра- образование,МПа | Давление,при котором обеспечивается герметичность, МПа |
ВАЗ-1111, -2108 ВАЗ-2101,-2105,-2106 УЗАМ МеМЗ-968М МеМЗ-245 ЗМЗ-402, -4021 ЗМЗ-4062.1О | 0,7...0,8 0,5...0,6 0,8...0,9 0,7...0,9 0,7...0,8 50,8...0,95 0,7...0,85 | 0,6 0,6 0,8 0,8...0,9 0,8...0,9 0,8...0,9 0,7...0,85 | 2,0 2,0 1,0 1,0 1,0...1,l 1'О 2,0 |
Свечизажигания можнопроверитькакнаавтомобиле прира- ботающемдвигателе,такиснявихсавтомобиля.Впервомслучае дляпроверкисвечейснимаютснихпоочереднопроводаи следят заработойдвигателя:еслионанеизменяется,тосвечанеисправ- на.Такуюсвечувывертываютспециальнымключомивниматель- ноосматривают.Еслисвечапокрытатонкимслоемнагараотсеро- желтогодосветло-коричневогоцвета,егоможнонеудалять,так кактакойнагарпоявляетсянаисправномдвигателеиненаруша- етработысистемызажигания.Матово-черный,бархатистый на- гарсвидетельствует опереобогащении смесиинеобходимости проверкиуровнятопливаилислишкомбольшом зазореуэлект- родовсвечи.Глянцевито-черныйцвет
нагара изамасливаниесвечиуказы- ваютнаслишкомбольшоеколичество маславкамересгорания.Нагаротсве- числедуетудалятьспециальнойщет- койсприменениемспециальнойжид- кости илинаспециальномпескост- руйномаппарате.Еслиочистить све- чи невозможноислойнагаразначи- тельный,свечизаменяют.
Послеочисткисвечейнадоспо- мощьюкруглогопроволочногощупа
(рис. 18.6)проверить зазор между электродами и отрегулировать его,
подгибаябоковойэлектрод длядос- тижениятребуемого зазорасогласно табл.18.4.Никогданеследуетподги- батьцентральныйэлектродсвечи-
Рис.18.6.Проверкаирегули- ровказазораАмеждуэлект- родамисвечизажигания:
1 проволочныйщуп;2 спе- циальныйключ;З- свечазажи- гания
11 121314 15 16 17 18 19 20
2 25 2827 |
Рис.18.7.ПриборМ-514-2дляочистки ипроверкисвечейзажигания:
1 выключатель;2 индукционнаякатушка;3 наконечник;4 испытуемая свеча;5- корпус;6- искровойразрядник; 7- штуцер;8- распределительная камера;9 диафрагма;10 крышкакорпуса;11 штифт;12, 13, 14 винты;
15 фильтр;16- винткреплениякрышки;17- крышкаманжеты;18- отража-
тельныйдиск;19 манжеты;20 крышкакамеры;21 пескоструйнаякамера;
22 слойпеска;23 насадка;24 отверстиедляобдувапроверенной свечи;
25 манометр; 26 заглушка; 27 смотровоеокно;28 воздушнаякамера
это неизбежно приведеткпоявлению трещинвизолятореик выходусвечиизстроя.
Очиститьсвечиотнагара,атакжепроверитьихподдавлением можнонаспециальномприбореМ-514-2(рис. 18.7),вкотором
сжатыйвоздухотспециальногокомпрессораилибаллонаподво- дитсявприборчерезштуцер7ипоступаетвраспределительную камеру8. Регулирование подачивоздухаввоздушную28ипеско- струйную21камеры,атакжекотверстию24дляустановкисвечи при обдувесжатымвоздухомпроизводится спомощьювинтов
12,13, 14.Призавертываниивинтовметаллическиештифты11 прижимаютдиафрагму9книжнейплоскостираспределительной камерыиперекрываютканалыдляподачивоздухаккамерам.
Очисткусвечиотнагаравыполняютмелкимкварцевымпеском.
Дляэтогосвечувставляютвотверстиесменнойрезиновойманже- ты19,установленнойподкрышкой20пескоструйнойкамеры21.
Привывинчиваниивинта14сжатыйвоздухподдавлениемпрохо- дитчерезслойпеска22внасадке23,захватываяего,ударяетсяо загрязненнуюповерхностьсвечии очищаетееотнагара.Вбоковых
стенкахнасадкиестьотверстия,черезкоторыепесокзасасывается вовнугреннююполостьнасадкипридвижениивоздуха.Изпеска-
струйной камеры сжатый воздухвыходит наружучерезокна вкрыш- ке 20,песокжезадерживается сеткой иматерчатым фильтром 15. Обдувкусвечисжатым воздухомдляудаления оставшихся частиц пескапроизводят вотверстие 24прислегкавывернугом винте 13.
Для испытания набесперебойность искрообразования вместо
.одной изтрехзаглушек 26ввертывают свечу4инацентральный электрод надевают наконечникЗпровода отвторичной обмотки индукционной катушки 2.Питание первичной обмотки катушки происходит от источника постоянного тока напряжением 12В. Включение индукционной катушки осуществляется нажатием кнопки выключателя 1.Сжатыйвоздухпоканалупоступаетввоз-
, душнуюкамеруприотвинчивании винта 12.Придавлении возду-
ха0,6... 0,8МПа инормальном зазоре междуэлектродами искро- образование должно бытьбесперебойным. Дляпроверки свечина герметичностьнеобходимоввернутьсвечувсоответствующеегнездо
· стенда,создатьвкамередавление согласно таблицеинакапать на
· свечунесколько капель маслаиликеросина. Еслигерметичность
-нарушена,томеждуизоляторомикорпусом будутвозникать пу-
зыривоздуха.
Есливсистемезажиганиядвигателянетискры,необходимопро- верить исправностьпервичной ивторичной цепей,атакже исправ-
..·ностьконденсатора. Дляопределения неисправности впервичной
цепи следует взять контрольную лампу иприсоединить один ее
.проводккорпусуавтомобиля,адругойпоследовательно(привклю-
ченномзажигании иразомкнутыхконтактахпрерывателя) квклю-
·чателюстартера,квходномуивыходномувыводамзамкаикатуш-
кизажигания и,наконец, квыводамнизкого напряжения преры- вателя.Отсутствиевцепиконтакта будетнатомучастке,вначале котороголампа горит,авконце негорит.Отсугствиенакалалам- пы, присоединенной к выводунизкого напряжения катушки за- жигания иликвыводупрерывателя, помимо обрывацепинаэтом участкеможет указать инанеисправность изоляции подвижного
· .контакта(замыкание контакта накорпусавтомобиля).
Для проверки исправности цепи высокого напряжения(при
исправной цепинизкого напряжения) следуетснятькрышку рас- пределителя,поворотом коленчатого поставить контакты преры- вателянаполное смыкание ивынуть провод высокого напряже-
нияизцентрального выводараспределителя.Затемнадовключить
зажигание и,удерживая конец провода нарасстоянии 3... 4ммот корпусаавтомобиля илидвигателя, пальцем размыкать контакты прерывателя. Отсутствиеискры наконцепроводасвидетельствует
онеисправности вцепивысокого напряжения илипробоеобмо-
токконденсатора.
Для окончательного выявления причиннеобходимозаменить конденсатор исновапроверить цепи:еслинетискры - заменить катушкузажигания.
б Власов129
Проверяя исправность конденсатора приотсутствииспеци- альныхдиагностическихстендов,следуетотсоединитьегооткор- пусараспределителя,положивнаголовку блокацилиндровтак, чтобыкорпусконденсатора имелнадежноесоединение скор- пусомавтомобиля.Затемнадопоставитьконтактыпрерывателя наполноесмыкание, включитьзажигание,подвестипроводвы- сокогонапряжениякпроводу конденсатора,оставивнебольшой зазор,обеспечивающийпроскакивание искры.Размыкаярукой контакты-прерывателя, следуетзарядитьконденсатортремя-че- тырьмя последовательными искрами, азатем, сближая провод конденсаторасегокорпусом,разрядить.Еслиприразрядкебу- детпроскакивать искра (слышен щелчок),конденсатор испра- вен; еслиискра непоявляется, конденсаторнеисправен иего необходимозаменить.
Приопределениинеисправностивбесконтактнойсистемеза
жиганияавтомобилянеобходимособлюдатьследующиеправила:
приработающемдвигателенекасатьсяэлементовсистемызажи-
гания;не проверятьработоспособностьэлементовсистемызажи- гания«наискру»;непрокладыватьводномжгутепроводанизко-
гоивысокогонапряжениясистемызажигания;неотключать от коммутатораштепсельныйразъемпривключенномзажигании.
Если двигательнепускается,то(послепроверкипоступления топливавкарбюраторисрабатыванияэлектромагнитногоклапа- напри включении зажигания) следуетпроверить исправность системы зажигания.Дляэтогоспомощьюавтомобильнойлампы проверить,выдаетликоммутаторимпульсы токанакатушкуза- жигания,подсоединивлампувразрывэлектрическойцепимеж- дукоммутаторомивыводом<<+>>катушкизажигания. Включить зажиганиеипровернутьколенчатыйвалдвигателястартером.
Есликонтрольнаялампанемигает,токоммутатор невыдает импульсытока.Причиныэтогомогутбытьследующие:обрывв
проводах,соединяющихкоммутаторсдатчиком-распределителем; обрыввпроводахпитанияккоммутатору;незамкнутыконтакты включателязажигания;обрыввпервичнойобмоткекатушки за- жигания;невращаетсявалик датчика-распределителя;неиспра- венбесконтактныйдатчик;неисправенкоммутатор.
Есликонтрольнаялампамигает,тоцепьнизкогонапряжения
исправна,анеисправностьследуетискатьвцепивысокогонапря- жения.Причиныэтогомогутбытьследующие:влаганапроводахи
приборахзажигания,а такжевнутрикрышкидатчикаинарото- ре;нарушенпорядокприсоединения проводоввысокогонапря- жениякгнездамкрышкидатчика-распределителя;неплотнаяпо-
садкавгнезда проводоввысокогонапряжения;неправильнаяус- тановкамоментазажигания;нарушениезазорамеждуэлектрода- мисвечей зажигания,их замасливаниеилиповреждение;трещи- нывкрышкеилироторедатчика;излом,повреждениеилизави-
· ·сание контактного уголька вкрышке датчика; обрыв вовторич- нойобмотке катушки зажигания.
Принарушении искрообразования примикропроцессорнойсис-
. · темезажиганиянеобходимопроверитьнадежностьвсехееэлект- рическихсоединений.
Еслидвигательнезапускается,тонеобходимопроверитьнали- чиевысокогонапряженияввысоковольтныхпроводах.Дляэтого,
· прилагаяусилиетолькокрезиновомуколпачку,снятьвысоко-
. вольтныйпроводсосвечи первогоиличетвертогоцилиндра(рав-
нозначно,таккакобапроводаподводятнапряжениеотоднойи тойжекатушкизажигания).Установитьвгнездонаконечникапро- водазаведомоисправнуюсвечуирасположитьеенакрышкего-
. ловки блокацилиндров, обеспечив надежный контакткорпуса свечис«массой»двигателя.
. Включитьзажиганиеипрокрутитьдвигательстартером.При исправноймикропроцессорной системезажиганиямеждуэлект-
. родамисвечидолженвозникнутьэлектрическийразряд.Анало- тичнопроверитьсвечидругихцилиндров.
Причинамиотсутствиявысокогонапряжения ввысоковолът-
. ныхпроводаходновременноотобеихкатушекзажиганиямогут
....бытьнеисправностивцепяхпитаниякатушекиликонтроллера,а
.такжеотсутствиесигналовсиндуктивныхдатчиков,расположен-
...ныхнакартересцепления.
, Причинойотсутствиявысокогонапряженияввысоковольтных
. .проводаходнойизкатушекможетбытьнарушениеконтактных
... соединенийвуправляющейцепикатушкизажиганияиливыход
'изстроясамойкатушки.
·\·Проверитьисправностьцепипитанияконтроллераикатушек
,'' |
'.соответствующимконтактамконтроллераикатушкизажигания.
'После включения зажигания лампа должна загореться, впро-
.. ,тивномслучаепроверить исправность контактных соединений
/-жгутапроводовавтомобиляинадежностьзакрепления массовых
. ;'ПРОВОДОВ.
·.;,.Проверить исправность катушки зажигания можно методом
·1,:заменыназаведомоисправнуюилиподключиввторуюисправ-
':·нуюкатушку.
,:,iiВслучае,еслидвигательсмикропроцессорнойсистемойзажи-
?:rаниянеразвиваетполнуюмощность,необходимопроверитьва-
..,::куумнуютрубкуконтроллеранаотсутствиеповрежденийилина-
"личияконденсататопливавней,атакжеотсутствиезамыкания
'на«массу»проводаотразъемаконтроллеракдатчику-винту(при
.отсоедииенномпроводеотпятогоконтактаколодкиконтроллера
'двигательдолженразвиватьполнуюмощность).Есливрезультате
!.:всехпроверокработадвигателяненормализуется,следуетзаме-
. iнитьконтроллер.
При ТОстартера необходимо зачистить коллектор, проверить износ иприлегание щеток, при необходимости заменить ихно- выми, предварительно притерев кколлектору. Одновременно очи- стить исмазать моторным маслом винтовые шлицы вала, втулки и шестерню включения, а консистентной смазкой Литол-24 - поводковое кольцо привода.
Внешние световые приборыдолжнысоответствовать требовани- ям стандартов, определяющих ихколичество, цветовое сочета- ние, силусветаинаправленность световогопотока, атакжере- жимихработы.Габаритныеогнидолжныработатьвпостоянном, ауказателиповоротаи боковыеповторителиуказателей- впро- блесковомрежиме.Частотаследованияпроблесковдолжнанахо-
дитьсявпределах90+30проблесковвминуту(1,5+0,5Гц).Вре-
мяотмоментавключенияуказателяповоротадопоявления пер-
вогопроблесканедолжнопревышать3с.
Дляпроверкиустановкиисилысветафаравтомобиляиспользу-
ютприборы,указанныевтабл.18.5,наибольшеераспространение изкоторыхполучилиНИИАТЭ-6иКЗОЗ(рис.18.8). Правильность установкифаропределяютпоположениюсветовогопятнанаэк-
ранеприбора,а силусвета- спомощьюфотоэлемента.Проверку ирегулировкунаправлениясветовогопотокалучафарможнопро- водитьнаспециальнойплощадкевзатемненномпомещении,обо-
Разметка экранадлярегулировкифар
Таблица 18.5
Модель автомобиля | Степень наrруженности автомобиля, Н | /,м | S,мм | Расстояние АВ,мм |
ВАЗ-1111 ЗАЗ-968М ЗАЗ-1102 ВАЗ-2101, -2102 ВАЗ-2105,-2107 ВАЗ-2121 ВАЗ-2108,-2109 <<Москвич-2140> «Москвич-2141» ИЖ-2126 ГАЗ-24 ГАЗ-3102 | 750напереднемсиденье водителя Безнагрузки Без нагрузки Безнагрузки 750напереднемсиденье водителя Безнагрузки 750напереднемсиденье водителя >Сполнойнагрузкой 750напереднемсиденье водителя 750напереднемсиденье водителя Безнагрузки Безнагрузки | 7,5 |
б
Рис.J8.8.ПриборК-303дляпроверки фар:
а общийвид;б схемаоптическойкамерыприбора;/- оптическаякамера;
2 прямоугольнаяпризма;З поворотнаяось;4 линза;5 фотоэлемент;6
миллиамперметр;7- экран
рудованномспециальнымэкраномсразметкойсогласнорис.18.9 итабл. 18.5 иразметкойнаполудляустановкипереднихколес автомобилейразличныхмоделей.
Последовательностьвыполненияработследующая:
. поставитьнагоризонтальнуюплощадкунарасстоянии/отэк-
рана,расположенного втени,автомобильснагрузкойсогласно
табл.18.5иснормальнымдавлениемвоздухавшинах;
Рис.18.9.Регулировкасветафар:
h- высотаотполадонитинакаливанияфары;/- расстояниеотфарыдоэкра- на;S- величина,характеризующаяотклонениелуча;/,2- контрольныелинии
качнутьавтомобиль сбокудлястабильной установки подвесок; включить ближний светфар и, поочередно закрывая каждую фару,вращением регулировочных винтовдобиться, чтобы свето- теневая граница совпадала слинией 2,а наклоненные отрезки
выходили вблизи отточек пересечения линий АиВслинией 2.
Правильность показаний контрольноизмерительных приборов автомобиля проверяют путемподсоединения книмконтрольных (эталонных) приборов идатчиков. При проверке падения напря- жения надо включить дальний свет фар иизмерить напряжение между зажимом включателя стартера, к которому присоединен провод отбатареи, изажимом минусового вывода генератора, а затеммеждузажимом дальнего светалевойфарынасоединитель-
нойколодке проводов и зажимом минусового выводагенератора. Для автомобиля ГАЗ-3102 «Волга»разность этих напряжений не должна превышать 0,6В. В противном случаенеобходимо прове- рить чистоту иплотность соединений цепи, отсутствие окисле- ний впатронах иконтактах переключателей.
Ремонт приборовэлектрооборудованияпроизводится понеоб- ходимости ивключает всебя восстановление работоспособности
следующих элементов, агрегатов иузлов: аккумуляторных бата- рей, стартера,генератора, прерывателя-распределителя.
Ремонтаккумуляторныхбатарей. Передремонтомаккумулятор- нуюбатареюочищают отпыли, грязииследовоксидов, тщатель- нопроверяют состояние выводов, целостность аккумуляторного
моноблока, крышки, мастики. На поверхности моноблока иего крышки недолжно бытьсколов, трещин, следовподтекания элек- тролита. Некоторые повреждения аккумуляторной батареиможно устранить безееразборки.
Одной из основных неисправностей,требующих ремонта ак- кумуляторов,является сульфатация пластин - отложение наних плотногокрупнокристаллического налетасернистогосвинца(суль- фида).Сернокислый свинец плохорастворяется призарядкеакку- мулятора, плохо проводит ток изатрудняет доступэлектролита к активной массе. Врезультате сульфатации емкость инапряжение аккумулятора уменьшаются, чтоможетвывестиегоизстроя.При- знаками частичной сульфатации пластин являются быстрое по- вышение напряжения и температуры электролита при зарядке, бурное газовыделение (екипение») электролита с незначитель- нымувеличением егоплотности.Припоследующем разряде,осо- бенно привключении стартера, батарея быстроразряжается из-за малой емкости.
Небольшую сульфатацию пластин можно устранить, проведя одинилинесколько циклов «заряд-с-разряд». Дляэтогоаккумуля- торную батареюнеобходимо полностью зарядить идовести плот- ность электролита вней до нормальной величины (1,285r/см3) путемдобавления электролита плотностью 1,4г/см3 илидистил-
,.
.;':
·.,
лированной воды. Затем надоразрядить батарею черезлампу то- комв4...5Адонапряжения приблизительно 1,7Ввкаждомакку- муляторе (10,5Вдлявсейбатареи). Послеэтогобатареюсновасле- дуетзарядить, повторив цикл 2- 3 раза.
Если имеются трещина, вспучивание или затекание заливоч- ной мастики, старую мастику удаляют специальным электропа- яльником илинагретойдо200°Сметаллической лопаткой.Новую мастику перед заливкой необходимо разогреть до 220°С, после чего залить вщель между стенками моноблока и крышками, а затем сгладить электропаяльником или нагретой металлической лопаткой. Стараямастикаможетбытьповторноиспользована после нейтрализации в2... 3%-ном растворе щелочи илисоды.Длягер- метизации крышек аккумуляторов вмоноблоке применяют мас- тики БР-20 ПТдля районов сумеренным ихолодным климатом
иБРТ-1 - для районов сжарким климатом.
· Износ полюсных выводов контролируют шаблоном или
штангенциркулем.Диаметр вывода, измеренный вверхней части, должен быть неменее 16,8ммдля положительной полярности и
.16,5мм- дляотрицательной.Приизносеилидругихповреждени-
яхвыводов батареи производится ихнаплавка, длячегоприменя- ютспециальные кокили или шаблоны, причем для положитель-
.ногоиотрицательноговыводовразных(подиаметру)размеров.
· Высотавыводовдолжнасоставлять18+1 мм.Посленаплавкидо
. застываниясплаванаверхнюючастьвыводовнаноситсяспомо-
·..щьюстальногоштампазнакполярности.
' Передразборкойаккумуляторнуюбатареюнеобходиморазря-
дитьчерезреостатилилампытоком,численноравным1/10ем-
.кости,затемслитьэлектролитвосвинцованныйбакиснятьмеж- элементные соединения (перемычки), предварительно ихвы-
.сверливвместесоединения.Затемудаляют мастикуспомощью специальнойлопаточки,имеющейподогрев. Снимаютспециаль- нымзахватомкрышкимоноблока(рис.18.1О) ивынимаютблоки
.пластин.Промываютихвпроточнойводе,затем,осторожнораз-
.двигаяпластины, вынимаютсепараторыиотделяютполублоки
.положительныхиотрицательныхпластин.
Ремонтаккумуляторной батареизаключается главнымобра-
зомвзамене негодных пластин исепараторов; рекомендуется испольэоватъбывшиевэксплуатации, ногодныепластинытого
жеразмера,взятыеиздругихразобранныхбатарей.Послезаме-
ныпластиноднойполярности пластинысобираютвспециаль-
ныхшаблонах(рис.18.11)исваривают.Полублокиположитель-
ных иотрицательныхпластинсобираютвместессепараторами, которыедолжныбытьобращеныребрамивсторонуположитель-
ныхпластин. Передустановкой пластинваккумуляторный мо- ноблокпоследнийочищаютотосыпавшейсяактивноймассы,про- мываютипроверяютнаотсутствиетрещин(рис.18.12).
... |
2 |
Рис.18.1О. Съемник крышекмоноблокааккумуляторов:
1 - скоба;2- рычаг;З- захват;4- «барашек»;5- втулка
аб
Рис.18.11.Сборкаблоковэлектродов:
а шаблон-кондуктор сустановленными электродами;б сваркаэлектродов
При обнаружении встенках, дне или перегородкахтрещин моноблокподлежитзамене.
Присборкеаккумуляторной батареисоблюдаютчередование полярностиэлементов.Установивнадпластинамипредохранитель-
ныещитки,уплотняютместастыковкрышекмоноблоковасбес-
товымшнуромиустанавливаюткрышки.Затемзачищаютштыри,
',.·.·.
выступающие надкрышками, устанав-
. · ливаютмежэлементные соединения и припаиваютих.Длязаполнениявысвер- ленныхприразборкеотверстий наплав- ляютсвинециз присадочногопрутка. Послеокончания пайки зачищают на- пильникомповерхностьмежэлементных соединений и заполняют зазор между крышкамии стенкамимоноблоказали- вочной кислотоупорноймастикой,ко- торуюможноизготовитьизполупродук- таиспециальногомасла.
Для приготовления мастики марки Рис.18_12.Проверкасте-
БР-20ПТберуг28,6%регенератаи71,4% нокиперегородокмоно-
. битума,длямастикиБРТ-1- 33,3%ре- блока нагерметичность: генератаи66,7% битума.Компоненты 1 вольтметр;2 электроды нагреваютдо200°Ситщательнопере-
·мешиваютвтечение2,5 ...3 ч.
Хранитьаккумуляторныебатареинеобходимовхорошопро-
ветриваемыхпомещениях,взащищенныхотпрямыхсолнечных лучейместах.
Ремонт генератора. Преждечемначатьремонтгенератора,не- обходимопровестиегоконтрольнуюпроверку.
Проверканастендепозволяетопределить исправностьгенера- тора исоответствиеегохарактеристикноминальным.Упроверяе- могогенераторащеткидолжныбытьхорошопритертыкконтакт- нымкольцамколлектора,асамикольцачистыми.Дляпроверки
. генераторнеобходимоустановитьнастенд,выполнитьсоедине-
ния,какуказанона рис.18.13,включитьэлектродвигательстенда, реостатом5установитьнапряжениенавыходегенератора13Ви
. довестичастотувращенияроторадо5000мин".Датьгенератору поработать наэтомрежиме неменее 2мин,азатемзамерить
. силутокаотдачи.Уисправного генератораонадолжнабытьне
4 5 6 |
л,
Рис. 18.13.Схемасоединений дляпроверки генератора настенде:
1 резисторы (по 100 Ом,2Вт);2 контрольная лампа;З генератор;4
. вольтметр;5 реостат;6 амперметр;7- выключатель;8 аккумуляторная батарея
менее55А.Напряжениенавыходегенераторапроверяетсяпри частотевращенияротора5000мин".
Реостатом5установитьтокотдачи15Аизамеритьнапряжение на выходегенератора, котороедолжнобыть(14,1 +0,5)Впритем- пературеокружающеговоздухаи генератора(25+.I0)°C. Еслина- пряжениенеукладываетсяв указанныепределы,тозаменитьре- гуляторнапряжения новым, заведомоисправным и повторить проверку.Еслинапряжениебудетнормальным,то,следователь- но,старыйрегуляторнапряжения повреждениегонеобходимо заменить.Еслинапряжениепо-прежнемунебудетукладыватьсяв указанныевышепределы, тонеобходимопроверитьобмоткии вентилигенератора.
Обмоткувозбужденияможнопроверить,неснимаягенератор с автомобиля,аснявтолькорегуляторнапряжениявместесщет- кодержателем.Зачистивпринеобходимостишлифовальнойшкур- койконтактныекольца,омметромиликонтрольнойлампойпро- веряют,нетлиобрывавобмоткевозбужденияинезамыкаетсяли онасмассой.
Статорнеобходимопроверятьотдельнопослеразборкигене- ратора.Выводыегообмоткидолжныбытьотсоединеныот венти- лейвыпрямителя.В первуюочередьпроверитьомметромилис помощьюконтрольнойлампыиаккумуляторнойбатареи,нетли обрывоввобмоткестатораине замыкаютсялиеевиткинамассу. Изоляция проводовобмоткидолжнабытьбезследовперегрева, которыйпроисходитприкоротком замыканииввентиляхвыпря- мительногоблока.Статорстакойповрежденнойобмоткойзаме- няется.Затемнеобходимопроверитьспециальнымдефектоскопом, нетливобмоткестаторакороткозамкнугыхвитков(рис. 18.14). Затемнеобходимо проверить вентили выпрямительного блока. Исправныйвентильпропускаетток тольководномнаправлении, неисправный - можетлибовообщенепропускатьток (обрыв
4
Приемно-сигнальный Индукционный аппаратаппарат
а б
Рис.18.14.ДефектоскопПДО-1,установленныйвстатор(а),иегосхема(б):
1 - неоноваялампа; 2, 6- стальныесердечники; 3,7- обмотки;4-
конденсатор;5 зажимы;8 контактыпрерывателя
1 2 т ....&.- |
|
Рис.18.15.Схемыдляпроверки вентилей выпрямителя:
|
. проверка отрицательных вентилей;
:в проверкаположительныхвенти-
. лей;1- аккумуляторнаябатарея;2-
:контрольная лампа;З генератор
. цепи),илипропускать токвобоихнаправлениях (короткое замы-
·_ кание). Вслучае повреждения одного извентилей выпрямителя
· необходимо заменятьцеликом выпрямительный блок.
Короткое замыканиевентилей выпрямительногоблокаможно
проверить, не снимая генератор с автомобиля, предварительно отсоединив провода отаккумуляторной батареи игенератора,а
, такжеотсоединив вывод<<Б>>регулятора отвывода<<30>>генератора
·ипроводотвывода<<В>>регуляторанапряжения. Проверить можно
.. омметром илиспомощью лампы (1...5 Вт, 12В)иаккумулятор-
'нойбатареи, какпоказанонарис.18.15.Сначала надопроверить
, .нетли замыканияодновременно в«положительных»и«отрица-
,:1·тельных>>вентилях.Дляэтого <<ПЛЮС>>батареи черезлампу подсо-
. ·. единить квыводу<<30>>генератора,а«минус»- ккорпусу генера- тора (рис. 18.15,а). Если лампа горит, тои«отрицательные», и
.'еположительные» вентили имеют короткоезамыкание.
· Короткое замыкание«отрицательных»вентилей можно прове-
, рить, соединив <<ПЛЮС>>батареи через лампу содним из болтов крепления выпрямительного блока, а<<МИНУС>>- скорпусом ге- нератора (см.рис. 18.15,б).Горениелампы означает короткое за-
_..мыкание водном илинескольких «отрицательных» вентилях.Сле- дуетпомнить, что в этом случае горение лампы может быть и
·.следствиемзамыканиявитков обмотки статора накорпус генера-
тора.Дляпроверкикороткого замыканияв«положительных»вен-
тилях<<ПЛЮС>>батареичерезлампусоединить свыводом <<30>>гене-
ратора,а<<МИНУС>>- соднимизболтовкрепления выпрямитель- ногоблока(см.рис.18.15, в). Горениелампыукажетнакороткое замыкание одногоилинескольких «положительных»вентилей.
Обрывв вентиляхбезразборкигенератораможнообнаружить либоосциллографом, либоприпроверкегенераторанастендепо значительному снижению (на 20... 30%) величины отдаваемого токапосравнениюс номинальным. Еслиобмотки,дополнитель- ныедиодыирегуляторнапряжениягенератораисправны,аввен- тиляхнеткороткого замыкания, топричиной уменьшения отда- ваемоготокаявляетсяобрывввентилях.
Дляпроверкидополнительныхдиодовна короткоезамыкание необходимо <<ПЛЮС>>батареичерезлампу (1...3 Вт, 12 В)присо- единитьквыводу<<61>>генератора,а«минус»- кодномуизболтов креплениявыпрямительногоблока.Еслилампазагорится,товка- ком-то издополнительныхдиодовимеетсякороткоезамыкание. Найтиповрежденныйдиодможно,только сняввыпрямительный блокипроверяякаждыйдиодвотдельности.Обрыввдополнитель- ныхдиодахможнообнаружитьосциллографомпоискажению на выводе <<61», атакже по низкому напряжению (ниже 14 В)' на выводе<<61>>присреднейчастотевращенияроторагенератора.
Дляпроверки регуляторанапряжения наавтомобиленеобхо- димоиметьвольтметрпостоянного токасошкалойдо15 (30)В, классаточности нениже 1,0. После 15 минработыдвигателяна средней частотевращения привключенных фарахзамеритьна- пряжениемежду выводом<<30>>имассойгенератора. Напряжение должнонаходитьсявпределах13,6 ... 14,6В.Вслучае,еслинаблю- даетсясистематическийнедозарядилиперезаряд аккумуляторной батареиирегулируемоенапряжение неукладываетсявуказанные пределы,регуляторнапряжения необходимозаменить.
Регулятор,снятыйсгенератора,проверяетсяпосхеме,приве-
деннойнарис.18.16.Еголучшепроверятьвсборесощеткодержа-
телем,таккакприэтомможносразуобнаружитьобрывывыво- довщетокиплохойконтакт междувыводамирегуляторанапря-
|
Рис.18.16.Схемадляпроверкирегуляторанапряжения:
1 аккумуляторнаябатарея;2 регуляторнапряжения;З контрольнаялампа
! 1
, |
·,
У:·женияищеткодержателя.Междущеткамивключаетсялампамощ-
ностью 1 ...3 Вт,12 В.Квыводам<<Б)>,<<В)>икмассерегулятора
присоединить источник питания сначала напряжением 12В, а
затемнапряжением 15... 16В. Еслирегуляторисправен,товпер- вомслучаелампа должна гореть,авовтором- гаснугь.Если
лампагоритвобоихслучаях, товрегуляторепробой,аеслине горитвобоихслучаях,тоиливрегулятореимеетсяобрыв,или нетконтактамеждущеткамиивыводамирегуляторанапряжения.
Послеразборки металлическиедеталигенераторанеобходимо промытьв бензинеиликеросинеипросушить.Деталисизолиро- ваннымиобмоткамипротираютветошью,смоченнойв чистом бензине, ипросушивают. Припроверкеякоря вцентрахилина
· призмахбиениеконтактногокольцаилиподиаметрусердечника не должнопревышатьО,1 мм.Зачисткузагрязненныхконтактных колецсоследамиподгорания илинеравномерного изнашивания поширине производитьмелкойстеклянной шкуркойзернистос- тью80или 100.
При проверке щеточного узлагенераторанеобходимоправе-
, ритьлегкостьперемещения щетоквщеткодержателе,атакжеиз-
носщеток,выступаниекоторыхизщеткодержателядолжнобыть неменеечемна5 мм.Упругостьпружинконтролируютспомо-
. шьюпружинногоилирычажногодинамометра.
Приувеличенных люфтахшарикоподшипников иобнаруже-
. ·нии поврежденийрезиновыхуплотнений подшипники генерато-
. разаменяют.Чтобыизвлечьнеисправный подшипникизкрышки состороныпривода,необходимоотвернугьгайкивинтов,стяги-
.:· вающихшайбыкрепления подшипника, снятьшайбысвинтами
:·-.»наручномпрессевыпрессоватьподшипник. Еслигайкивинтов
. неотворачиваются (концывинтовраскернены),тоспилитькон-
.·цывинтов.Устанавливатьновыйподшипниквкрышкугенератора
можнотолько втомслучае,еслиотверстиедляподшипника не
· деформировано. Подшипник вкрышкузапрессовыватьнапрессе
изатемзажимать междудвумяшайбами,стянугыми винтами с
. : . гайками.Послезатягивания гаекконцывинтовраскернить.
.. Призаменеподшипника роторасостороныконтактныхколец
,.:необходимоодновременно заменятьик.рышку,таккакеслипод- шипник поврежден,топовреждаетсяигнездовкрышке.
Присборкегенераторов необходимо обратитьвнимание,что несоосность отверстий влапах крышек недолжна бытьболее
0,4мм.Поэтомуприсборкенеобходимовставлятьвэтиотверстия специальный калибр. Коническая пружинная шайбашкива вы- пуклойсторонойдолжнасоприкасаться сгайкой.
Ремонтстартера.Еслиестьсомнениявэффективностиработы
: стартера,необходимо проверитьегонастендесвключением по
·схемесогласнорис.18.17.Припроверкеиспользуетсяхорошоза-
ряженная аккумуляторная батарея, вольтметрпостоянного тока
со шкалой О...30В, амперметр сшунтом до 100А, тахометр и динамометр.Температура стартерадолжна быть(25+5)0С,ащет-
кихорошопритертыкколлектору.
Для испытания нахолостомходустартерустанавливаютна специальныйстендилизажимаютв тисках.Присоединительные проводакбатарее,кшунтуамперметраистартерудолжныиметь
сечениенеменее16мм.Принапряжениинавыводах 12Висправ- ныйстартердолженпотреблятьтокнебольше110А,угловаяско- ростьякорядолжнабытьнеменее400рад/с.Повышенный по-
требляемый ток, пониженное числооборотов, атакже шумво времяработысвидетельствуютобэлектрическихимеханических неисправностях стартераврезультатенеправильной сборки, за- мыканияобмоткиякорянакорпусилизамыканиямеждувитка- ми.Малыйпотребляемыйтокипониженноечислооборотов при нормальном напряжении наклеммахстартеранаблюдаютсяпри плохомконтакте всоединенияхпроводовилислабомприжиме пружинщеток.
Дляиспытаниястартераврежимеполноготорможенияэлект- рическаясхемасоединенийстартераостаетсятакойже,какпока- занонарис. 18.l7.Нашестернюприводастартеранадеваютза- жимное приспособление срычагом,связанное сдинамометром ислужащеедлясозданиякрутящегомомента.При испытаниистар- тервключаютнеболеечемна4...5своизбежаниеегоперегрева и повреждений.Тормозноймоментопределяетсяпроизведением показаниядинамометравНнадлинурычагавм,т.е.Н· м.Уис- правногостартерапринапряжениинавыводах12Витокенебо- лее500АкрутящиймоментдолженбытьнеменееJ3,7 Н·м.Если прииспытании происходитпроворачиваниевалаякоря, необхо- димоисправитьилизаменитьмуфтусвободногоходаприводастар- тера.Еслипотребляемыйтоквыше500А,атормозной момент ниже 13,7Н·м,этоуказываетнанеисправность обмоткиякоря илиобмоткивозбуждения.Есливеличинытормозногомомента и тока,потребляемогостартером,ниженормальных (принормаль- номнапряжениинавыводахстартера),этосвидетельствуетопло- хихконтактахвнутристартераилиослабомнатяжении пружин щеток.Еслиэти величиныниженормальных(припониженном напряженииназажимах стартера),значит,плохойконтактвпро- водахилинеисправнааккумуляторнаябатарея.
Проверкунапряжения включениятяговогорелепроизводятс помощьювключаемоговегоцепьреостата.Постепенноуменьшая сопротивление, определяютповольтметрунапряжение, прико- торомзамыкаются главныеконтакты реле,онодолжнобытьне более9В.Повышенное напряжение указываетнато,чтонеис- правныобмоткирелеилиесть механиче