Техническое обслуживание и текущий ремонт системы питания дизельныхдвигатfjiей

Насистемупитаниядизельныхдвигателейприходитсядо9% всехнеисправностейавтомобилей.Характерныминеисправностя- миявляются:нарушениегерметичностиитечьтоплива,особенно топливопроводов высокогодавления; загрязнение воздушныхи особеннотопливныхфильтров;попаданиемаславтурбонагнета- тель;износ иразрегулировкаплунжерных парнасоса высокого давления; потерягерметичностифорсунками иснижениедавле- нияначалаподъемаиглы;износвыходныхотверстийфорсунок, ихзакоксовывание изасорение. Этинеисправности приводятк изменению момента начала подачи топлива,неравномерности работытопливного насосапоуглуповорота коленчатоговалаи количествуподаваемоготоплива,ухудшениюкачествараспыли- ваниятоплива,чтопреждевсеговызываетповышениедымности отработавшихгазовиприводиткнезначительному повышению расходатопливаиснижениюмощностидвигателяна3...5%.

Внешнимипризнаками отказови неисправностей системы питаниядвигателяявляются: затрудненныйпуск,повышенный расход топлива, неравномерная работа,дымление,снижение мощностидвигателя, жесткаясостукомработа двигателяинеиз- менностьчастотывращенияколенчатоговала.

Затрудненный пуск двигателяобычнопроисходитврезультате

недостаточнойподачитопливав цилиндрыдвигателя,причинами чегомогутбытьподсосвоздухавсистемупитания,засорениефиль-

трующихэлементов, неисправностьтопливоподкачивающегона- соса,снижениедавления впрыскаиз-за износаплунжерныхпар насосавысокогодавленияиухудшениераспыливаниятопливапри

закоксовыванииилиизносесопловыхотверстийраспылителяфор- сунки.Неустойчиваяработадвигателянамалойчастотевращения коленчатоговаламожетпроисходитьтакжеврезультате подсоса воздухавсистемупитания,неравномернойподачитопливасекци- ямитопливногонасоса,ухудшениясостоянияфорсунок.

Дымление (появлениечерногодыма)являетсярезультатомне-

полнотысгораниявследствиепреждевременнойилибольшойпо-

дачитоплива насосом высокогодавления, увеличения площади

сопловыхотверстийфорсуноквследствиеихизноса(чтоснижает

давлениевпрыска),позднегоначалаподачитоплива,подтекания

форсунок, засорения воздушногофильтра, ухудшенияраспыли-

вания вследствие закоксовывания или засорения сопел форсун- ки, наличия втопливе воды.

Снижениемощности двигателяможетпроисходитьиз-запод- сосавоздухавтопливнуюсистему,засорениявоздушногофильт- ра,недостаточнойцикловойподачитоплива,нарушения регули- ровкиуглаопережениявпрыска,ухудшения распыливаниятоп- ливафорсунками, уменьшения количества инеравномерности

подачитопливанасосомвысокогодавления, недостаточнойве- личиныкомпрессиииприменениясоответствующеготоплива.

Диагностирование герметичностисистемыпитанияпроизво- дитсяприкаждомочередном обслуживанииавтомобиля.Негер- метичностьработающихподдавлениемтопливопроводовобнару- живаетсяпоподтеканиютопливав местахихсоединенийприра- ботедвигателянаоборотаххолостогохода.

Негерметичность топливопроводовисоединенийнаучастках, находящихсяподразрежением,приводиткподсосувоздухавси- стему.Наличиевсистемевоздухаможетбытьобнаруженоповы- делениюпеныилипузырьковвоздухаиз-подослабленнойконт- рольнойпробкинакрышкефильтра тонкойочисткиприработе двигателянамалойчастотевращенияколенчатоговала.

Неплотностивтопливопроводахсистемы,втомчисленали- ниивсасывания(дотопливоподкачивающегонасоса),можновы-

. явитьприпомощи бачка(рис.17.1).Дляэтогоотсоединяютоттоп-

ливногобакатопливопровод,отводящийизлишектоплива,гер-

метизируютегозаглушкой,затемотсоединяютотбакаподающий

. топливопроводиприсоединяюткнемушлангбачка.

Топливоизчастичнозаполненногобачкаподаютвсистемупод

давлением0,3МПа,котороепредварительносоздаетсяимеющимся

. вбачкевоздушнымнасосом.Негерметичностьтопливопроводов обнаруживаютпопоявлениювместахсоединенийпузырьковвоз-

духаиподтеканиютоплива.

Проверкасостоянияфильтровзаключаетсяв ежедневномсли-

веотстоя изфильтров грубойитонкой очисткивколичестве

О,1... О,15л.Послесливапускаютдвигательидаютемупоработать

3...4мин,чтобыудалитьвоздух,которыймогпопастьвтоплив- нуюсистему.Черезкаждые9... 14тыс.км(приочередномТО-2)

фильтрыразбирают,корпусапромывают дизельнымтопливоми заменяютфильтрующиеэлементы.

ПроверкутопливоподкачивающегонасосадвигателяЯМЗ-236 проводятнапроизводительностьивеличинуразвиваемогодавле- ния.Производительностьтопливоподкачивающегонасосаприпро-

тиводавленииО,15...О,17 МПаичастотевращениякулачкового валапривода 1050мин"!должнабытьнеменее2,2л/мин.При полностьюперекрытомнагнетательном каналенасосаипричас- тотевращения кулачковоговала 1050+10мин"!максимальное

давлениедолжнобытьнеменее0,4МПа.

техническое обслуживание и текущий ремонт системы питания дизельныхдвигатfjiей - student2.ru Рис.17.1. Бачокдляпроверки

4 герметичности топливной системыдизеля:

1 - клапан; 2- топливомерная трубка;З ­ крандлявыпускавоз- духа;4- рукоятка;5- манометр;

6 ­ воздушныйнасос;7­ бачок;

8­ шланг

Насос высокого давлениядвигателей ЯМЗ-236, ЯМЗ-S238, ЯМЗ-740 испытываюттакженастендеСДТА-1(рис. 17.2) или других аналогичных.Приэтомпроверяютмоментначалаподачи топлива,равномерностьипроизводительностьнасоса. Нарушение моментов началаподачитоплива отдельнымисекциями насоса вызываетнесвоевременноепоступлениетопливачерезфорсунки вцилиндрыдвигателя.Врезультатепоявляютсястукивдвигателе (ранняяподача)илидымныйвыпуск(поздняяподача).Дляпро- верки ирегулировки момента начала подачитоплива насосом высокого давления кулачковый валнасоса соединяют свалом приводастенда.

Началоподачи топливапроверяютспомощьюмоментоскопа (рис.17.3),которыйпоочередноприсоединяюткштуцерукаждой нагнетательнойсекции насосавпорядкеработыдвигателя.Для определения началаподачитоплива каждойсекцией специаль- нымградуированнымотО до360°(сценойделения l0)диском последнийустанавливаетсявкорпусенасосасостороныпривода, анавалуприводазакрепляюттарелку.

Послеприсоединениямоментоскопакштуцерупервойсекции насоса,вращаяегокулачковыйвал,заполняютдополовиныобъ-

техническое обслуживание и текущий ремонт системы питания дизельныхдвигатfjiей - student2.ru

4 5 6     ,----,

t

  1.. ~ г   13 12
1

Рис.17.2.Гидравлическая схемаподачитопливастендаСДТА-1:

1­ испытываемыйтопливный насос;2­ форсунка;З­ мерныецилиндры;4­

. указатель уровня топлива; 5- термостат;6­ верхнийтопливный бак; 7- подкачивающий насос стенда;8 ­ топливный фильтр;9 ­ манометр;10 ­:­ демпфер; 11- распределитель топлива; 12- нижний топливный бак; 13-

столстенда

емастеклянную трубкумоментоскопа ификсируютположение кулачковоговала. Этоположениеопределяетмомент началапода- чи топливапервойсекциейислужитначаломотсчетаугловпово- ротакулачковоговала,соответствующегоподачетопливаосталь- нымисекцияминасоса.Начало подачипервойсекциейпроисхо- дитпринабеганиикулачканатолкательза38...39° доосисиммет- риикулачка.Положениеосисимметрииопределяют спомощью моментоскопа. Приняв указанное положение кулачковоговала (38...39°до оси симметрии) условноза0° или началоотсчета, определяютначалоподачитопливаостальнымисекциями, кото- роедолжнобытьдлядвигателяЯМЗ-236(всоответствииспоряд- комработыцилиндров)длячетвертой секции45°,второй- 120°, пятой- 165°,третьей- 240°ишестой- 285°.

Прирегулировкеравномерности подачитопливаотдельными

секцияминасосауглыповоротаегокулачковоговаларегулируют

припомощиболта,ввернутоговтолкательплунжерасекциина- сосадополучениянужногозначенияугла.

Проверкаколичестваиравномерностиподачи топливасекци- яминасосавысокогодавлениязаключается вопределенииколи- честватоплива, подаваемогокаждой секцией насоса вмерные

Рис.17.3.Моментоскоп:

1   2
1 ­ стеклянная трубка;2­ рези- новаятрубка;З- топливопровод;

4- накидная гайка; 5- штуцер

секциитопливногонасоса

цилиндры,ипромежутковвре- менимеждуподачами,которые должны бытьодинаковыми у всехсекций насоса.Проверку равномерности и количества подачитопливанагнетательны- мисекциями насосапроизво- дятнаэтомжестенде.

техническое обслуживание и текущий ремонт системы питания дизельныхдвигатfjiей - student2.ru Количествоподаваемоготоп- ливапроверяют наэталонных форсунках.Одновременнопро- веряюти регулируютмини- мальнуючастотувращенияку-

лачкового вала, соответствующуюполному выдвижениюрейки

включенияподачитопливарегулятором. Регулируютподачутоп-

ливаначастотевращениякулачковоговала225...275мин" изме- нениемположения рейкиподачи,пользуясьвинтомрегулиров- ки,имеющимсяврегуляторечастотывращенияколенчатоговала двигателя.

Проверкафорсунокдвигателя.Основными неисправностями форсункиявляютсяухудшениекачествараспыливаниявследствие снижениядавленияначалавпрыскаилиподъемаиглы,еенегер-

метичность илизасорение,закоксовываниеилизасорениеотвер- стийраспылителяи попаданиевнеговоды.Врезультатеснижает- сямощностьи экономичностьдвигателя,работаегонамалойча- стотевращенияваластановитсянеустойчивой,повышается дым- ностьотработавшихгазов.

Предварительнофорсункипроверяютнепосредственнона ра- ботающемдвигателе последовательным выключением цилинд- ров.Дляэтогоослабляютнакиднуюгайкууштуцерапроверяе- мойфорсункистем,чтобытопливовытекалонаружу,непосту- паявфорсунку, ицилиндр таким образом выключается. Если выключенная форсунка исправна, перебои вработедвигателя увеличатся, частотавращения коленчатого валауменьшится, а дымлениевыпусканестанет меньше.Наоборот,еслифорсунка неисправна, характер работыдвигателя не изменится, адым- ностьвыпускауменьшится. Вэтомслучаефорсункуснимаюти

направляют вцехтопливной аппа- ратуры.При ТО-2, атакже после

· ремонта форсунки проверяют на

герметичность, давление начала подъема иглыикачество распыли- вания топлива, длячегоиспользу-

ютстенд.

Проверкагерметичностифорсун-

·ки, давления впрыска и качества

· распыливания топливапроизводит-

. .сянаприборе КП-609А (рис. 17.4), установленном науказанном стен-

• де. При проверке герметичности

.форсунки медленно завертывают ее

. .регулировочныйвинт и одновре-

. менно,качая рычагом, увеличива-

. ютдавление до30МПа.Послеэто-

гопрекращают подачу инаблюда- ютзаснижением давления. Когда

· .давление снизится до 28 МПа,

. включают секундомер иопределя-

..-ютвремяспададавлениядо23МПа.

· ·.Допустимоевремяпадениядав-

: ления для исправной форсунки

техническое обслуживание и текущий ремонт системы питания дизельныхдвигатfjiей - student2.ru

Рис.17.4.Прибордляпровер-

кифорсунок:

1 - защитный прозрачный кол- пак-сборник топлива;2­ прове- ряемая форсунка;З- бачокдля топлива;4- манометр;5- запор- ный вентиль;6­ корпус прибо- ра;7- рычаг

· 'должнобытьнеменее5с,асновымраспылителем- всреднем

·..неменее 20...30с.Подтекание топлива илиувлажнениеторца

. распылителя приуказанномснижениидавлениянедопускается.

Давлениевпрыскаилиначалаподъемаиглыфорсункипроверя-

. ютпоегозначениювмоментвпрыскатоплива.Дляэтоговвертыва-

·..ютдоупоразапорныйвентиль5ирычагом7насосамедленнопо-

вышаютдавлениедо12,5МПа,послечегоповышаютегососкоро- стью0,5 МПавсекундуинаблюдаютзаначаломвпрыскатоплива.

-.У двигателейЯМЗ-236иЯМЗ-238началовпрыскатопливафор- сункойдолжнопроисходитьпридавлении15+0,5МПа.Регулиру- ютфорсункурегулировочнымвинтом,изменяянатяжениепружи-

·. ны,прижимающейиглукотверстиюраспылителя.

Качество распыливания топлива форсункой проверяют при

. закрытомзапорномвентиле5манометра4;пользуясьрычагом7

. · насоса,производятнесколькорезкихкачковинаблюдаютзаха-

.' рактеромвпрыска. Топливо, выходящееизсопелраспылителя, должноразбрызгиватьсядотуманообразногосостояния.Уголко- нусараспыливания контролируютполиниямназащитномкол-

.. паке.Понижениедавленияпривпрыскетопливадолжнобытьв

'пределах0,8...1,7МПа,приэтомподтеканиятопливанедопус-

. кается.Началоиконецвпрыскахарактеризуютсярезкимзвуком

. (треском).

НаприбореКП-1609А(см.рис.17.4)этогостендаможнопрове- ритьнагидравлическую плотность плунжерную парунасосавысо- когодавления посредствомсоздания механической нагрузкирыча- гомZВремяопусканияплунжерахарактеризуетстепеньизношенно- стипарыивсреднемпотремзамерамдолжнобытьнеменее 1Ос.

Придиагностированииирегулировке системыпитаниядвига- телейавтомобилейКамАЗ впроцессеихТОприменяютметодыи оборудование,аналогичныерассмотреннымвыше.

НасосвысокогодавленияприТО-2диагностируютирегули-

руютнаначало,величинуиравномерностьподачитоплива.Опре- делениемоментаначалаподачитопливасекцияминасосапроиз-

водятспомощьюмоментоскопа,какуказывалось ранее,длядви- гателейЯМЗ-236.ДлядвигателяЯМЗ-740подачатопливадолжна происходитьчерез45°поворотаваланасосадлявосьмойсекции,

90°- четвертой, 135°- пятой, 180°- седьмой,225°- третьей,

270°- шестойи315°- второй.

Регулировкуначалаподачитопливасекцияминасосапроизво-

дятустановкойшайбразличнойтолщиныподплунжертолкателя. Количествотоплива,подаваемоевцилиндрызаодинходплунже- ра,иравномерностьподачиопределяютсянастендетипаСДТА-1. Приэтомпроверяютгерметичностьнагнетательныхклапанов каж-

дойсекцииподдавлениемО,15...0,20МПавтечение2 минпри полностьювыдвинутой рейкеидавлениитопливавтопливопро- водепередвходомвнасос0,05...О,]ОМПапричастотевращения кулачковоговала1300мин".

ДлядвигателейЯМЗ-740и -741среднееколичествотоплива, подаваемоезаодинходплунжера(средняяцикловаяподача)при частотевращениякулачковогопала1290мин" приупорерычага управлениявболтограничениямаксимальнойчастотывращения

коленчатоговала,должносоставлять72,5...75,0мм3/цикл.

Регулированиевеличиныподачиосуществляетсяповоротомкор-

пусасекциинасосапослеослабленияеекрепления.Неравномер- ностьподачитопливане должнапревышать3 %. Придиагности- рованиифорсункипроверяетсямоментначалаподъемаиглырас- пылителяподдавлением18МПа.Величинуэтогодавленияопре-

деляютнаприбореКП-1609А.Регулированиефорсункипроизво- дятустановкойразличнойтолщинышайбподпружинуприсня- тиигайкираспылителя.При увеличениитолщинынаборашайб давлениеповышается,инаоборот.

Кромеэтого,дополнительнопроверяютчастотувращенияку- лачковоговаларегулятора(1820+10мин'"), определяемуювмо- ментначалавыбросарейки подач.Проверяетсявыключениепода- чи топлива при частотевращения коленчатоговаладвигателя

350...400мин" приупорерычагауправлениярегуляторачастоты вращенияколенчатоговала двигателявболтограничениямини- мальнойчастотыеговращенияипри1500+15мин",когдары-

техническое обслуживание и текущий ремонт системы питания дизельныхдвигатfjiей - student2.ru чагуправления упирается вболт ограничения максимальной час- тоты его вращения. Дополнительно при ТО-1 иТО-2 промывают фильтры грубой очистки топлива, заменяют фильтрующие эле- менты фильтров тонкой очистки, очищают сжатым воздухом или промывают вмоющем растворе фильтрующийэлемент именяют масло ввоздушном фильтре. .

Проверка автомобилей сдизельным двиrателем надымность от- работавших газов. Дымность отработавших газов измеряется при- борами, работающими по принципу просвечивания исследуемо- гогаза. Нормируемым параметром дымности является оптическая плотность отработавших газов, измеряемая на холостом ходу на режиме свободного ускорения имаксимальной частоте вращения коленчатого вала двигателя.

Дымность отработавших газов автомобилей сдизелями (втом числепослекапитального ремонта) не должна превышать для автомобилей КамАЗ, современных моделей МАЗ, КрАЗ 40%для режима свободного ускорения и15%для максимальной частоты вращения коленчатого вала;для автомобилей МАЗ, КрАЗ пред- шествующих модификаций - соответственно 60и15%.

Подсвободным ускорением подразумевается разгондвигателя

отминимальной домаксимальной частоты вращения коленчато- говала нахолостом ходу.Максимальная частота вращения вала двигателя соответствует частотевращения валанахолостом ходу при полностью нажатой педали подачи топлива, ограниченной регулятором.

Текущий ремонтприборовидеталей системы питаниядизель- ныхдвигателей вАТОзаключается вработахпоихвосстановле- нию,нетребующихсложногооборудованияисоответственнослож-

.нойтехнологиипроизводства.Ктакимвидамработотносятся:при- тиркарабочихповерхностей клапанов иих седел,запорных игли распылителей форсунок, плунжерных пар;замена потерявших

упругостьпружин; восстановление трубопроводов, резьб;разваль- цовка топливопроводов; заделка трещин вкорпусе насоса идр.

Отремонтированные деталисистемы питания собирают вком-

плект ивслучае необходимости прирабатывают, испытывают и регулируютнастендахинепосредственно надвигателе.

Глава 18

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ ИТЕКУЩИЙ РЕМОНТ ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЯ

Длядиагностирования системыэлектрооборудования двигателя,атакжедругихприборов электрооборудования автомобиля испо- льзуютсямотор-тестеры различного типа,приборыдлядиагности-

рования параметров отдельных агрегатов, атакже контрольные лампы.

Наибольшее распространение получили стационарные ипере- движные мотор-тестеры «ЭлконШ-lООА>>(см.рис.9.5),«Палтест», К-461,К-488,«ЭлконШ-200>>идр.(Приложение7),спомощью которыхможновыявитьдо50%всехнеисправностейдвигателей исистемэлектрооборудования,атакжеспециальноеоборудова- ние(табл.18.1).Типоваясхемаподключениямотор-тестераксис- темамавтомобиляпоказананарис.18.1.

Техническое обслуживаниеэлектрооборудованияпроводится,как правило,безснятиясавтомобиляотдельных агрегатовиприбо- ров.ОднакоеслинапостуТОнельзяубедиться вполнойихис- правности,необходимосниматьагрегаты и приборыдлявсесто- роннегоконтролянаспециальныхстендах.

Притехническом обслуживании аккумуляторных батарейпро- веряютчистотуклеммикрышки,отсутствиетрещиннакорпусе, отсутствиеокисловнаклеммах,уровеньиплотностьэлектроли- та,а такжестепеньзаряженности.Окислениевыводныхштырей приводиткувеличениюсопротивлениявовнешнейцепиидажек прекращениюподачитока.Дляустраненияэтогоследуетснятьсо штырейнаконечникипроводов(клеммы),зачиститьштырииклем- мыиукрепитьпоследниенаштырях.Послеэтогоштырииклем- мыследуетсмазатьтонкимслоемтехническоговазелина.

Электролит,попавшийнаповерхностьбатареи,нужновытирать

сухойветошью,смоченной внашатырномспиртеили10%-ном растворекальцинированнойсоды.

.~i=j*+.§.!..~

О D   4
еоосе =-

= .тL't------t

а~ ~ ";,i';;а, о ~ @)@) @) ]

з

2

техническое обслуживание и текущий ремонт системы питания дизельныхдвигатfjiей - student2.ru техническое обслуживание и текущий ремонт системы питания дизельныхдвигатfjiей - student2.ru техническое обслуживание и текущий ремонт системы питания дизельныхдвигатfjiей - student2.ru t

Рис.18.1.Схемаподключения мотор-тестера ксистемамавтомобиля:

1 ­ мотор-тестер;2­ стробоскопическая лампа;З­ свечи зажигания; 4­ распределительзажигания; 5­ катушказажигания; 6­ аккумуляторная бата- рея; 7- зондизмерения СО

Таблица 18.1

Специальноеоборудованиедляремонтаприборовэлектрооборудования

  Модель   Оборудование Измеряемыедиагностические параметры
  Э-240   Контрольно-испытатель- ныйстенддляпроверки генераторов,реле- регуляторовистартеров   Напряжение,силатока,омиче- скоесопротивление, частота вращения, тормозноймомент врежимеплавноготорможения
Э-102   Стробоскопический прибор Уголопережения зажигания
  Э-203   Прибор дляпескоструй- нойочисткии проверки свечейзажигания   Искрообразование и герметичностьсвечи
К-303,К;.310, ПРАФ-3, НИИАТЭ-6, «ЕФЛБ>   Прибордляпроверки фар Установкафар,силасвета
ИЭ-1 Индикаторплотности Плотностьэлектролита
Э-204 Прибордляпроверки контрольно-измеритель- ныхприборов   Показания контрольно- измерительныхприборов автомобиля
ЛЭ-2 Нагрузочнаявилка   ЭДСинапряжение под нагрузкой
Э-107,Э-108 Пробник -

Уровень электролитаопределяютуровнемернойтрубкой,ко- тораяпредставляетсобойстекляннуютрубку свнутреннимдиа- метром3...5 мм снанесеннымирисками.Дляпроведениязамера трубкуопускаютвертикальновналивноеотверстиеаккумулятора доупоравпредохранительную решетку.Затем,закрывпальцем верхнийконецтрубки,вынимаютееизаккумулятораисопостав- ляютфактическийуровеньэлектролитавтрубкесрискаминиж- негоиверхнего уровня.Уровеньэлектролита,какправило,дол- женбытьна 1О... 15 ммвышепредохранительнойрешетки.При наличииваккумуляторахвзаливныхотверстияхтубусовможно проверитьуровеньэлектролитавизуально.Вэтомслучаеэлектро- литдолженнаходитьсянауровненижнейкромкитубуса..

Внеобслуживаемых аккумуляторныхбатареяхуровеньэлек- тролитадолженнаходитьсямеждуметками<<MIN>>и<<МАХ>>,на- несенныминаполупрозрачныйкорпусбатареи.

Длявосстановления уровняэлектролита следует долитьдис- тиллированной водыи замерить уровень. Применять водопровод- нуюводукатегорически запрещается, таккакв нейестьпримеси (железо, хлор идр.), разрушающие батарею.

Электролит можно доливать только втехслучаях,когдаизвест-

но, чтоуровень понизился врезультате еговыплескивания (на- пример, вконце зарядки) или течи бака. Доливают электролит после устранения неисправности.

Степень заряженности батареи определяют поплотности элек-

тролита.Измеряется она с помощью специального прибора - денсиметра. Изготавливают батареи с плотностью электролита

1,26r/см3(при25°С).Втабл.18.2приведена зависимость заряжен- ности батареиотплотности электролита.Еслитемпература элект-

ролита выше или ниже 15°С,вводится соответствующая поправ- ка, т.е.плотность электролита приводится кего плотности при температуре +15°С.Приповышении температуры накаждые 15°С плотность уменьшается приблизительно на0,01 г/см3, апри по- нижениина каждые 15°С- увеличивается на 0,01 r/см3. Ниже приведены поправки кпоказаниям денсиметра при соответству- ющей температуре.

Температура,0С 15 О - 15 - 30 - 45
Поправка,г/см3••. .••• +0,02 +0,01 О -0,01 -0,02 - 0,03 - 0,04

Приустановке новыхаккумуляторных батарейнадоиметьвви- ду,чтовыпускаемые батареи могутбытьсухозаряженные, в кото- рые при вводе вэксплуатацию необходимо будеттолько залить электролит,инезаряженные, которые после заливки электроли- татребуют проведения цикла зарядки.

Заряжатьбатареиследуетпослевыдержкивтечение2...3чпосле

заливки электролита. Положительную клемму аккумуляторной батареи присоединяют кположительному полюсу источника по- стоянного тока, аотрицательную - котрицательному.Заряддол- женосуществляться током6А.Вслучаенеобходимости допускает- сяускоренный зарядбатарейдвухступенчатым режимом.Припер- вой ступени заряда ток в 1,5раза больше.Заряд первой ступени ведугдотехпор, пока напряжение накаждом аккумуляторе бата-

Таблица18.2

Зависимость заряженности батареи отплотностиэлектролита

  Состояниебатареи   Плотность,r/см3
  Полностьюзаряжена Разряжена на25% Разряжена на50%   1,30 1,26 1,22   1,28 1,24 1,20   1,26 1,22 1,18   1,24 1,20 1,16   1,22 1,18 1,14

техническое обслуживание и текущий ремонт системы питания дизельныхдвигатfjiей - student2.ru техническое обслуживание и текущий ремонт системы питания дизельныхдвигатfjiей - student2.ru

а б

Рис.18.2. Нагрузочная вилка(а)и-пробникаккумуляторный Э-107(б)

реинедостигнет 2,4В.Припереходе назарядвторой ступениток надоснизить донормы. Батарею можно включать назаряд, если температура электролита не выше 30°С.Заряд ведутдотехпор, покане наступитобильноегазовыделение - «кипение»вовсех аккумуляторах, анапряжение иплотность электролита будутос-

. таваться постоянными втечение 2ч.подряд, чтослужит призна-

ком конца заряда. Температура электролита во время заряда не должнапревышать более45°С.Вслучаепревышения температуры электролита необходимо уменьшить зарядный ток.

Напряжениеаккумуляторнойбатареи, имеющей внешние межэлементные соединения, можноопределить нагрузочной вил- койилипробником (рис. 18.2),принципдействия которых оди- наков, сразличием пределов величин иизмерений. Внутри за- щитного кожухавилки расположены дванагрузочных резистора:

0,013... 0,020и0,010...0,012Ом.Первый предназначендляпро- верки аккумуляторных батарей емкостью 4~...64Ач, авторой -

70 ... 100А·ч.При параллельном включении обоих нагрузочных

резисторов проверяют батареи емкостью 100... 135А·ч.Включе-

ниерезисторов осуществляется завинчиванием до упорагайки. Проверку необходимо проводить при закрытых пробках, чтобы предупредить возможность вспышки выделяющихся избатарей

. газов.

Призамере напряженияотдельных аккумуляторов ножки на-

грузочной вилки должны бытьплотно прижаты кполюсам акку- муляторана5с.Уполностью заряженного аккумулятора напряже- ниедолжно бытьнеменее 1,8В.Разность напряжений отдельных

аккумуляторов недолжнапревышать 0,2В.Повеличине напряже- ния определяют степень разряженности каждого аккумулятора батареи:

Напряжение, В 1,7 1,8 1,6 1,71,5 1,6 1,4 1,5 1,3 1,4

Степеньразря-

женности,% О 25 50 75 100

Для облегчения пользованиянагрузочной вилкой на шкале вольтметрамогутбытьнанесенытрицветныезоны,которыеобо- значают:зеленая- аккумуляторисправенизаряжен;желтая- аккумулятортребует зарядки;красная- аккумулятортребуетза- рядкиилиремонта.

Вцеляхбезопасностивовремяприготовленияэлектролитаи

заливкибатарейнеобходимонадеватьзащитныеочки, кислото- стойкийкостюм,резиновыеперчатки,резиновыесапогиифар- тукизкислотостойкогоматериала.

Прислучайномпопаданиибрызгсернойкислотынакожу не- медленно,дооказанияквалифицированной медицинскойпомо- щи, следует осторожноснятькислотуватой,промытьпоражен- ныеместаобильнойструейводыизатем5%-нымрастворомкаль- цинированной соды.

Диагностирование итехническое обслуживаниегенератораистар­

теразаключаютсявподтяжкеихкрепежныхсоединений,чистке

иподтяжкеэлектрическихсоединений.

Одновременнуюработугенератораиреле-регулятораможно

проверитьспомощьювольтметра.Дляэтогочерезнесколькоми- нутпослезапускадвигателянаповышенныхоборотахследуетиз- меритьнапряжение навыводахбатареи,котороедолжнобытьв пределах13,5... 14,5В.Затем,неменяярежимаработыдвигателя, включитьдальнийсветимоторотопителя.Напряжениенедолж- но изменяться, чтосвидетельствуетобисправности генератора. Еслиприработевэтомрежименапряжениеменее12,5 Вилиго- риткраснаяконтрольнаялампанащиткеприборов, илиампер- метр показываетразрядку,тонетконтактавцепигенератора ба- тареи.Еслипослеподтяжкиэлектрическихсоединенийнеисправ- ностьнеустранилась,следуетпроверитьщеткодержательсощет- ками.

Контактныекольцагенераторанадозачиститьшлифовальной

шкуркой, проверитьизнос иприлегание щеток,при необходи-

мостизаменитьих. Щеткидолжнысвободноперемещатьсявщет- кодержателяхинедолжныиметьсколов,высотащеткидолжна

бытьнениженормативной.

ПриТО генератораавтомобилянеобходимопроверятьирегу- лироватьнатяжениеремняпривода.Еслипрогибремняприза-

данномусилиисоответствуетданнымтабл.18.3,тонатяжениеремня внорме.

Дляувеличениянатяженияремнянадоотпустить гайкукреп- лениягенератора кнатяжнойпланке,сместитьгенераторвсторо- нуотдвигателя изатянутьгайку,затемповернугьколенчатыйвал

надваоборотаипроверитьнатяжениеремня.Приэтомследует

·,
j, ·.'

.,•·,.

1, :

; . ·>Таблица 18.3

Наши рекомендации