Ежедневное обслуживание автомобилей
Ежедневноеобслуживание(ЕО)автомобилейпроводится пе- редвыездомналиниюипослевозвращения.
Передподачейавтомобилейвзоныприемки ивыполнения
операцийпоТОиремонтунеобходимоподвергнутьавтомобиль
мойке.
Механизированнуюмойкуавтомобиляосуществляютспомо- щьюспециальныхустановоксбольшимчисломнаправленных
струйводы(илимоющегораствора),атакжевращающихся ци- линдрическихщетокидругихустройств.
Взависимости отспособа относительного перемещения авто- мобиля имоечных средств моечные установки для мойки легко- выхавтомобилей могутбытьмеханизированные сперемещением автомобиля относительно щеток и с перемещением каретки с щетками вокругнеподвижно стоящего автомобиля. Действующие установки имеют 1- 7щеток ивыполняются, как правило, всо- ставе механизированной мойки с сушкой (рис. 11.1) и ручной мойки.
Приприемке автомобиля наСТОАосуществляются приемка и выдача автомобилей наспециализированном участке спроведе-
нием внешнего осмотра вследующей последовательности: про- верка его комплектности, агрегатов и узлов, на неисправность которых указывает владелец автомобиля, атакже влияющих на
безопасность движения,технического состояния автомобиля с целью выявления дефектов, незаявленных владельцем. Автомо- биль осматривают всоответствии сосхемой (рис. 11.2)ирегист- рируют всеобнаруженные неисправности независимо отпредва- рительных заявок заказчика.Осмотруподлежатследующие агрега- тыиузлы(показатели): 1-леваяпередняядверь(проверитьра- ботузамкадвери,стеклоподъемника,петельдверииограничите- ляоткрываниядвери,состояниеобивки),стеклоочиститель,омы-
а
Рис.11.1.Установкадлямойкиавтомобилей:
а схемаавтоматической мойки;б автоматическаяустановкадлямойки исушкиавтомобиля
8 |
ватель стекла, звуковой сигнал, приборы освещения исигнализа- ции, атакжелегкость пуска дви- гателя,люфт рулевого колеса; са- лон автомобиля, педали управле- ния и ремни безопасности; 2- левоепереднеекрыло,капот,ко- лесо,работадвигателя,подкапот- ноепространство(проверитьуро- вень маславдвигателе), прибо- рыэлектрооборудованиядвигате-
ля;З передняяпанелькузоваиоблицовкарадиатора;4 акку-
муляторнаябатарея(проверить уровеньэлектролитаизаряжен- ностьбатареи),правыепередниекрылоиколесо;5- праваяпе-
редняядверь(тоже,чтодля левой),правыезадниекрылоиколе- со;6- праваязадняядверь(тожечтоидляпередних);7- кузов сзади(проверитьработузамкабагажникаилизаднейдвери),зад- нийбампер;8- левыезадниекрылоиколесо,леваязадняядверь (тоже, чтои передние); 9 днище кузова, агрегатыиузлы, расположенныеснизуавтомобиля.
Привыдачеосуществляетсяконтрольвыполненных работ,ука- занныхвзаказе-наряде,внешнийосмотрвтойжепоследователь- ности,чтоиприемка, проверкакомплектности.
Приприемкеивыдачеавтомобилейвозможноицелесообраз-
ноиспользованиедиагностическогооборудования.
Диагностирование позволяетобеспечитьвысокуюэксплуата- ционнуюнадежностьавтомобилей,повыситьпроизводительность
труда иснизитьзатратынатекущийремонт,запасныечастии материалы.Напрактикеприменяютсяследующиеформыдиагно- стирования:
• комплексное, т.е.проверкавсехпараметровавтомобиля в пределахтехническихвозможностейоборудования.Частнымслу- чаемкомплексногодиагностированияявляетсяэкспресс-диагно- стирование, прикоторомобъемработограниченвпервуюоче- редьузлами,влияющиминабезопасностьдвижения;
• выборочное,при которомосуществляютсяпроверки, заяв-
ленныевладельцемавтомобиля.Вэтомслучаевсеоперациидиагно- стированияразбиваютнапроверкиотдельныхсистемавтомобиля. Завладельцемоставляетсяправосамостоятельноговыборатойили
другойработы.Такаяформапозволяетварьироватьобъемыдиагно- стированиявзависимостиоттехническогосостоянияавтомобиля, ипоэтомуонаболеегибкая,чемкомплексноедиагностирование.
ВАТО(грузовых,автобусных,таксомоторных) выполнение
объемовработЕОноситрегламентныйхарактер.
Часть работпо осмотруиг:роверкетехническогосостояния
выполняетсяприсменеводителейналинии.ВЕОвходиткомп-
леке таких работ: контрольных, уборочных и моечных, смазоч- ных, очистительных изаправочных.
Внормативы трудоемкости ЕОвключенатрудоемкость убороч-
ныхимоечных работ.Остальные работывыполняет водитель, ис- пользуя подготовительно-заключительное время.
К обязательным работам, выполняемым с периодичностью, равнойпробегудоТО-1иТО-2, относятся смазочные исопутству-
ющие имочистительные, крепежные, шинные идругиеработы.
Уборочно-моечныеработы.Ихтрудоемкостьсоставляет60...70%
общегообъема работприЕОавтомобилей.
Примеханизированноймойкеавтомобилейтрудоемкость мо-
ечныхработснижаетсяпримернов1Оразпосравнениюсмойкой
вручную.Уменьшаетсячисленностьмойщиков,изначительноулуч-
шаютсяусловияихработы.
Моечныеустановкивсехконструкцийдолжныотвечатьследу- ющим основным требованиям: иметьвысокуюпроизводитель- ность,гарантировать качествомойкииэкономиюводы.Приме- ханизированной мойкерасходводызначительноувеличивается посравнениюсзатратамиводыприручноймойке.Этонедоста-
токмеханизированноймойки,посколькустоимостьводысостав- ляет80...85 %общихзатратнамойку.Уменьшивчислосопел,по- высивдавлениеводывтрубопроводах иприменивкачающиеся сопла,расходводыможноснизитьв2- 3раза.
Дляулучшения процессамойкиавтомобилей,повышенияего качестваи достиженияэкономииводы широкоиспользуютсяра- створыразныххимическихвеществс-высокимимоющимикаче- ствами(сульфанол, порошокдля мытьяавтомобиля). Моющие растворынеобходимойконцентрации(2...3%)получаютспомо- щьюспециальныхсмесителей.Зимойводаподогреваетсявспеци- альныхбойлерах.
Послемойкиавтомобиляводапроходиточистку вгрязебензо- маслоуловителях.ВнекоторыхАТОводуочищаютспомощьюхи-
мическихвеществ.Вкачествекоагулянтаобычноиспользуетсясер- нокислыйалюминий.
Очищеннуюводуцелесообразноиспользоватьдлямойкиниж-
нейчастиавтомобиля.Примойкескаждогоавтомобилявсред- немсмывается1О... 12 кггрязи и3... 5гмасла,поэтомуежедневно
вгряэеотсгойникахсобираетсязначительноеколичествогрязи.
Смазочные иочистительные работы.Своевременное икаче-
ственноевыполнение смазочныхработвсочетании сдругими видамитехническихвоздействийспособствуетповышениюнадеж-
ностиидолговечностиавтомобилей.
Обязательные смазочные работыобычно выполняются при
,:. ТО-2и СО(веснойиосенью).Переченьиобъемработпокаждой маркеавтомобилейинаименование смазокприведенывкартах смазки(химмотологическихкартах).
Механизированные маслохозяйства вАТОобычно складыва- ютсяизтакихосновных элементов, какподземное хранилище ма- сел,механизированные постысмазкиавтомобилейи заправкидви- гателей маслами, регенерационное отделение, лаборатория топ- ливаисмазочных материалов.
Отработавшие масла сливаются по трубопроводам вподзем- ныерезервуары.
Посты смазки оборудуются наспециальных тупиковых постах
илинадвух-,трехпостовых поточных линиях. Здесьустанавлива- ютмаслораздаточные колонки длядоливкимаселвкартердвига- теля,производитсясмазкавсехузловавтомобиляпластичными смазками, заменамоторныхитрансмиссионныхмасел,атакже промывкакартерадвигателя.
Глава 12