Ежедневное обслуживание автомобилей

Ежедневноеобслуживание(ЕО)автомобилейпроводится пе- редвыездомналиниюипослевозвращения.

Передподачейавтомобилейвзоныприемки ивыполнения

операцийпоТОиремонтунеобходимоподвергнутьавтомобиль

мойке.

Механизированнуюмойкуавтомобиляосуществляютспомо- щьюспециальныхустановоксбольшимчисломнаправленных

струйводы(илимоющегораствора),атакжевращающихся ци- линдрическихщетокидругихустройств.

Взависимости отспособа относительного перемещения авто- мобиля имоечных средств моечные установки для мойки легко- выхавтомобилей могутбытьмеханизированные сперемещением автомобиля относительно щеток и с перемещением каретки с щетками вокругнеподвижно стоящего автомобиля. Действующие установки имеют 1- 7щеток ивыполняются, как правило, всо- ставе механизированной мойки с сушкой (рис. 11.1) и ручной мойки.

Приприемке автомобиля наСТОАосуществляются приемка и выдача автомобилей наспециализированном участке спроведе-

нием внешнего осмотра вследующей последовательности: про- верка его комплектности, агрегатов и узлов, на неисправность которых указывает владелец автомобиля, атакже влияющих на

безопасность движения,технического состояния автомобиля с целью выявления дефектов, незаявленных владельцем. Автомо- биль осматривают всоответствии сосхемой (рис. 11.2)ирегист- рируют всеобнаруженные неисправности независимо отпредва- рительных заявок заказчика.Осмотруподлежатследующие агрега- тыиузлы(показатели): 1-леваяпередняядверь(проверитьра- ботузамкадвери,стеклоподъемника,петельдверииограничите- ляоткрываниядвери,состояниеобивки),стеклоочиститель,омы-

ежедневное обслуживание автомобилей - student2.ru

ежедневное обслуживание автомобилей - student2.ru а

ежедневное обслуживание автомобилей - student2.ru

Рис.11.1.Установкадлямойкиавтомобилей:

а­ схемаавтоматической мойки;б­ автоматическаяустановкадлямойки исушкиавтомобиля

  8
ежедневное обслуживание автомобилей - student2.ru ежедневное обслуживание автомобилей - student2.ru Рис.11.2. Последовательность осмотраавтомобиля

ватель стекла, звуковой сигнал, приборы освещения исигнализа- ции, атакжелегкость пуска дви- гателя,люфт рулевого колеса; са- лон автомобиля, педали управле- ния и ремни безопасности; 2- левоепереднеекрыло,капот,ко- лесо,работадвигателя,подкапот- ноепространство(проверитьуро- вень маславдвигателе), прибо- рыэлектрооборудованиядвигате-

ля;З­ передняяпанелькузоваиоблицовкарадиатора;4­ акку-

муляторнаябатарея(проверить уровеньэлектролитаизаряжен- ностьбатареи),правыепередниекрылоиколесо;5- праваяпе-

редняядверь(тоже,чтодля левой),правыезадниекрылоиколе- со;6- праваязадняядверь(тожечтоидляпередних);7- кузов сзади(проверитьработузамкабагажникаилизаднейдвери),зад- нийбампер;8- левыезадниекрылоиколесо,леваязадняядверь (тоже, чтои передние); 9­ днище кузова, агрегатыиузлы, расположенныеснизуавтомобиля.

Привыдачеосуществляетсяконтрольвыполненных работ,ука- занныхвзаказе-наряде,внешнийосмотрвтойжепоследователь- ности,чтоиприемка, проверкакомплектности.

Приприемкеивыдачеавтомобилейвозможноицелесообраз-

ноиспользованиедиагностическогооборудования.

Диагностирование позволяетобеспечитьвысокуюэксплуата- ционнуюнадежностьавтомобилей,повыситьпроизводительность

труда иснизитьзатратынатекущийремонт,запасныечастии материалы.Напрактикеприменяютсяследующиеформыдиагно- стирования:

• комплексное, т.е.проверкавсехпараметровавтомобиля в пределахтехническихвозможностейоборудования.Частнымслу- чаемкомплексногодиагностированияявляетсяэкспресс-диагно- стирование, прикоторомобъемработограниченвпервуюоче- редьузлами,влияющиминабезопасностьдвижения;

• выборочное,при которомосуществляютсяпроверки, заяв-

ленныевладельцемавтомобиля.Вэтомслучаевсеоперациидиагно- стированияразбиваютнапроверкиотдельныхсистемавтомобиля. Завладельцемоставляетсяправосамостоятельноговыборатойили

другойработы.Такаяформапозволяетварьироватьобъемыдиагно- стированиявзависимостиоттехническогосостоянияавтомобиля, ипоэтомуонаболеегибкая,чемкомплексноедиагностирование.

ВАТО(грузовых,автобусных,таксомоторных) выполнение

объемовработЕОноситрегламентныйхарактер.

Часть работпо осмотруиг:роверкетехническогосостояния

выполняетсяприсменеводителейналинии.ВЕОвходиткомп-

леке таких работ: контрольных, уборочных и моечных, смазоч- ных, очистительных изаправочных.

Внормативы трудоемкости ЕОвключенатрудоемкость убороч-

ныхимоечных работ.Остальные работывыполняет водитель, ис- пользуя подготовительно-заключительное время.

К обязательным работам, выполняемым с периодичностью, равнойпробегудоТО-1иТО-2, относятся смазочные исопутству-

ющие имочистительные, крепежные, шинные идругиеработы.

Уборочно-моечныеработы.Ихтрудоемкостьсоставляет60...70%

общегообъема работприЕОавтомобилей.

Примеханизированноймойкеавтомобилейтрудоемкость мо-

ечныхработснижаетсяпримернов1Оразпосравнениюсмойкой

вручную.Уменьшаетсячисленностьмойщиков,изначительноулуч-

шаютсяусловияихработы.

Моечныеустановкивсехконструкцийдолжныотвечатьследу- ющим основным требованиям: иметьвысокуюпроизводитель- ность,гарантировать качествомойкииэкономиюводы.Приме- ханизированной мойкерасходводызначительноувеличивается посравнениюсзатратамиводыприручноймойке.Этонедоста-

токмеханизированноймойки,посколькустоимостьводысостав- ляет80...85 %общихзатратнамойку.Уменьшивчислосопел,по- высивдавлениеводывтрубопроводах иприменивкачающиеся сопла,расходводыможноснизитьв2- 3раза.

Дляулучшения процессамойкиавтомобилей,повышенияего качестваи достиженияэкономииводы широкоиспользуютсяра- створыразныххимическихвеществс-высокимимоющимикаче- ствами(сульфанол, порошокдля мытьяавтомобиля). Моющие растворынеобходимойконцентрации(2...3%)получаютспомо- щьюспециальныхсмесителей.Зимойводаподогреваетсявспеци- альныхбойлерах.

Послемойкиавтомобиляводапроходиточистку вгрязебензо- маслоуловителях.ВнекоторыхАТОводуочищаютспомощьюхи-

мическихвеществ.Вкачествекоагулянтаобычноиспользуетсясер- нокислыйалюминий.

Очищеннуюводуцелесообразноиспользоватьдлямойкиниж-

нейчастиавтомобиля.Примойкескаждогоавтомобилявсред- немсмывается1О... 12 кггрязи и3... 5гмасла,поэтомуежедневно

вгряэеотсгойникахсобираетсязначительноеколичествогрязи.

Смазочные иочистительные работы.Своевременное икаче-

ственноевыполнение смазочныхработвсочетании сдругими видамитехническихвоздействийспособствуетповышениюнадеж-

ностиидолговечностиавтомобилей.

Обязательные смазочные работыобычно выполняются при

,:. ТО-2и СО(веснойиосенью).Переченьиобъемработпокаждой маркеавтомобилейинаименование смазокприведенывкартах смазки(химмотологическихкартах).

Механизированные маслохозяйства вАТОобычно складыва- ютсяизтакихосновных элементов, какподземное хранилище ма- сел,механизированные постысмазкиавтомобилейи заправкидви- гателей маслами, регенерационное отделение, лаборатория топ- ливаисмазочных материалов.

Отработавшие масла сливаются по трубопроводам вподзем- ныерезервуары.

Посты смазки оборудуются наспециальных тупиковых постах

илинадвух-,трехпостовых поточных линиях. Здесьустанавлива- ютмаслораздаточные колонки длядоливкимаселвкартердвига- теля,производитсясмазкавсехузловавтомобиляпластичными смазками, заменамоторныхитрансмиссионныхмасел,атакже промывкакартерадвигателя.

Глава 12

Наши рекомендации