Общиенаправления то и ремонта автомобилей
Структура системыТОиремонтаавтомобилейсодержит три основныхнаправлениядеятельности:
• предпродажноеобслуживаниеипродажуновыхиподержан-
ныхавтомобилей;
• продажузапасныхчастей,эксплуатационных материалов и
принадлежностей кним;
• техническоеобслуживаниеитекущийремонтвгарантийный и послегарантийный периоды эксплуатации, атакжекапиталь- ныйремонтагрегатовивосстановительныйремонтавтомобилей, втомчислеустранениеповрежденийкузоваавтомобиля,вызван- ныхдорожно-транспортным происшествием.
Дляповышения срокаслужбыотдельныхдеталей,узловиав-
томобилявцелом,атакжедляпредупреждениявнезапныхотка- зовисокращения времени простоя времонтеТОпроводят по
плану,черезопределенные периодысучетомфакторов пробега иливремени.
Под режимомТО(ЕО,ТО-1,ТО-2)автомобиляпонимают периодичностьвоздействийпрофилактического характера,пере- чень операций,обеспечивающихнаименьшеечислоотказовв процессеэксплуатацииавтомобиля,итрудоемкостьвыполняемых
· работ.ПериодичностьилинормыпробегаавтомобилядляТО(ЕО,
·ТО-1,ТО-2)установленывзависимости отеготипа,условийи
интенсивности эксплуатации.
Характерными являютсяорганизация итехнологиявыполне-
нияработТОиТРлегковыхавтомобилей.
Практика эксплуатации иобслуживаниялегковыхавтомоби-
лей,атакжеопытработыавтозаводовпоповышениюнадежнос-
тиикомфортабельностиавтомобилейпоказалицелесообразность
ТОпоталонам сервисной книжки после пробега автомобилями
2или 5 тыс. км вначальныйпериод эксплуатации, аначиная с пробега 10тыс.км- черезкаждые 10...15тыс.км.
ОбъемработТОпоталонам сервисной книжки регламентиру- етсяспециальным перечнем, определенным длякаждого видата-
лона, причем периодичность иобъемы этого ТОпо мере совер- шенствования конструкции автомобиля иэксплуатационных ма- териалов могутменяться.
Данные по долговечности инормативам технического обслужи- ванияотечественныхлегковыхавтомобилей приведенывтабл.10.1.
Основным критерием приспособленности автомобиля к ТО
является эксплуатационная технологичность, которая определя-
ется удобством доступа, легкосъемностью агрегатов, узлов иде- талей, степенью взаимозаменяемости иунификации систем, уз- лов, агрегатов иприменяемых деталей.
Удобство доступа кобъекту ТО имеет большое значение для сокращения времени простоя автомобиля итрудовыхзатрат.При этомучитывают числоистепень сложности дополнительных (со- путствующих) операций,влияющих на снижение угомляемости,
Таблица 10.1
Данныеподолrовечности инормативытехническогообслуживания легковыхавтомобилей
Модель автомобиля | Ресурсдо первогокапи- тальногоре- монта,1Ъ1с. км | Наработка наотказ, тыс.км | Периодич- ностьто, тыс.км | Удельная трудоемкость то, чел.-ч/1ООО км |
ВАЗ-1111 ВАЗ-2104 ВАЗ-2105 ВАЗ-2106 ВАЗ-2107 ВАЗ-2108 ВАЗ-2109 ВАЗ-2121 ГАЗ-24-10 ГАЗ-24-12 ГАЗ-3102 ЗАЗ-968М ЗАЗ-1102 ЛуАЗ-969 «Москвич-ПчЬ УАЗ-3151 УАЗ-31512 | 15 15 2,5 | 0,35 0,44 0,44 0,44 0,44 0,22 0,22 0,91 0,75 0,75 0,82 0,90 0,29 1,90 0,32 1,1О 1,1О |
уменьшение временных затрати способствующих повышению ка- честватехнического обслуживания.
Леrкосъемность - приспособленность узла,агрегатаилидетали
кбыстрой замене сминимальными затратамитрудаивремени.
Взаимозаменяемость - свойство конструкции, прикотором из множества однородных деталей можно выбратьлюбуюиустано-
вить на автомобиль без дополнительной подготовки, сохранив рабочие функции деталей.
·Унификация-свойствосистем, узловиагрегатов, характери-
зующееся сокращением числа типов одного итого женазначе- ния,применяемых вавтомобильных конструкциях. Благодаряуни- фикации упрощаются иудешевляются процессы ремонта иТО, уменьшается номенклатура запасных частей.
. Работы, выполняемые по ТО автомобилей, могут произво- диться наспециализированных станциях технического обслужи- вания автомобилей (СТОЛ), вспециализированных мастерских
илинепосредственно владельцами автомобилей. Работы ЕОмо- гутвыполнятьсянаспециализированныхмойкахлибосиламизоны ЕОАТО.
Длякачественноговыполненияработрабочиепосты выполне-
·. нияоперацийпоТОдолжныбытьобеспеченынеобходимымобо-
рудованиемиинструментом.
Подремонтомавтомобилейпонимаетсяобъективнаянеобходи-
мость,котораядиктуется техническимииэкономическимипри- чинами.Ониобусловленытем,чтопроизводствоавтомобилей,а
такжеразличныеусловияихэксплуатациинемогут обеспечить одинаковыесрокислужбыдеталейисборочныхединиц,состав- ляющихизделие.
Экономически нецелесообразнопрекращатьэксплуатациюне толькопривыходеизстрояотдельныхдеталейисборочныхеди-
.ниц,нотакжеивслучаеухудшенияобщеготехническогосостоя- ниятранспортногосредстваилиегоосновныхагрегатов.
Ремонтпосвоейсутииназначениюподразделяютнатекущий икапитальный.Текущийремонт выполняетсядляобеспеченияили восстановленияработоспособностиизделияисостоит взаменеи (или)восстановленииотдельныхдеталей.Характернымиработа- ми ТРявляютсяразборочные,сборочные,слесарные,сварочные, окрасочные,заменадеталейиагрегатов. ПриТРдопускаетсяза- менадеталей,достигшихпредельногосостояния,кромебазовых. УавтомобиляприТРмогутзаменятьсяотдельныеузлыиагрега- ты,требующие капитальногоремонта.Текущийремонтспособ- ствуетвыполнениюустановленныхнормпробегадокапитального ремонта.ПотребностьвТРустанавливаетсяприконтрольныхос- мотрахвовремяТО,диагностики, атакжепозаявкевладельца
.·.автомобиля.Одновременнопоряду работ,впервуюочередьсвя-
. занныхсбезопасностьюдвиженияитрудоемкихприустранении
отказов,проводитсяплановыйТР.Частичноонсовмещается с операциямиТО.
Капитальныйремонтавтомобилявыполняетсядляполногоили близкого кполномувосстановленияработоспособностииресурса сзаменойиливосстановлениемлюбыхегоагрегатовиузлов,вклю- чаябазовые.ПриКРосуществляютсяполнаяразборка,дефектов- ка,восстановлениеизаменадеталей,атакжеих сборка,регупи- ровкаииспытание.Капитальныйремонтпозволяетвосстанавли- ватьиповторноиспользоватьзначительноечисло деталейитем самымэкономитьденежныесредстваиматериалы.Себестоимость КРсиспользованиемсуществующихметодовнепревышает60% себестоимостипроизводствановыхавтомобилей,арасход мате- риаловприкапитальномремонтев 1О- 15 разменьше,чемпри изготовлении,таккаквкачестве«заготовки»используетсясама деталь.
Капитальныйремонтавтомобиляобуславливаетсяпреждевсе-
готехническимсостояниемкузова,егосиловыхэлементовиос-
новныхагрегатов.НаКРагрегатнаправляется,еслибазовая иос- новныедетали требуютполнойразборкиагрегатаилиеслиухуд- шилосьтехническоесостояниеагрегатаиз-зазначительныхизно-
совбольшинстваегодеталейвтакойстепени,чтовосстановление егоработоспособностипутемТРэкономическинецелесообразно.
КапитальныйремонтлегковыхавтомобилейнаСТОЛ выпол- няетсявосновномнеобезличеннымметодомнауниверсальных
постах.Капитальныйремонтвспециализированныхавторемонт- ныхорганизацияхосуществляетсяагрегатным(обезличенным)ме- тодомсиспользованиемпоточныхлиний.Практикакапитального ремонталегковыхавтомобилейвавторемонтных организацияхи СТОпоказала,чтонаиболеепрогрессивнымсточкизренияобес- печениякачестваявляетсяиндивидуальныйремонтавтомобилей, анаиболеепроизводительным- агрегатный.
Глава 11