Общиенаправления то и ремонта автомобилей

Структура системыТОиремонтаавтомобилейсодержит три основныхнаправлениядеятельности:

• предпродажноеобслуживаниеипродажуновыхиподержан-

ныхавтомобилей;

• продажузапасныхчастей,эксплуатационных материалов и

принадлежностей кним;

• техническоеобслуживаниеитекущийремонтвгарантийный и послегарантийный периоды эксплуатации, атакжекапиталь- ныйремонтагрегатовивосстановительныйремонтавтомобилей, втомчислеустранениеповрежденийкузоваавтомобиля,вызван- ныхдорожно-транспортным происшествием.

Дляповышения срокаслужбыотдельныхдеталей,узловиав-

томобилявцелом,атакжедляпредупреждениявнезапныхотка- зовисокращения времени простоя времонтеТОпроводят по

плану,черезопределенные периодысучетомфакторов пробега иливремени.

Под режимомТО(ЕО,ТО-1,ТО-2)автомобиляпонимают периодичностьвоздействийпрофилактического характера,пере- чень операций,обеспечивающихнаименьшеечислоотказовв процессеэксплуатацииавтомобиля,итрудоемкостьвыполняемых

· работ.ПериодичностьилинормыпробегаавтомобилядляТО(ЕО,

·ТО-1,ТО-2)установленывзависимости отеготипа,условийи

интенсивности эксплуатации.

Характерными являютсяорганизация итехнологиявыполне-

нияработТОиТРлегковыхавтомобилей.

Практика эксплуатации иобслуживаниялегковыхавтомоби-

лей,атакжеопытработыавтозаводовпоповышениюнадежнос-

тиикомфортабельностиавтомобилейпоказалицелесообразность

ТОпоталонам сервисной книжки после пробега автомобилями

2или 5 тыс. км вначальныйпериод эксплуатации, аначиная с пробега 10тыс.км- черезкаждые 10...15тыс.км.

ОбъемработТОпоталонам сервисной книжки регламентиру- етсяспециальным перечнем, определенным длякаждого видата-

лона, причем периодичность иобъемы этого ТОпо мере совер- шенствования конструкции автомобиля иэксплуатационных ма- териалов могутменяться.

Данные по долговечности инормативам технического обслужи- ванияотечественныхлегковыхавтомобилей приведенывтабл.10.1.

Основным критерием приспособленности автомобиля к ТО

является эксплуатационная технологичность, которая определя-

ется удобством доступа, легкосъемностью агрегатов, узлов иде- талей, степенью взаимозаменяемости иунификации систем, уз- лов, агрегатов иприменяемых деталей.

Удобство доступа кобъекту ТО имеет большое значение для сокращения времени простоя автомобиля итрудовыхзатрат.При этомучитывают числоистепень сложности дополнительных (со- путствующих) операций,влияющих на снижение угомляемости,

Таблица 10.1

Данныеподолrовечности инормативытехническогообслуживания легковыхавтомобилей

    Модель автомобиля   Ресурсдо первогокапи- тальногоре- монта,1Ъ1с. км   Наработка наотказ, тыс.км   Периодич- ностьто, тыс.км   Удельная трудоемкость то, чел.-ч/1ООО км
  ВАЗ-1111 ВАЗ-2104 ВАЗ-2105 ВАЗ-2106 ВАЗ-2107 ВАЗ-2108 ВАЗ-2109 ВАЗ-2121 ГАЗ-24-10 ГАЗ-24-12 ГАЗ-3102 ЗАЗ-968М ЗАЗ-1102 ЛуАЗ-969 «Москвич-ПчЬ УАЗ-3151 УАЗ-31512     15 15 2,5     0,35 0,44 0,44 0,44 0,44 0,22 0,22 0,91 0,75 0,75 0,82 0,90 0,29 1,90 0,32 1,1О 1,1О

уменьшение временных затрати способствующих повышению ка- честватехнического обслуживания.

Леrкосъемность - приспособленность узла,агрегатаилидетали

кбыстрой замене сминимальными затратамитрудаивремени.

Взаимозаменяемость - свойство конструкции, прикотором из множества однородных деталей можно выбратьлюбуюиустано-

вить на автомобиль без дополнительной подготовки, сохранив рабочие функции деталей.

·Унификация-свойствосистем, узловиагрегатов, характери-

зующееся сокращением числа типов одного итого женазначе- ния,применяемых вавтомобильных конструкциях. Благодаряуни- фикации упрощаются иудешевляются процессы ремонта иТО, уменьшается номенклатура запасных частей.

. Работы, выполняемые по ТО автомобилей, могут произво- диться наспециализированных станциях технического обслужи- вания автомобилей (СТОЛ), вспециализированных мастерских

илинепосредственно владельцами автомобилей. Работы ЕОмо- гутвыполнятьсянаспециализированныхмойкахлибосиламизоны ЕОАТО.

Длякачественноговыполненияработрабочиепосты выполне-

·. нияоперацийпоТОдолжныбытьобеспеченынеобходимымобо-

рудованиемиинструментом.

Подремонтомавтомобилейпонимаетсяобъективнаянеобходи-

мость,котораядиктуется техническимииэкономическимипри- чинами.Ониобусловленытем,чтопроизводствоавтомобилей,а

такжеразличныеусловияихэксплуатациинемогут обеспечить одинаковыесрокислужбыдеталейисборочныхединиц,состав- ляющихизделие.

Экономически нецелесообразнопрекращатьэксплуатациюне толькопривыходеизстрояотдельныхдеталейисборочныхеди-

.ниц,нотакжеивслучаеухудшенияобщеготехническогосостоя- ниятранспортногосредстваилиегоосновныхагрегатов.

Ремонтпосвоейсутииназначениюподразделяютнатекущий икапитальный.Текущийремонт выполняетсядляобеспеченияили восстановленияработоспособностиизделияисостоит взаменеи (или)восстановленииотдельныхдеталей.Характернымиработа- ми ТРявляютсяразборочные,сборочные,слесарные,сварочные, окрасочные,заменадеталейиагрегатов. ПриТРдопускаетсяза- менадеталей,достигшихпредельногосостояния,кромебазовых. УавтомобиляприТРмогутзаменятьсяотдельныеузлыиагрега- ты,требующие капитальногоремонта.Текущийремонтспособ- ствуетвыполнениюустановленныхнормпробегадокапитального ремонта.ПотребностьвТРустанавливаетсяприконтрольныхос- мотрахвовремяТО,диагностики, атакжепозаявкевладельца

.·.автомобиля.Одновременнопоряду работ,впервуюочередьсвя-

. занныхсбезопасностьюдвиженияитрудоемкихприустранении

отказов,проводитсяплановыйТР.Частичноонсовмещается с операциямиТО.

Капитальныйремонтавтомобилявыполняетсядляполногоили близкого кполномувосстановленияработоспособностииресурса сзаменойиливосстановлениемлюбыхегоагрегатовиузлов,вклю- чаябазовые.ПриКРосуществляютсяполнаяразборка,дефектов- ка,восстановлениеизаменадеталей,атакжеих сборка,регупи- ровкаииспытание.Капитальныйремонтпозволяетвосстанавли- ватьиповторноиспользоватьзначительноечисло деталейитем самымэкономитьденежныесредстваиматериалы.Себестоимость КРсиспользованиемсуществующихметодовнепревышает60% себестоимостипроизводствановыхавтомобилей,арасход мате- риаловприкапитальномремонтев 1О- 15 разменьше,чемпри изготовлении,таккаквкачестве«заготовки»используетсясама деталь.

Капитальныйремонтавтомобиляобуславливаетсяпреждевсе-

готехническимсостояниемкузова,егосиловыхэлементовиос-

новныхагрегатов.НаКРагрегатнаправляется,еслибазовая иос- новныедетали требуютполнойразборкиагрегатаилиеслиухуд- шилосьтехническоесостояниеагрегатаиз-зазначительныхизно-

совбольшинстваегодеталейвтакойстепени,чтовосстановление егоработоспособностипутемТРэкономическинецелесообразно.

КапитальныйремонтлегковыхавтомобилейнаСТОЛ выпол- няетсявосновномнеобезличеннымметодомнауниверсальных

постах.Капитальныйремонтвспециализированныхавторемонт- ныхорганизацияхосуществляетсяагрегатным(обезличенным)ме- тодомсиспользованиемпоточныхлиний.Практикакапитального ремонталегковыхавтомобилейвавторемонтных организацияхи СТОпоказала,чтонаиболеепрогрессивнымсточкизренияобес- печениякачестваявляетсяиндивидуальныйремонтавтомобилей, анаиболеепроизводительным- агрегатный.

Глава 11

Наши рекомендации