Средстватехническогодиагностированиядвигателя

егосистемирабочихсвойств

Средствадиагностированиятяговыхкачествдвигателя.Дляди- агностированиятяговыхкачеств внастоящеевремяполучилинаи- большееприменение стендысиловоготипа,позволяющие,кро- меоценки мощностных показателей, создаватьпостоянный на- грузочный режим,необходимыйдляопределенияпоказателейтоп- ливнойэкономичности автомобиля.

Стендсостоит(рис.9.4)изопорногоустройствасдвумяпара-

мибарабанов (роликов) 5,приборной стойки сконтрольно-из- мерительнымиприборами,дистанционного пультауправления3, вентилятора 1дляобдува радиаторадвигателядиагностируемого автомобиля,устройствадляотводаотработавшихгазов,узлапод- готовкивоздухадляобеспеченияегоподачиввоздушнуюсистему стенда,дляпредотвращения произвольного съездаавтомобиляс

роликов стенда при испытании.Сюдажевходит цифропечатаю- щееустройство.Настендепредусмотрена возможность выводаин- формации наЭВМ.

Вкачестве нагрузочного устройства внастоящее время наибо- леешироко применяется гидравлический или индукторный тор-

моз.Проверка работы системы питания диагностируемого авто- мобиля осуществляется настенде измерения расхода топлива на холостом ходуиподнагрузкой спомощью невходящего вкомп- лект стенда расходомера топлива.

Стенды тяговых качеств обеспечивают измерение скорости, колесной мощности (силытяги наведущихколесах), параметров разгона ивыбега, авкомплекте срасходомером топлива - рас- ходатоплива наразличных нагрузочных искоростных режимах и проведение соответствующих регулировок. Стенды снабжаются автоматической системой поддержания заданных нагрузочного и скоростного режимов впроцессе проведения диагностирования автомобиля.

Средства проверкитоксичностиотработавшихгазов.Дляопре- делениятоксичностиотработавшихгазовприменяютсяспециаль-

ныегазоанализаторыдлякарбюраторныхдвигателейидымомеры­

длядизельных.

Газоанализаторыпредставляютсобойкак автономные, таки встроенные внекоторыемоделимотор-тестеровприборы.Внасто-

ящеевремяиспользуютсядватипа газоанализаторов - инфра- красныеикаталитические.Принципдействияпервыхоснованна поглощениигазовымикомпонентамиинфракрасныхлучейс раз- личнойдлинойволны.Принципдействиявторых основаннака- талитическомдожиганиисодержащейсяввыхлопныхгазахокиси углеродаСОификсацииповышениявследствиеэтоготемперату-

2 З

Средстватехническогодиагностированиядвигателя - student2.ru

Рис.9.4.Динамометрический стенд:

1­ вентилятор;2­ пультуправления;3­ дистанционный пультуправления;

4­ отводотработавшихгазов;5­ беговыеспаренныебарабаныснагрузочным устройством; 6­ упоры

З IЗ11ас111165

       
       
1 2 зк; к; 4

·    
   
   
     
   
     

  о ~   ~ g117;111 о   @) @)@) о о   ~ ~   @)
Средстватехническогодиагностированиядвигателя - student2.ru Средстватехническогодиагностированиядвигателя - student2.ru Средстватехническогодиагностированиядвигателя - student2.ru j

Рис.9.5. Внешний видстенда«ЭлконШ-lООА>>:

1 ­ осциллограф;2­ прибордля измерения угловопережения зажигания и замкнутогосостоянияконтактовпрерывателя;3­ прибордляизмерениячасто- тывращениятахометра;4- газоанализатор;5- автометр;6- стробоскоп;7- мановакуумметр;К4, К6, К13 ­ переключатели режимов работы;1, 11, 111 -провода; Н1,Н2 ­ проводакорпусаипервичного сигнала;Н3- индуктивный зондструбкой-свечой; Н4 - емкостнойзонд; V­ выводквакуумметру

рыприпомощиэлектрическогомоста.Газоанализаторыкласси- фицируютсяпочислуанализируемыхкомпонентов.

Дымомерыработаютпопринципупоглощениясветовогопо-

тока,проходящегочерезотработавшиегазы.

Средства диагностирования системы зажигания.Дляпроверки

системзажиганияприменяютмотор-тестеры.

Взависимостиотмоделимотор-тестераменяютсянаборыкомп- лексаприборовиварьируетсяпереченьвозможныхпроверок,вчаст-

ностипооценкесистемыпитаниякарбюраторныхдвигателей.

Стенды имеют в своем составе осциллограф с пультом для оценки изменения напряжения в электрических цепях,набор приборовв различныхкомбинациях, какправило, содержащий вольтметр,тахометр,вакуумметр,газоанализатор,прибор для измерения угловопережения зажигания изамкнутого состояния контактовпрерывателя.Крометого,имеетсястробоскопическаялам- па-пистолетдляопределенияуглаопережениязажигания (рис.9.5). Мотор-тестер любоймодификации присоединяется ксистемеза- жигания четырьмя датчиками 1... 4(двадатчика высокого напря- жения идва - низкого), которые непереставляются впроцессе проведения всехпроверок.

Первый датчик (низкого напряжения) подсоединяется кпер- вичнойцеписистемызажигания. Второй датчик(высокогонапря- жения) подсоединяется квторичной цепи.Третийдатчик (низко- гонапряжения) соединяется скорпусом (массой), ачетвертый (высокого напряжения) - сосвечой первого цилиндра (вразрыв провода высокого напряжения).

Первые тридатчика обеспечивают снятие характеристик на- пряжения в первичной ивторичной цепяхсистемы зажигания, а четвертый синхронизирует сигнал сработой свечи первого ци- линдра.

Мотор-тестер спомощью осциллографа методом сравнения с

·эталоннымиосциллограммами позволяет определить отклонения вработегенератора переменного тока,состояние конденсатора и первичной обмотки катушкизажигания, состояние изазорвкон- тактах прерывателя, пробивное напряжение насвечахиработо- способность катушкизажигания. Имеющийся вкомплекте вольт- метрпозволяет оценить работоспособность системыпускаиреле- регулятора. Спомощью стробоскопической лампы измеряют на- чальный уголопережения зажигания, характеристики центробеж- ногоивакуумногорегуляторов.Вакуумметритахометрпозволяют задавать иподдерживать тестовые режимы проверок, оценивать эффективность работыцилиндров путемпоочередного выключе- ниязажигания вкаждом цилиндре.

Внастоящее время находят все более широкое применение мотор-тестеры второгопоколения - автотестеры, вкоторыхбла- годаряиспользованию микропроцессорных системполностью ав- томатизированы процессы диагностирования ипостановки диаг- ноза,аоператорпокомандам,выводимым на дисплей, задает необходимые тестовые режимы ивыполняет регулировочные ра- боты.

Для диагностирования элементов исистем автомобилей, уп-

равляемых электронными блоками,наряду смотор-тестерами и

, анализаторами всебольшее распространение находятдиагности-

. ческие стендовые тестеры. Ихнедостатком является ограничение

· перечня ответственных модификаций автомобилей,т.е. слабая

унифицированность. Преимущество заключается вкомпактности ивозможности считывания информации повсем компьютерно- управляемым функциям диагностируемого автомобиля.

Средствадиагностирования топливной аппаратуры.Приборыдля диагностированиясистемпитанияразличныдлякарбюраторных идизельныхдвигателей.

Дляпроверкикарбюраторовприменяютустановки,позволяю-

щиеимитироватьусловияработы карбюраторанаавтомобилеи определятьаэродинамическоесопротивлениевпускныхтрубопро-

водов.Проверкубензонасосапроводят непосредственнона авто- мобиле приборами,определяющимимаксимальноедавление, плотностьприлеганиявпускныхклапанов,герметичность соеди- нений.

Дляпроверкиирегулировкитопливныхнасосоввысокогодав- ления(ТНВД)дизельныхдвигателейпредназначенприбор(стенд) комплекснойпроверки(рис.9.6). Стендрассчитаннатопливные насосыроссийскогоизарубежногопроизводства.

1

,·.

    о  
Рис.9.6.Стенддиагностирования топливныхнасосовдизельныхдвига- телей:

1­ ТНВД,закрепленный настенде;2­ местодляустановкифорсунок;З­

Средстватехническогодиагностированиядвигателя - student2.ru контрольные колбы

.'.

Для проверки топливной аппаратуры дизеляиспользуютспеци- альныйанализатор.

Онобеспечиваетопределениечастотывращенияколенчатого

валадвигателя икулачкового валатопливного насоса, частоту вращенияначалаиконцадействиярегуляторачастотывращения, характеристикивпрыскиваниятоплива.Приподключении кана- лизатору осциллографаможновизуальнооцениватьхарактерис- тикивпрыскивания.

Наиболее ответственными являются приборы для контроля

расходатоплива.

Внастоящее время на автомобильном транспорте получили наибольшеераспространениерасходомеры топливатрехтипов-

объемные,весовыеимассовые(ротаметрические).Первыедватипа представляют собойрасходомерыдискретногодействия(дляоп- ределения расходатоплива необходимо израсходовать порцию топливанаинтервалепробегаиливремениисделать перерасчет удельныхпоказателейнаединицупутииливремени).Третийтип расходомеров- приборынепрерывногодействия,показывающие вкаждыймоментвременимгновенныйрасходтоплива.

Получившиеблагодарясвоейпростотеширокоераспростране- ниерасходомеры топливаобъемноготипаприменяютсявоснов- номдляавтомобилейскарбюраторными двигателями. Весовые расходомерыобладают большейточностьюистабильностьюпо- казаний,таккаквесоваяпорциятопливаменееподверженаиз-

. менениямподвоздействиемвнешнихфакторов,такихкактемпе-

ратуравоздуха,барометрическоедавление,температуратоплива,

егоплотностьит.п.

Наиболееудобнымиитехнологичнымиявляютсярасходомеры

непрерывногодействия.Кихосновнымпреимуществамотносятся возможностьустановкинепосредственнонаавтомобильиисполь- зования какпристендовыхиспытанияхавтомобилядляоценки

показателейтопливнойэкономичности наразличныхрежимах,в томчислеирежимехолостого хода,ипроведениярегулировоч- ныхработ,такиприработеавтомобиляналинии.

Приизготовлениирасходомеров(вособенностинепрерывно-

го действия) широкоприменяются последниедостижения мик- роэлектроники иавтоматики.

Средствадиагностирования состояния цилиндропоршневой груп­

пыдвигателя.Состояниецилиндропоршневой группыиклапан-

ногомеханизмапроверяютподавлениювцилиндревконцетакта сжатия.

Измерениепроизводятвкаждомиз цилиндровспомощьюком­ прессометра сошкалойдлякарбюраторныхдвигателейдо1 МПа, адизелей- сошкалойдо6МПа(рис.9.7).Резиновыйнаконеч- никкомпрессометраустанавливаетсявотверстиезаранеевывер-

нутойсвечи.



Средстватехническогодиагностированиядвигателя - student2.ru Послепроворачивания стар- тером коленчатого валадвига- телясошкалы прибора считы- ваются показания. При заме- рахдавления вцилиндрах ди- зельного двигателя компрессо- метр устанавливают вместо форсунки проверяемого ци- линдра.

Эффективность работы ци- линдров можно определить прибором, принцип действия которого основан на измере- нии снижения частоты враще-

Рис. 9.7.Компрессометр нияколенчатоговаладвигате-

ляприотключениицилиндров. Есличастотавращения приот- ключениицилиндранеизменяется, цилиндрнеисправен..

Средствами диагностирования проверяетсясостояниефорсу- нокдизельныхдвигателей.

Другиеприборыпозволяютизмерятьутечку сжатоговоздуха, подаваемого вцилиндры,сравнительнопростоибыстроопреде- ляютналичиехарактерныхдефектов:износацилиндров, износа поршневыхколец,негерметичностиипрогоранияклапанов, за- диравподлинецилиндра, поломокпружинизависания клапа- нов, поломокизалегания поршневыхколец, прогорания внут- реннейчастипрокладкиголовкиблокацилиндров.

Наши рекомендации