Средстватехническогодиагностированиядвигателя
егосистемирабочихсвойств
Средствадиагностированиятяговыхкачествдвигателя.Дляди- агностированиятяговыхкачеств внастоящеевремяполучилинаи- большееприменение стендысиловоготипа,позволяющие,кро- меоценки мощностных показателей, создаватьпостоянный на- грузочный режим,необходимыйдляопределенияпоказателейтоп- ливнойэкономичности автомобиля.
Стендсостоит(рис.9.4)изопорногоустройствасдвумяпара-
мибарабанов (роликов) 5,приборной стойки сконтрольно-из- мерительнымиприборами,дистанционного пультауправления3, вентилятора 1дляобдува радиаторадвигателядиагностируемого автомобиля,устройствадляотводаотработавшихгазов,узлапод- готовкивоздухадляобеспеченияегоподачиввоздушнуюсистему стенда,дляпредотвращения произвольного съездаавтомобиляс
роликов стенда при испытании.Сюдажевходит цифропечатаю- щееустройство.Настендепредусмотрена возможность выводаин- формации наЭВМ.
Вкачестве нагрузочного устройства внастоящее время наибо- леешироко применяется гидравлический или индукторный тор-
моз.Проверка работы системы питания диагностируемого авто- мобиля осуществляется настенде измерения расхода топлива на холостом ходуиподнагрузкой спомощью невходящего вкомп- лект стенда расходомера топлива.
Стенды тяговых качеств обеспечивают измерение скорости, колесной мощности (силытяги наведущихколесах), параметров разгона ивыбега, авкомплекте срасходомером топлива - рас- ходатоплива наразличных нагрузочных искоростных режимах и проведение соответствующих регулировок. Стенды снабжаются автоматической системой поддержания заданных нагрузочного и скоростного режимов впроцессе проведения диагностирования автомобиля.
Средства проверкитоксичностиотработавшихгазов.Дляопре- делениятоксичностиотработавшихгазовприменяютсяспециаль-
ныегазоанализаторыдлякарбюраторныхдвигателейидымомеры
длядизельных.
Газоанализаторыпредставляютсобойкак автономные, таки встроенные внекоторыемоделимотор-тестеровприборы.Внасто-
ящеевремяиспользуютсядватипа газоанализаторов - инфра- красныеикаталитические.Принципдействияпервыхоснованна поглощениигазовымикомпонентамиинфракрасныхлучейс раз- личнойдлинойволны.Принципдействиявторых основаннака- талитическомдожиганиисодержащейсяввыхлопныхгазахокиси углеродаСОификсацииповышениявследствиеэтоготемперату-
2 З
Рис.9.4.Динамометрический стенд:
1 вентилятор;2 пультуправления;3 дистанционный пультуправления;
4 отводотработавшихгазов;5 беговыеспаренныебарабаныснагрузочным устройством; 6 упоры
З IЗ11ас111165
|
· | ||
о ~ ~ g117;111 о @) @)@) о о ~ ~ @) |
Рис.9.5. Внешний видстенда«ЭлконШ-lООА>>:
1 осциллограф;2 прибордля измерения угловопережения зажигания и замкнутогосостоянияконтактовпрерывателя;3 прибордляизмерениячасто- тывращениятахометра;4- газоанализатор;5- автометр;6- стробоскоп;7- мановакуумметр;К4, К6, К13 переключатели режимов работы;1, 11, 111 -провода; Н1,Н2 проводакорпусаипервичного сигнала;Н3- индуктивный зондструбкой-свечой; Н4 - емкостнойзонд; V выводквакуумметру
рыприпомощиэлектрическогомоста.Газоанализаторыкласси- фицируютсяпочислуанализируемыхкомпонентов.
Дымомерыработаютпопринципупоглощениясветовогопо-
тока,проходящегочерезотработавшиегазы.
Средства диагностирования системы зажигания.Дляпроверки
системзажиганияприменяютмотор-тестеры.
Взависимостиотмоделимотор-тестераменяютсянаборыкомп- лексаприборовиварьируетсяпереченьвозможныхпроверок,вчаст-
ностипооценкесистемыпитаниякарбюраторныхдвигателей.
Стенды имеют в своем составе осциллограф с пультом для оценки изменения напряжения в электрических цепях,набор приборовв различныхкомбинациях, какправило, содержащий вольтметр,тахометр,вакуумметр,газоанализатор,прибор для измерения угловопережения зажигания изамкнутого состояния контактовпрерывателя.Крометого,имеетсястробоскопическаялам- па-пистолетдляопределенияуглаопережениязажигания (рис.9.5). Мотор-тестер любоймодификации присоединяется ксистемеза- жигания четырьмя датчиками 1... 4(двадатчика высокого напря- жения идва - низкого), которые непереставляются впроцессе проведения всехпроверок.
Первый датчик (низкого напряжения) подсоединяется кпер- вичнойцеписистемызажигания. Второй датчик(высокогонапря- жения) подсоединяется квторичной цепи.Третийдатчик (низко- гонапряжения) соединяется скорпусом (массой), ачетвертый (высокого напряжения) - сосвечой первого цилиндра (вразрыв провода высокого напряжения).
Первые тридатчика обеспечивают снятие характеристик на- пряжения в первичной ивторичной цепяхсистемы зажигания, а четвертый синхронизирует сигнал сработой свечи первого ци- линдра.
Мотор-тестер спомощью осциллографа методом сравнения с
·эталоннымиосциллограммами позволяет определить отклонения вработегенератора переменного тока,состояние конденсатора и первичной обмотки катушкизажигания, состояние изазорвкон- тактах прерывателя, пробивное напряжение насвечахиработо- способность катушкизажигания. Имеющийся вкомплекте вольт- метрпозволяет оценить работоспособность системыпускаиреле- регулятора. Спомощью стробоскопической лампы измеряют на- чальный уголопережения зажигания, характеристики центробеж- ногоивакуумногорегуляторов.Вакуумметритахометрпозволяют задавать иподдерживать тестовые режимы проверок, оценивать эффективность работыцилиндров путемпоочередного выключе- ниязажигания вкаждом цилиндре.
Внастоящее время находят все более широкое применение мотор-тестеры второгопоколения - автотестеры, вкоторыхбла- годаряиспользованию микропроцессорных системполностью ав- томатизированы процессы диагностирования ипостановки диаг- ноза,аоператорпокомандам,выводимым на дисплей, задает необходимые тестовые режимы ивыполняет регулировочные ра- боты.
Для диагностирования элементов исистем автомобилей, уп-
равляемых электронными блоками,наряду смотор-тестерами и
, анализаторами всебольшее распространение находятдиагности-
. ческие стендовые тестеры. Ихнедостатком является ограничение
· перечня ответственных модификаций автомобилей,т.е. слабая
унифицированность. Преимущество заключается вкомпактности ивозможности считывания информации повсем компьютерно- управляемым функциям диагностируемого автомобиля.
Средствадиагностирования топливной аппаратуры.Приборыдля диагностированиясистемпитанияразличныдлякарбюраторных идизельныхдвигателей.
Дляпроверкикарбюраторовприменяютустановки,позволяю-
щиеимитироватьусловияработы карбюраторанаавтомобилеи определятьаэродинамическоесопротивлениевпускныхтрубопро-
водов.Проверкубензонасосапроводят непосредственнона авто- мобиле приборами,определяющимимаксимальноедавление, плотностьприлеганиявпускныхклапанов,герметичность соеди- нений.
Дляпроверкиирегулировкитопливныхнасосоввысокогодав- ления(ТНВД)дизельныхдвигателейпредназначенприбор(стенд) комплекснойпроверки(рис.9.6). Стендрассчитаннатопливные насосыроссийскогоизарубежногопроизводства.
1
,·.
о |
1 ТНВД,закрепленный настенде;2 местодляустановкифорсунок;З
контрольные колбы
.'.
Для проверки топливной аппаратуры дизеляиспользуютспеци- альныйанализатор.
Онобеспечиваетопределениечастотывращенияколенчатого
валадвигателя икулачкового валатопливного насоса, частоту вращенияначалаиконцадействиярегуляторачастотывращения, характеристикивпрыскиваниятоплива.Приподключении кана- лизатору осциллографаможновизуальнооцениватьхарактерис- тикивпрыскивания.
Наиболее ответственными являются приборы для контроля
расходатоплива.
Внастоящее время на автомобильном транспорте получили наибольшеераспространениерасходомеры топливатрехтипов-
объемные,весовыеимассовые(ротаметрические).Первыедватипа представляют собойрасходомерыдискретногодействия(дляоп- ределения расходатоплива необходимо израсходовать порцию топливанаинтервалепробегаиливремениисделать перерасчет удельныхпоказателейнаединицупутииливремени).Третийтип расходомеров- приборынепрерывногодействия,показывающие вкаждыймоментвременимгновенныйрасходтоплива.
Получившиеблагодарясвоейпростотеширокоераспростране- ниерасходомеры топливаобъемноготипаприменяютсявоснов- номдляавтомобилейскарбюраторными двигателями. Весовые расходомерыобладают большейточностьюистабильностьюпо- казаний,таккаквесоваяпорциятопливаменееподверженаиз-
. менениямподвоздействиемвнешнихфакторов,такихкактемпе-
ратуравоздуха,барометрическоедавление,температуратоплива,
егоплотностьит.п.
Наиболееудобнымиитехнологичнымиявляютсярасходомеры
непрерывногодействия.Кихосновнымпреимуществамотносятся возможностьустановкинепосредственнонаавтомобильиисполь- зования какпристендовыхиспытанияхавтомобилядляоценки
показателейтопливнойэкономичности наразличныхрежимах,в томчислеирежимехолостого хода,ипроведениярегулировоч- ныхработ,такиприработеавтомобиляналинии.
Приизготовлениирасходомеров(вособенностинепрерывно-
го действия) широкоприменяются последниедостижения мик- роэлектроники иавтоматики.
Средствадиагностирования состояния цилиндропоршневой груп
пыдвигателя.Состояниецилиндропоршневой группыиклапан-
ногомеханизмапроверяютподавлениювцилиндревконцетакта сжатия.
Измерениепроизводятвкаждомиз цилиндровспомощьюком прессометра сошкалойдлякарбюраторныхдвигателейдо1 МПа, адизелей- сошкалойдо6МПа(рис.9.7).Резиновыйнаконеч- никкомпрессометраустанавливаетсявотверстиезаранеевывер-
нутойсвечи.
Послепроворачивания стар- тером коленчатого валадвига- телясошкалы прибора считы- ваются показания. При заме- рахдавления вцилиндрах ди- зельного двигателя компрессо- метр устанавливают вместо форсунки проверяемого ци- линдра.
Эффективность работы ци- линдров можно определить прибором, принцип действия которого основан на измере- нии снижения частоты враще-
Рис. 9.7.Компрессометр нияколенчатоговаладвигате-
ляприотключениицилиндров. Есличастотавращения приот- ключениицилиндранеизменяется, цилиндрнеисправен..
Средствами диагностирования проверяетсясостояниефорсу- нокдизельныхдвигателей.
Другиеприборыпозволяютизмерятьутечку сжатоговоздуха, подаваемого вцилиндры,сравнительнопростоибыстроопреде- ляютналичиехарактерныхдефектов:износацилиндров, износа поршневыхколец,негерметичностиипрогоранияклапанов, за- диравподлинецилиндра, поломокпружинизависания клапа- нов, поломокизалегания поршневыхколец, прогорания внут- реннейчастипрокладкиголовкиблокацилиндров.