Осмотровоеиподъемно-осмотровое оборудование
ПривыполненииТОиремонтаавтомобилейзначительнаядоля работ(40...45%) выполняется снизу,длячегоАТОдолжныос-
Осмотровоеиподъемно- транспортное оборудование
Осмотровое
Подъемно- транспортное
Подъемно- | Осмотровое | Транспортное | Подъемно- | ||||||
осмотровое | оборудование | оборудование | транспортное |
Подъемники Канавы Конвейеры Передвижные краны
Опрокидыватели Эстакады Тележки
Домкраты
Кран-балки
Электротельферы
Рис.6.1.Классификация осмотровогоиподъемно-транспортного оборудования
нащатьсяосмотровым иподъемно-транспортным оборудовани- ем(рис.6.1).
Космотровомуиподъемно-осмотровомуотноситсяоборудо-
вание,обеспечивающееудобный доступкагрегатам,механизмам
идеталям,расположеннымснизуисбокуавтомобиляприегоТО
и ремонте.РаботыпоТОиремонту,выполняемыеснизуавтомо- биля,могутпроизводитьсясполнымиличастичнымвывешива-
ниемилибезвывешиванияавтомобиля.
Осмотровоеоборудованиевключаетвсебяканавыиэстакады.
Осмотровые канавы(рис.6.2)являютсянаиболеераспростра-
ненными универсальными осмотровымиустройствамивАТО.
Поспособузаездаавтомобилянаканавуисъездаснееразли-
чают канавытупиковыеипрямоточные(проездные).Поширине
канавыподразделяютсянаузкие(межколейные)иширокие, по устройству- намежколейныеибоковые,сколенными мостами исвывешиваниемколес,траншейныеиизолированные.
Длина канавыдолжнабытьнеменеедлины автомобиля, но непревышатьееболеечемна0,8м.Глубина(учитываядорож- ныйпросветавтомобиля)длялегковыхавтомобилейсоставляет
1,4...1,5м,адлягрузовыхиавтобусов- 1,2...1,3м.Ширинаузких межколейныхканавобычнонеболее1,1 м.
Узкиеканавыобладаютуниверсальностьюиобычноиспользу-
ютсяв АТПнебольшоймощности.Узкиемежколейныетраншей- ныеканавыимеюттраншею,соединяющуюнесколькопараллель-
ныхканавпоихторцам,дляудобствасообщенияканавспомеще- ниемимеждусобой.Утупиковыхтраншейныхканавтраншеюде- лаютоткрытой.Прямоточныеканавыимеютзакрытуюсверхутран-
шею, используемую для прохода.Глубинаоткрытойтраншеи-
1,2...1,6м,закрытой- неменее1,8мотполадонизавыступаю-
щихчастейперекрытиятраншеи.
Длявходаивыходаиз траншеиделаютнеменееоднойлестни-
цынакаждыепятьканав.
Канавуокаймляют внутреннейжелезобетоннойребордойтол- щиной100ммилиметаллической- толщиной20...25мм,высо- тойнеболее150мм.Дляфиксациипродольногоперемещения автомобилятупиковыеканавывконцеимеютупорподпередние
колеса.
Широкаяканавасколейныммостикомимеетширину,превы-
шающуюгабаритнуюширинуавтомобиля,сдвумяметаллически- миилижелезобетоннымиузкимимостиками,расстояниемежду
осямикоторыхравноколееавтомобиля.
Длинаширокойканавыделаетсяна1,0 1,2мдлиннееобслу-
живаемогоавтомобиля,ширина- на1,4 3,0м.Дляработысбо-
купредусматриваютсясъемные трапы.
Широкиеканавысвывешиваниемколес(рис.6.3)имеютши- рину,превосходящуюгабаритнуюширинуавтомобиля.Автомо- бильперемещаетсяпоканаве, опираясьпереднимиизадними
Осмотровые канавы
Тупиковые Проездные
Межколейн |
Боковые |
С колейным Свывеши мостом ванием колес |
Траншейные
ё[р
~1111
Изолированные
ggg·
Рис.6.2.Классификация осмотровыхканав
.. .... |
. ..
·.·.
Рис.6.3.Канава широкоготипасвывешиванием колес:
1 - катушкасошлангомдляраздачисолидола;2- катушкасошлангомдля раздачитрансмиссионной смазки;З тележкидлявывешивания автомобиля
мостаминаопорытележек,катящихсяпорельсовомупути, про- ложенномупосерединеканавы. Колесавывешиваютсявовремя въездаавтомобилянаканаву.
Канавыоборудуютсяэлектрическимосвещением, вентиляци- ейиотоплением.
Недостаткиприменения осмотровыхканавзаключаютсявог- раниченномдоступековсемузламиагрегатам автомобиля,фик- сированном уровне расположения персонала, в необходимости
ихстроительстватольконапервыхэтажахзданий, неимеющих подваловит.п.
Эстакадыпредставляютсобойколенныймост,расположенный вышеуровняполана0,7...1,4м,снаклоннымирампами- на- правлениямидлявъездаисъездаавтомобиля,имеющимиуклон
20 ...25°.
Эстакадыподразделяютсянатупиковыеипрямоточные(проезд-
ные).Онимогугбытьстационарнымиипередвижными(разборны- ми),апородуматериала- железобетоннымиилиметаллическими.
Для уменьшения высотыэстакады применяются полуэстакады, отличающиесяотэстакадпонижениемполавокругних.
Кподъемно-осмотровомуоборудованиюотносятсяподъемни-
ки,опрокидывателиидомкраты.
Классификация подъемников
1
+tt
Поконструктивному Попринципу Потехнологическому
отличию действия расположению
1 1 ...J .....L1 1 1 ,...J_ ....1....1
t'IIо
со
t::
t::
t'II I l:Q'"' |
:а а@ |
:s:
iS |
:s: 4) о
4)Q) :i::
о а |
Q) ~ 'i
::а 8
::а 8
8 :i:: :i:: ); ~ ); ::а :а
::а ~
а) Е-<
:i:: :i:: :i:: ~8 ее t'II:i: :i:: :i:: ~
l:Q
:i::
оgо :s: Е' t:: ); ,Ql:Qр;,t'II
Q) 4)
Q)
о |
о!-<:i::о );t;
:s: 4)
r:зo::
:i:
о ~
а)
t'II
оg.
::r
:s:
);
о |
l:Q
;1
~ ~ 5 !-<
~
t::
t::
::2 |
::з::
\О
4о), :4:i)::
а |
l:Q
~~ ~
t::
о uо
t:: р.
c,s ~
~:i:
::з::
4) |
uit::
- ..........
'-'
+ tt
Потипуприводарабочих Постепени Почислустоек органов подвижности (плунжеров)
|
о о ::а Q) |
4)
Q,)
Q,) Q,) Q,) :а
1 ~ |
о :i::
:i:: :i:
~ ::r
:i:
u I Q,) Q) р. ::r4) ::r
~~ ~~
р. :s: :i: :i:: ~
8 в ~ 8
~ ro
~ :i::
~ );ь
:s: ~ о
><&~
Q) ra Q) :s: ~!;
о l:Q
о.
~ t; t; ><
(t) с,
(t) ~
a:i t'II
:х: ~
Q,) ::а о
~ );
:i:: о t::
8t:::t: ~
t:i::
Q,) Q) Q) !-<4)
l:Q
'"'
t::
- ..........- - - - -~
-'1
Рис.6.4.Классификация подъемников
Подъемникислужатдляподъемаавтомобиля надуровнемпола натребуемуюдляудобстваобслуживания илиремонта высоту.
Классификация подъемниковприведена нарис. 6.4,аихос- новные схемы- нарис.6.5.
Гидравлические стационарные напольные подъемники. Подъем- ники могут быть одно- имногоплунжерными грузоподъемнос-
тью2... 12тиболее.Гидравлический одноплунжерный подъемник (рис.6.6)состоитизгидроцилиндра 1,платформ 3,насосной стан- ции 4истраховочной штанги 2.Платформа состоит изпоперечи- ныичетырехбалокподхватов.
Электромеханические стационарныеподъемникимогутбытьодно-,
двух-,четырех- ишестистоечными грузоподъемностью 1,5 ... 14т иболее.Вэтойгруппеподъемников используются винтовая, цеп-
ная, тросовая, карданная или рычажно-шарнирная силовые пе- редачи. Приводом подъемника является электродвигатель.
Одностоечные подъемники (рис. 6.7, а)имеют грузоподъем- ность до 3 т, потипу установки бывают стационарные ипере- движные, потипупривода - электромеханические иэлектрогид-
Основныесхемы гаражныхподъемников
1
! !
Гидромеханических
1 1 Электромеханических 1
! !
плунжеров |
рные т
же |
п |
двух- плунжер- ные
U".
|
Трех- плунж ные
ер- " -
много-
плунжер--
ные
~
Рис.6.5.Основныесхемыгаражныхподъемников
Рис.6.6.Одноплунжерный подъемник:
/- гидроцилиндр;2 страховочная штанга;
З платформа;4 насосная станция
1
1
з
б
Рис.6.7.Типынапольныхподъемников:
а- одностоечный стационарный сподъемнойплатформой; б двух.стоечный стационарный сэлектромеханическимприводом;1- стойка;2- электродвига- тель;З пультуправления; 4 подъемнаяплощадка(елапа»)
равлические,поконструктивномуотличию - сподъемнойплат- формойис подъемной«лапой».Стационарныедвухстоечные подъемники сэлектромеханическим приводом (рис.6.7,б)со- стоятиз двухстоек,четырехбалоксподхватамииопорнойрамы. Настойкевверхней частисмонтированэлектроприводподъема балоксподхватами.
Групповыеэлектромеханическиеподъемникисвозможностью
индивидуальногоперемещения каждойстойкиполучилиназва- ние«подъемник-комплект передвижныхстоек». Ихиспользова- ниецелесообразнодлякрупногабаритных транспортныхсредств (например,дляодновременногоподъемавсех звеньевсочленен- ногоавтобуса).Управлениеподъемомиопусканиемвсехстоекосу-
ществляетсяспередвижногопульта, обеспечивающегоихсинх- роннуюработу.
Четырехстоечные стационарныенапольныеподъемникиплат- форменноготипа(рис.6.8)имеют централизованноеуправление приподъемедвухколейнойплатформы.Платформыбываютсод- носторонним заездомсупорамиколесврабочемположении, а такжедвусторонние проездного типа. Выборчетырехстоечного платформенногоподъемникаопределяетсягеометриейпроизвод- ственнойзоны.
Стационарныеподъемникиножничноготипа являютсяэлект- ромеханическимиподъемникамис гидравлическимсиловымэле- ментом.Специальныеподъемники,имеяаналогичныйсиловойэле- мент, могутбытьпередвижными ирассчитаны на автомобили массойдо3т.
Канавные подъемники применяютсядлявывешиванияпереднего илизаднегомостаприработахнаканавах. Такие подъемники могут бытьгидравлическими, электромеханическими, содной, двумяичетырьмястойками·исменнымиподхватами.Канавные
Рис.6.8.Четырехстоечный стационар- ныйнапольный подъемник платфор- менного типа содносторонним за- ездом:
1 подъемнаяплощадка; 2 стойка; З электродвигатель;4 пультуправ- ления
Рис.6.9.Электромеханический подъемник-опрокидыватель:
1 - зажимкрепления автомобиля;
2 каретка;3 стойка;4 подъем-
наярама;5 неподвижнаярама
подъемникиимеютгрузоподъемностьдо4тивысотуподъемадо
60см.Приводможетбытькакручной,такиэлектрический.
Кпреимуществам подъемниковпередосмотровымиканавами можно отнестиследующие:болеерациональное использование
производственныхплощадей;высокаяпроизводительность труда рабочих;обеспечениесвободногодоступакбольшинствуузлови агрегатов автомобиля;возможностьустановкинавторыхэтажах зданийидр.
Домкратыгаражныепередвижныеипереносные(механические, гидромеханические,с ручным приводом) грузоподъемностью
1,6...12,5тпредназначеныдляподъемапереднихизаднихчастей автомобиля.
Электромеханический подъемник-опрокидыватель(рис.6.9)по- зволяетнаклонятьавтомобильподразнымиугламивпределах60°.
Приводподъемнойрамы- от электродвигателясчервячнымре- дукторомивинтомс гайкой,расположеннымивстойкеподъем- ника.Опрокидывателибываютстационарные(электромеханичес- кие) ипередвижные (механические, гидромеханические, пнев- матические).