Понятиео техническомсостоянииавтомобиля

Автомобильпредставляетсобойсложнуютехническуюсистему, предназначеннуюдляосуществлениятранспортнойдеятельности ихарактеризуемуюмножествомпараметров,определяющихтехни- ческиеиэксплуатационныепоказателиданнойсистемы.Под сис­ темойпонимаетсяупорядоченнаясовокупностьсовместнодейству- ющихэлементов,предназначенныхдлявыполнениязаданныхфун- кций.Поотношениюкавтомобилюэлементамиявляютсяагрега- ты,узлы,механизмыидетали- объектыилиизделия.

Все элементыавтомобиля(агрегаты,узлы,механизмы,детали) имеютразличныехарактеристикиустойчивости кпотереработо- способногосостояния, накоторыевлияюткаквнутренниеконст- руктивныефакторы,зависящие отназначенияисвойствэлемен- та,такисовокупность внешнихфакторов, определяемыхкакус-

t/ ловияэксплуатацииавтомобиля.1af<,бовременный автомобильсо-

стоитиз 15...20тыс.деталей,изкоторых7...9тыс.теряютсвои

первоначальные свойстваприработе,причемоколо3...4тыс.де-

талейимеютсрокслужбыменьший,чемуавтомобилявцелом.Из

них80...100деталейвлияютнабезопасностьдвижения,а150...300 деталей,«критических»понадежности,чащедругихтребуютза-

1
мены,вызывают наибольшие простои автомобилей,ресурсные затратывэксплуатации.·1 1

Работоспособностьэлементовавтомобиляопределяетсяеготех- ническимсостоянием.Техническоесостояниепредставляет собой совокупностьизменяющихсяв процессеэксплуатациисвойств объекта, характеризуемых вопределенный момент признаками, установленнымитехнической документацией.Техническоесосто- яниеавтомобиляиегоэлементовопределяетсяколичественными

показателямиконструктивныхпараметров:у1,у2,Уз, ...,Уп·

Например, длядвигателя эторазмерыдеталейцилиндропорш- невой группы икривошипно- шатунного механизма, для тормо- зов- толщина тормозных накладок, диаметров тормозных бара- бановизазоров междуними.

Возможность непосредственногоизмеренияконструктивных параметров многихизделий безчастичной или полной разборки узлачаще всего ограничена. Для этихизделий при определении технического состояния пользуютсякосвенными величинами, так называемыми диагностическими параметрами, связаннымискон- структивнымипараметрамиидающимионихопределеннуюин- формацию.Например,отехническомсостояниидвигателяможно судитьпоизменениюегомощности,расходумасланаугар,ком- прессии,содержаниюпродуктовизносавмасле.

Впроцессеработыавтомобиляпоказателиего технического состоянияизменяютсяотначальных Уюсоответствующихновому изделию,допредельно допустимых Уn.д, азатемидопредельных Yn· ЗначениеУп соответствуетпредельномусостоянию,прикотором егодальнейшее применениепо назначениюнедопустимоилине- целесообразно(рис.l.l).

Продолжительностьработыизделия,измеряемаявчасахили

километрахпробега,аврядеслучаеввединицахвыполненной

работы,называетсянаработкой li. Наработкадопредельногосо- стояния,оговоренноготехническойдокументацией,называется

ресурсом/Р. ТогдавинтервалепробегаО~Z;~ /РприУн~Yi<Yn(зона работоспособности)изделиесчитается исправнымиможетвы- полнятьсвоифункции.

Еслиизделиеудовлетворяеттребованиямнормативно-техни-

ческойдокументацииповсемпоказателям, тооносчитаетсяис­ правным. Еслипараметрыизделия,характеризующиеегоспособ- ностьвыполнятьзаданныефункции,соответствуютустановлен- нымнормативно-техническойдокументациейтребованиям,тооно признаетсяработоспособным.Отсюдаследует,чтокогдаавтомо- бильможетвыполнятьсвоиосновныефункции, нонеотвечает всемтребованиямтехническойдокументации(например,помято крыло),онработоспособен,нонеисправен.

Понятиео техническомсостоянииавтомобиля - student2.ru

Уп
уп--~~~~~~---~~-

Аварийный ремонт

Предупреди- тельный ремонт

l;

Рис. 1.1.Изменение состояния элементавзависимости отзначений параметровсостояний

ЕслипродолжатьэксплуатироватьавтомобильдосостоянияУ; 2::Уп, тонаступит отказ,т.е.событие,заключающееся внарушении работоспособности.

Вэтомслучаепрекращаетсятранспортныйпроцесс(остановка

налинии, преждевременныйвозвратслинии).

Рольпредельнодопустимогозначенияпараметразаключается

втом,чтобысвоевременнообнаруживать(предупреждать)при-

ближениемоментаотказадляпринятиясоответствующихмер.

Длясвоевременногопредупрежденияотказаэлементаавтомо-

билянеобходимоиметьпредставлениеопричинахизмененияего техническогосостоянияи офакторах,определяющихпроявление

этихпричин, атакжеихвлияниинаинтенсивностьизменения техническогосостоянияэлементовавтомобиля.

Наши рекомендации