Понятиео техническомсостоянииавтомобиля
Автомобильпредставляетсобойсложнуютехническуюсистему, предназначеннуюдляосуществлениятранспортнойдеятельности ихарактеризуемуюмножествомпараметров,определяющихтехни- ческиеиэксплуатационныепоказателиданнойсистемы.Под сис темойпонимаетсяупорядоченнаясовокупностьсовместнодейству- ющихэлементов,предназначенныхдлявыполнениязаданныхфун- кций.Поотношениюкавтомобилюэлементамиявляютсяагрега- ты,узлы,механизмыидетали- объектыилиизделия.
Все элементыавтомобиля(агрегаты,узлы,механизмы,детали) имеютразличныехарактеристикиустойчивости кпотереработо- способногосостояния, накоторыевлияюткаквнутренниеконст- руктивныефакторы,зависящие отназначенияисвойствэлемен- та,такисовокупность внешнихфакторов, определяемыхкакус-
t/ ловияэксплуатацииавтомобиля.1af<,бовременный автомобильсо-
стоитиз 15...20тыс.деталей,изкоторых7...9тыс.теряютсвои
первоначальные свойстваприработе,причемоколо3...4тыс.де-
талейимеютсрокслужбыменьший,чемуавтомобилявцелом.Из
них80...100деталейвлияютнабезопасностьдвижения,а150...300 деталей,«критических»понадежности,чащедругихтребуютза-
1 |
Работоспособностьэлементовавтомобиляопределяетсяеготех- ническимсостоянием.Техническоесостояниепредставляет собой совокупностьизменяющихсяв процессеэксплуатациисвойств объекта, характеризуемых вопределенный момент признаками, установленнымитехнической документацией.Техническоесосто- яниеавтомобиляиегоэлементовопределяетсяколичественными
показателямиконструктивныхпараметров:у1,у2,Уз, ...,Уп·
Например, длядвигателя эторазмерыдеталейцилиндропорш- невой группы икривошипно- шатунного механизма, для тормо- зов- толщина тормозных накладок, диаметров тормозных бара- бановизазоров междуними.
Возможность непосредственногоизмеренияконструктивных параметров многихизделий безчастичной или полной разборки узлачаще всего ограничена. Для этихизделий при определении технического состояния пользуютсякосвенными величинами, так называемыми диагностическими параметрами, связаннымискон- структивнымипараметрамиидающимионихопределеннуюин- формацию.Например,отехническомсостояниидвигателяможно судитьпоизменениюегомощности,расходумасланаугар,ком- прессии,содержаниюпродуктовизносавмасле.
Впроцессеработыавтомобиляпоказателиего технического состоянияизменяютсяотначальных Уюсоответствующихновому изделию,допредельно допустимых Уn.д, азатемидопредельных Yn· ЗначениеУп соответствуетпредельномусостоянию,прикотором егодальнейшее применениепо назначениюнедопустимоилине- целесообразно(рис.l.l).
Продолжительностьработыизделия,измеряемаявчасахили
километрахпробега,аврядеслучаеввединицахвыполненной
работы,называетсянаработкой li. Наработкадопредельногосо- стояния,оговоренноготехническойдокументацией,называется
ресурсом/Р. ТогдавинтервалепробегаО~Z;~ /РприУн~Yi<Yn(зона работоспособности)изделиесчитается исправнымиможетвы- полнятьсвоифункции.
Еслиизделиеудовлетворяеттребованиямнормативно-техни-
ческойдокументацииповсемпоказателям, тооносчитаетсяис правным. Еслипараметрыизделия,характеризующиеегоспособ- ностьвыполнятьзаданныефункции,соответствуютустановлен- нымнормативно-техническойдокументациейтребованиям,тооно признаетсяработоспособным.Отсюдаследует,чтокогдаавтомо- бильможетвыполнятьсвоиосновныефункции, нонеотвечает всемтребованиямтехническойдокументации(например,помято крыло),онработоспособен,нонеисправен.
Уп |
Аварийный ремонт
Предупреди- тельный ремонт
l;
Рис. 1.1.Изменение состояния элементавзависимости отзначений параметровсостояний
ЕслипродолжатьэксплуатироватьавтомобильдосостоянияУ; 2::Уп, тонаступит отказ,т.е.событие,заключающееся внарушении работоспособности.
Вэтомслучаепрекращаетсятранспортныйпроцесс(остановка
налинии, преждевременныйвозвратслинии).
Рольпредельнодопустимогозначенияпараметразаключается
втом,чтобысвоевременнообнаруживать(предупреждать)при-
ближениемоментаотказадляпринятиясоответствующихмер.
Длясвоевременногопредупрежденияотказаэлементаавтомо-
билянеобходимоиметьпредставлениеопричинахизмененияего техническогосостоянияи офакторах,определяющихпроявление
этихпричин, атакжеихвлияниинаинтенсивностьизменения техническогосостоянияэлементовавтомобиля.