Центр европейской части России
III категория сложности
13. Ульяновск - Буинск - Казань - Зеленодольск - Йошкар-Ола - Старожильск - Коротни - Марьино - Воскресенское - Боко-вая - Семенов.
14. Новгород - Старая Русса - Парфино - Лозницы - Демянск -Полново - Осташков - Пено - Андреаполь - Торопец - Великие Луки.
15. Н.Новгород - Заволжье - Городец - Ковернино - Ильино-За-борское - Варнавино - Красные Баки - Владимирское - Боковая -Семенов - Хахалы - Макарьево - Лысково - Чебоксары.
16. Казань - Ленино-Кокушкино - Елабуга - Набережные Чел-ны - Бугульма - Черемшан - Аксубаево - Билярск - Болгар - Те-тюши - Теньки - Верхний Услон - Казань.
Карпаты
III категория сложности
17. Ужгород - Ужок - Подполозье - пер. Менчил - Воловец-пер. Гукливый - Межгорье - пер. Синевирский - оз. Синевир - Коло-чава - пер. Прислоп - Усть-Чорна - Дубовое - Водица - пер. Тев-шак - Кобылецкая Поляна - пер. Кобыла - пер. Камень-Клевка -Рахов - Ясиня - Черновцы.
18. Ужгород - Мукачево - Берегово - Хуст - Рахов - пер. Ка-мень-Клевка - пер. Кобыла - Кобылецкая Поляна - пер. Тевшак -Водица - Красная - Усть-Чорна - пер. Прислоп - Колочава - оз. Синевир - пер. Синевирский - Межгорье - пер. Гукливый - Воло-вец - Подполозье - Ростока - Ужок - пер. Ужокский - Самбор -Стрый - Львов.
IV категория сложности
19. Ивано-Франковск - Коломыя - Черновцы - Сторожинец -Берегомет - Долишний Шепот - пер. Шурдин - Селятин - Путила -пер. Нимчич - Вижница - Косов - пер. Буковецкий - Верховина -пер. Кривополье - Кременцы - пер. Яблоницкий - Рахов - пер. Ка-мень-Клевка - пер. Кобыла - Кобылецкая Поляна - пер. Тевшак -пер. Водицкий - Калины - Драгово - Свалява - р. Веча - Воловец -пер. Бескит - Славское - Сколе - Стрый - Львов.
20. Ужгород - Перечин - Ужок - Ростока - Подполозье - пер. Менчил - Воловец - ст. Занька - р. Веча - Свалява - Кушница -Долгое - Липча - Межгорье - Лопушное - пер. Озерянский - оз. Синевир - Колочава - пер. Прислоп - Усть-Чорна - Красная - Во-дица - пер. Тевшак - Кобылецкая Поляна - пер. Кобыла - пер. Ка-мень-Клевка - Рахов - Богдан - Луги - полонина Брецкул - седло-вина Говерла-Петрос - урочище Козьменщик - Ясиня - пер. Ябло-ницкий - Яремча.
Крым
II категория сложности
21. Керчь - Багерово - м. Казантип - Мысовое - Ленино - Ка-менское - Арабатская Стрелка - Геническ - Джанкой - Нижнегор-
_______Классифицированные вепотуристские маршруты...
ский - Белогорск - Приветное - Судак - Старый Крым - Феодосия.
22. Симферополь - Бахчисарай - Ай-Петри - Ялта - Алушта -Судак - Феодосия - Ленино - Мысовое - Керчь - Анапа - Ново-российск.
/// категория сложности
23. Евпатория - Севастополь - Бахчисарай - Терновка - Орли-ное - Передовое - Голубинка - Соколиное - Ай-Петри - Виноград-ное - Голубой Залив - пер. Байдарские Ворота - Орпиное - пер. Ласпинский — Форос - Кацивели - Симеиз - Апупка - Ялта - Алуш-та - Солнечногорское - Генеральское - Караби-Яйла - Красносе-ловка - Приветное - Судак - Феодосия - Керчь.
Кавказ
II категория сложности
24. Минеральные Воды - Кисловодск - пер. Кичи-Балык - пер. Шит-Джатмас - Сармаково - Куба - Прохладный - Зеленокумск -Саблинское - Минеральные Воды.
25. Минеральные Воды - Кисловодск - пер. Гумбаши - Карача-евск - Зеленчукская - Преградная - Псебай - Лабинск - Майкоп -Хадыженск - Горячий Ключ - Джубга.
26. Нальчик - Степное - Терекли-Мектеб - Кизляр - Крайнов-ка - Сулак - Кизилюрт - Чиркей - Буйнакск - Махачкала.
/// категория сложности
27. Минеральные Воды - Кисловодск - пер. Гумбаши - Карача-евск - Теберда - пер. Клухорский - Квемо-Ажара - Сухуми - Ад-лер - Туапсе.
28. Нальчик - Лескен - Дигора - Алагир - пер. Мамисонский -Ткибули - Кутаиси - Сухуми - Сочи.
29. Минеральные Воды - Пятигорск - Баксан - Нальчик - Верх-няя Балкария - Лескен - Мацута - Мизур - пер. Мамисонский -Они - Гори - Хашури - Кутаиси - Батуми.
30. Тбилиси - пер. Крестовый - Владикавказ - Кисловодск - пер. Гумбаши - Карачаевск - Курджиново - Майкоп - Нефтегорск - пер. Шаумянский - пер. Гойтхский - Туапсе - Сочи.
31. Ереван - Севан - Мартуни - Шишкая - Шоржа - Цовагюх -пер. Семеновский - Дилижан - Казах - Тбилиси - пер. Крестовый -Владикавказ.
IV категория сложности
32. Нальчик - Владикавказ - пер. Крестовый - Гори - Они - Ку-таиси - Сухуми - пер. Клухорский - Теберда - Черкесск - Мине-ральные Воды.
33. Минеральные Воды - Кисловодск - пер. Кичи-Бапык - пер. Шит-Джатмас - Долина Нарзанов - плато Харбаз - плато Бечасын -Худес - Карачаевск - Зеленчукская - Архыз - пер. Пхия - Пхия -пер.Дамхурц - оз.Рица - Гагра - Адлер.
V категория сложности
34. Майкоп - Армавир - Невинномысск - Черкесск - Карача-евск - пер. Гумбаши - Кисловодск - Пятигорск - Баксан - Тырныа-уз - пер. Рудничный - пер. Б. Джувурген - пер. М. Джувурген - Джи-СПРАВОЧНЫЙ РАЗДЕЛ
лы-Су - плато Ирахит-Сырт - пер. Буруктыш - ущелье р. Чучхур -Худес - Эльбрусский - Учкулан - Хурзук - пер. Азау - Терскол -Тырныауз.
Урал
II категория сложности
35. Екатеринбург - Первоуральск - Красноуфимск - Сарана -Манчаж - Арти - Михайловск - пещера Дружбы - Нижние Серги -Бардымское песничество - гора Шунут - Мариинск - Ревда - Дег-тярск - Сысерть - Екатеринбург.
36. Екатеринбург - Челябинск - Миасс - оз. Тургояк - Злато-уст - Куса - Верх. Киги - Малояз - Месягутово - Караидель -р.Уфа - Павловка - Красный Ключ - Иглино - Уфа.
/// категория сложности
37. Челябинск - Чебаркупь - Миасс - оз. Тургояк - Карабаш -Касли - Верхний Уфалей - Нязепетровск - Полевской - Екатерин-бург - Невьянск - Нижний Тагил - Серебрянка - Кын - Кормови-ще - Кунгур - Пермь.
38. Уфа - Иглино - Аша - р. Лемеза - Зигаза - Верхний Ав-зян - Кага - Белорецк - Магнитогорск - Верхнеуральск - Кундра-вы - Миасс - Карабаш - Аргаяш - Долгодеревенское - Чепябинск.
39. Уфа - Иглино - Улу-Теляк - Ниж. Лемезы - р. Лемеза -Верх.Лемезы - Искушта - Катав-Ивановск - Сатка - Златоуст - оз. Тургояк - Миасс - Учалы - Белорецк - Инзер - р. Инзер - Архан-гельское - Кармаскалы - Уфа.
IV категория сложности
40. Екатеринбург - Первоуральск - Магнитка - Ревда - Дег-тярск - Полевской - оз. Иткупь - Верх. Уфалей - Касли - Карабаш -Миасс - Устиново - р.Уй - Учалы - Уральск - Белорецк - Инзер -Ассы - р.Белая - Улукулево.
41. Пермь - Кунгур - Лысьва - Усть-Койва - Кусье-Александров-ский - Бисер - Качканар - Нижняя Тура - Кушва - Нижний Та-гил - Петрокаменское - Мурзинка - Фирсово - Липовское - Не-вьянск - Верхний Тагил - Нейво-Рудянка - оз. Таватуй - Екатерин-бург - Первоуральск - Ревда - Краснояр - Сысерть - Касли - Ка-рабаш - Миасс - Златоуст.
42. Оренбург - Саракташ - Зилаир - Ивано-Кувалат - Мурады-мовские пещеры (ущелье р. Большой Ик) - Мраково - Иргизлы -Капова пещера - Старосубхангулово - Кага - Серменево - Инзер -Нижний Тюльмень - Верхний Тюльмень - Катав-Ивановск - Злато-уст - Миасс - Кыштым - Касли - Нязепетровск - Полевской - Ека-теринбург.
Алтай
II категория сложности
43. Барнаул - Бийск - Советское - Горно-Алтайск - Чоя - Ту-рочак - Карабинка - Бийск.
/// категория спожности
44. Бийск - Солонешное - Усть-Кан - Туэкта - Черга - Горно-Алтайск - Чоя - Артыбаш - Турочак - Бийск.
_______Классифицированные велотуристские маршруты...
45. Бийск - пер. Тописьновский - Россоши - Никольское - Куя-ган - Яксыур - Теньга - Усть-Сема - Горно-Аптайск - Березовка -Бийск.
IV категория сложности
46. Бийск - Горно-Алтайск - Усть-Сема - Чемал - Куюс -Иня - Тюнгур - Усть-Кокса - Абай - Усть-Кан - Туэкта - Шебали-но - Черга - Алтайский - Бийск - Барнаул.
47. Барнаул - Бийск - Бепокуриха - Солонешное - Усть-Кан -Усть-Кокса - Иня - Горно-Алтайск - Чоя - оз.Телецкое - Турочак -Бийск.
48. Усть-Каменогорск - Серебрянск - Большенарымское - Рах-мановские Ключи - Джасибер - Кош-Агач - Иня - Горно-Алтайск -Бийск.
Сибирь и Дальний Восток*
II категория сложности
49. Омск - Ниж. Омка - Епанка - Муромцево - Карташево -Исаковка - Омск.
/// категория сложности
50. Ишим - Викулово - Серебрянка - Усть-Ишим - Тевриз -Знаменское - Тара - Омск.
51. Омск - Русская Попяна - Оборочное - Ленинградское - Бо-ровое - Кокшетау - Чкалово - Одесское - Омск.
52. Омск - Саргатское - Крайчиково - Колосовка - Евгащино -Большеречье - Омск.
IV категория сложности
53. Омск - Красный Яр - Тюкалинск - Новокарасук - Большие Уки - Знаменское - Тара - Муромцево - Большеречье.
54. Иркутск - Баяндай - Качуг - Жигалово - Балыхта - Бала-ганск - Унгин - Бохан - Еловка - Иркутск.
55. Чита - Романовка - Сосново-Озерское - Поперечное - Хо-ринск - Первомаевка - Улан-Удэ - Бабушкин - Слюдянка.
V категория сложности
56. Абакан - Аскиз - Абаза - Ак-Довурак - Чадан - Шагонар -Кызыл - Туран - Шушенское - Минусинск - Абакан.
57. Кызыл - Сарыг-Сеп - оз. Мюи-Холь - Тоора-Хем - оз. Азас (Тоджа) - Ырбан - Севи - Хут - Булдурган - Туран - Ермаков-ское - Шушенское - Саяно-Шушенская ГЭС - Минусинск - Абакан.
58. Чита - Улеты - Танга - Бильчир - Энгорка - Ямаровка -Малоархангельск - Петровск-Забайкальский - Улан-Удэ - Бабуш-кин - Слюдянка - Иркутск.
59. Иркутск - Слюдянка - Танхой - Татаурово - Улан-Удэ -Гремячинск - Усть-Баргузин - Могойто - Улюнхан - Кумора - Ки-чора - Нижнеангарск - оз. Байкал - Хужир - Сахюрта - Еланцы -Баяндай - Усть-Ордынский - Иркутск.
60. Якутск - Бестях - Тюнгюлю - Чурапча - Ытык-Кюель - Хан-
* Классифицированные маршруты Сибири и Дальнего Востока давно не пересматривались и не учитывают произошедшие за последнее десятилетие изменения дорожных усповийСПРАВОЧНЫЙ РАЗДЕЛ
дыга - Россомаха - Кюбюме - Куранах-Сала - Адыгалах.
61. Якутск - Хайысардах - Улу - Верхн. Амга - Томмот - Ал-дан - Бол. Нимныр - Чульман - Золотинка - Нагорный - Лапри -Тында - Соловьевск - Невер.
62. Магадан - Палатка - Мякит - Стрелка - Спорное - Ягод-ное - Сусуман - Адыгалах - Куранах-Сала - Кюбюме.
63. Благовещенск - Белогорск - Свободный - Февральск -Алонка - Ургал - Герби - Комсомольск-на-Амуре.
64. Хабаровск - Иман - Ракитное - Самарка - Красноречен-ский - Рудная Пристань - Кавалерово - Ольга - Лазо - Сергеев-ка - Арсеньев - Спасск-Дальний - Уссурийск - Владивосток.
методика кАТЕгорировдния велосипедных мдршрутов
Методика предназначена для определения категории сложности велосипедных маршрутов как комплексного показателя, учитывающе-го все параметры маршрута, влияющие на трудность его прохожде-ния. В ней при определенной категории сложности учитывается так-же интенсивность прохождения маршрута, что отражает специфику велосипедного туризма.
Поскольку предлагаемая методика является первым опытом та-кого рода для велотуризма, а таюке учитывая неоднозначность мне-ний о ее конкретных составляющих, она вводится в качестве экспе-римента на период действия существующих разрядных требований.
Комплексный показатель - категория сложности вепосипедного маршрута - включает в себя количественную оценку следующих параметров похода:
/_ - протяженность маршрута;
Т - продолжительность прохождения маршрута (похода);
/ - интенсивность прохождения маршрута;
ЛП - локальные препятствия;
/7/7 - протяженные препятствия;
А - автономность;
СГ - сезонно-географический показатель.
Протяженность маршрута сама по себе не является фактором, определяющим его категорию, и увеличение протяженности свыше указанной в табл. 10.8 не может служить основанием для повыше-ния категории сложности. Показатель протяженности используется при оценке интенсивности прохождения маршрута (см. ниже).
Продолжительность похода связана с протяженностью маршру-та (см табл. 10.8) и также определяет интенсивность прохождения маршрута.
Интенсивность прохождения маршрута - специфический пока-затель велотуристского похода, количественно оценивающий еже-дневный уровень затрат физических и моральных сил в походе. Определяется отношением фактического среднего и дневного пробе-га с учетом эквивалента локальных препятствий к номинальному (определенному по нормативным требованиям):
Методика категорирования велосипедных маршрутов
Л) х Тн
(1)
где /_ф - фактическая протяженность маршрута, км;
1Н - номинальная протяженность маршрута по нормативам, км; Л - пробег (км), эквивалентный по затратам времени и сил
преодолению локального препятствия, имеющегося на
маршруте. Определяется путем экспертной оценки (см.
табл. 10.2); Тф - фактическая продолжительность прохождения маршрута,
дней; Тн - продолжительность похода по нормативу, увеличенная на
коэффициент дневок (1,2).
Локальные препятствия (ЛП) - препятствия, имеющие четкие границы и небольшую протяженность. Специфика велотуризма за-ключается в том, что маршрут велопохода не содержит локальных препятствий, которые можно было бы отнести исключительно к это-му виду туризма. ЛП, встречающиеся в велопоходах (перевалы, пе-реправы и т. п.), являются характерными для других видов туризма, прежде всего для пешеходного, и описаны в классификации пеше-ходных маршрутов. Кроме того, в велотуризме рассматриваются как локальные некоторые препятствия, являющиеся в пешеходных мар-шрутах протяженными (болота, пески, снежно-ледовые участки и т. п.). Это связано с тем, что включение таких участков в веломар-шруты носит случайный или вынужденный характер, и для них ха-рактерна малая протяженность по сравнению с протяженностью веломаршрута. Включение ЛП в маршрут велопохода не является основанием для повышения категории сложности велопохода и слу-жит косвенным фактором, повышающим сложность похода за счет затрат времени на их преодоление и, соответственно, увеличения интенсивности прохождения маршрута.
Протяженные препятствия (ПП) являются основным видом пре-пятствий велосипедного маршрута и главным параметром, опреде-ляющим его категорию сложности. Они характеризуются значитель-ной протяженностью и относительно равномерным распределением затрат энергии на их преодоление, Для количественной оценки на-бора препятствий, отвечающего требуемой сложности маршрута, применяется понятие категории трудности ПП велосипедного мар-шрута.
Для определения трудности препятствий велосипедного маршрута используется табл. 10.3.
Для стимулирования включения в сложные веломаршруты разно-образных протяженных препятствий, требующих смены тактики и владения всем арсеналом технических приемов велотуризма, коли-чество баллов, принимаемое в расчет для каждого отдельного пре-пятствия, не может превышать восьми, что способствует высшему значению для ПП 5-й категории трудности. Количество баллов в табл. 10.3 рассчитывается по формулам:
для равнинных участков:
КТ = Кп
(2)
555СПРАВОЧНЫЙ РАЗДЕЛ
Таблица 10.2
Локальные препятствия (ЛП)
Категория
трудности
препятствия
Характеристика препятствия
Эквива-
лентный
пробег, км
н/к
(простей-шая)
1А (проотая)
1Б (средняя)
2А (спожная)
2Б (навесная)
н/к
1А
н/к
(простей-ший)
1А (простой)
1Б (средний)
н/к
(легкопро-ходимое)
Переправы
Переправы через реки с небольшой скоростью тече-ния (не более 0,5 м/сек); глубина - 0,5-0,6 м; пере-ходы по бревну или вброд при ширине потока менее 5 м.
Переправы через реки шириной 6-20 м; течение среднее (ок. 1,5 м/сек); глубина - до 0,8 м. Для организации переправы требуются усилия не менее 3-4 человек.
Переправа через реки шириной более 20 м; ско-рость течения выше средней (до 2 м/сек); глубина -более 0,8 м. Необходимо маневрирование группы относительно основного направления при броде. Необходима работа всей группы; часть группы страхует.
Ширина реки - 30 м, скорость течения около 3 м/сек, глубина - 0,8 м. Для переправы необходимо навешивание перил. Работает вся группа, чаоть из которой страхует.
Ширина реки - 30 м, скорость течения - 3 м/сек и более, глубина - 1,2 м и более. Пвреправа вброд невозможна, необходима навесная. Переправа пер-вого участника - с применением ппавсредств (салик, катамаран, надувное судно) или вплавь со страхов-кой.
Перевальные взлеты (за каждые 100 м пути)
Не менее 100 м перевального взлета, движение затруднено осыпями, растительностью, легкими ска-лами, не требующими коллективной страховки.
Простые, осыпные, снежные и скальные склоны кру-тизной до 30°; пологие (до 15°) ледники без трещин; крутые травянистые склоны, на которых возможны участки скал, обычно наличие троп на подходах.
Каньоны (за каждые 100 м пути)
Движение по песку, гальке, траве, камням и осыпям без отраховки, длина пути в каньоне (или вдоль прижима) не менее 200 м.
Движение без страховки, дпина пути в каньоне (или вдоль прижима) не менее 200 м. Движение вдоль каньона не менее 200 м; примене-ние страховки не менее чем на 25% длины участка.
Болота (за каждые 100 м пути)
Вязкие заболоченные участки глубиной 0,2-0,4 м, необходима индивидуальная страховка.
1,5
Методика категорирования велосипедных маршрутов
Таблица 10.2 (продолжение)
Категория трудности препятствия | Характеристика препятствия | Эквива-лентный пробег, км |
1А (кочкар- | Кочки, окруженные водой, нужна индивидуальная | |
никовое) | страховка. | |
1Б (топи, | Индивидуальная и коллективная страховка, создание | |
мари) | мостов из жердей, установка перил. | |
Осыпи, морены (за каждые 100 м пути) | ||
н/к (мелкая, | Камни небопьшие, крутизна склона - 15-20°. | |
пологая) | ||
1А | Камни «живые» размером до 1 м, крутизна склона | |
(средняя, | - до 25°, индивидуальная страховка. | |
пологая) | ||
Снежно-ледовые участки (за каждые 100 м пути) | ||
н/к (неглу- | Снежный покров глубиной 10-25 см. Лед, покрытый | |
бокий по- | сыпучим кристаллическим снегом глубиной 10-15 см. | |
кров; фир- | ||
новый снег) | ||
1А (средний | Раскисший или неплотный снежный покров глубиной | |
покров; | 0,5-0,6 м и более. Лед с шероховатой поверхностью. | |
фирновый | ||
лед) | ||
Пески (за каждые 100 м пути) | ||
н/к | Отдельные гряды или пунки песков. | 0,5 |
(грядовые) | ||
1А | Сплошные участки ровных песков. | 1,5 |
(сплошные) | ||
Растительный покров (за каждые 100 м пути) | ||
н/к (лес | Лес проходится по тропам или легко без них. | 0,5 |
легкопро- | ||
ходимый) | ||
1А (лес | Наличие густозаросших участков, подлеска. | |
среднепро- | ||
ходимый) | ||
1Б (высо- | Скрытые в траве неровности склона, углубления, | |
котравье) | камни, крутизна склона не менее 20°. | |
2А (лес | Много участков завалов, бурепомов, гпубокий мша- | |
труднопро- | ник и т. д. | |
ходимый) | ||
2Б (стла- | Кедровый, березовый стланик, бамбук, гари. | |
ник, гари) |
Таблица 10.3 Бапльная оценка препятствий по категориям трудности
Категория трудности | |||||
Копичество баплов | 1,1-1,5 | 1,6-2,5 | 2,6-3,9 | 4-5,9 | 6-8 |
СПРАВОЧНЫЙ РАЗДЕЛ
для горных участков:
КТ = Кн
(3)
где КТ - количество баллов для определения категории спожности ПП;
Кпк - коэффициент дорожного покрытия (определяется по табл. 10.4)
Табпица 10.4
Значение коэффициента дорожного покрытия (Кпк) дпя различных типов дорог н троп
Асфапьт
Профилированная гравийная или грунтовая дорога
Каменистая, щебеночная ипи непрофилированная грунтовая дорога
Используемая лесовозная, тракторная дорога, скотогонная тропа
Зимник, заброшенная лесовозная, тракторная дорога, туристская
тропа
Труднопроходимое бездорожье, осложненное множеством мепких
локальных препятствий
0,8
1,4
2,5
КПР - коэффициент протяженности, рассчитывается по форму-ле (4):
1-пп
= 1 +
(4)
где ипп - дпина ПП в км.
КПЕР - коэффициент пересеченности местности (опредепяется по табл. 10.5).
Таблица 10.5 Значение коэффициента пересеченности местности (КП№)
Плоская равнина
Слабопересеченная местность со средними уклонами дорог до 4% и перепадами высот до 50 м
Среднепересеченная местность с уклонами дорог до 8% и перепадами высот до 100 м
Сильнопересеченная местность с уклонами дорог свыше 8% и перепадами высот до 200 м
0,8 1
1,2 1,4
Кнв - коэффициент набора высоты, равен:
до 200 м 200-500 м 501-800 м
1.0
1.1
1.2
801-1100 м 1,4
1101-1400 м 1,6
свыше 1400 м 2,0
Кв - коэффициент абсолютной высоты (определяется по табл. 10.6).
Методика категорирования велосипедных маршрутов
Табпица 10.6
Значение коэффициента абсолютной высоты (Кв) в зависимости от района похода
Высота, м | Кавказ | Сибирь | Запопярье | Прочие |
до 500 | ||||
501-1000 | 1,1 | 1,2 | ||
1001-1500 | 1,1 | 1,2 | 1,4 | |
1501-2000 | 1,2 | 1,3 | 1,6 | 1,1 |
2001 -2500 | 1,3 | 1,4 | - | 1,2 |
2501-3000 | 1,4 | 1,6 | - | 1,3 |
3001-3500 | 1,5 | 1,7 | - | 1,4 |
3501 -4000 | - | - | - | 1,6 |
4001-4500 | - | ' - | - | 1,8 |
4501-5000 | - | - | - | |
свыше 5000 | - | - | - | 2,4 |
ККР - коэффициент крутизны (уклон), равен:
до 4% 1,0 нп •"•""
4-6% 1,1
7-9% 1,3
10-12% 13-14% свыше 14%
1,5 1,8 2,0
При этом процент уклона определяется по следующей формуле:
(5)
—— • 100%, Пр
где НВ - набор высоты, м;
Пр - протяженность подъема при преодолении препятствия, м.
Автономность (А). Показатель автономности в велопоходе мо-жет быть как повышающим, так и понижающим категорию сложности в зависимости от его влияния на другие параметры.
А=1,4 - высокая степень автономности, когда количество насе-ленных пунктов не превышает одного на 100 км маршрута.
А = 1,0 - средняя степень автономности, когда количество насе-ленных пунктов не превышает одного на 20 км маршрута.
А = 0,5 - неавтономные походы. Для случаев походов с механи-ческим транспортом сопровождения ипи попным отсутствием поле-вых ночлегов.
(При подсчете среднего количества населенных пунктов на мар-шруте первые и последние 100 км в расчет не берутся).
Сезонно-географический показатель (СГ) определяется по табл. 10.7.
559СПРАВОЧНЫЙ РАЗДЕЛ
Таблица 10.7 Сезонно-географический показатель (СГ)
Район | Сезонность | Показатель СГ (баплы) |
1. Равнины и низкогорья | ||
Средняя часть России | март, ноябрь зима | 6 12 |
Север европейской части России | апрель, октябрь март, ноябрь зима | 6 10 15 |
Сибирь | апрель, октябрь март, ноябрь зима | 10 15 20 |
Пустыни государств Средней Азии и другие аналогичные им районы | лето | |
2. Горы | ||
Среднегорье | март, апрель ноябрь; зима | 6 12 |
Высокогорье | май, октябрь март, апрель ноябрь; зима | 6 10 20 |
Горы Запопярья, Северной и Восточной Сибири | апрель, май октябрь; зима | 10 20 |
Табпица 10.8 Оценка категории спожности вепосипедного маршрута
Параметр маршрута | Категория спожности | маршрута | ||
1 II III | IV | V | VI' | |
Продолжительность похода минимапьная, дни | 6 8 10 | |||
Протяженность маршрута минимапьная. км | 400 500 650 | |||
Максимапьное количество баллов, идущее в зачет, за протяженные препятствия: | ||||
1 к.т. | - | - | ||
2 к.т. | 6 14 5 | - | ||
3 к.т. | 14 24 | |||
4 к.т. | _ | |||
5 к.т. | _ | 60 и более | ||
Категория сложности (КС) в баллах по формупе (6) | 2-6 7-14 15-24 | 25-39 40-59 | 60 и более |
* - Приводятся ориентировочные параметры для вепопоходов VI категории сложности, которая, вероятно, будет введена в ЕВСКМ поспе апробации дан-ной методики и указанных параметров.
I
________Паспорт препятствий вепосипедного маршрута...
Определение категории сложности маршрута.
Суммарная оценка категории спожности маршрута (КС) в баллах производится по формупе (6):
КС = П х / х А + СГ, (6)
где П - сумма баллов по всем протяженным препятствиям (бал-пы опредепяются по табл. 10.3 или рассчитываются по параметрам препятствия);
/ - показатепь интенсивности, вычисленный по формупе (1);
А - показатель автономности;
СГ - сезонно-географический показатепь из табл. 10.7.
Значение КС сравнивается с эталонными значениями для мар-шрутов !-\/ к. с. в табл. 10.8, по которой и определяется категория спожности маршрута.