Тренировочная трасса для всех желающих

На трассе должен быть участок лесной ухабистой дороги, на ко-торой нужно объезжать ямы (с водой или без воды), выбирать доро-гу между глубокими колеями, пересекать небольшие рытвины и уха-бы.

На этой дороге нужно устроить песчаный участок, естественный или искусственный. Последний должен быть ровным, песок насыпа-ется слоем 10 см.

Полезно включить в тренировочную трассу каменистый участок, естественный или специально созданный. Он может проходить по дороге с выступающими камнями, по дороге с булыжным, щебеноч-ным, гравийным покрытием.

Один из участков нужно проложить по лесной извилистой тропе, лавирующей меж близко стоящих друг от друга деревьев и кустов, -получится своего рода велосипедный слалом. Стволы близко стоящих деревьев образуют ворота слалома.

Неплохо предусмотреть на трассе заболоченный участок, напри-мер в увлажненной пойме реки. В самом труднопроходимом месте можно навести лавы (положить продольные жерди).

Полезно предусмотреть на трассе полосы препятствий форсиро-вание оврага с крутыми задернованными или незадернованными склонами.

Через небольшой ручей или ложбину следует положить большое бревно длиной не менее 3 м. Концы бревна нужно жестко закре-пить на берегах. Велосипедисты должны проходить по нему и пере-носить велосипеды. Во избежание травм бревно следует положить на высоте не более 0,5 м от тальвега лощины.

Можно предусмотреть преодоление ручья и без каких-либо пере-прав (по воде).

В походах в лесу часто приходится преодолевать лежащий попе-

461МАССОВЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ

рек дороги ствол дерева. Поэтому на полосе препятствий для тре-нировки надо предусмотреть преодоление ствола дерева, лежащего на высоте 0,3-0,6 м от земли. Хорошо, если на трассе есть лесной завал из валежника, поваленных ветром деревьев.

ИгрыНА ВЕЛОСИПЕДЕ

1. «Кто дальше?» Оттопкнувшись ногой от линии старта и стоя на одной педали, накатом проехать как можно дальше. Поощряется тот, кто коснется ногой земли дальше всех.

Для командных соревнований предлагается следующий вариант упражнения. От линии старта, оттолкнувшись ногой от земли и стоя на одной педали, отправляется сначала один член команды. В мо-мент остановки, то есть касания земли другой ногой, от этого места точно так же отправляется второй, после остановки второго эстафе-ту продолжает третий член команды, затем четвертый. Все старают-ся уехать как можно дальше. На первом месте оказывается коман-да, проехавшая таким образом наибольшее суммарное расстояние. За преждевременный отъезд (прежде чем полностью остановится предыдущий член команды) назначаются штрафы.

2. «Прыжки на велосипеде». Выполнение этого упражнения возможно на велосипедах, снабженных туклипсами с ремешками либо контактными педалями. Необходимо оторвать велосипед от земли и перепрыгнуть через какое-либо линейное препятствие, на-пример, через тонкую жердь, лежащую поперек дороги. Для трени-ровки вместо жерди можно протянуть над поверхностью дороги ве-ревку на высоте нескольких сантиметров. Перед прыжком надо на-брать достаточную скорость движения, а непосредственно перед препятствием перевести шатуны педалей в горизонтальное положе-ние. Затем надо, потянув рывком руль на себя, поднять переднее колесо велосипеда, центр тяжести тела перенести на заднее колесо. Как только переднее колесо миновало препятствие, нужно быстро перенеоти центр тяжести тела на переднее колесо и, одновременно сгибая обе ноги, оторвать от земли заднее колесо.

Когда такой двойной прыжок с переменным отрывом колес от земли будет освоен, можно поднять веревку над землей еще на несколько сантиметров (что означает положить жердь потолще) и потренироваться на прыжки с одновременным отрыванием обоих колес от земли. При сравнительно большой скорости (25-30 км/час) можно прыгнуть на высоту до 15 см и даже больше. Такой прыжок также совершается при горизонтальном расположении шатунов, ноги должны быть хорошо закреплены на педалях. Велосипедист резко привстает на педалях, как бы отталкиваясь от них, затем увлекает за собой вверх велосипед руками за руль и ногами за педали. Во время прыжка руль надо держать крепко и прямо, так как перекос переднего колеса во время приземления чреват падением.

Штрафуется велотурист, чей велосипед хотя бы одним колесом задел препятствие. Можно усложнить задание, сравнивая, кто прыг-нул дальше, то есть у чьего велосипеда разрыв следа протектора колес оказался наибольшим.

Упражнение позволяет приобрести навыки переезда через корни

_________Игры на велосипеде в походе и на велодроме

деревьев, повапенные стволы небольших деревьев, канавки, рельсы и другие препятствия.

3. «Перевесь кольцо». В верхней части стойки высотой 160-170 см на кронштейне висит кольцо. В 5 метрах от первой находится вторая стойка с кронштейном, но без кольца. Надо подъехать на велосипеде, на ходу снять кольцо одной рукой, переложить его в другую и повесить на кронштейн второй стойки. Невыполнением считается касание ногой земли, падение кольца или стойки, дейст-вие одной и той же рукой. Вместо стойки может быть столб, дерево с суком. Для начинающих задачу упрощают: разрешают перевесить кольцо одной рукой.

Вариант упражнения для командных соревнований. У тропы или дороги вбиты 5 кольев высотой 1,5 м на расстоянии 5 м один от другого. Члены команды последовательно подъезжают, снимают кольцо с одного кола и перевешивают на соседний. Кольцо каждый последующий должен снять лишь после того, как от него оторвал руку предыдущий член команды. Штраф - за преждевременное сня-тие кольца и за каждое падение его на землю.

4. «Велосипедный слалом». В отличие от извилистой лесной тропинки, о которой речь шла выше, устраивается на пологом от-крытом ровном спуске широкой дороги или луга с мелкой травой, на котором расставляются колышки с флажками высотой 17-20 см. Участники соревнований должны на свободном ходу съехать по склону, объезжая в определенном порядке флажки. Штраф начисля-ется за проезд мимо флажка (не с той стороны, с какой требуется), а также за сбитые флажки.

5. «Переставь предмет». В круге диаметром, например, 30 см находится предмет, допустим, кегля. В 10 метрах находится другой круг такого же размера. Нужно взять на ходу кеглю одной рукой, переложить в другую руку и поставить во второй круг. Невыполне-нием считается касание ногой земли, падение кегли, помещение ее на черту круга или за ее пределами. Для начинающих задачу можно упростить: разрешить переставлять кегпю одной рукой.

6. «Не разлей воду». Велосипедисты на участке в несколько де-сятков метров должны пронести в одной руке кружку, наполненную водой. Штрафуется тот, кто привезет воды менее % кружки. Упраж-нение не выполнил тот, кто коснулся на участке ногой земпи, при-вез меньше 1/2 кружки. Можно оценивать достижения участников иначе: поощряется тот, кто привезет больше всех воды. Велотури-стам с опытом можно предложить провезти котелок с водой. Этот навык весьма ценен в походах.

Вариант упражнения для командных соревнований. На гладком и ровном участке тропы или дороги длиной примерно 80 м члены команды (например, четверо) по очереди провозят на расстояние примерно 20 м каждый кружку, наполнениую водой. Для передачи кружки с водой друг другу велосипедисты останавливаются либо передают ее на ходу - как решат судьи. Побеждает команда, кото-рая в итоге всех передач кружки разлила меньше всего воды и преодолела дистанцию быстрее других.

467МАССОВЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ

7. «Не разорви нитку». Упражнение могут выполнять двое, трое, четверо... Велосипедисты выстраиваются один за другим так, чтобы интервал между ними был, например, 3 м. Затем велосипеди-сты между собой последовательно связываются тонкой ниткой. Ко-манда должна проехать в такой связке какое-то расстояние и не разорвать нитку (то есть с интервалом не более 3 м).

8. «Прегради дорогу», Упражнение для более опытных велоси-педистов. Выполняется на ровной гладкой площадке. Играющий ста-рается преградить путь сопернику, чтобы он, не успев вырулить, потерял равновесие и коснулся ногами земли. Побеждает тот, кто сумеет удержаться в седле дольше соперника. Играть могут двое, несколько велосипедистов. Возможен турнир между неболышми командами (скажем, по 4 человека в команде). Если из соревную-щихся велосипедистов составлены две команды, два самых ловких представителя команд могут устроить подобное состязание в начале общих соревнований, наподобие поединков богатырей перед битвой в древние времена. Тот, кто коснулся ногой земли, выбывает из игры. Не допускается также касание чем бы то ни было соперника или его велосипеда.

ИгрЫ С МЯЧОМ НА ВЕЛОСИПЕДАХ

Игры с мячом непосредственно на вепосипедах (пятнашки, вело-бол и другие) можно проводить только на ровной площадке без ям и кочек и для достаточно опытных взлосипедистов, имеющих хоро-шие навыки маневрирования и обладающих быстрой реакцией. Це-лесообразно ввести большие штрафы за прикосновение своего вело-сипеда к любому другому велосипеду (и партнера, и противника) -такая строгая мера поможет избежать наездов и столкновений.

9. «Поймай мяч». Эта игра может иметь несколько вариантов (в зависимости от количества участников). В первом случае судья бросает мяч по очереди велосипедистам, и те должны его поймать. Однако судья в этом случае должен четко отработать бросок, чтобы мяч летел всегда одинаково, иначе могут возникнуть протесты.

При втором варианте в упражнении участвуют двое, которые по очереди перебрасывают друг другу мяч. Поощряется пара, которая совершит больше всего бросков на определенном отрезке или за какое-то время.

Третий вариант возможен в командных соревнованиях. На глад-кой и ровной дороге первый член команды получает от судьи во-лейбольный мяч (можно из рук в руки). Команда выполняет упраж-нение в движении. Первый член команды бросает мяч второму, тот - третьему, третий - четвертому, четвертый - снова первому, а первый отбрасывает мяч судье. При падении мяча уронивший его подбирает и догоняет остальных членов команды, которые с велоси-педов не слезают и не останавливаются. Штраф назначается за каждое падение мяча (падение мяча при возвращении судье не штрафуется).

10. «Пятнашки». В игре может участвовать любое количество велосипедистов, но их должно быть не слишком много, чтобы обес-

________Игры на велосипеде в походе и на велодроме

печить свободное передвижение по поляне. Водящий на велосипеде с мячом в руке преследует остальных и старается попасть им в кого-нибудь (при этом не засчитывается попадание в велосипед). Запятнанный играющий начинает водить.

11. «Лапта». Две команды по 4 человека свободно передвигают-ся на велосипедах по прямоугольиой площадке. Члены одной коман-ды (водящей) по очереди бросают мяч в соперников. Тот, в кого попали мячом, выбывает из игры. Выбывает и тот, кто заехал хотя бы передним колесом за границу площадки, а также тот, чей вело-сипед коснулся другого велосипеда. Водящая команда старается не подарить соперникам «свечу» (то есть бросает мяч так, чтобы со-перник не смог его поймать). В случае, если соперник мяч поймал, один из выбитых членов команды возвращается на площадку. После того, как водящие выбьют всех соперников, команды меняются ро-лями. Выигрывает команда, которая справится с задачей быстрее.

12. «Велобоп». На площадке с воротам играют две команды. Игроки стараются забить ногами мяч в ворота соперников. Назна-чаются штрафные удары при наезде на любой велосипед.

Мы привели только некоторые игры, стараясь не повторять мно-го раз описанные в литературе и печати, в частности «Кто медлен-ней», «Коснись колеса впереди идущего», «Салки на велосипеде», «Не урони шарик» и другие. А вообще игр очень много. Каждый может мобилизовать свою фантазию и придумать новые.

ОрИЕНТИрОВАНИЕ ПО ОПИСАНИЮ

Выше мы рассказали о велоориентировании по карте. Однако в походах не всегда бывают крупномасштабные карты. И тогда на дневке можно организовать ориентирование по описанию. Для уча-стия в нем нужны компасы и велосчетчики, веломеры или компью-теры. В чем оно заключается?

Каждый участник или команда получает карточку с одинаковым заданием найти по описанию в лесу два - четыре пункта, закреп-ленных, например, раскрашенными листами картона, и списать с них шифры.

Описание выглядит приблизительно так: «От опушки двигаться по азимуту 45°; выйдя на просеку, повернуть по ней направо. Через 230 м на перекрестке просеки с лесной дорогой повернуть на юг и двигаться далее по дороге. В 180 м от перекрестка слева от дороги на толстой березе - КП-1. Далее ехать той же дорогой на юг. На развилке через 140 м держаться правой дороги. Выехав на поляну, двигаться от ее центра по азимуту 195°. Через 160 м, выйдя на тропу, повернуть по ней на запад-северо-запад. Через 130 м спра-ва от дороги в 45 метрах от нее на пне - КП-2. Ехать дальше по тропе...» и т. д. Выигрывает команда (участник), которая быстрее всех пройдет описанный маршрут и правильно спишет шифры КП. Удобно, если описание составлено с таким расчетом, чтобы коман-ды возвращались к исходной точке.

На велодроме или тренировочно-игровом полигоне, о котором мы говорили, можно организовать также разные виды велоориенти-

465МАССОВЫЕ МЕРрПРидтцд

рования (в заданном направлении, по маркированной трассе, по выбору, по описанию).

Соревнования и игры, о которых мы рассказали, могут быть личными и командными. В свою очередь командные соревнования возможны двух видов: небольшими командами, например, по 4 че-ловека, либо все участвующие в соревнованиях разделяются на две большие команды, и очки, добытые каждым членом команды, сум-мируются. Полоса препятствий, фигурное вождение велосипеда мо-гут быть объединены в общую трассу и проходиться на время. Штрафы начисляются в единицах времени. Можно включить в общее время соревнований и велоориентирование, но в этом случае лучше прокладывать не дополнительную трассу (так соревновательная про-грамма станет чересчур громоздкой), а наметить контрольные пунк-ты на полосе препятствий.

Наши рекомендации