Тема 1. Методика и тактика охраны имущества, в том числе при его транспортировке.
Охранников 6-го разряда
I. ТАКТИКО-СПЕЦИАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА
(для охранников 6 разряда)
Наименования учебных тем | Количество часов | |||
Всего | Из них | |||
Лекций | Практ. Занятий семинаров | Зачетов, экзаменов | ||
Тактико-специальная подготовка | ||||
Тема 1. Методика и тактика охраны имущества, в том числе при его транспортировке. | ||||
Тема 2. Методика и тактика осуществления защиты жизни и здоровья граждан. | ||||
Тема 3. Организация и тактика обеспечения порядка в местах проведения массовых мероприятий. | ||||
Тема 4. Методика и тактика осуществления консультирования и подготовки рекомендаций клиентам по вопросам правомерной защиты от противоправных посягательств. | ||||
Тема 5. Методика и тактика осуществления проектирования, монтажа и эксплуатационного обслуживания средств охранно-пожарной сигнализации. | ||||
Тема 6. Обеспечение антитеррористической защищенности охраняемых объектов. | ||||
ИТОГО | ||||
ЗАЧЕТ |
Примечание:Темы будут изучаться с учетом вступления в силу с 1 января 2010 года новой редакции Закона Российской Федерации от 11.03.1992 № 2487-I «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации»
Предусматриваемые с 1.01.2010 виды охранных услуг:
1) защита жизни и здоровья граждан;
2) охрана объектов и (или) имущества (в том числе при его транспортировке), находящихся в собственности, во владении, в пользовании, хозяйственном ведении, оперативном управлении или доверительном управлении, за исключением объектов и (или) имущества, предусмотренных вышеуказанным Законом;
3) охрана объектов и (или) имущества на объектах с осуществлением работ по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны, перечень видов которых устанавливается Правительством Российской Федерации, и (или) с принятием соответствующих мер реагирования на их сигнальную информацию;
4) консультирование и подготовка рекомендаций клиентам по вопросам правомерной защиты от противоправных посягательств;
5) обеспечение порядка в местах проведения массовых мероприятий.
6) обеспечение внутриобъектового и пропускного режима на объектах, за исключением объектов, предусмотренных вышеуказанным Законом;
7) охрана объектов и (или) имущества, а также обеспечение внутриобъектового и пропускного режима на объектах, которые имеют особо важное значение для обеспечения жизнедеятельности и безопасности государства и населения и перечень которых утверждается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Тема 1. Методика и тактика охраны имущества, в том числе при его транспортировке.
Классы объектов
1. В зависимости от вида и размеров ущерба, который может быть нанесен объекту, находящимся на нём людям и имуществу в случае реализации криминальных угроз, все объекты подразделяются на следующие классы:
Класс I – (высокая значимость) – ущерб в результате реализации криминальных угроз приобретёт федеральный или межрегиональный масштаб;
Класс II – (средняя значимость) – ущерб в результате реализации криминальных угроз приобретёт региональный или межмуниципальный масштаб;
Класс III – (низкая значимость) – ущерб в результате реализации криминальных угроз приобретёт муниципальный или локальный масштаб;
В целях определения класса объекта применяют методы многокритериальной оценки возможного ущерба от криминальных угроз.
Для качественной оценки возможных последствий реализации криминальных угроз используют виды ущерба:
- государственно-политический;
- социальный;
- финансово-экономический;
- экологический.
Для количественной оценки возможных последствий реализации криминальных угроз используют размеры (масштабы) ущерба:
- потери в натуральных единицах (количество пострадавших, площади зараженных территорий, время, необходимое на восстановление объекта, и т. п.);
- экономические потери в рублях.
Качественные критерии и предельные значения количественных критериев для каждой группы объектов устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Классы защиты объектов
1. Каждой группе объектов соответствует определённый класс (степень) защиты конструктивных элементов объекта техническими средствами обеспечения противокриминальной защиты.
2. Выбор класса защиты объекта основывается на анализе рисков, криминальных угроз и размеров потенциального ущерба.
В зависимости от класса объекта и вида находящегося (хранящегося) на нем имущества, устанавливают следующие классы защиты объектов (таблица 1).
Таблица 1. Классы защиты объектов
Группа объекта | Класс объекта | Класс защиты объекта |
I | ||
II | ||
III | ||
Организация наблюдения.
Для охранной деятельности наблюдение - это основной способ выполнения возложенных задач. Можно выделить ряд требований к организации наблюдения охранником: непрерывность наблюдения, объективность, действенность и функциональность. При выполнении своих обязанностей на посту охранник обязан рассматривать требования к наблюдению как единое целое, помнить об этом и неукоснительно выполнять.
Что означает непрерывность наблюдения? Само понятие «непрерывность» указывает на необходимость постоянно вести наблюдение, не отвлекаясь на посторонние вещи. Именно от этого требования исходят основные запреты в деятельности охранника, такие, как читать, писать, смотреть телевизор и др., если это не связано с его прямыми обязанностями.
Объективность наблюдения заключается в умении охранника не просто смотреть на окружающий мир, а объективно его рассматривать в интересах выполнения своих задач, уметь анализировать объекты вокруг с определенной целью. Какие цели при этом можно выделить? Выявление посторонних лиц на охраняемой территории, выявление лиц, подозрительно себя ведущих, обнаружение посторонних предметов, очагов возгорания, лиц с оружием, следов проникновения на охраняемый объект, выполнение других возможных угроз. Именно эти требования обязывают охранника знать следующие темы: посторонние предметы, их определение, действие при их обнаружении: признаки наличия оружия у человека; что попадает под признаки подозрительного поведения; выявление потенциальных угроз охраняемому объекту по определенным признакам.
Рассматривая вопрос действительности наблюдения, следует понимать буквально следующее. Как только охранник заметил что-то необычное или прямое нарушение установленного порядка, он обязан немедленно отреагировать и принять решительные действия по предотвращению нарушения или выяснить причины происходящего. Именно поэтому так важно умение охранника решительно и грамотно действовать в сложных ситуациях. Как правило, при проверке службы охранника его проверяют на умение и знание действий в критической ситуации путем решения различных вводных задач.
Функциональное наблюдение предполагает, что охранник должен не только видеть, но и слышать и ощущать запахи. Другими словами, наблюдение должно быть разносторонним. Исходя из этого требования, существуют ограничения для охранника, когда ему запрещено слушать приемник через наушники, а также требования к состоянию здоровья.
В целях обеспечения безопасности собственности, предприятия, жизни и здоровья сотрудников устанавливается режим охраны.
Режим охраны - это сочетание организационных, материально-технических и контрольных мер, направленных на обеспечение полной, частичной или выборочной сохранности физических лиц, материальных ценностей, а также информации о деятельности фирмы.
Основная цель создания режима охраны - обеспечение:
- полной ( круглосуточной, в течение длительного времени);
- частичной (только в ночное или дневное время);
- выборочной ( при завозе ценных грузов, на определенный отрезок времени)
сохранности здания и помещений предприятия, складов, а также любых сведений о деятельности предприятия, не подлежащих разглашению.
Задачи режима охраны:
1.Обеспечение сохранности здания и помещений предприятия.
2.Сохранность и контроль за перемещением материальных ценностей.
3.Обеспечение пропускного режима, или, если он не предусмотрен, контроль за допуском граждан в здание и помещение предприятия.
4.Сохранность собственной информации о деятельности предприятия.
5.Поддержание противопожарной безопасности ( если этими вопросами не занимаются специальные службы или лица).
6.Подбор, подготовка и расстановка сил и средств.
7.Контроль за функционированием системы.
8.Материально- техническое обеспечение режима охраны.
9.Сбор и анализ информации о состоянии режима.
Для упорядочения допуска граждан на территорию охраняемого объекта организуется пропускной режим, представляющий собой комплекс взаимосвязанных организационных мер и инженерно технических средств.
В зависимости от типа и профиля деятельности фирмы (предприятия) практикуются следующие виды пропускного режима:
- круглосуточный;
- периодический ( только днем);
-выборочный (на период работы с ценностями и секретными документами).
Кроме этого, пропускной режим может быть как однородным ( единым для любого объекта в фирме), так и разноуровневым ( различным для тех или иных объектов фирмы).
Работу с посетителями проводят должностные лица, уполномоченные на то администрацией предприятий.
Беседа с посетителями начинается с проверки документов, удовлетворяющих личность гражданина, его принадлежность к той или иной форме. В процессе беседы определяется суть проблемы, взаимные интересы и обязанности сторон.
В результате беседы принимается соответствующее решение, которое заносится в книгу приема посетителей.
Особенности охраны учреждений банков. Порядок приема под охрану, требования к технической укрепленности помещений банка.
Прием учреждений банков под охрану оформляется заключением договора между частным охранным предприятием и банком.
Заключение договора об охране банка производится только после устранения выявленных при преддоговорном обследовании недостатков и приведении помещения банка в состояние, отвечающее условиям договора об охране.
Эффективная охране банка невозможна без применения технических средств. Использование этих средств позволяет повысить надежность охраны, сократить численность частных охранников и снизить затраты по охране банка.
Банки - это учреждения, аккумулирующие денежные средства и накопления, предоставляющие денежные средства, осуществляющие денежные расходы, учет векселей, эмиссию денег и ценных бумаг, операции с золотом, иностранной валютой и т.д.
Они могут быть государственными или частными.
По функциям и характеру выполняемых операций банки делятся:
а) на инвестиционные;
б) ипотечные;
в) коммерческие;
г) инновационные;
д) экспортные;
е) эмиссионные;
ж) сберегательные.
Коммерческие банки являются основным звеном банковской системы.
Центральный банк России (банк России) является главным банком Российской Федерации и находится в её собственности. Банк России осуществляет надзор за соблюдением всеми банками установленных им единых правил работы в банковских учреждениях.
Основными задачами частных охранных предприятий, осуществляющих охрану учреждений банков, являются:
1. Организация и обеспечение надежной охраны денежных средств.
2. Своевременное предупреждение и пресечение преступлений и правонарушений охраняемых банковских учреждений.
3. Поддержание установленного пропускного и внутриобъектового режима.
Учреждения банков бесплатно предоставляют на охраняемых объектах необходимые для организации и несения службы служебные, культурно-бытовые помещения, мебель, инвентарь, оргтехнику, канцелярские товары, бумагу, автотранспорт или несут расходы на содержание.
По согласованию сторон могут выделяться целевым назначением дополнительные денежные средства ( кроме предусмотренных расчетом должностных средств) на приобретение:
1) вооружения;
2) средств индивидуальной защиты;
3) средств охранной сигнализации и радиостанций;
4) других средств и оборудования, в которых возникает необходимость.
Порядок приема банка под охрану.
Охранное предприятие и администрация банка на первом этапе сотрудничества составляют акт, который является первоначальным документом для возникновения договорных обязательств. На его основе заключается договор на охрану объекта.
В акте определяется система организации охраны, основные положения о пропускном и внутриобъектовом режиме, лимитная (потребная) численность с учетом руководящего состава, объем мероприятий по технической укрепленности и оснащению объекта инженерно-техническими средствами охраны, отражаются необходимые для решения вопросы размещения частных охранников, выделения при необходимости автотранспорта.
При подготовке договора об охране объекта одновременно составляется дислокация постов и определяется штатная численность подразделения частных охранников.
В настоящее время существуют следующие нормы для обеспечения охраны:
а) при организации охраны по караульному расчету – 13,13 ед. на один круглосуточный пост;
б) при организации охраны по сторожевому расчету – 7,16 ед. на один круглосуточный пост.
К помещениям банковского учреждения предъявляются повышенные требования по технической укрепленности. Так, оконные проемы всех помещений банка на 1-м этаже должны быть защищены внутренними открывающимися металлическими решетками ( диаметр прутка не менее 16мм с ячейкой 150х150мм или 100х200мм.) Окна 2-го и последующих этажей защищаются решетками, исходя из наличия в них материальных ценностей или возможности проникновения:
- оконные проемы коридоров и помещений, независимо от этажности, выходящие к пожарным лестницам, крышам разновысоких строений и козырькам, по которым можно попасть в охраняемые помещения, должны быть оборудованы с внутренней стороны стены металлическими открывающимися (распашными, раздвижными) решетками;
- входные двери должны быть исправными, хорошо подогнанными под дверную коробку, полнотелыми, толщиной не менее 50 мм, иметь не менее двух врезных самозащелкивающихся замков, установленных на расстоянии не менее 300мм друг от друга;
- двери, выходящие во двор, переулки, а также запасные двери, двери (люки) в подвал и на чердак, входные в кассовый зал и в предкладовую, должны быть оббиты с двух сторон листовой сталью толщиной не менее 0,6мм с загибом листа на внутреннюю поверхность двери или на торец полотна внахлест. Листы крепятся по периметру и диагоналям полотна двери гвоздями диаметром 3мм, длиной 40мм и шагом не более 50мм;
- все эти двери должны быть дополнительно защищены изнутри решетчатыми металлическими дверями или металлическими решетками, запирающимися на навесной замок с помощью ушек. Решетчатые металлические двери изготавливаются из стальных прутьев диаметром не менее 16мм, образующих ячейку не более 150х150мм и свариваемых в каждом пересечении.
По периметру решетчатая дверь обрамляется стальным уголком 75х75х6мм. Главные входные двери могут защищаться раздвижными или фигурными металлическими решетками с такими де прочностными характеристиками;
- обрамление дверного проема состоит из стального профиля;
- на главных входных дверях, дверях загрузки материальных ценностей и дверях в кассовый зал дополнительно для запирания предусмотреть стальной засов.
Кладовые (хранилища ценностей). Внутри кладовых – железобетонная оболочка толщиной не менее 20мм. Стены из кирпича не менее 38см. Капитальные внутренние стены здания могут быть одновременно и стенами кладовых. При примыкании кладовых к наружным стенам здания между последними, и стенами кладовой оставлять смотровой коридор 90-120см:;
- стены могут быть смежными только со стенами помещений банка;
- фундамент под кладовую предусматривается из монолитного бетона или каменной кладки не менее 60см.
Устройство технических подполов и подвалов под кладовой не допускается. Кроме бронирования двери в кладовой в том же проеме устраивается внутренняя железная решетчатая дверь;
- вход в кладовую один.
При невыполнении одного из пунктов по технической укрепленности в помещении хранилища устанавливается телевизионная камера, монитор от которой находится в помещении охраны.
Кассовый узел:
- должен иметь два входа: один – из служебных помещений учреждения, второй (со двора) – в помещение бокса для разгрузки инкассаторских машин;
- габаритные размеры бокса: длина 750см., ширина – 560 см., высота 350см. В боксе для разгрузки автомашины на высоте 74см. устраивается площадка шириной 200см.
Служебные помещения банка оборудуются охранно-пожарной сигнализацией и техническими средствами.
Тревожная сигнализация устанавливается:
- в денежном хранилище оборотной кассы;
-в предкладовой;
-в кабинетах управляющего и его заместителей;
-на рабочем месте главного кассира;
-на рабочих местах кассиров;
-в помещении пересчета денег;
-в помещении главного бухгалтера;
-в комнате спецчасти;
- у дверей и проёмов, через которые производится транспортировка;
-на каждом посту охранников;
-в помещении частных охранников.
Служебные помещения банка оборудуются, как правило, тремя рубежами защиты:
- первый рубеж защищает помещения с помощью ультразвукового и инфракрасного датчиков;
- второй- сейфы и стеллажи с помощью ёмкостных приборов;
- третий – подходы к сейфам и стеллажам с помощью фотолучевых приборов.
Эффективная охрана учреждений банков невозможна без соблюдения технической укрепленности помещений банка, без современной сигнализации и без соответствующей подготовки частных охранников.
Организация службы по охране банковского учреждения
Обязанности частных охранников по охране банка, сопровождении денежных средств.
Охрана и оборона банковских объектов может осуществляться по караульному и сторожевому расчету:
а) по караульному расчету
На каждый пост по 2 частных охранника; несут службу по 12 часов, при этом продолжительность непрерывного несения службы составляет не более 4 часов.
б) по сторожевому расчету
В зависимости от особенности объекта могут предусматриваться трёхсменные, двухсменные и односменные посты.
Постовой охранник обязан:
1. Твердо знать свои служебные обязанности, порядок несения службы по охране объекта и его особенности.
2. При заступлении на пост проверить исправность средств ОПС, связи и наличие противопожарного инвентаря.
3. Принять по описи документацию, денежные хранилища, помещения.
Сличить печати с имеющимися образцами.
4. При приеме под охрану денежных хранилищ, присутствовать при опечатывании.
5. Сдачу денежных хранилищ из-под охраны производить под расписку должностных лиц объекта, ответственных за сохранность ценностей, сверив их подписи с образцами.
6. При сдаче денежных хранилищ из-под охраны не разрешать допуск к ним:
- если должностные лица объекта, ответственные за сохранность ценностей, прибудут без соответствующих удостоверений личности (пропусков);
- если вместо указанного в удостоверении (пропуске) лица прибудет другое лицо;
- при неправильном оформлении удостоверения личности (пропуска) или его несоответствии имеющимся образцам.
7. Бдительно и добросовестно охранять объект, осуществлять контроль за выходом всех лиц.
8. Во время совершения банковских операций в учреждении банка обеспечить общественный порядок, вести наблюдение за посетителями.
9. Принимать под охрану с помощью технических средств отдельных помещений.
10. При срабатывании тревожной сигнализации закрывать вход и выход из объекта, соблюдая меры предосторожности, выяснить причину сигнала «Тревога» и действовать по обстановке.
При сопровождении денежных средств, частные охранники должны выполнять следующие правила:
1. Иметь надежные средства радиосвязи, проверить средства связи и доложить о начале движения.
2. Автомобиль перевозящий денежные средства должен парковаться согласно схеме, которая позволяет осуществлять визуальное наблюдение за прилегающей местностью и за входом в обслуживаемый объект.
3. При переносе денежных средств, частные охранники наблюдают за окружающей местностью, не допускают посторонних лиц в кассовое помещение, осуществляют взаимную подстраховку.
4. О всех подозрительных обстоятельствах, происшествиях, каких-либо непредвиденных изменениях окружающей обстановки, немедленно докладывают руководству частного охранного предприятия, информируют друг друга, поддерживают постоянную радиосвязь.
Частным охранникам при сопровождении денежных средств запрещается:
1. Оставлять вверенные денежные средства, автомобиль, без личного присмотра.
2. Отклоняться от установленного маршрута, если это не вызвано необходимостью объезда возникшего препятствия.
3. Допускать в автомобиль, перевозящий денежные средства посторонних лиц.
4. Перевозить в вышеназванном автомобиле посторонние грузы, предметы и личные вещи.
5. Производить прием-сдачу денежных средств в неизолированном, необорудованном помещении.
6. Использовать автомобиль, перевозящий денежные средства (ценности) не по назначению, а также радиостанции и другие технические средства.
7. Выполнять какие-либо поручения, отвлекающие от выполнения обязанностей по сопровождению денежных средств.
Основные положения
Пропускной режим (как часть системы безопасности) должен соответствовать действующему законодательству, уставу предприятия, а также иным нормативно-правовым актам, регулирующим деятельность предприятия.
Основными целями создания пропускного режима являются:
· защита законных интересов предприятия, поддержание порядка внутреннего управления;
· защита собственности предприятия, ее рациональное и эффективное использование;
· рост прибылей предприятия;
· внутренняя и внешняя стабильность предприятия;
· защита коммерческих секретов и прав на интеллектуальную собственность.
Пропускной режим как часть системы безопасности позволяет решить следующие задачи:
· обеспечение санкционированного прохода сотрудников и посетителей, ввоза (вывоза) продукции и материальных ценностей, ритмичной работы предприятия;
· предотвращение бесконтрольного проникновения посторонних лиц и транспортных средств на охраняемые территории и в отдельные здания (помещения);
· своевременное выявление угроз интересам предприятия, а также потенциально опасных условий, способствующих нанесению предприятию материального и морального ущерба;
· создание надежных гарантий поддержания организационной стабильности внешних и внутренних связей предприятия, отработка механизма оперативного реагирования на угрозы и негативные тенденции;
· пресечение посягательств на законные интересы предприятия, использование юридических, экономических, организационных, социально-психологических, технических и иных средств для выявления и ослабления источников угроз безопасности предприятия.
Пропускной режим можно определить как систему обеспечения нормативных, организационных и материальных гарантий выявления, предупреждения и пресечения посягательств на законные права предприятия, его имущество, интеллектуальную собственность, производственную дисциплину, технологическое лидерство, научные достижения и охраняемую информацию и как совокупность организационно-правовых ограничений и правил, устанавливающих порядок пропуска через контрольно-пропускные пункты сотрудников объекта, посетителей, транспорта и материальных ценностей.
Нормативные гарантии заключаются в толковании и реализации норм права, уяснении пределов их действия, в формировании необходимых правоотношений, определении и обеспечении правомерной деятельности подразделений и работников фирмы по поводу ее безопасности, использования ограничительных мер, применения санкций к физическим и юридическим лицам, посягающим на законные интересы фирмы.
Организационные гарантии формируются путем разработки, построения и поддержания высокой работоспособности общей организационной структуры управления процессом выявления и подавления угроз деятельности фирмы, использования эффективного механизма стимулирования ее оптимального функционирования, соответствующей подготовки кадров.
Материальные гарантии формируются за счет выделения и использования финансовых, технических, кадровых, интеллектуальных, информационных и иных ресурсов фирмы, обеспечивающих своевременное выявление, ослабление и подавление источников угрозы, предотвращение и локализацию возможного ущерба, создание благоприятных условий для деятельности фирмы. Данные гарантии наполняют нормативные и организационные меры безопасности практическим содержанием, создают реальную основу развития культуры безопасности фирмы.
Основные мероприятия пропускного режима разрабатываются службой безопасности, утверждаются руководителем фирмы и оформляются инструкцией о пропускном режиме, которая согласовывается с охранной организацией. Ответственность за организацию контрольно-пропускного режима возлагается на начальника службы безопасности. Практическое осуществление пропускного режима возлагается на охранную организацию (через дежурных по КПП, контролеров, охранников), работники которой должны знать установленные на объекте правила пропускного режима, действующие документы по порядку пропуска на объект (с объекта) сотрудников и посетителей, ввоза (вывоза) товарно-материальных ценностей. Пропускной режим может быть установлен как в целом по объекту, так и в отдельных корпусах, зданиях, отделах, хранилищах и других специальных помещениях.
Требования по контрольно-пропускному режиму должны быть доведены в обязательном порядке до каждого сотрудника объекта. Все рабочие и служащие объекта обязаны соблюдать их. По каждому случаю нарушения пропускного режима должно проводиться служебное расследование. К виновным применяются меры дисциплинарного воздействия.
Обязанности охраны по обеспечению пропускного режима определяются в инструкции и должностных обязанностях охранников. Как правило, эти инструкции являются приложениями к договору на охрану объекта.
Таким образом, пропускной режим - это сочетание организационных, материально-технических и контрольных мер, направленных на обеспечение полной, частичной или выборочной сохранности физических лиц, материальных ценностей, а также информации о деятельности фирмы.
Основная цель создания режима охраны - обеспечение:
• полной (круглосуточной, в течение длительного времени);
• частичной (только в ночное или дневное время);
• выборочной (при завозе ценных грузов, на определённый отрезок времени) сохранности здания и помещений фирмы, а также любых сведений о деятельности фирмы, не подлежащих разглашению.
Задачи по организации пропускного режима:
1. Обеспечение сохранности здания и помещений фирмы.
2. Сохранность и контроль за перемещением материальных ценностей.
3. Обеспечение пропускного режима или, если он не предусмотрен, контроль зa допуском граждан в здание и помещения фирмы.
4. Сохранность собственной информации о деятельности фирмы.
5. Поддержание противопожарной безопасности (если этими вопросами не занимаются специальные службы или лица).
6. Подбор, подготовка и расстановка сил и средств.
7. Контроль за функционированием системы.
8.Материально-техническое обеспечение режима охраны.
9.Сбор и анализ информации о состоянии режима.
Для упорядочения допуска граждан на территорию охраняемого объекта организуется пропускной режим, представляющий собой комплекс взаимосвязанных организационных мер и инженерно-технических средств. В зависимости от типа и профиля деятельности фирмы (предприятия) практикуются следующие виды пропускного режима:
- круглосуточный;
- периодический, например, только днем;
- выборочный, например, на период работы с ценностями или секретными документами.
Кроме этого пропускной режим может быть как однородным (единым для любого объекта в фирме), так и разноуровневым (различным для тех или иных объектов фирмы).
Пропускной режим организуется несколькими способами:
- стационарными постами (пропускными пунктами);
- подвижными постами (патрулями);
- сочетанием первых двух способов;
- с помощью технических средств (электронных карт, видео- и аудиосистем, идентификаторов внешности, глаз, папиллярных узоров и др.).
В фирме, где отсутствует специальный пропускной режим, необходимо организовать контроль за посещением людей.
В целях упрощения пропускного режима используются следующие виды пропусков:
- постоянный - выдается, как правило, сотрудникам фирмы и ее постоянным клиентам. Срок его действия указывается на самом бланке. Он предъявляется без документов, удостоверяющих личность, так как на пропуске должна быть заверенная печатью фотография;
- временный (с фотографией или без нее) - выдается на несколько дней или недель;
- разовый - выдается гражданам для посещения конкретных сотрудников фирмы и сдается при выходе с ее территории;
- вещевой - выдается на право проноса на территорию фирмы определенных предметов (кейсов, чемоданов и др.);
- материальный - дает право на вынос или вывоз с территории фирмы указанного в нем имущества.
Материально ответственным лицам фирмы может выдаваться допуск на право вскрытия объектов (денежных хранилищ, складов и т.п.).
Пропускные пункты могут оборудоваться комнатой для охраны, комнатой для досмотра граждан, камерой хранения, гардеробом, турникетом, весами для взвешивания автомобилей, осмотровыми площадками, необходимыми видами связи и сигнализации и др.
В офисе пропускной режим нередко состоит из нескольких "рубежей":
1.Металлоуловитель, скрыто вмонтированный на входе, с индификатором, выведенным на пульт охранника.
2.Гардероб, подразумевает обязательное снятие верхней одежды, под которой могут проноситься средства нападения.
3.Камера хранения для приема вещей у посетителей. Здесь целесообразно иметь целлофановые пакеты и папки, в которые посетители могут положить документы.
4.Кресло в приемной, предлагаемое каждому посетителю и облегчающее визуальное наблюдение.
5. Система блокирования дверей кабинета руководителя в случае опасности. Привод к ней монтируется в стол или пишущую машинку секретаря.
Во многих фирмах допуск граждан организуется по предварительному согласованию с руководством фирмы и записи у секретаря или дежурного охранника.
Рассмотрим обязанности дежурного по пропускному пункту.
Он должен:
1. Тщательно проверять пропуска у всех проходящих через пропускной пункт (ПП):
- сличить предъявленный пропуск, специальные и секретные пометки с имеющимся образцом; фото на пропуске – с внешностью предъявителя;
- проверить четкость печати и ее соответствие имеющемуся образцу; срок годности пропуска; отметки о перерегистрации пропуска;
- оценить психическое состояние предъявителя пропуска.
При работе с разовым пропуском охранник особое внимание уделяет проверке отметок о посещении предъявителем того должностного лица, к которому был выписан пропуск, и времени убытия от него.
2. Проверяет по вещевому или материальному пропуску (накладной) выносимые предметы и имущество и сдает пропуска лицам, их выдавшим, под расписку в книге регистрации материальных пропусков.
3. Осуществляет допуск автомобилей на территорию фирмы установленным способом.
Машины могут допускаться:
- по списку: беспрепятственно, после осмотра;
- с одним из сотрудников службы безопасности фирмы;
- с сотрудником службы безопасности за рулем (водитель в этот момент находится в комнате отдыха).
4. Сообщать начальнику службы безопасности о лицах, в правильности оформления документов которых он сомневается.
5. Производить досмотр подозрительных лиц и автомобилей.
Принципы досмотра: предупреждение посетителей о возможности досмотра, соблюдение этических, юридических норм и мер личной безопасности, проведение досмотра на территории фирмы и с согласия посетителя, максимальное использование технических средств.
Осмотр документов
Предъявляемый документ осматривается в целях определения его подлинности и принадлежности предъявителю.
Поддельными называются специально изготовленные или умышленно измененные документы, содержание которых не соответствует действительности.
Подделка документов подразделяется на два вида — полная и частичная.
При полной подделке документ изготавливается путем воспроизведения всех реквизитов подлинного документа - бланка, оттисков печатей, записей и подписей. Полная поделка документов требует определённых знаний в области полиграфического производства, наличия специальных (подобных подлинным) материалов и технических средств, позволяющих имитировать реквизиты документов.
В настоящее время часть реквизитов могут имитироваться с помощью компьютеров и высококачественных принтеров.
От полностью поддельных документов следует отличать фиктивные, т.е. оформленные от имени вымышленных или уже не существующих организаций или составленные (заверенные) не тем учреждением и не тем лицом от кого они должны исходить по их содержанию. При этом могут использоваться подлинные, но похищенные бланки, печати. Главное, что отличает фиктивные документы от подлинных, это заведомо ложное их содержание, не соответствующее действительности, хотя с формальной стороны они могут быть заполнены правильно.
В качестве примера можно привести используемые мошенниками удостоверения от имени вымышленных организаций, которые они изготавливают, используя подлинные, но не заполненные бланки. Причем на эти документы наклеивается собственный фотоснимок предъявителя.
Для выявления фиктивности документа необходимо знать, существует ли организация, учреждение, от имени которых выдан документ. Это требует наведения справок, что не всегда реально при проверке документа. Однако к признакам фиктивности документа можно отнести явное несоответствие обозначенной должности внешнему облику, возрасту предъявителя; несоответствие смысла документа его форме, содержания оттиска печати наименованию организации, выдавшей документ и т.п.
Частичная подд