Экспертный расчет перекрестного столкновения автомобилей
7.2.1 Схема механизма перекрестного столкновения ТС показана на рисунке 7.2, на котором отмечены основные положения ТС, этапы механизма ДТП.
Этапы механизма перекрестного столкновения:
I – положение ТС в момент возникновения опасной обстановки;
II – положения ТС в моменты начала образования следов торможения;
III –положение в момент столкновения ТС;
IV – положения ТС после ДТП.
Рисунок 7.2 – Схема механизма ДТП
7.2.2 Для решения поставленных на разрешение эксперта вопросов необходимо вычертить схему конечной фазы ДТП.
Схема конечной фазы ДТП к экспертному расчету должна быть вычерчена в масштабе по данным, указанным в варианте задачи с использованием примера (рисунок 7.3).
Условные обозначения:
1- расположение УАЗ-452 в момент и после ДТП;
2- расположение ВАЗ-2109 в момент и после ДТП.
Рисунок 7.3 – Схема конечной фазы ДТП в масштабе в 1:200
7.2.3 Возможность предотвращения перекрестного столкновения связана с моментом обнаружения опасности столкновения, когда водитель должен был принимать необходимые меры для предотвращения ДТП.
Момент возникновения опасной обстановки (удаление автомобилей от места столкновения) определяется следственным путем.
7.2.4 В рассматриваемом случае обстоятельства ДТП, характеризующие расположение автомобилей после удара, позволяют более объективно определить скорости автомобилей перед торможением используя уравнения количества движения.
Последовательность расчета начальной скорости автомобилей следующая:
1) Вначале определяется скорость автомобилей непосредственно перед ударом (столкновением):
,
где - базы первого и второго автомобилей соответственно, м;
и - расстояние от переднего и заднего мостов автомобилей до их центров тяжести, м.
jy – коэффициент поперечного сцепления шин с покрытием дороги (принимается на 20% меньше соответствующего коэффициента продольного сцепления jх из приложения Д настоящего методического указания).
e1, e2 – углы поворота автомобилей вокруг центров тяжести (между первоначальным и конечным положением автомобилей), радиан;
f1, f2 – углы перемещения центров тяжести автомобилей к первоначальному направлению движения первого автомобиля, град.
Примечание: Геометрические параметры автомобилей выбираются из учебно-справочной литературы [3,6] и настоящего методического указания (Талица №9 приложения Д).
Значения a, b также могут быть рассчитаны в зависимости от нагрузки на оси автомобиля из следующих соотношений:
G2× b = G1× a; a=L – b.
2) Определение скорости автомобиля в начале тормозного пути:
;
,
где , - длина тормозного следа («юза») перед ударом соответственно автомобиля № 1 и № 2, м.
3) Определение скорости автомобиля перед торможением:
;
,
где , - время нарастания замедлений соответственно первого и второго автомобилей.
7.2.5 Определение остановочных путей автомобилей осуществляется по следующей формуле:
,
где ,
- время реакции водителя, с;
- время запаздывания тормозного привода, с;
- время нарастания замедления, с;
- скорость автомобиля перед торможением, м/с;
- установившееся замедление при торможении, м/с2.
7.2.6 Определение технической возможности остановки автомобиля до линии следования другого автомобиля при своевременном торможении осуществляется путем сравнения остановочного пути с удалением.
Если So > Sуд, то делается вывод, что водитель не имел техническую возможность предотвратить столкновение при своевременном торможении.
7.2.7 Вопрос о соответствии действий водителя требованиям по соблюдению скоростного режима решается путем сопоставления остановочного пути с допустимой скоростью с удалением при фактической скорости.
При соблюдении следующего неравенства делается вывод о наличии несоответствия требованиям части 1п.10.1 ПДД:
So(Vдоп )<Sуд(Vфакт)<So(Vфакт)