Классификация и основные типы вагонов.
Вагонный парк состоит из пассажирских и грузовых вагонов.
В зависимости от технических характеристик вагоны различают следующим образом:
- по числу осей (четырёхосные, шестиосные, восьмиосные и многоосные);
- по материалу и технологии изготовления кузова (цельнометаллические, с деревянной или металлической обшивкой, с кузовом из лёгких сплавов, в основном сварные);
- по грузоподъёмности , массе тары вагона, нагрузке на 1 погонный метр пути, габариту подвижного состава и другим параметрам.
Парк пассажирских вагонов состоит из вагонов для перевозки пассажиров, вагонов-ресторанов, почтовых, багажных, почтово-багажных вагонов и вагонов специального назначения (вагоны-клубы, вагоны-лаборатории, служебные, санитарные и другие).
В зависимости от дальности перевозок пассажирские вагоны отличаются своим устройством. По назначению эти вагоны подразделяются на:
1. дальнего сообщения,
2. межобластного сообщения,
3. пригородного сообщения.
Вагоны дальнего следования подразделяются на мягкие и жёсткие, а по планировке – на купейные (два или четыре места в купе) и некупейные. В вагонах межобластного сообщения мягкие кресла расположены в общем пассажирском салоне.
Оборудованы пассажирские вагоны устройствами отопления, вентиляции и освещения. Отопление может быть водяное или электрическое. В вагонах последней постройки применяется комбинированное водяное отопление, т.е нагрев воды осуществляется электронагревателем и твёрдым топливом.
Вагоны оборудованы приточной принудительной вентиляцией (подогретый и очищенный воздух подаётся по воздушному желобу во все отделения вагона). Спецустановки приготавливают воздух определённой влажности и температуры с давлением несколько больше атмосферного, поэтому устраняется возможность попадания наружного воздуха в вагон.
Освещение в вагоне электрическое, которое для каждого вагона вырабатывается генератором, приводимым в действие от оси колёсной пары вагона или от специального вагона электростанции.
В электропоездах вагоны освещаются от контактной сети через специальные установки, имеющиеся на моторных вагонах.
На станциях и при малых скоростях следования питание вагонов электроэнергией происходит от аккумуляторных батарей, заряжаемых во время движения.
Парк грузовых вагонов состоит из крытых вагонов, платформ, полувагонов, цистерн, вагонов изотермических и специального назначения.
Крытые вагоныпредназначены для перевозки разнообразных грузов, их сохранности и защиты от атмосферных воздействий. Эти вагоны оснащены соответствующим оборудованием, могут быть использованы и для массовых перевозок людей.
Здесь имеются боковые задвижные двери и по два вентиляционных люка, которые служат для освещения и вентиляции вагона. Грузоподъёмность вагона 68т, объём кузова 140 куб. м.
На платформах перевозят длинномерные, громоздкие и тяжеловесные грузы. Строят платформы с невысокими откидными металлическими бортами. Для перевозки крупнотоннажных контейнеров с тяжелыми грузами выпускаются специальные четырёхосные платформы со спецоборудованием. Груз до 72 т.
Полувагоны –наиболее распространённый вид вагонов грузового парка. Они служат в основном для перевозки массовых навалочных, сыпучих грузов, таких как уголь, руда, кокс, щебень, гравий и др. Здесь в полу кузова вдоль боковых стен предусмотрены разгрузочные люки, через которые груз разгружается самотёком на обе стороны вагона.
На дорогах применяются четырех- и восьмиосные полувагоны, и частично – шестиосные – грузоподъёмностью 94 т.
Разновидностью полувагонов являются вагоны-хопперы для перевозки сыпучих и пылеватых грузов (щебень, гравий, песок, цемент и др.) грузоподъёмностью 50 т. Хоппер имеет высокие боковые стены, а для перевозки цемента – крышу.
На металлургические заводы руду и строительные материалы перевозят вагонами-самосвалами, грузоподъёмностью 60 т. и более с кузовом прямоугольной формы.
Жидкие грузы (нефть, керосин, бензин, масло, кислоты и т.д.) перевозят в цистернах. Она представляет собой специальный металлический сварной резервуар цилиндрической формы, имеющий в верхней части люк. В зависимости от перевозимых грузов цистерны разделены на две группы:
- общего назначения – для перевозки нефтепродуктов,
- специальные – для перевозки специальных грузов (кислоты).
Цистерны общего назначения, в свою очередь, могут подразделятся на цистерны для перевозки светлых (бензин, лигроин и т.д.) и темных (нефть, минеральные масла и т.п.) нефтепродуктов.
Внутренняя поверхность цистерн, в которых перевозят кислоты, покрыта защитным слоем (резиной, свинцом), предохраняющим металл от разрушающего действия кислот, а также из кислотоупорных металлов – нержавеющей стали, алюминия.
Скоропортящиеся грузы доставляют в изотермических вагонах.
В них перевозят – летом - мясо, рыбу, фрукты и т.д.), а зимой – от не замерзания – овощи, фрукты, молоко, минеральные воды).
Здесь вагон оборудован приборами охлаждения и отопления , а кузов имеет тепловую изоляцию.
Также для перевозки скоропортящихся продуктов используются автономные рефрижераторные вагоны, оборудованные холодильными агрегатами и дизель-генераторными установками с автоматическим управлением.
Вагоны специального назначения предназначаются для грузов, требующих особых условий перевозки. Например, транспортёрами перевозят громоздкие и тяжеловесные машины и оборудование.
Транспортёры – это многоосные платформы (12, 16, 20 и более осей) грузоподъёмностью от 130 до 300 т.
Для перевозки штучных грузов используются контейнеры – деревянные и металлические, с массой брутто 3,5, 20 т. и более.