Глава 10. путевое хозяйство.
10.1. ЗАДАЧИ ПУТЕВОГО ХОЗЯЙСТВА И ЕГО СТРУКТУРА.
Основное предназначение путевого хозяйства – это содержание пути и путевых устройств в постоянной исправности, чтобы обеспечивать безопасное и плавное движение поездов с наибольшими скоростями, установленными для данного участка. Линейными предприятиями путевого хозяйства являются дистанции пути, дистанции лесозащитных насаждений и путевые машинные станции. Содержание и ремонт пути осуществляется с использованием высокопроизводительных специализированных путевых машин и комплексов. Ремонт пути и другие капитальные работы выполняют путевые машинные станции.
10.2.КЛАССИФИКАЦИЯ И ОРГАНИЗАЦИЯ ПУТЕВЫХ РАБОТ.
Работы по техническому обслуживанию пути и стрелочных переводов подразделяются на следующие виды:
1. усиленный капитальный ремонт пути,
2. капитальный ремонт пути,
3. усиленный средний ремонт,
4. средний ремонт пути,
5. сплошная замена рельсов и металлических частей стрелочных переводов, подъёмочный ремонт пути,
6. планово-предупредительная выправка путис применением комплекса машин,
7. шлифовка рельсов,
8. капитальный ремонт переездов,
9. текущее содержание пути и др.
Усиленный капитальный ремонт пути –предназначен для периодического обновления рельсошпальной решётки и производится только на путях 1 и 2-го классов, а стрелочных переводов – на путях 1-3 классов. (рис. 10.1).
При нём осуществляются следующие виды работ:
1. замена рельсошпальной решётки,
2. ремонт водоотводов,
3. повышение несущей способности земляного полотна в местах деформаций,
4. выправка и подбивка пути и кривых,
5. планировка балластной призмы,
6. срезка обочины полотна и др. виды.
Капитальный ремонт пути-предназначен для замены верхнего строения пути на путях 3-5 классов, и на стрелочных переводах на путях 4-5 классов, на более мощное или менее изношенное полотно, включая укладку новых рельсов на путях 3 класса при скорости пассажирских поездов более 100 км\ч.
Усиленный средний ремонт пути – производится на участках, на которых балластная призма превысила допускаемые размеры и не обеспечивает наличия обочин шириной не менее 40 см. или же требуется очистка или замена балласта.
Средний ремонт пути –предназначен для оздоровлениябалластной призмы засчёт сплошной очистки щебёночного балласта или путём обновления балласта на участках где требуется понизить отметку пути. При нём выполняются те же работы, что и при усиленном среднем ремонте.
Подъёмочный ремонт пути –предназначен для восстановления равнопрочности верхнего строения и равноупругости подшпального основания за счёт замены изношенных и пришедших в негодность элементов верхнего строения. при подъёмочном ремонте выполняются следующие работы:
1. очистка загрязнённого щебня или замена загрязнённого балласта в местах выплесков,
2. регулировка зазоров в стыках,
3. замена негодных шпал,
4. противоугонов,
5. смазка и закрепление болтов и т.д.
Сплошная замена рельсов и металлических частей стрелочных переводовс целью усиления рельсов и стрелочных переводов и сопровождается сопутствующими работами в объёме среднего или подъёмочного ремонта пути. После сплошной замены рельсов должна производится их шлифовка.
Планово-предупредительная выправка пути с применением комплекса машинпредназначена для сплошной выправки пути и расположенных на нём стрелочных переводов с подбивкой шпал в промежутках между ремонтами пути. Входит – очистка рельсов и скреплений от грязи, удаление загрязнённого балласта под подошвами рельсов, уборка засорителей с призмы, регулировка зазоров в стыках, очистка водоотводов, замена дефектных элементов ВСП и т.д.
Шлифовка рельсов -производится рельсо-шлифовальными поездами и бывает двух видов:
1. профильная , при которой головка рельса шлифуется по всему её периметру,
2. шлифовка предназначена дляустранения волнообразного износа и коротких неровностей на поверхности катания рельсов с целью уменьшения вибрационных воздействий подвижного состава на путь.
Капитальный ремонт поездовпроизводится, как правило, в комплексе с усиленным капитальным или средним ремонтом пути и предусматривает замену или переустройство настила, ремонт подходов к переезду, шлагбаумов, ограждений, устройство автоматической заградительной или оповестительной сигнализации и т.д.
Текущее содержание пути– это важнейший вид путевых работ. Осуществляется непрерывно в течение всего года и имеет целью предупреждение появления расстройств пути, устранение неисправностей и их причины. В состав работ входят – осмотр и проверка пути, надзор за ними и поддержание её в исправности, включая содержание колеи по шаблону и уровню.
Работы по содержанию пути делятся на:
1. неотложные и первоочередные – направленные на устранение опасных неисправностей в местах их обнаружения.
2. планово-предупредительные выполняемые с целью предупреждения появления неисправности пути.
Контроль за состоянием пути осуществляется визуальным осмотром пути и сооружений, а также проверкой путеизмерительной аппаратурой.
Для проверки пути по ширине колеи и уровню применяют путевые шаблоны, путеизмерительные тележки, автомотрисы. Вагоны -путеизмерители ЦНИИ-2 (с бортовой автоматизированной системой) и ЦНИИ-4 ( с бесконтактным съёмом информации) обеспечивающие автоматическую запись результатов проверки ширины колеи, положения рельсов по уровню. Для выявления трещин и других неисправностей применяют дефектоскопические тележки. Применяют также щебнеочистительные машины ЩОМ-Д,
выправочно-подбивочно-отделочные машины ВПО-3000 (производительность до 3000 метров в час. И другие машины.