Трубы. тоннели. подпорныестены. регуляционные сооружения.
Трубы устанавливают при пересечении железной дорогой небольших водотоков.9рис. 6.25)
Бывают следующие виды труб:
1. каменные
2. металлические
3. железобетонные
4. бетонные.
По форме сечения бывают следующие:
1. круглые
2. прямоугольные
3. сводчатые.
ТОННЕЛЬ – искусственное сооружение, предназначенное для прокладки пути под землёй.
Предназначен для разрушения (отрушения) откосов или подмыва грунта у основания насыпи.
РЕГУЛЯЦИОННЫЕ сооружения – предназначены для защиты мостов и земельного полотна от размыва во времена паводков.
Состоят из дамб и траверс.
Дамбы– отводят поток воды от насыпи, предохраняют от подмыва береговые устои моста.
Траверсы – это короткие поперечные дамбы, препятствующие течению воды вдоль насыпи и предохраняющие её от разрыва.
Глава 7. ВЕРХНЕЕ СТРОЕНИЕ ПУТИ.
7.1. Назначение, составные элементы и типы ВСП.
ВСП (верхнее строение пути) служит для направления движения подвижного состава, восприятия силовых воздействий от его колёс и передачи их на нижнее строение.
ВСП (рис. 7.1) представляет собой комплексную конструкцию, включающую в себя балластный слой, шпалы, рельсы, рельсовые скрепления, противоугоны, стрелочные переводы, глухие пересечения, мостовые и переводные брусья. Рельсы, соединённые со шпалами, образуют рельсошпальную (путевую) решётку.
ВСП работает в сложных условиях, подвергается воздействию, проходящих поездов, атмосферных осадков, ветра, колебаний температуры. Оно должно быть прочным, устойчивым, долговечным и экономичным.
Тип ВСП зависит от класса путей.
По грузо- напряжённости все пути делятся на 5 групп – А, Б, В, Г, Д.
По допускаемым скоростям делятся на 7 категорий (обозначаются цифрами).
ЗНАЧЕНИЕ.
1. Удовлетворение потребностей в перевозках пассажирских и грузовых поездов.
2. Обеспечение безопасности движения поездов.
3. Обеспечение эффективного значения пропускаемой проводной способности участков и перерабатывающей способности станции.
4. Обеспечение высоко- производственного использования подвижного состава.
5. Соблюдение установленной продолжительности непрерывной работы локомотивных бригад.
6. Возможности производства работ по текущему содержанию и ремонту пути, сооружений, устройств СЦБ, связи и электроснабжения.
БАЛЛАСТНЫЙ СЛОЙ
Основным назначением балластного слоя является восприятие давления от шпал и равномерное распределение его по основной площадке земляного полотна; Обозначение устойчивости шпал, обеспечение упругости подрельсового основания и возможность выправки рельсошпальной решётки в плане и профиле; отвод от неё поверхностных вод.
Материал для балласта может быть упругим, прочным, устойчивым под нагрузкой и атмосферными воздействиями, а также дешевым.
В качестве балласта используют - щебень, гравий, песок, ракушечник. Лучший материал – щебень из естественного камня, валунов, гальки.
Балластный слой укладывается в виде призмы.
Толщина песчаной подушки должна быть не менее 20 см.
Последовательность укладки: 1. щебень, 2. песок.
1. Гравийный и гравийно-песчаный балласт получают в результате разработки естественно образовавшихся отложений гравия и крупнозернистого песка. Такой балласт дешевле щебня, меньше загрязняется, но вместе с тем менее устойчив к нагрузкам, хуже пропускает воду и может смерзаться в зимнее время года.
2. Асбестовый балласт – это отходы асбестового производства в виде раздробленных горных пород с присутствием мелких свободных волокон асбеста. При достаточно высокой несущей способности, малой засоряемости, больших удобствах выправки пути, асбестовый балласт имеет и недостатки – сильно пылит при высоких скоростях движения и недостаточно устойчив против размывания при ливневых дождях.
3. Ракушка – как балласт имеет местное значение и применяется только на линиях с малым грузооборотом.
4. Песчаный балласт является наихудшим, поэтому его применяют только на линиях с малым грузооборотом, станционных путях и в качестве материала для подушки под щебеночный и асбестовый балласт.
7.3. ШПАЛЫ.
Шпалы – это основной вид подрельсовых оснований, служат для восприятия движения от рельсов и передачи его на балластный слой. Так же шпалы предназначены для крепления к ним рельсов и обеспечения постоянства ширины колеи.
Шпалы должны быть прочными, упругими, дешёвыми, обладать достаточным сопротивлением для электрического тока.
Материал для шпал – дерево, железобетонный материал.
Деревянные шпалы – достоинства:
1. лёгкость,
2. упругость,
3. простота изготовления,
4. удобство крепления рельсов,
5. высокое сопротивление протеканию тока в рельсовых цепях
Недостатки:
1. сравнительно небольшой срок службы шпал – 15 – 18 лет.
В зависимости от назначения деревянные шпалы изготавливают трёх типов:
- шпалы 1-го типа предназначены для главных путей магистральных жд . дорог.
- шпалы 2-го типа предназначены для станционных и подъездных путей.
- шпалы 3-го типа предназначены для промышленных предприятий
Размеры поперечного сечения шпал в зависимости от их типа приведены в табл. 6.2.
Стандартная длина деревянных шпал 2750 мм.
Для особо грузо-напряжённых участков изготавливают шпалы длиной 2800мм.
В последние десятилетия вместо деревянных стали изготавливать железобетонные шпалы. Достоинства – долговечность – до 40-50 лет. Ж.бетонные шпалы изготавливают из тяжёлого бетона с арматурой из стальной углеродистой проволки диаметром 3 мм.
В зависимости от вида рельсового скрепления жб.шпалы подразделяют на два типа:
- шпалы 1-го – для раздельного клеммно-болтового скрепления (КБ) с болтовым соединением подкладки со шпалой.
- шпалы 2-го - для нераздельного клеммно-болтового скрепления с болтовым соединением подкладки или рельса со шпалой.
По форме поперечного сечения шпалы подразделяются на:
1. обрезные, 2. полуобрезные, 3. необрезные.
Стандартная длина шпал 2750 мм.
Достоинства – железнодорожных шпал:
1. долговечность – до 40-50 лет.
2. обеспечение высокой устойчивости пути.
3. плавность движения поездов
4. экономия древесины.
Недостатки – железнодорожных шпал:
1. большая масса
2. токопроводимость – так как есть железобетон.
3. высокая жёсткость шпалы,
4. сложность крепления рельсов к шпале.
Металлические шпалы в РФ – не получили широкого распространения из-за большого расхода металла, подверженности коррозии, электропроводности, большой жёсткости и неприятного громкого шума при движении.
Порядок расположения шпал называют эпюройшпал.
НА ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГАХ России применяют 4 эпюра:
1-й - 1600 шпал на 1 км. пути.
2-й - 1440 шпал на 1 км. пути.
3-й – 1840 шпал на 1 км. пути.
4-й – 2000 шпал на 1 км. пути.
РЕЛЬСЫ.
Рельсы предназначены для направления движения колёс подвижного состава, восприятие нагрузки от него (колеса) и передаёт её на шпалы.
Кроме того, рельсы на участках с АБ используют как проводники сигнального тока, а при электротяге – обратного тягового тока.
Рельсы должны быть прочными, долговечными, износоустойчивыми, твёрдыми и, в то же время нехрупкими.
Используют следующий материал для рельсов:- это высокопрочная углеродистая сталь.
В зависимости от массы и поперечного профиля – рельсы подразделяются на следующие типы: Р 50; Р 65; Р 75.
нарисовать рельсу в разрезе? (головка, шейка, подошва).
Рельсы выпускают стандартной длины – 25 метров.
Кроме этого, для укладки кривых участков – выпускают укороченные рельсы – 24,92 м. и 24,84 м.
Сроки службы рельсов измеряются количеством прошедшего по ним тоннажа, и в среднем пробеги составляют около 500 мл. тонн брутто.
МЕРОПРИЯТИЯ ПРЕДНАЗНАЧЕННЫЕ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ СРОКА СЛУЖБЫ РЕЛЬСОВ.
1. увеличение массы рельс,
2. повышение качества рельсовой стали,
3. совершенствование поперечных профилей,
4. улучшение условий работы рельсов за счёт бесстыкового пути.