Глава 6. нижнее строение пути.
Нижнее СП представляет собой сложный комплекс грунтовых сооружений, которые служат основанием для верхнего строения пути.
Земляное полотно – это комплекс грунтовых сооружений, получаемых в результате обработки земной поверхности и предназначенных для укладки верхнего строения пути, с целью обеспечения устойчивости пути и защиты его от воздействия атмосферных и грунтовых вод.
Земляное полотно должно быть прочным и устойчивым, долговечным, требующим минимума расходов на его устройство, содержание, ремонт и обеспечивающим нормальную работу пути. Выполнение указанных требований достигается правильным выбором грунтов для насыпей и их тщательным уплотнением при постройке, надёжному отводу воды, укреплением откосов насыпей и выемок.
Разрез перпендикулярный продольной оси пути, называется поперечным профилем земляного полотна.
Различают типовые и индивидуальные поперечные профили земляного полотна. Типовые профилив свою очередь делятся на нормальные и специальные. Нормальные профили применяются при сооружении земляного полотна на надёжном основании из обычных грунтов. Специальные профили используются в специфических условиях. (Напр-р при наличии вечной мерзлоты, подвижных песков, лёссов, скальных грунтов, болот и т.д.).
ВЕРХНЯЯ часть называется основной площадкой, на неё укладывается балласт, шпалы, рельсы.
На однопутных линиях они (площадки) имеют форму трапеции шириной 2,3 м., высотой – 0,15 м.
На двух путных – имеют равнобедренный треугольник, высотой – 2 м.
Полоса земли на которую опирается насыпь называется её основанием.
Линия пересечения основной площадки с откосом – называется бровкой, а откоса с основанием – подошвой.
Высотой насыпи считается – расстояние от уровня бровки до её основания.
Полоса земли от подошвы откоса до водоотводной канавы или резерва называется – бермой. Со стороны будущего второго пути на однопутных линиях ширина бермы принимается не менее 7.1 м., а с противоположной строны - не менее 3 м. Для отвода воды от насыпи берма имеет уклон 0.02 -0.04. Типовой поперечный профиль выемки приведён на рис. 6.2.
Основная площадка поперечного профиля выемки имеет те же размеры, что и при насыпи.
6.2. ДЕФОРМАЦИЯ ЗЕМЕЛЬНОГО ПОЛОТНА И БОРЬБА С НИМИ.
Деформация и повреждение основной площадки земляного полотна бывают в виде углубленийна основной площадке и пучин.
Углубления на основной площадке образуются из-за вдавливания балластного слоя в земляное полотно. При недостаточной толщине балластного слоя или несущей способности грунта основной площадки образуются углубления под шпалами, называемые балластными корытами.Нарисовать рис. 6.8. а.б.в.г.
Если не принять своевременных мер, то балластные корыта увеличиваются в размерах, образуя балластные ложа.рис. 6.8б), мешки (рис.6.8 а), и гнёзда (рис. 6.8 г).
Пучинами называются поднятия грунта вследствие замерзания задерживающейся в нем или поступающей из нижних, более тёплых слоёв воды. Пучины возникают в углублениях основной площадки земляного полотна или загрязнённом балласте, называются поверхностными (верховыми), а образующиеся под основной площадкой – коренными (грунтовыми). Поверхностные пучины можно предупреждать заменой загрязненного балласта, осушением балластных корыт и лож, устройством прорезей. Коренные пучины ликвидируют понижением уровня грунтовых вод ниже глубины промерзания. (рис.6.9).
ИСКУССТВЕННЫЕ СООРУЖЕНИЯ
Предназначены для пересечения жд. дорогами водных преград, авто дорог,глубоких ущелий, горных хребтов, застроенных городских территорий, а также для безопасного перехода людей через жд.пути.
К искусственным сооружениям относятся : мосты, тоннели, трубы, подпорные стены,регуляционные сооружения, дюкеры, галереи, селеспуски и др.
При пересечении железной дорогой рек, каналов, ручьёв, оврагов сооружаются мосты или трубы (рис. 6.11 и 6.12).
Разновидностями мостов являются путепроводы, виадуки, эстакады.
Путепроводы (рис. 6.13) строят в местах пересечения железных и автомобильных дорог или двух железнодорожных линий. Они обеспечивают независимый и безопасный пропуск транспорта на пересечении дорог в разных уровнях.
Виадуки (рис.6.14) сооружают вместо высокой обычной насыпи при пересечении железной дорогой глубоких долин, оврагов и ущелий.
Эстакады (рис. 6.15) устраивают взамен больших насыпей в городах, где они меньше стесняют улицы и не препятствуют проезду и проходу под ними, а также на подходах к большим мостам через реки.
Тоннели (рис. 6.16) сооружают при пересечении горных хребтов вместо глубоких выемок.
Подпорные стены служат для обеспечения устойчивости откосов земляного полотна на крутых косогорах, берегах рек и морей.
Галереиспециальные (рис. 6.17)сооружают в горах в местах возможных обвалов.
Селеспуски (рис. 6.17) сооружают в местах возможных грязекаменных (селевых) потоков.
Дюкеры (рис. 6.18) устраивают при необходимости пропуска потока воды через путь. Они представляют собой два колодца расположенных с обеих сторон железнодорожного пути соединённых трубой.
Наиболее распространёнными видами искусственных сооружений являются мосты и трубы (более 92%).
6.4. МОСЫ.
Мост (рис. 6.19) состоит из пролётных строений являющихся основанием для пути, и опор, поддерживающих пролетные строения и передающих давление на грунт. Мост вместе с подходами, укрепительными и регуляционными сооружениями и подмостовым руслом реки составляет мостовой переход. Береговые опоры моста называют устоями, а промежуточные – быками.
Мост – это искусственное сооружение предназначенное для преодоления жд. транспортом водных преград.
Классификация:
1. одно, двух, трёхпролетный,
2. по числу главных путей (одно - … многопутный).
3. по конструкции пролётного строения ( по низу, по верху, по середине).
4. по материалам (каменные, металлические, железобетонные, деревянные).
5. по длине (малые -25 м.) средние – 25 – 100 м. большие – 100 – 500 м.; внеклассные – более 500 м.
6. по способу передачи давления на опоры:
1. балочные
2. арочные
3. ВИЧ\сячие
4. комбинированные
5. винтовые