Энергетический баланс, экономические, энергетические и экологические показатели двигателя

Энергетический баланс, приведенный на рис. 1.7, показывает, как энергия, которая могла бы выделиться при полном сгорании всего поданного в цилиндр двигателя топлива за цикл его работы Q1,разделяется на полезную (эффективную) работу Lе и на основные виды потерь (тепловые Qпоти механические Qм):

энергетический баланс, экономические, энергетические и экологические показатели двигателя - student2.ru

Если при совершении одного цикла двигателя в цилиндр подает­ся (Gтц топлива, тоQ1 = GтцHи, гдеНи– низшая теплота сгорания. Часть теплоты Q1идет на совершение индикаторной работы цикла Li,которая представляет собой избыточную работу, получаемую за такты сжатия и расширения (рис. 1.8):

энергетический баланс, экономические, энергетические и экологические показатели двигателя - student2.ru

В соответствии с этим Liпредставляется на индикаторной диаграм­ме заштрихованной площадью.

На практике в качестве показателя работоспособности циклаиспользуется не индикаторная работа, которая определяется не только совершенством организации рабочих процессов, но и размерностью двигателя, а удельный показатель рi, представляющий собой индикаторную работу цикла, снимаемую с единицы рабочего объема рi= Li/Vh, который имеет размерность давления и называет­ся средним индикаторным давлением.

энергетический баланс, экономические, энергетические и экологические показатели двигателя - student2.ru

Рис. 1.7. Энергетический баланс ДВС

Экономичность действительного цикла оценивается индикатор­ным КПД, показывающим, какая доля теплоты, введенной в цикл с топливом Q1, преобразуется в индикаторную работу ηi=Li/Q1 .Этот показатель характеризует уровень тепловых потерь в двига­теле и с учетом того, чтоLi = Q1 – Qпот, ηi = 1 - Qпот/Q1=1 – (Qохл+Qог +Qис)/Q1.

Таким образом, возрастание любого вида потерь теплоты, будь то потери при теплообмене заряда с элементами, формирующими внутрицилиндровое пространство – Qохл (потери в окружающую среду, в основном в систему охлаждения), или потери теплоты, аккумулированной рабочим телом, покидающимцилиндр в процессе выпуска – Qог(потери с отработавшими га­зами), либо потери, связанные с неполным сгоранием поданного в цилиндр топлива– Qнс(потери теплоты из-за неполноты сго­рания), вызывает уменьшение ηi.

энергетический баланс, экономические, энергетические и экологические показатели двигателя - student2.ru энергетический баланс, экономические, энергетические и экологические показатели двигателя - student2.ru

Рис. 1.8. К определению индикаторной работы цикла

Индикаторная работа, получаемая за единицу времени, называ­ется индикаторной мощностьюNi=Liцц– время реализации одного рабочего цикла). Если частота вращения коленчатого вала двигателя n,мин-1, то величина, обратная (1/n), - время одного оборота в минутах и 60/n — в секундах. В этом случае τц=(60/n)0,5τ, где τ- коэффициент тактности, равный двум для двух- и четырем для четырехтактных двигателей. С учетом того, что рi=Li/Vhпри количестве цилиндров двигателя, равном i, мощность Ni(кВт) равна

энергетический баланс, экономические, энергетические и экологические показатели двигателя - student2.ru (1.1.)

Для оценки экономичности двигателя большее практическое применение получил параметр, называемый удельным индикатор­ным расходом топлива gi, показывающий, какое количество топлива расходует двигатель на производство единицы индикаторной ра­боты:

энергетический баланс, экономические, энергетические и экологические показатели двигателя - student2.ru энергетический баланс, экономические, энергетические и экологические показатели двигателя - student2.ru (1.2.)

Величина gi обычно выражается в г/(кВт • ч), поэтому в числителе уравнения (1.2) расход топлива задают в кг/ч, а в знаменателе работу в кВт, вследствие чего энергетический баланс, экономические, энергетические и экологические показатели двигателя - student2.ru .

Индикаторная работа частично идет на преодоление внешней нагрузки (т. е. применительно к транспортным средствам передает­ся на трансмиссию), где совершает полезную работу Le,и на ком­пенсацию потерь внутри двигателя (механические или внутренние потери) Lмп, состоящие из потерь работы на трение Lтр, на ре­ализацию процессов газообмена Lго*, на привод вспомогательных агрегатов и механизмов Lв (масляный и водяной насосы, топливоподающая аппаратура дизелей и т. д.).

Уровень механических потерь в двигателе оценивается механи­ческим КПД энергетический баланс, экономические, энергетические и экологические показатели двигателя - student2.ru ,показывающим, какая доля индикаторной работы преобразуется в эффективную, или с учетом того, что энергетический баланс, экономические, энергетические и экологические показатели двигателя - student2.ru .

Совокупные потери в двигателе оцениваются эффективным КПД, показывающим, какая доля теплоты, введенной с топливом, преобразуется в эффективную работу:

энергетический баланс, экономические, энергетические и экологические показатели двигателя - student2.ru ; (1.3)

энергетический баланс, экономические, энергетические и экологические показатели двигателя - student2.ru (1.4)

где ре=Le/Vh – среднее эффективное давление (параметр, аналогич­ный рi).Эффективный крутящий момент двигателя Мк пропорци­онален ре,т. е. энергетический баланс, экономические, энергетические и экологические показатели двигателя - student2.ru .

Общепринятым для оценки экономичности двигателя является параметр, называемый удельным эффективным расходом топлива ge,показывающий, какое количество топлива расходуется на произ­водство единицы эффективной работы:

энергетический баланс, экономические, энергетические и экологические показатели двигателя - student2.ru (1.5)

Все одноименные индикаторные и эффективные показатели свя­заны между собой механическим КПД:

энергетический баланс, экономические, энергетические и экологические показатели двигателя - student2.ru

Значения индикаторных и эффективных показателей современ­ных двигателей транспортных машин приведены в табл. 4.1 и 4.2.



Наши рекомендации