Энергетический баланс, экономические, энергетические и экологические показатели двигателя
Энергетический баланс, приведенный на рис. 1.7, показывает, как энергия, которая могла бы выделиться при полном сгорании всего поданного в цилиндр двигателя топлива за цикл его работы Q1,разделяется на полезную (эффективную) работу Lе и на основные виды потерь (тепловые Qпоти механические Qм):
Если при совершении одного цикла двигателя в цилиндр подается (Gтц топлива, тоQ1 = GтцHи, гдеНи– низшая теплота сгорания. Часть теплоты Q1идет на совершение индикаторной работы цикла Li,которая представляет собой избыточную работу, получаемую за такты сжатия и расширения (рис. 1.8):
В соответствии с этим Liпредставляется на индикаторной диаграмме заштрихованной площадью.
На практике в качестве показателя работоспособности циклаиспользуется не индикаторная работа, которая определяется не только совершенством организации рабочих процессов, но и размерностью двигателя, а удельный показатель рi, представляющий собой индикаторную работу цикла, снимаемую с единицы рабочего объема рi= Li/Vh, который имеет размерность давления и называется средним индикаторным давлением.
Рис. 1.7. Энергетический баланс ДВС
Экономичность действительного цикла оценивается индикаторным КПД, показывающим, какая доля теплоты, введенной в цикл с топливом Q1, преобразуется в индикаторную работу ηi=Li/Q1 .Этот показатель характеризует уровень тепловых потерь в двигателе и с учетом того, чтоLi = Q1 – Qпот, ηi = 1 - Qпот/Q1=1 – (Qохл+Qог +Qис)/Q1.
Таким образом, возрастание любого вида потерь теплоты, будь то потери при теплообмене заряда с элементами, формирующими внутрицилиндровое пространство – Qохл (потери в окружающую среду, в основном в систему охлаждения), или потери теплоты, аккумулированной рабочим телом, покидающимцилиндр в процессе выпуска – Qог(потери с отработавшими газами), либо потери, связанные с неполным сгоранием поданного в цилиндр топлива– Qнс(потери теплоты из-за неполноты сгорания), вызывает уменьшение ηi.
Рис. 1.8. К определению индикаторной работы цикла
Индикаторная работа, получаемая за единицу времени, называется индикаторной мощностьюNi=Li/τц(τц– время реализации одного рабочего цикла). Если частота вращения коленчатого вала двигателя n,мин-1, то величина, обратная (1/n), - время одного оборота в минутах и 60/n — в секундах. В этом случае τц=(60/n)0,5τ, где τ- коэффициент тактности, равный двум для двух- и четырем для четырехтактных двигателей. С учетом того, что рi=Li/Vhпри количестве цилиндров двигателя, равном i, мощность Ni(кВт) равна
(1.1.)
Для оценки экономичности двигателя большее практическое применение получил параметр, называемый удельным индикаторным расходом топлива gi, показывающий, какое количество топлива расходует двигатель на производство единицы индикаторной работы:
(1.2.)
Величина gi обычно выражается в г/(кВт • ч), поэтому в числителе уравнения (1.2) расход топлива задают в кг/ч, а в знаменателе работу в кВт, вследствие чего .
Индикаторная работа частично идет на преодоление внешней нагрузки (т. е. применительно к транспортным средствам передается на трансмиссию), где совершает полезную работу Le,и на компенсацию потерь внутри двигателя (механические или внутренние потери) Lмп, состоящие из потерь работы на трение Lтр, на реализацию процессов газообмена Lго*, на привод вспомогательных агрегатов и механизмов Lв (масляный и водяной насосы, топливоподающая аппаратура дизелей и т. д.).
Уровень механических потерь в двигателе оценивается механическим КПД ,показывающим, какая доля индикаторной работы преобразуется в эффективную, или с учетом того, что .
Совокупные потери в двигателе оцениваются эффективным КПД, показывающим, какая доля теплоты, введенной с топливом, преобразуется в эффективную работу:
; (1.3)
(1.4)
где ре=Le/Vh – среднее эффективное давление (параметр, аналогичный рi).Эффективный крутящий момент двигателя Мк пропорционален ре,т. е. .
Общепринятым для оценки экономичности двигателя является параметр, называемый удельным эффективным расходом топлива ge,показывающий, какое количество топлива расходуется на производство единицы эффективной работы:
(1.5)
Все одноименные индикаторные и эффективные показатели связаны между собой механическим КПД:
Значения индикаторных и эффективных показателей современных двигателей транспортных машин приведены в табл. 4.1 и 4.2.