Классификация тепловых двигателей и принцип работы двс с периодическим сгоранием топлива
ОБЛАСТИ ПРИМЕНЕНИЯ И ЭЛЕМЕНТЫ КЛАССИФИКАЦИИ
ДВИГАТЕЛЕЙ
Устройства, преобразующие какой-либо вид энергии в работу, называют двигателями. Устройства, трансформирующие в работу тепловую энергию, носят название тепловых двигателей (ТД).
ТД являются основным типом энергетической установки на всех видах транспорта (железнодорожный, речной, морской, автомобильный и воздушный), на сельскохозяйственных и дорожно-строительных машинах.
Различают ТД стационарные и транспортные. Для транспортных двигателей характерна работа при изменении в широких пределах скоростного и нагрузочного режимов, а также необходимость сохранения работоспособности при изменениях положения двигателя в пространстве. К ним предъявляются повышенные требования по уменьшению габаритов и массы.
По способу подвода теплоты к рабочему телу (РТ) (РТ – это субстанция, с помощью которой происходит преобразование тепловой энергии в работу) различают двигатели с внешним подводом теплоты(ДВПТ) и двигатели внутреннего сгорания(ДВС). Для ДВПТ характерны следующие особенности:
- теплота к РТ подводится вне двигателя (обычно в теплообменнике);
- РТ не обновляется и циркулирует в различных агрегатных состояниях по замкнутому контуру;
- работа совершается в турбине или в расширительном цилиндре.
Классический пример этого типа ДВПТ – паровой двигатель, схема которого приведена на рис. 1.1. Здесь теплота Q1подводится к РТ (вода) в парогенераторе и в пароперегревателе, работа LMсовершается в паровой турбине, теплота Q2 от РТ отводится в конденсаторе, где отработавший в турбине пар превращается в воду. Далее вода питательным насосом перекачивается вновь в парогенератор.
Рис.1.1. Схема парового двигателя:
1 – парогенератор (котел); 2 – пароперегреватель; 3 – паровая турбина; 4 - конденсатор; 5 – питательный насос
Для ДВС характерны следующие признаки:
• сжигание топлива, выделение теплоты и преобразование ее в работу происходят непосредственно в двигателе;
• РТ обновляется в процессе работы двигателя.
ДВС по сравнению с ДВПТ имеют, как правило, существенно меньшие габариты и массу на единицу производимой мощности, вследствие чего они являются в настоящее время основным типом транспортных энергетических установок.
По конструкции элементов, с помощью которых тепловая энергия сгорающего топлива преобразуется в работу, различают: поршневые ДВС с возвратно-поступательно движущимися поршнями (ПДВС); двигатели с вращающимися поршнями, или роторно-поршневыеДВС (РПД); газотурбинные двигатели (ГТД); реактивные двигатели (РД).
В качестве примера для анализа признаков, присущих конструкции ДВС, рассмотрим схему простейшего одновального ГТД, представленную на рис. 1.2.
Принцип работы двигателя заключается в следующем: компрессором, рабочее колесо которого находится на одном валу с турбиной, воздух сжимается до давления рк и подается в камеру сгорания, куда топливным насосом впрыскивается через форсунку топливо. После поджигания факела топлива запальной свечой в камере образуются продукты сгорания, имеющие высокую температуру, которые поступают на турбину, где производят полезную работу. Далее РТ покидает двигатель в виде отработавших газов (ОГ). Как следует из приведенной схемы, теплота при сгорании топлива выделяется внутри двигателя и РТ непрерывно обновляется. Из-за неудовлетворительной топливной экономичности РПД, ГТД и РД не нашли широкого применения в наземной транспортной технике.
Рис.1.2. Схема одновального газотурбинного двигателя:
1 – компрессор; 2 – форсунка; 3 – камера сгорания; 4 – топливный насос; 5 – турбина
Здесь в качестве энергетических установок используются главным образом ПДВС*.
|
Рис.1.3. Схема и индикаторная диаграмма карбюраторного двигателя: 1 – поплавковая камера; 2 – диффузор; 3 – дроссельная заслонка; 4 – свеча зажигания |
По способу воспламенения смеси различают ДВС с принудительным (преимущественно искровым) зажиганием и дизели,работающие с воспламенением от сжатия. В двигателях с искровым зажиганием используются два вида топлива: жидкость – преимущественно бензин (бензиновые двигатели) и газ (газовые двигатели).
Бензиновые карбюраторные(рис. 1.3) и газовые двигатели, в которых топливовоздушная смесь, поступающая в цилиндры, подготавливается вне цилиндра в автономном устройстве, называемом карбюратором или смесителем, по другому признаку классификации относят к ДВС с внешним смесеобразованием.
Двигатели с искровым зажиганием выполняются также с впрыскиванием топлива во впускной трубопровод (обычно на впускной клапан) (рис. 1.4) или в цилиндр. В этом случае формально к двигателям с внешним смесеобразованием может быть отнесен только первый конструктивный вариант.
В дизелях топливо впрыскивается непосредственно в цилиндр, в силу чего они относятся к двигателям с внутренним смесеобразованием (рис. 1.5).
Следует отметить еще один признак, отличающий двигатель с искровым зажиганием от дизеля, - способ регулирования мощности. Двигатели с искровым зажиганием относятся к ДВС с количественным регулированием, так как их мощность регулируется на большей части режимов изменением количества подаваемой в цилиндры топливовоздушной смеси (ТВС).