Лекция №3. Виды и формы товарной информации
Товарная информация – сведения о товаре, предназначенные для пользователей – субъектов коммерческой деятельности.
Первичным источником товарной информации и одновременно исполнителями услуг по информированию продавцов и потребителей о товарах являются производители. От того, насколько качественны эти информационные услуги, зависят скорость продвижения товаров по каналам распределения, интенсивность сбыта, стимулирование продаж и мн. др. В то же время изготовитель является не единственным источником информации – ее может дополнить продавец.
В зависимости от назначения товарную информацию подразделяют на три вида: основополагающую, коммерческую, потребительскую.
Основополагающая товарная информация – основные сведения о товаре, имеющие решающее значение для идентификации и предназначенные для всех субъектов рыночных отношений.
К этому виду товарной информации относятся: вид и наименование товара, его сорт, масса нетто, наименование предприятия-изготовителя, дата выпуска, срок хранения или годности.
Коммерческая товарная информация – сведения о товаре, дополняющие основную информацию и предназначенные для изготовителей, поставщиков и продавцов, но малодоступные потребителю.
Эта информация содержит данные о предприятиях-посредниках, нормативных документах о качестве товаров, ассортиментных номерах продукции по ОКП, ТН ВЭД и т. п. (штриховое кодирование).
Потребительская товарная информация – сведения о товаре, предназначенные для создания потребительских предпочтений и нацеленные в конечном счете на потребителя.
Эта информация содержит сведения о наиболее привлекательных потребительских свойствах товаров: пищевой ценности, составе, функциональном назначении, способах использования и эксплуатации, безопасности, надежности и др.
Для доведения сведений до субъектов рыночных отношений применяются многообразные формы товарной информации: словесная, цифровая, изобразительная, символическая, штриховая.
Словесная информация наиболее доступна для грамотного населения, если она дана на соответствующем языке.
Недостатки: громоздкость (требуется значительная площадь на упаковке или товаре), для ее восприятия и осмысления требуется время.
Цифровая информация применяется чаще всего для дополнения словесной и в тех случаях, когда требуется количественная характеристика сведений о товаре (масса нетто, объем, длина, даты и сроки),
Преимущества: лаконичность, четкость и единообразие.
Недостаток: в ряде случаев она доступна лишь профессионалам и непонятна потребителям.
Изобразительная информация: обеспечивает зрительное и эмоциональное восприятие сведений о товарах с помощью художественных и графических изображений непосредственно товара или репродукции с картин, фотографий открыток либо других эстетических объектов.
Преимущества: наглядность, лаконичность, доступность восприятия, эстетичность и эмоциональность.
Недостаток: сведения ограничены.
Символическая информация – сведения о товаре, передаваемые с помощью информационных знаков – символов.
Символ – характеристика отличительных свойств товара для краткого отражения его сущности.
Преимущества: лаконичность, однозначность.
Недостаток: восприятие такой информации требует определенной профессиональной подготовки.
Штриховой код – это последовательность черных и белых полос, представляющая некоторую информацию в виде, удобном для считывания техническими средствами.
Таблица 2
Сравнительная характеристика форм товарной информации
Форма товарной информации | Достоинства | Недостатки |
Словесная информация | Доступность для широкого круг лиц | Громоздкость, для ее восприятия и осмысления требуется время |
Цифровая информация | Лаконичность, четкость и единообразие | В ряде случаев она доступна лишь профессионалам и непонятна потребителям |
Изобразительная информация | Наглядность, лаконичность, доступность восприятия, эстетичность и эмоциональность | Сведения ограничены |
Символическая информация | Лаконичность, однозначность | Восприятие информации требует определенной профессиональной подготовки |
Штриховая информация | Лаконичность, однозначность | Восприятие информации требует определенной профессиональной подготовки |
Средствами товарной информации служат: маркировка, технические документы, нормативные документы, справочная, учебная и научная литература; реклама и пропаганда.
Маркировка – текст, условные обозначения или рисунок, нанесенные на упаковку или товар, предназначенные для идентификации товара и доведения до потребителей соответствующей информации.
Производственная маркировка (ПМ) – текст, условные обозначения, нанесенные изготовителем на товар или упаковку и/или другие носители информации.
Функции ПМ:
- информационная (основополагающая и потребительская);
- идентифицирующая (обеспечивает прослеживаемость товарных партий и единичных экземпляров на всех этапах товародвижения);
- эмоциональная и мотивационная (вызывает у потребителя положительные эмоции и служат важной мотивацией к покупке).
Торговая маркировка
Носителями торговой маркировки служат ценники, товарные и кассовые чеки. В отличие от производственной, торговая маркировка наносится не на товар, а на указанные носители, и информация связана с указанием данных о продавце и о товаре.
Требования, предъявляемые к содержанию торговой информации регламентируются рядом нормативных актов.
Кассовые чеки и ценники как носители торговой маркировки обязательны при реализации всех товаров в розничной торговой сети.
Товарные чеки применяются только при продаже непродовольственных товаров. Правилами установлен обязательный порядок выдачи вместе с погашенным кассовым чеком и товарного чека с обозначением номера (названия магазина, даты покупки, артикула, сорта, цены только при покупке радио- и электробытовых товаров. При продаже тканей, одежды и обуви покупателю вместе с товаром в обязательном порядке выдаются кассовый и товарный чеки с обозначением реквизитов предприятия, даты покупки, цены.
Структура маркировки
Маркировка может включать три элемента: текст, рисунок и условные обозначения или информационные знаки (ИЗ). Эти составные элементы различаются соотношением (рис. 1):
Рисунок 1 - Элементы маркировки
Информационные знаки (ИЗ) – условные обозначения, предназначенные для идентификации отдельных или совокупных характеристик товара. ИЗ свойственны краткость, выразительность, наглядность и быстрая узнаваемость.
Товарные знаки (ТЗ) – обозначения, способные отличать товары одних юридических лиц от однородных товаров других юридических или физических лиц.
Правовые нормы и правила в отношении ТЗ регламентируются Федеральным законом «О товарных знаках». Правовая охрана ТЗ предоставляется на основании его государственной регистрации в установленном порядке, которая действует в течение 10 лет.
1. Согласно исследованиям, введенные с клавиатуры компьютера вручную данные о товаре в среднем содержат одну ошибку на каждые 300 введенных знаков. При использовании штриховых кодов этот показатель снижается до одной ошибки на 3 млн. знаков. Средняя стоимость работ по выявлению и устранению последствий одной такой ошибки по данным американской ассоциации менеджмента – 25 долл. Согласно другим исследованиям, цена одной ошибки превышает 100 долл.
В основе технологии штрихового кодированияи автоматического сбора данных лежат простые физические законы. Штриховой код представляет собой чередование темных и светлых полос разной ширины, построенных в соответствии с определенными правилами. Изображение штрихового кода наносится на предмет, который является объектом управления в системе. Для регистрации этого предмета проводят операцию сканирования. Совокупность сведений, полученных с помощью сканирования, образует базу данных о товаре. В последующем база данных должна передаваться по цепи товародвижения с помощью сети электронной связи или на машиночитаемых носителях.
В области внешней торговли наличие штрихового кода на товаре — обязательное требование при поставке товара на экспорт. Отсутствие кода порой делает ее реализацию невозможной.
Штриховой код – это системная последовательность светлых и темных вертикальных полос различной толщины, содержащих в себе определенные массивы цифровых и (или) алфавитных данных.
Система штрихового кодирования содержит:
· штриховой код, наносимый на само изделие или прилагаемый к нему товарный ярлык;
· устройство считывания- декодирования штрихового кода;
· вычислительное устройство– ПК.
Штриховые коды делятся на 2 группы:
· товарные штриховые коды– для идентификации производителей товаров, разработаны Международной ассоциацией товарной нумерации продукцииEAN (European Article Number), в России этот стандарт поддерживает ассоциация "Юнискан";
· технологические штриховые коды– чаще всего применяются для идентификации материалов, как элемент АСУП-м. Эти стандарты разрабатываются Международной ассоциацией производителей оборудования для штрихового кодированияAIM.
Штриховой символ кодового слова состоит из 4-х частей:
· комбинация элементов "начало";
· серии информационных элементов;
· комбинации элементов одного или нескольких контрольных знаков (проверка правильности считывания и надежности);
· комбинации элементов "конец".
Наиболее распространенные коды:
· код с прямоугольным контуром – печатается намного легче остальных кодов – можно применять на гофрированных упаковках. Используется для кодирования товарных партий;
· код "2 из 5 с чередованием" (код ITF-14) – для кодирования большого объема информации на ограниченной поверхности – для кодирования отгрузочных упаковок;
· код 128 – применяется для кодирования дополнительной информации (номера партии, даты изготовления, срока реализации);
· код EAN – на товарах массового потребления и др.
В цифровом обозначении штрих кода первые две-три цифры (460, см. рисунок) означают страну происхождения (изготовителя или продавца) продукта (коды - см. таблицу ниже), следующие 4 или 5 в зависимости от длины кода страны (1546) — предприятие-изготовитель, еще пять (02129) — наименование товара, его потребительские свойства, размеры, массу, цвет. Последняя цифра (8) контрольная, используемая для проверки правильности считывания штрихов сканером. Знак «>», иногда стоящий правее всех цифр, означает, что товар выпущен по лицензии. Смысловая нагрузка цифр в коде товара:1-я цифра: наименование товара (0)2-я цифра: потребительские свойства (2)3-я цифра: размеры, масса (1)4-я цифра: ингредиенты (2)5-я цифра: цвет (9) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Неправильная расшифровка одной или нескольких цифр штрихового кода приведет к тому, что ЭВМ, рассчитав по 12 цифрам контрольную, обнаружит ее несоответствие контрольной цифре, нанесенной на товаре. Прием сканирования не подтвердится и считывание кода придется повторить. Таким образом, контрольная цифра обеспечивает надежное действие штрихового кода, является гарантией устойчивости и надежности всей системы.
Преимущества использования штриховых кодов:
1. на производстве:
· создание единой системы учета и контроля движения изделий;
· сокращение численности вспомогательного персонала в отчетной документации, исключение ошибок.
2. в складском хозяйстве:
· автоматизация учета и контроля материального потока;
· автоматизация процесса инвентаризации материальных запасов;
· сокращение времени на логистические операции с информационным и материальным потоком.
3. в торговле:
· создание единой системы учета материального потока;
· автоматизация заказа и инвентаризации товаров;
· сокращение времени обслуживания покупателей.
Автоматизированный сбор информации основан на использовании штриховых кодов разных видов,каждый из которых имеет свои технологические преимущества. Наиболее распространенные.
· код с прямоугольным контуром — печатается намного легче остальных кодов, что позволяет применять его на гофрированных упаковках. Используется для кодирования товарных партий;
· код "2 из 5 с чередованием" — применяется для кодирования большого объема информации на ограниченной поверхности;
· код 128, которым могут быть закодированы номер партии, дата изготовления, срок реализации и т. д. Применяется вместе с другими кодами для кодирования дополнительной информации;
· код EAN, который часто можно встретить на товарах массового потребления;
· иные коды.