Станция Мохнач — село Терновая — село Заудянское Терновое — Солонецкий лог — хутор Лазуковка — село Черемушное платформа Гениевка
Протяженность пути — 19 км
Маршрут начинается от станции Мохнач или платформы Зеленый Колодезь, куда ехать нужно электропоездом с вокзала Харьков- Балашовский.
От станции Мохнач идти на юго-запад тропой через сосновый бор близ юго-восточной окраины села Терновое до моста через реку Уды. Этот путь занимает 4 километра. Близ моста нужно сделать привал, а затем подняться вверх по речке Рогань к небольшим водопадам. Это единственные водопады на территории Харьковской области.
Если вы решили маршрут начать от платформы Зеленый Колодезь, то от железной дороги нужно идти на юг по берегу речки Рогань. Осмотрев водопады, выходите к мосту через реку Уды у села Заудянское Терновое. От моста идет подъем по улице на юго-запад. В конце села проходите мимо скотного двора и по дороге спускаетесь в восточном направлении в яр Чурилов. По дну оврага вьется тропа. По ней следует идти до опушки леса, где проходит дорога. От дороги пройти на юг к Солонецкому яру. Дальнейший путь по лесной тропе в Солонецком яру к заросшему пруду, длина его 2 километра. От пруда тропа поворачивает на юго-запад и через один километр выходит в балку Кобылью. По балке тянется дорога к хутору Лазуковка. После плотины в хуторе Лазуковка начинается подъем из балки Кобыльей на юго-восток. Выйдя из лесу, попадаете на дорогу в поле. С дороги открывается широкий вид на долину Северского Донца. По дороге идете до опушки соснового бора. Пройдя по бору около полутора километров, выходите к платформе Гениевка.
Здесь кончается ваше путешествие. Электропоезд с платформы Гениевка прибывает на вокзал Харьков-Левада.
Маршрут № 9
По местам боев за Харьков
Город Змиев — Коробовы хутора — село Тарановка
Протяженность пути — 33 км
Район маршрута расположен между рекой Северский Донец на востоке и высоким водо разделом двух рек: Дона и Днепра. В далеком прошлом по этому водоразделу проходил знаменитый Муравский шлях, а в настоящее время — железная дорога Харьков — Лозовая.
Первая часть маршрута (Змиев — Коробовы хутора) проходит по высокому правому берегу Северского Донца, сильно изрезанному короткими, но очень глубокими ярами и оврагами. Маршрут от Коробовых хуторов до Тарановки также сильно расчленен балками, по которым текут небольшие притоки рек Ольшанки (на север) и Гомольши (на юг). Этот сильно пересеченный овражно-балочный район покрыт старым лесом, состоящим преимущественно из лиственных пород: дуба, клена и других, и является одним из красивейших мест нашей области.
Маршрут начинается в городе Змиеве, который стоит при впадении реки Мжи в Северский Донец. Место, где раскинулся город, было издавна заселено славянами. В 1640 году заднепровские казаки под предводительством Кондратия Сулимы разбили татар и основали крепость Змиев. К 1657 году Змиев становится одной из наиболее сильных слободских крепостей, окруженной посадами. Теперь на месте бывших посадов поселки: Замостье, в районе вокзала, и Пески, в районе бумажной фабрики.
В настоящее время Змиев — районный дентр, через который проходит асфальтированная шоссейная дорога из Харькова на Змиевскую ГРЭС и дальше на Балаклею. Кроме того, Змиев соединен асфальтированной дорогой с Симферопольским шоссе. До Змиева нужно ехать электропоездом с вокзала Харьков-Левада, электропоезд идет один час. С вокзала до центра Змиева лучше поехать ; автобусом.
Здесь на искусственном холме установлен бюст уроженца города дважды Героя Советского Союза генерал-майора танковых войск 3.К.Слюсаренко. Рядом — памятник на братской могиле красноармейцев и партизан, павших в борьбе за власть Советов в 1918—1921 годах, а также братская могила воинов Советской Армии, погибших за освобождение Харьковщины в 1943 году.
После осмотра памятников туристы продолжают путь по шоссе и через 6 километров выходят на берег Северского Донца против села Задонецкое. Далее следует идти по тропе на юг под крутым правым берегом реки.
На участке маршрута от шоссе до биологической станции Харьковского государственного университета можно познакомиться с интересными природными явлениями.
В двух километрах от шоссе встретится очень редкая форма рельефа — проходная долина Провалье. Эта долина прорезает водораздел рек Северский Донец и Мжа, который здесь очень близко подходит к Северскому Донцу. В районе Провалья — ряд глубоких оврагов, которые с каждым годом растут. По Провалью проходила старая дорога на село Задонецкое, по ней легко найти балку Провальную.
После Провальной долины встретится Коряков яр. Он глубоко врезан в третичную толщу и знакомит с обнажениями Полтавского возраста. Здесь наблюдается очень интересное явление — миниатюрный понор, то есть уход ручья под землю. Ручей по Корякову яру протекает среди леса, это само по себе довольно редкое явление в Харьковской области. В этом районе, кроме ручья, есть родники и красивые уголки природы, характерные для залесенного овражно-балочного рельефа.
У биостанции университета основное русло реки Северский Донец подходит к прибрежным высотам, оставляя очень узкую полоску для тропинки, которая вьется у самого берега. Местами река подмыла берег, и тропа поднимается по прибрежным кручам. Тут туристам приходится карабкаться вверх или прыгать вниз с обрывов к самой воде. На этом участке тропа пересекает устья очень глубоких яров Егоршина, Резникова, Иваницкого, где имеются удобные площадки для ночлега туристов. Через четыре километра от биостанции тропа выходит к северной окраине Коробовых хуторов, где находится дом отдыха и паромная переправа через Северский Донец. От дома отдыха в западном направлении начинается просека с телефонными столбами. По ней и следует продолжать свой маршрут. Пройдя километр, спуститесь в один из отрогов яра Плоского, а поднявшись наверх, через несколько сот метров снова спуститесь в другой отрог того же яра. После этого просека 5 пересекает верховья Кобылиной балки и яра Безымянного и кончается у старой дороги. Следует пройти по этой дороге на север около 100 метров до новой просеки и повернуть на запад до яра Диброва. Через один километр высокий лиственный лес кончается и впереди начинаются посадки сосняка. Здесь на север потянулась балка Долгая, которая выводит к речке Ольшанке. На левом берегу ее раскинулось село Казачка. В селе находится братская могила советских воинов, павших в боях за освобождение Харьковщины в 1943 году. От села Казачка по полевой дороге двигаться на северо-запад, спуститься в широкую балку, по берегам которой раскинулся хутор Скрыня. Дальнейший путь проходит по улицам хутора и села Тарановка к железнодорожной платформе. Длина перехода 4 километра. Но прежде чем сесть в электропоезд, следует побывать в местах, где части Советской Армии покрыли себя неувядаемой славой во время Великой Отечественной войны.
В этом районе в марте 1943 года разгорелись ожесточенные бои с немецко-фашистскими войсками, рвавшимися к Харькову с юга. 1 марта 1943 года стрелковый взвод 25 гвардейской стрелковой дивизии в составе 25 человек с одной 45-миллиметровой пушкой под командованием гвардии лейтенанта Петра Широнина занял оборону у железнодорожного переезда, что в двух километрах южнее платформы. С утра 2 марта после авиационного и артиллерийского налета на позицию взвода начали наступление 25 танков и 15 бронетранспортеров с пехотой противника. Гвардейцы-широнинцы отразили три атаки фашистов, уничтожив 11 танков и около 100 вражеских солдат. Противник в этот день не смог прорваться в Тарановку. В этом бою пали смертью храбрых 19 воинов-широнинцев, повторив бессмертный подвиг гвардейцев-панфиловцев. Всему личному составу взвода присвоено звание Героя Советского Союза.
В последующие пять дней особенно упорные бои шли на западной окраине села Тарановка и в районе церкви. На этих рубежах 78-й гвардейский стрелковый полк под командованием гвардии полковника К. В. Билютина, совместно с 179 отдельной танковой бригадой под командованием полковника Ф. Н. Рудкина, уничтожил 47 танков и самоходных орудий, 6 бронетранспортеров и около 900 солдат и офицеров противника, сбили 2 вражеских самолета. Полковнику К. В. Билютину и полковнику Ф. Н. Рудкину было присвоено звание Героя Советского Союза, многие офицеры и солдаты награждены орденами и медалями.
В Тарановке на братской могиле павших воинов установлен обелиск.
Маршрут №10