Выбор способа построения ряда передач
Построение ряда передач выполняют одним из двух способов:
1. способ построения ряда передач по закону геометрической прогрессии;
2. способ построения ряда передач по закону арифметической прогрессии.
Способ построения ряда передач по закону геометрической прогрессии
Передаточное число второй и последующих передач находим по закону геометрической прогрессии, при этом делают следующие допущения:
1. Переключение с низшей передачи на высшую происходит мгновенно.
2. Скорость в момент переключения с низшей передачи на высшую остается неизменной, т.е. V1к=V2н.
3. Более высокая передача включается при частоте, соответствующей максимальному моменту.
Так как υ2н=υ1к=υ1max, то
Откуда
Для проверки возможности построения ряда передач по закону геометрической прогрессии необходимо определить максимальную скорость на предпоследней (z-1-ой) передаче.
Так как υzн=υ(z-1)к=υ(z-1)max, то необходимо определить скорость автомобиля на высшей передаче (z–той) при частоте вращения, соответствующей достижения максимального момента
Если выполняется неравенство υ(z-1)max<υ2max то в этом случае построение ряда передач по закону геометрической прогрессии невозможно.
При невозможности построить ряд передач по геометрической прогрессии можно воспользоваться следующей формулой:
,
где z – общее число передач, не учитывая ускоряющую передачу и передачу заднего хода;
k – порядковый номер передачи.
Способ построения ряда передач по закону арифметической прогрессии.
Определим показатель арифметической прогрессии
Тогда υ2к=υ1к+А;
υ3к=υ2к+А;
υ4к=υ3к+А;
υ5к=υ4к+А;
…………………….
υzк=υ(z-1)к+А;
По значениям конечных скоростей на передачах определяем передаточные отношения
,
где ij – передаточное отношение на каждой передаче
– максимальная скорость на каждой передаче.
Используя известные передаточные отношения на различных передачах определяем скорости движения автомобиля при различных частотах вращения коленчатого вала двигателя. Результаты расчетов занесем в таблицу
n0 | 0,2 | 0,4 | 0,5 | 0,6 | 0,8 | 1,2 | |
n, с-1 | |||||||
i1 | |||||||
i2 | |||||||
i3 | |||||||
i4 | |||||||
Iz |
Графики строим в лабораторной работе №2.
Лабораторная работа №5
ДИНАМИКА АВТОМОБИЛЯ
Цель работы: определение динамических показателей автомобиля при разгоне.
Задачи работы:
1. Определение ускорения автомобиля на различных передачах;
2. Определение величины, обратной ускорению и проверка правильности выбора передаточных отношений в коробке передач автомобиля;
3. Определение времени разгона автомобиля до максимальной скорости;
4. Определение пути, пройденного автомобилем при разгоне.