Аэродромное диспетчерское обслуживание
Диспетчерское разрешение на вылет экипажам ВС может выдаваться диспетчерским органом аэродрома по радиосвязи на основании FPL при отсутствии обстоятельств и ограничений, препятствующих выполнению полета.
Стандартное диспетчерское разрешение на вылет содержит:
опознавательный индекс ВС, указанный в плане полета;
границу действия разрешения (как правило – аэродром назначения);
стандартную схема выхода (SID), или другую заданную траекторию;
заданный эшелон (высоту) (если данный элемент не включен в описание SID);
назначенный код ВОРЛ;
указания по изменению рабочей частоты (если данный элемент не включен в описание SID);
другие необходимые указания или информацию.
Стандартное диспетчерское разрешение на вылет выдается без предварительного согласования с ДПП (ДПК).
При изменении стандартного диспетчерского разрешения на вылет требуется дополнительное согласование с ДПП (ДПК).
Разрешение на запуск двигателей или буксировку к месту запуска диспетчерский орган аэродрома выдает по запросу экипажа ВС с учетом установленного времени вылета.
Если на данный рейс распространяются процедуры ОПВД, экипаж ВС информируется о запуске двигателей в соответствии с выделенным ему интервалом времени.
Если запуск двигателей запрещается или переносится на более поздний срок, орган УВД информирует экипаж ВС о причине запрета или переноса.
При отсутствии вещания ATIS или метеорологической информации орган ОВД перед началом руления передает экипажу ВС следующую информацию для взлета:
номер используемой ВПП;
направление и скорость приземного ветра;
данные установки высотомера;
температуру воздуха (для газотурбинных ВС);
видимость в направлении взлета и начального участка набора высоты, если она менее 10 км, или значение дальности видимости на ВПП.
По запросу экипажа ВС орган УВД выдает разрешение на руление ВС для взлета, которое содержит следующую информацию:
а) номер используемой ВПП;
б) границу действия разрешения (как правило, место ожидания у действующей ВПП);
в) маршрут руления;
г) условия руления, которые включают:
наличие строительных или ремонтных работ на РД, перроне, местах стоянки или в непосредственной близости от них;
состояние покрытий РД, перрона, мест стоянки (наличие неровностей, дефектов, слоя осадков и валов снега) по маршруту руления;
наличие ВС, техники и других препятствий в местах, где могут создаваться помехи для руления данного ВС.
При выдаче разрешения на запуск двигателей и руление ВС, выполняющих транспортные полеты, орган ОВД регулирует очередность вылета, учитывая:
типы ВС и их летно-технические характеристики;
маршруты следования после взлета;
ВС, на которые распространяются процедуры ОПВД.
При массовых задержках вылетов орган ОВД регулирует их очередность, учитывая время вылета по плану.
Перед взлетом на борт ВС сообщаются:
значительные изменения направления и скорости приземного ветра, и видимости (дальности видимости на ВПП).
Наличие опасных метеорологических явлений в секторе взлета и набора высоты.
Значительными изменениями направления и скорости приземного ветра являются:
средняя составляющая встречного ветра 5 м/с;
средняя составляющая попутного ветра 1 м/с;
средняя составляющая бокового ветра 2,5 м/с.
Разрешение на взлет орган ОВД выдает после доклада экипажа ВС о готовности к взлету, в момент нахождения ВС на ВПП или при приближении ВС к месту ожидания у действующей ВПП.
Разрешение на взлет выдается при условии, когда:
обеспечивается установленное эшелонирование между взлетающим ВС и другими заходящими на посадку или взлетающими ВС;
на летной полосе отсутствуют препятствия;
экипаж ВС имеет информацию о явлениях, угрожающих безопасности взлета (опасных метеоявлениях, скоплениях птиц в зоне взлета и набора высоты, изменении эксплуатационного состояния средств светосигнального оборудования аэродрома, об изменении состояния элементов аэродрома).
Для ускорения движения органу ОВД разрешает экипажу выполнение
немедленного взлета при приближении ВС к месту ожидания у рабочей ВПП.
При получении такого разрешения экипаж ВС подтверждает готовность к немедленному взлету, выруливает на ВПП и, не прерывая движения, взлетает.
С момента начала разбега ВС до набора высоты 200 м или до занятия высоты полета по маршруту (если она ниже 200 м) органу ОВД не рекомендуется вызывать экипаж взлетающего ВС, за исключением возникновения случаев, угрожающих безопасности полетов.
При появлении препятствий на ВПП после выдачи разрешения на взлет, ДПА незамедлительно дает указание экипажу ВС о прекращении взлета с указанием причины.
При докладе КВС о решении прекратить взлет, орган ОВД уточняет причину.
Повторный взлет ВС выполняется после выяснения и устранения причин, вызвавших прекращение взлета.
Решение о выполнении повторного взлета принимает КВС.
На конечном участке захода на посадку орган ОВД выдает экипажу ВС:
значительные изменения среднего направления и скорости приземного ветра;
последнюю информацию о сдвиге ветра и/или турбулентности при ее наличии;
изменения видимости (дальности видимости на ВПП) и/или нижней границы облаков (вертикальной видимости) в соответствии с критериями значения минимума аэродрома для используемой системы захода на посадку;
информацию о наличии опасных метеорологических явлений в секторе захода на посадку;
информацию о скоплении птиц в секторе захода на посадку;
изменения состояния поверхности ВПП;
изменения эксплуатационного состояния средств светосигнального оборудования аэродрома и РТОП;
информацию о движении других ВС, транспортных средств, на площади маневрирования аэродрома или вблизи ее, которое может представлять опасность для данного ВС.
Орган ОВД выдает разрешение на посадку экипажу ВС до удаления не менее 1000 м от порога ВПП при условии, что:
в момент пересечения ВС порога ВПП будут обеспечиваться установленные интервалы эшелонирование с другими ВС;
на летной полосе отсутствуют препятствия;
экипаж ВС имеет информацию об опасных метеоявлениях, скоплениях птиц в секторе захода на посадку, изменении эксплуатационного состояния средств РТОП и светосигнального оборудования аэродрома, а также об изменении состояния элементов аэродрома.
При появлении препятствий на ВПП после разрешения посадки ВС, орган ОВД незамедлительно информирует об этом экипаж, а в случае возникновения угрозы безопасности полета, дает ему указание об уходе на второй круг.
При заходе на посадку по категорированным минимумам впереди на линии пути конечного этапа захода на посадку, а также в критических зонах ILS не должно находиться других ВС и препятствий.
Орган ОВД контролирует движение ВС с момента визуального его обнаружения до освобождения ВПП.
При обнаружении внешних признаков неисправности ВС или неготовности ВС к посадке, орган ОВД обязан немедленно сообщить об этом экипажу.
Для ускорения освобождения ВПП, с учетом эффективности торможения, длины ВПП, типа ВС, выполняющего посадку, органу ОВД разрешается выдавать экипажу ВС указание:
освободить ВПП по указанной РД;
ускорить освобождение ВПП после окончания пробега.
22.26 После посадки орган ОВД обязан убедиться в освобождении ВС ВПП визуально или по докладу экипажа.
При необходимости, орган ОВД может дать указание экипажу ВС доложить об освобождении ВПП.
Право первоочередности на посадку предоставляется:
ВС находящимся в аварийном положении;
ВС санитарной авиации или ВС с больным на борту, нуждающемся в срочной медицинской помощи;
ВС участвующим в поисковых и аварийно-спасательных работах;
другим ВС по решению органа ОВД.
ВС выполняющие посадку или находящиеся на конечном этапе захода на посадку пользуются правом первоочередности по отношению к ВС, выполняющим взлет.
В случае, когда вертолету необходимо переместиться в пределах летного поля над земной поверхностью с использованием эффекта земли, орган ОВД разрешает экипажу ВС руление по воздуху (перемещение).