Расчет величины производственной партии
Величина производственной партии деталей определяется по формуле:
,
где N – годовая производственная программа, шт;
n – число деталей в изделии;
t – необходимый запас деталей в днях для обеспечения непрерывности сборки: t = 2…3 дня - крупных деталей (рама, крупные корпусные детали), t = 5 дней – для средних деталей, хранение которых возможно на многоярусных стеллажах, t = 10…30 – для мелких деталей, хранение которых возможно в контейнерах;
Фдн – число рабочих дней в году.
,
Исходные данные
3.2.1 Исходные данные (для операции 015):
- Деталь – вал первичный коробки передач автомобиля ЗИЛ-431410 (ЗИЛ-130), наплавка шлицевых впадин. Длина шлицевого конца l = 110.
- Материал – сталь 25ХГМ.
- Масса детали – не более 10кг.
- Электродная проволока – стальная Нп-30ХГСА Æ1,6 мм, плотность 7,8 г/см3.
- Оборудование – переоборудованный токарно-винторезный станок 1К62; выпрямитель ВСА-600/300; наплавочная головка А-409.
- Установка детали – в центрах, без выверки.
- Положение шва – горизонтальный.
3.2.2 Исходные данные (для операции 080):
- Деталь – вал первичный коробки передач автомобиля ЗИЛ-130, шейка под передний подшипник D=34мм, d=30мм, l = 25мм.
- Материал – сталь 25ХГМ.
- Твердость – HRC 60…65.
- Масса детали – не более 10 кг.
- Оборудование – круглошлифовальный станок 3Б151.
- Режущий инструмент – Шлифовальный круг ПП 100×20×32 ЭК36-60 СМ1.
- Установка детали – в центрах, без выверки.
- Условия обработки – с охлаждением.
Определение припусков на обработку
I. Определяем припуски на шлифование при хромировании передней шейки под подшипник вала первичного коробки передач автомобиля ЗИЛ-130.
Номинальный диаметр мм,
Принимаем к расчету = 24,985 мм,
(т.е. = 24,995 мм; = 24,975 мм).
Ремонт требуется при диаметре шейки менее = 24,96 мм.
Предполагаем, диаметр изношенной передней шейки под подшипник = 24.95 мм. Перед хромированием деталь шлифуют "начисто" для устранения следов износа и придания правильной геометрической формы.
Припуск на шлифование (на диаметр) .
С учетом шлифования «как чисто» диаметр передней шейки составит:
;
Для восстановления передней шейки под подшипник следует нанести слой металла (хромированием) такой толщины, чтобы после обработки обеспечить размеры и шероховатость по рабочему чертежу, выполнить предварительную и окончательную обработки.
Определяем припуск на шлифование после хромирования.
Предварительное: мм. ([Л-6], табл. 11)
Окончательное: мм. ([Л-6], табл. 11)
Таким образом, максимальный диаметр передней шейки под подшипник вала первичного должен быть:
;
.
Следовательно, толщина гальванического покрытия должна быть не менее:
;
.
Результаты расчета:
1. Шлифование до хромирования "как чисто": припуск мм (на сторону);
2. Толщина хромирования: припуск
3. Шлифование после хромирования:
– предварительное: припуск .
– окончательное: припуск
Содержание операции
Операция 015 наплавочная. Наплавить шлицевые канавки шлицевого конца с перекрытием на наружную поверхность под слоем флюса.
Таблица 3.1 − Описание Операции 015 наплавочная
№ перехода | Содержание перехода |
Установить вал первичный в центра переоборудованного токарно-винторезного станка | |
Наплавить 10 шлицевых канавок шлицевого конца с перекрытием на наружную поверхность под слоем флюса до Д = 45 мм на длине 110 мм | |
Измерить шлицевой конец штангенциркулем ШЦ-1-125-0,1 | |
Снять деталь |
Операция 080 шлифовальная. Шлифовать шейку под передний подшипник.
Таблица 3.2 − Описание операции 016 шлифовальная
№ перехода | Содержание перехода |
Установить вал первичный в центра. | |
Шлифовать шейку под передний подшипник с Д=24,95 до d=24,85 на длине l=25 | |
Измерить шейку под передний подшипник микрометром МК с пределами измерений 0-25 мм, калибр - скобой НЕ 25Х | |
Снять деталь |
Расчет норм времени
Операция 015 наплавочная.
Определим штучное время на заплавку шлицев наплавкой под слоем флюса вала первичного коробки передач автомобиля ЗИЛ-431410 (ЗИЛ-130). Длина шлицевой шейки l = 110; число шлицевых канавок – 10.
1) Исходные данные:
1.1 Деталь – вал первичный коробки передач автомобиля ЗИЛ-431410 (ЗИЛ-130), заплавка шлицевых впадин. Длина шлицевого конца l = 110.
1.2 Материал – сталь 25ХГМ.
1.4 Масса детали – не более 10 кг.
1.5 Электродная проволока – стальная Нп-30ХГСА Æ1,6 мм, плотность 7,8 г/см3.
1.6 Оборудование – переоборудованный токарно-винторезный станок 1К62; выпрямитель ВСА-600/300; наплавочная головка А-409.
1.7 Установка детали – в центрах, без выверки.
1.8 Положение шва – горизонтальный.
2) Содержание операции:
- Установить деталь на переоборудованный токарный станок
- Заплавить шлицевые канавки
- Снять деталь.
3) Основное время наплавки шлиц продольным способом рассчитывается по формуле:
Где: – длина наплавки, мм;
– количество слоев наплавки. Диаметр наплавочной проволоки в 1,6мм обеспечивает толщину наплавляемого слоя в 1мм. Глубина шлицевых впадин составляет более 6,5мм, тогда количество слоев наплавки принимаю
– скорость наплавки, м/мин.
При наплавке шлиц продольным способом применяют формулу:
Где: – длина шлицевой шейки, мм;
– число шлицевых впадин.
м.
4) Определение скорости наплавки.
- диаметр электродной проволоки:
- плотность тока принимаю:
[Л-1]
- сила сварочного тока:
- коэффициент наплавки:
[Л-1]
- масса расплавленного металла:
- объем расплавленного металла:
Где γ – плотность расплавленного металла (сталь – 7,8)
- скорость подачи электродной проволоки:
- подача (шаг наплавки):
- скорость наплавки:
где t – толщина наплавляемого слоя, в зависимости от диаметра электродной проволоки, мм. t = 1мм для проволоки диаметром 1,6мм.
Таким образом, основное время наплавки шлицев под флюсом составит:
Вспомогательное время рассчитывается по формуле:
где: – вспомогательное время, связанное с изделием, на установку и снятие детали, мин., ([Л-10], табл. 6);
– вспомогательное время, связанное с переходом. Для под флюсовой наплавки – 1,4 мин на 1 погонный метр шва, мин, [Л-1];
– вспомогательное время на один поворот детали (при под флюсовой продольной шлицевой наплавке) сварочной головки – 0,46 мин. Так как шлицевых впадин 10 то [Л-1].
Вспомогательное время составит:
Дополнительное время:
где: n – процент дополнительного времени, n=14%, [Л-1, С. 58].
Дополнительное время составит:
Штучное время определяется по формуле:
Таким образом штучное время составит:
Операция 080 шлифовальная.
Определим штучное время на шлифование шейки под передний подшипник вала первичного коробки передач автомобиля ЗИЛ-130 после хромирования. Диаметр до обработки 25,069мм, после обработки 24,985мм, длина шейки 25мм.
1) Исходные данные:
Деталь – вал первичный коробки передач автомобиля ЗИЛ-130, шейка под передний подшипник Д=25,069, d=24,985, l = 25.
Материал – сталь 25ХГМ.
Твердость – HRC 60…65.
Масса детали – не более 10 кг.
Оборудование – кругло шлифовальный станок 3Б151.
Режущий инструмент – Шлифовальный круг ПП 100×20×32 ЭК36-60 СМ1.
Установка детали – в центрах, без выверки.
Условия обработки – с охлаждением.
Вид шлифования – круглое наружное с выходом шлифовального круга в одну сторону.
2) Содержание операции:
2.1) Установить деталь
2.2) Шлифовать шейку.
2.3) Измерить шейку
2.4) Снять деталь.
3) Решение:
3.1) Основное время рассчитывается по формуле:
где: – длина выхода стола, при шлифовании с выходом шлифовального круга в одну сторону ;
l – длина обрабатываемой поверхности, мм;
В – ширина (высота) шлифовального круга, мм;
z – припуск на обработку на сторону, мм;
– частота вращения обрабатываемого изделия, об/мин.
– продольная подача, мм/об, = (0,2-0,3)∙В= 0,3∙20=6 мм/об;
– глубина шлифования (поперечная подача), = 0,005-0,010 (Л-3, с. 119, табл. 86). Принимаю по паспорту станка = 0,075 мм/ход стола, (Л-1, Приложения);
К – коэффициент, учитывающий износ круга и точность шлифования. При черновом шлифовании К= 1,1-1,4, принимаю К=1,2; при чистовом – К = 1,5-1,8. Принимаю К = 1,7.
Ход стола составит:
Частота вращения детали рассчитывается по формуле:
– скорость изделия, м/мин, (Л-3, с. 119, табл. 86);
Д – диаметр обрабатываемой детали, мм.
Частота вращения детали составит:
По паспорту станка = 260 об/мин (Л-1, стр. 117, Приложения)
Тогда основное время на обработку детали составит:
Черновое:
Окончательное:
Таким образом общее основное время на шлифование шейки под передний подшипник составит:
3.2) Вспомогательное время:
= 0,6 мин – время на установку и снятие детали
=1,00+0,55=1,55 мин – время, связанное с проходом
3.3) Дополнительное время
Где К = 9% (Л-10, с.47, табл. 7)
3.4) Штучное время