Организация и технология воздушных перевозок.
1. Основные руководящие документы на ВТ:
- основной закон – «Воздушный кодекс» – законодательная и юридическая база для всей авиации;-
- «Основные правила полетов» конкретизируют порядок деятельности ГА;
- «Наставления по производству полетов ГА» – описана вся летная и наземная деятельность;
- наставления по отельным службам (штурманской, метеообеспечения, ремонту, аэродромной, связи, международных перевозок и т.д.);
- руководства, положения и инструкции.
2. Технология эксплуатационной работы на ВТ обеспечивает эффективную и безопасную эксплуатацию всех технических средств гражданской авиации. Особо важное значение имеет порядок эксплуатационного содержания и технического обслуживания ВС и аэропортов.
Содержание, порядок, сроки технического обслуживания ВС определяются особыми техническими документами – регламентами.
В соответствии с ними проводятся оперативное, периодическое, профилактическое обслуживание
Основные показатели, характеризующие работу воздушного транспорта
1.Повышение грузоподъемности самолетов – главное направление при разработке новых ВС. В результате уменьшается густота движения на важнейших магистральных линиях и в зоне крупнейших аэропортов; повышается безопасность и регулярность перевозок (взлет и посадка в крупнейших аэропортах мира происходит чаще 1 раз/мин.)
2. Создание самолетов вертикального и укороченного взлета-посадки –
Для самолета укороченного взлета-посадки требуется 300...500 м, для самолета вертикального взлета-посадки – просто площадка.
Направление подъемной силы может изменяться:
- за счет поворота крыла с ДУ на 90 гр;
- при отклонении потоков газа вниз особыми закрылками;
- за счет дополнительных ДУ, предназначенных для взлета-посадки, но не используемых для горизонтального полета.
4. Обеспечение безопасности полетов осуществляется в части повышение прочности и надежности ВС и в части наземных средств и самолетовождения:
- рассеиванием над аэродромом спец.препаратов можно осадить «холодный» туман; «теплый» – испарить с помощью мощных двигателей;
- при очень большой густоте полетов требуется автоматизация УВД;
- автоматизация процесса посадки (летчик удерживает ВС на выработанной вычислителем траектории);
- использование новых материалов при создании ВС (алюминиево-литиевых сплавов, вспененных алюминиевых сплавов; титана и его сплавов, берилливых сплавов, композитных материалов; керамики).
5. Повышение максимальной скорости. При создании сверхзвуковых самолетов возникают проблемы, связанные с нагревом (до 150 гр при 2М, до 260 – при 3М) - необходимы соответствующие сплавы; для того, чтобы в результате нагрева топлива в баках оно не выкипело, требуется повышать давление в баках. Сложна задача создания системы управления – бортовые ЭВМ должны обеспечивать непрерывный контроль за всеми узлами и системами.
6. Повышение экономичностиВТ возможно только при максимальном сокращении времени стоянок в результате механизации и автоматизации трудоемких операций по обслуживанию самолетов.
7. Автоматизация управленияВТ в широком плане - создание АСУ с подсистемами планирования перевозок, расстановки и использования ВС по видам и линиям перевозок, разработки расписаний и технических графиков.
Преимущества и недостатки воздушного транспорта.
ВТ используется при пассажирских перевозках на больших расстояниях - там, где нет другого путей сообщения других видов транспорта.
Грузов перевозится мало, но это ценные грузы (медикаменты, скоропортящиеся, ценные металлы, почта, продовольствие и промтовары в труднодоступные районы).
ВТ эффективен как скоростной вид перевозок на больших и средних расстояниях.
ПреимуществаВТ:
- высокая скорость перемещения пассажиров и грузов;
- возможность организации перевозок по всем направлениям между пунктами, оборудованными аэродромами;
- малая зависимость от рельефа - эффективен для сообщений в горных, таежных и лесных районых;
- сокращает маршрутные расстояния по сравнению с ЖТ на 25%, РТ- на 50%; АТ - на 20%.
НедостаткиВТ:
- высокая стоимость перевозки;
- регулярность работы очень сильно определяется метеорологическими условиями.