Организация и технология железнодорожных перевозок.
Материально-техническая база железнодорожного транспорта
Материально-техническая база железных дорог состоит из следующих
элементов:
−путь и путевое хозяйство;
−хозяйство электроснабжения;
−хозяйство СЦБ и связи;
−вагоны и вагонное хозяйство;
−локомотивы и локомотивное хозяйство;
−станции;
−товарные конторы;
−грузовое и весовое хозяйство.
Перевозка товаров по железной дороге производится в вагонах. В некоторых случаях для осуществления коммерческой деятельности предприятию
более выгодно иметь собственный парк вагонов. В любом случае для более ра-
ционального использования железнодорожного подвижного состава пред-
приниматель должен знать основные характерис тики вагонов. Вагоны – основ-
ные перевозочные средства железных дорог. Различают грузовые, пас-
сажирские и специальные вагоны. Совокупность вагонов называют парком.
Грузовой парк вагонов состоит из пяти основных видов (родов) вагонов:
1. крытые вагоны используются для перевозки широкой номенклатуры гру-
зов, требующих защиты от воздействий окружающей природной среды;
2. платформы – вагоны с низкими бортами или без бортов, предназначены
для перевозки длинномерных и громоздких грузов, не требующих особых
мер безопасности перевозки (лесных и строительных грузов, труб, рель-
сов, некоторых видов машин и агрегатов);
3. полувагоны – вагоны с бортами и без крыши, используются для перевозки
навалочных и сыпучих грузов (уголь, руда, зерно и т. п.);
4. цистерны используются при транспортировке массовых жидких грузов (пре-
имущественно нефти и нефтепродуктов, а также химических и пищевых грузов);
5. изотермические вагоны (рефрижераторы) – вагоны со специальным
термоизолированным кузовом и устройствами, обеспечивающими ста-
бильностьзаданных отрицательных (летом) и положительных (зимой)
температур для перевозки скоропортящихся грузов.
Вагоны характеризуются грузоподъемностью и вместимостью, массой
тары и другими параметрами.
Грузоподъемность вагона – масса груза, которая может быть погружена в
вагон в соответствии с его техническими характеристиками (прочностью его
ходовых частей, рамы, кузова). Вместимость – физический объем вагона.
Для определения качественности коммерческой работы железной дороги
рассчитывается технический коэффициент вагона (Кт), который показывает, на-
сколько эффективно используются мощность локомотива, провозная и пропу-
скная способность дорог:
q
Р
К Т
Т = ,
где Рт – масса тары вагона;
q – грузоподъемность вагона.
Погрузочный коэффициент тары вагона Кпт определяется поформуле
ГР
Т
ПТ Р
К = Р ,
где Ргр – масса груза.
Коэффициент удельного объема вагона (К1
уд) позволяет определить еще
один важный коммерческий фактор – чем выше значение этого коэффициента,
тем более широкая номенклатура грузов может перевозиться в этом вагоне с
полным или близким к полному использованию грузоподъемности:
q
К ПВ
УД = 1 ,
Пв – полный объем вагона.
Коэффициент удельной грузоподъемности вагона (К11
уд) является об-
ратным коэффициенту удельного объема вагона – чем он ниже, тем шире но-
менклатура грузов, которые могут перевозиться в вагоне данного типа с пол-
ным или близким к полному использованием его грузоподъемности:
В
УД П
К11 = q .
Коэффициент использования грузоподъемности рассчитывается по фор-муле:
q
К РГР
ГР = .
Коэффициент использования вместимости определяется так:
В
ГР
В П
П
К = ,
Пгр – объем груза в вагоне.
Чем выше значение двух вышеприведенных коэффициентов, тем более
эффективно используются грузоподъемность и вместимость вагона.
Железная дорога с тремится к улучшению технологических коэффици-
ентов использования вагонов, для этого проводятся специальные мероприятия:
например, уплотнение груза, выбор вагона в соответствии с характером груза,
погрузка с «шапкой», стандартизируется тара и т. п.
Прибытие и отправление грузов осуществляются на грузовых станциях.
Грузовая станция представляет собой комплекс путевых и грузовых устройств,
технических и служебных помещений и площадей,используемых для осущест-
вления грузовых и коммерческих операций. Грузовые станции обслуживают
как склады общего пользования, которые чаще всего принадлежат железным
до