Организация и технология железнодорожных перевозок.

Материально-техническая база железнодорожного транспорта

Материально-техническая база железных дорог состоит из следующих

элементов:

−путь и путевое хозяйство;

−хозяйство электроснабжения;

−хозяйство СЦБ и связи;

−вагоны и вагонное хозяйство;

−локомотивы и локомотивное хозяйство;

−станции;

−товарные конторы;

−грузовое и весовое хозяйство.

Перевозка товаров по железной дороге производится в вагонах. В некоторых случаях для осуществления коммерческой деятельности предприятию

более выгодно иметь собственный парк вагонов. В любом случае для более ра-

ционального использования железнодорожного подвижного состава пред-

приниматель должен знать основные характерис тики вагонов. Вагоны – основ-

ные перевозочные средства железных дорог. Различают грузовые, пас-

сажирские и специальные вагоны. Совокупность вагонов называют парком.

Грузовой парк вагонов состоит из пяти основных видов (родов) вагонов:

1. крытые вагоны используются для перевозки широкой номенклатуры гру-

зов, требующих защиты от воздействий окружающей природной среды;

2. платформы – вагоны с низкими бортами или без бортов, предназначены

для перевозки длинномерных и громоздких грузов, не требующих особых

мер безопасности перевозки (лесных и строительных грузов, труб, рель-

сов, некоторых видов машин и агрегатов);

3. полувагоны – вагоны с бортами и без крыши, используются для перевозки

навалочных и сыпучих грузов (уголь, руда, зерно и т. п.);

4. цистерны используются при транспортировке массовых жидких грузов (пре-

имущественно нефти и нефтепродуктов, а также химических и пищевых грузов);

5. изотермические вагоны (рефрижераторы) – вагоны со специальным

термоизолированным кузовом и устройствами, обеспечивающими ста-

бильностьзаданных отрицательных (летом) и положительных (зимой)

температур для перевозки скоропортящихся грузов.

Вагоны характеризуются грузоподъемностью и вместимостью, массой

тары и другими параметрами.

Грузоподъемность вагона – масса груза, которая может быть погружена в

вагон в соответствии с его техническими характеристиками (прочностью его

ходовых частей, рамы, кузова). Вместимость – физический объем вагона.

Для определения качественности коммерческой работы железной дороги

рассчитывается технический коэффициент вагона (Кт), который показывает, на-

сколько эффективно используются мощность локомотива, провозная и пропу-

скная способность дорог:

q

Р

К Т

Т = ,

где Рт – масса тары вагона;

q – грузоподъемность вагона.

Погрузочный коэффициент тары вагона Кпт определяется поформуле

ГР

Т

ПТ Р

К = Р ,

где Ргр – масса груза.

Коэффициент удельного объема вагона (К1

уд) позволяет определить еще

один важный коммерческий фактор – чем выше значение этого коэффициента,

тем более широкая номенклатура грузов может перевозиться в этом вагоне с

полным или близким к полному использованию грузоподъемности:

q

К ПВ

УД = 1 ,

Пв – полный объем вагона.

Коэффициент удельной грузоподъемности вагона (К11

уд) является об-

ратным коэффициенту удельного объема вагона – чем он ниже, тем шире но-

менклатура грузов, которые могут перевозиться в вагоне данного типа с пол-

ным или близким к полному использованием его грузоподъемности:

В

УД П

К11 = q .

Коэффициент использования грузоподъемности рассчитывается по фор-муле:

q

К РГР

ГР = .

Коэффициент использования вместимости определяется так:

В

ГР

В П

П

К = ,

Пгр – объем груза в вагоне.

Чем выше значение двух вышеприведенных коэффициентов, тем более

эффективно используются грузоподъемность и вместимость вагона.

Железная дорога с тремится к улучшению технологических коэффици-

ентов использования вагонов, для этого проводятся специальные мероприятия:

например, уплотнение груза, выбор вагона в соответствии с характером груза,

погрузка с «шапкой», стандартизируется тара и т. п.

Прибытие и отправление грузов осуществляются на грузовых станциях.

Грузовая станция представляет собой комплекс путевых и грузовых устройств,

технических и служебных помещений и площадей,используемых для осущест-

вления грузовых и коммерческих операций. Грузовые станции обслуживают

как склады общего пользования, которые чаще всего принадлежат железным

до

Наши рекомендации