Бухгалтерский учет затрат в организациях транспорта.
Продукция трансп.отрласли(вып.работы и оказ.услуги)потребляются в др.отраслях матер-го производства. В связи с этим бух.учет затрат,связан. С осуществлением перевозок,должен быть налажен таким образом,чтобы способствовать снижению с\с авто.перевозок, для чего необходимо: •своевременно,полно и четко определять затраты по экон.однородным элементам и статьям калькуляции; • правильно учит. затраты по каждому объекту калькуляции; •адекватно исчислять произв.затраты на перевозки по отдельным статьям; •проводить точную калькуляцию с\с един.выполненных транспорт.работ; •учитывать услуги по конкретным потребителям; • отражать все непроиз.расходы и потери связ. с эксплуатацией транпорт.ср-т. Для признания затрат трансп.орг-ции, занятой авто.перевозками, в кач- ве ее расходов должны документ.подтверждаться обоснованность затрат и их связь с доходами. Затраты,связ. с осущ.перевозок группируются по след.элементам: •ЗП персонала,занятого на перевозках; •отчисления на соц.нужды; •топливо; •смазочные и др.эксплуат.материалы; •рамонт авто шин; •ремонт и ТО подвижного состава; •амортизация ОС; •прочие расходы. Затраты в разбивке по видам: • на перевозку грузов; •на перевозку пассажиров; •перевозка легковыми таксомоторами и маршрут.такси; •транспортно-экспедиционные операции и прочие виды деят-ти. Отдельно учитываются расходы на погрузочно-разгрузочные работы и подсобно-вспомогательные производства. Для отражения эксплуат.расходов по перевозке предназначен счет 20, к которому могут быть открыты субсчета по видам перевозок: 20.1- «Грузоперевозки»; 20.2 – «Пассажирские перевозки»; 20.3 – «Транспортно-экспедиционное обслуживание». С целью детализации видов перевозок могут быть открыты субсчета 2 порядка. Учет затрат по вспомогательным производствам осущ. На счете 23. Общехозяйственные и общеэксплуатационные расходы на счете 26. По окончании месяца фактическая с\с выполненных работ списывается с кредита счета 20 в дебет счета 90. Счет 20 ежемесячно закрывается. Переходящий остаток незавершенного производства по транспортным перевозкам он не имеет.
38. Особенности состава затрат на содержание автотранспорта в организациях Республики Беларусь
В состав затрат, связанных с содержанием и эксплуатацией транспортных средств входят:1.материальные затраты(к ним относят: все расходуемые при обслуживании и ремонты транс.средств материалы, суммы износа инструментов и инвентаря, топливо, оплата работ вспомогательных производств, ст-ть спецодежды и обуви и т.д.) 2.расходы на оплату труда (з/п за выр.работу, премии, компенсации и т.д.) 3.отчисления на социальные нужды 4.амортизация основных средств и НА 5.прочие расходы(отчисления налогов в бюджет, страхование грузов, расходы на лизинг, оплата расходов на международные перевозки, командировочные расходы, расходы на рекламу, транзитные налоги, таможенные пошлины и др.)
39. Показатели работы грузовых автомобилей и порядок их определения. Основные показатели работы грузовых авто: • общий пробег, км; •машино-часы в наряде, тыс.ч.; •сред.продолжительность раб.дня, ч.; •выработка на един.транспорта,ч.; •эксплуат.скорость, км/ч; •кол-во выполненных рейсов; •перевозка грузов, т.; •грузооборот, т*км; •пробег с грузом,км. Перевозка грузов и грузооборот исчисляется различно для авто,раб по тарифу:А)сдельному за перевезенную тонну; Б)повременному почасовому. Учет перевозок грузов авто,работающими по сдельному тарифу, ведется в ТТН и путевых листах грузового авто. Объем перевозки грузов авто, работающим по сдельным тарифам (Qс.т.) определ.путем суммирования массы грузов, доставленным в пункты назначения по ТТН (gi) 𝑄с. т. = ∑𝑔𝑖 Грузооборот в тонно-километрах,выполн. авто, работающим по сдельным тарифам (ГРс.т.) определяется по формуле: ГРс. т. = ∑ 𝑔𝑖 ∗ 𝑙𝑖 Где li – расстояние перевозки от пункта отправлен. До i-го пункта назнач. Итоговые данные о перевозках в целом получ.суммированием данных путевых листов и ТТН за все дни работы авто по сдельным расценкам. Учет перевозок грузов авто,работающими по повременному тарифу, ведется в путевом листе,где указ.общий пробег авто и наименов.грузоотправителя. Показатель грузооборота и объема перевез.груза определ.расчетным методом. Грузооборот в приведенных тонно-километрах по орг-ции(ГРп) исчисляется по формуле: ГРп = ∑ ГРп𝑖 = ∑ 𝐿𝑜𝑖 ∗ 𝑔𝑢𝑖 ∗ 𝛽 ∗ 𝑟 где ГРпi-грузооборот в приведенных тонно-км по каждой марке авто; Loi- общий пробег авто данной марки,км; gui- номинал.грузоподъемность авто данной марки,т; β-принятый коэффициент использ.пробега; r-принятый коэффициент использ.грузоподъемности. Общее количество перевезенного по организации груза в приведенных тоннах(Qп) исчисляется по формуле: 𝑄п = ∑𝑄п𝑖 = ∑ГРп𝑖 ÷ 𝐿𝑖 Где Qпi- приведенные тонны по каждой марке авто; Li- средняя дальность перевозки 1т груза для каждой марки авто,определенная на основе специальных обследований.
40.Объекты учета затрат на содерж.и экспл.грузовых авто.
Для опред. с/с трансп. услуг груз.авто необх. иметь факт.данные о затратах на содержание и экспл.груз-ых авто, а также об V-ах выпол-ых работ, услуг. Объекты учета затрат на содерж.и экспл.грузовых авто: 1) Содержание груз.авто по внутриреспубликанским перевозкам грузов, дифферинцируемое по признаку осуществления этих перевозок по тарифу: за 1 т перевезенного груза; за 1 км пробега; часовому и смешанному; 2) Содер.груз.авто по международным перевозкам грузов, диф-ое по признаку осущ.этих перевозок по тарифу: сдельному; за пробег; 3) Содер.гр.авто, работающих по повременным тарифам: за 1ч работы; 1ч раб и 1км пробега (смешанному); 1ездку; 4) Погрузочно-разгрузочные работы; 5) Транспортно-экспедиционное обслуживание; 6) Услуги грузовых автостанций; 7) Услуги по доставке (перегону) авто; 8) Перевозка попутных грузов. Трансп.орган-ии самомст-но опред. перечень объектов учета затрат на содер.и экспл. груз.авто исходя из особенностей своего производственного процесса и его орг-ции, V и видов оказываемых услуг, вып-ых работ. Также они могут вести учет затрат по автоколоннам и др.структурным подразделениям.
41.Объекты учета затрат на содержание и эксплуатацию авто по направлениям их использования.
Трансп.орган-ии самомст-но опред. перечень объектов учета затрат на содер.и экспл. груз.авто исходя из особенностей своего производственного процесса и его орг-ции, V и видов оказываемых услуг, вып-ых работ. Также они могут вести учет затрат по автоколоннам и др.структурным подразделениям, а также ао видам деятельности. (напр. торговая, торгово-закупочная) Представленные объекты учета затрат группируются в разрезе калькуляционных статей, что облегчает доступ к нужной инфо о размере расходов по видам перевозок, структурным подразделениям. Это необх для исчисления с/с оказываемых услуг по перевозке грузов и др. работ, выпол-ых транспортом, а также для опредеоения фин.рез-ов деят-сти тр.орг-ии.
42. Объекты калькулирования с/с тр-ых услуг по перевозке грузов. Выбор объектов кальк.с/с услуг по перевозке грузов зависит от кол-ва и наименования оказываемых услуг, видов, марок, и грузоподъемности подвижного состава, направлений перевозки. Кроме того, выбор обусловлен хар-ом системы оплаты труда водитеоей, занятых перевозками (сдельная, поврем.), особенностями орган-ии производств. процесса и системы управления деят-стью субъекта хоз-ия, возможностями бух.уч с позиции предоставления необх инфо для определения с/с тр-ых услуг. Орг-ия самостоятельно составляет перечень объектов кальк-ции с/с услуг по перевозке грузов исходя из потребностей управления производств.деят-стью. Объекты: 1) Тонны перевезенного груза с позиции: а)используемого тарифа (за 1т перевозимого груза или за 1 км пробега; б)маршрута перевозки (международный, междугор, пригородный, внутригородской); 2) Тонно-км, выполненные по перевозке грузов, в т.ч. с позиции: а)выполняемых маршрутов; б)используемых тарифов (за 1 ч работы авто, за 1 т км); 3) Км пробега авто с грузом, в т.ч.: а)по направлениям перевозки грузов; б)грузоотрпавителям; в)видам грузов и т.д.
43. Бух.уч затрат на содержание грузовых авто.
В трансп. орган. примен. позаказный метод учета затрат и калькулир-ия с/с вып.работ (услуг) по перевозке грузов. Отдельные аналит. счета открываются на каждый вид услуг, каждое направление перевозки, вид затрат и марку автоперевозчика. Учете затрат в разрезе видов деят-сти и аналит счетов ведется в ведомости учета затрат на эксплуат-ию авто, транспортно-экспедиционные и др.тр-ые операции (форма № В-12ат). Ведомость открыв.на месяц, данные заносятся на вкладные листы. Осн.задачи учета: 1)своевр, полное и достоверное отражение факт затрат на перевозку грузов, вып др.работ и услуг; 2)выявление факт затрат по видам перевозок, раб и усл, филиалам и структ. подразд-им; 3)единообразное отражение затрат, образующих с/с перевозок и продукции вспомогательныхи обслуж-их производств; 4) применение единых методов учета и распред-ия затрат между объектами калкулир- ия; 5)обеспечение сопостовимости пл и отч данных в отношении стостава затрат на содерж и экспл.грузовых авто. Тр.орг-ии самост-но опред методы и способы уч затрат, исходя из конкретных усл, но при этом должны соблюдать след принципы: 1)неизменность принятой уч политики орг-ии в теч отч периода; 2) правильность отнесения всех хоз операций, имущества и рез-ов инвент- ии за отч пер. 3)разделение в учете затрат по видам деят-сти и отч периодам. Затрата тр.орг-ии отраж на сч 20 «Осн.про-во», 23 «Вспом.пр-во», 26 «Общехо.расх» и др. Бух уч затрат на содерж и экспл гр авто ведется по статьям и объектам учета, утвержд-ым уч политикой орг-ии. Типичные статьи затрат автотр-ой орган: - «Осн и доп ЗП персонала, занятого перевозками грузов», - «Отчисл на соц нужды и страхование работающих от ср-в на оплату труда»; - «Топливо», - Смазочные и др эксплуат материалы», - «Ремонт авто шин», - «Ремонт и тех обслуж подвижного состава», - «Прчие расходы».
44. Калькуляционные единицы с/с тр-ых услуг по перевозке грузов.
Для исчисления с/с и измерения объектов калькуляции исп-сю специально принятые калькул-ые единицы, кот группируются след образом: 1) Натур.ед. (штуки, т, метры, л и т.д) 2) Натур.ед. как показатели качества (сорт, жирность и т.д.) 3) Ед.измерения выполненной работы, оказан услигу (т-км, км, часы) 4) Стоимости ед (тыс.рулей, рубли и т.д) 5) Укрупненные натур ед (100 пар обуви, ящик стекла, тыс куцбических метров) Калькул.ед должна быть устойчивой во времени, сравнимой для разных организацияорг-ий, сооотв-ей еденицам ценообраз-ия, приемлимой для обеспечения точности калькулир-ия с наименьшими затратами труда и времени, отражающей потребительную ст-сть продукции (работ, услуг).