Перелом верхних конечностей, плечевого пояса
Транспортная иммобилизация
Различают переломы изолированные (одной кости), множественные (двух костей и более), сочетанные (одной или нескольких костей с одновременным повреждением внутренних органов), а также закрытые или открытые.
Внимание! При открытом переломе необходимо обнажить конечность, остановить наружное кровотечение, обработать края раны и наложить на нее стерильную повязку. Касаться раны, вправлять отломки кости, удалять осколки и инородные тела нельзя! Перелом любого типа требует доставки пострадавшего в больницу. Этому должна предшествовать транспортная иммобилизация, т.е. обездвиживание поврежденного участка тела.
Цели транспортной иммобилизации - предупреждение развития шока, покой для поврежденной конечности, обездвиживатие отломков кости, профилактика вторичных травм сосудов, нервов, мягких тканей.
Используются следующие технические средства:
- стандартная проволочная лестничная шина Крамера размерами 10х110 и 10х60 см. Предварительно ее обкладывают ватой и закрепляют ходами бинта;
- деревянная шина Дитерихса (при переломе костей нижней конечности);
- деревянный щит (при переломах позвоночника и костей таза).
При отсутствии стандартных шин применяют любые подручные средства - узкие доски, лыжи, палки, а для фиксации - полосы плотной ткани, жгуты, веревки. За неимением других средств обездвиживание верхней конечности достигается фиксацией ее к туловищу, а нижней - к здоровой ноге.
Фиксируют не менее двух суставов с обеих сторон от перелома. На плечевой и бедренной костях - не менее трех. Суставы и костные выступы во всех случаях обкладывают ватно-марлевыми прокладками или ветошью, не допуская складок и неровностей и закрепляют их бинтом. Затем накладывают шины.
При закрытом переломе шины накладывают непосредственно на одежду, расправив на ней складки и освободив карманы. В холодное время надо утеплить пострадавшего, особенно его конечности. Для обезболивания дают 1-2 размельченные таблетки анальгина под язык.
Перелом верхних конечностей, плечевого пояса
Шина Крамера и валик для кисти при изолированном переломе. Предплечье зафиксируйте под углом 900. Кисть пострадавшего должна быть немного отклонена в тыльную сторону, пальцы полусогнуты. В кисть вложите плотный ватно-марлевый валик. |
Положение шин Крамера и конечностей при множественном переломе:
Предплечья, согнутые под углом 900, расположите рядом, правое перед левым, на спаренных шинах, закрепленных спереди и сзади и подвешенных к шее на перекрестных бинтах. Обе шины фиксируют третьей, горизонтальной шиной, расположенной чуть выше средней трети плеча.
Перелом бедренной кости
Фиксируют три сустава - тазобедренный, коленный и голеностопный. Требуется три шины:
- наружная - от подмышечной впадины до стопы и несколько далее (из двух-трех шин Крамера);
- задняя - от ягодичной складки вдоль задней поверхности бедра до стопы и далее с поворотом шины на 900 к стопе немного дальше пальцев;
- внутренняя - от паховой области вдоль внутренней поверхности бедра до стопы и далее под углом 900 до ее наружного края.
Наружные шины фиксируют к туловищу в нескольких местах. Все три шины фиксируют к бедру и голени в верхних отделах и вблизи голеностопного сустава. Стопу прибинтовывают к шинам перекрестно.
Иммобилизация планками: Для иммобилизации бедра можно использовать прочные планки, жерди. При отсутствии бинтов из заменяют 8-9 лентами или полосами прочной ткани. Можно использовать ремни и шнуры, обязательно с прокладкой из мягкой ткани. Стопу располагают под углом 900 к оси и фиксируют к голени и шинам перекрестными ходами жгута или полос ткани. При множественных переломах бедра принцип наложения шин тот же. | |
Иммобилизация на здоровой конечности | |
Иммобилизация при множественном переломе бедра | |
1. Валик |
Перелом коленного сустава
При переломе костей коленного сустава накладывают три шины Крамера или три планки вдоль задней поверхности ноги - от верхней трети бедра до голеностопного сустава. При переломе надколенника, неполных переломах других костей - можно ограничиться одной шиной.
Перелом позвоночника
Переломы позвоночника требуют особенно бережного, аккуратного обращения с пострадавшим. При его перемещении и укладке позвоночник не должен провисать в зоне перелома, иначе возможна травма спинного мозга, паралич.
Перелом шейных позвонков: При фиксации шейного отдела позвоночника нельзя чтобы пострадавший запрокидывал голову, это смертельно опасно. Спасатель действует с помощником, который обеспечивает среднее положение головы и шеи. Бинт по всей длине обкладывают ватой и осторожно накладывают циркулярными перекрещивающимися ходами, создавая ватно-марлевый воротник. Нельзя допускать сдавливания сонных артерий. Пострадавшего размещают на деревянном щите и транспортируют, наблюдая за его состоянием. |
Перелом грудного и поясничного отделов, крестца (иммобилизация подручными средствами) Пострадавшего укладывают на щит или иммобилизуют подручными средствами. Короткие планки прикрепляют к паре длинных на уровне надплечий, таза и стоп. На эту крестовину осторожно укладывают пострадавшего и фиксируют матерчатыми полосами в области груди, живота, бедер, голеней, голеностопных суставов, стоп и кистей. Таз фиксируют к средней перекладине ходами полос через промежность, а надплечья и кисти рук - к верхней косыми ходами. 1. 8-10 см 2. 2 длинные планки (на 15 см длиннее роста пострадавшего) 3. 12 полос крепкой ткани, жгутов или лент 4. 3 короткие планки (1/3-1/4 от длинных) |
Государственное общеобразовательное учреждение
Министерства здравоохранения и социального
Кафедра детской хирургии
Иванов Вадим Васильевич
Тема реферата:
Транспортная иммобилизация
Аксиев Руслан Эдуардович
Г. Тюмень, 2012 г.
Литература:
1. http://www.vmc.expo.ru/trud/med/immob.html
Транспортная иммобилизация
Различают переломы изолированные (одной кости), множественные (двух костей и более), сочетанные (одной или нескольких костей с одновременным повреждением внутренних органов), а также закрытые или открытые.
Внимание! При открытом переломе необходимо обнажить конечность, остановить наружное кровотечение, обработать края раны и наложить на нее стерильную повязку. Касаться раны, вправлять отломки кости, удалять осколки и инородные тела нельзя! Перелом любого типа требует доставки пострадавшего в больницу. Этому должна предшествовать транспортная иммобилизация, т.е. обездвиживание поврежденного участка тела.
Цели транспортной иммобилизации - предупреждение развития шока, покой для поврежденной конечности, обездвиживатие отломков кости, профилактика вторичных травм сосудов, нервов, мягких тканей.
Используются следующие технические средства:
- стандартная проволочная лестничная шина Крамера размерами 10х110 и 10х60 см. Предварительно ее обкладывают ватой и закрепляют ходами бинта;
- деревянная шина Дитерихса (при переломе костей нижней конечности);
- деревянный щит (при переломах позвоночника и костей таза).
При отсутствии стандартных шин применяют любые подручные средства - узкие доски, лыжи, палки, а для фиксации - полосы плотной ткани, жгуты, веревки. За неимением других средств обездвиживание верхней конечности достигается фиксацией ее к туловищу, а нижней - к здоровой ноге.
Фиксируют не менее двух суставов с обеих сторон от перелома. На плечевой и бедренной костях - не менее трех. Суставы и костные выступы во всех случаях обкладывают ватно-марлевыми прокладками или ветошью, не допуская складок и неровностей и закрепляют их бинтом. Затем накладывают шины.
При закрытом переломе шины накладывают непосредственно на одежду, расправив на ней складки и освободив карманы. В холодное время надо утеплить пострадавшего, особенно его конечности. Для обезболивания дают 1-2 размельченные таблетки анальгина под язык.
Перелом верхних конечностей, плечевого пояса
Шина Крамера и валик для кисти при изолированном переломе. Предплечье зафиксируйте под углом 900. Кисть пострадавшего должна быть немного отклонена в тыльную сторону, пальцы полусогнуты. В кисть вложите плотный ватно-марлевый валик. |
Положение шин Крамера и конечностей при множественном переломе:
Предплечья, согнутые под углом 900, расположите рядом, правое перед левым, на спаренных шинах, закрепленных спереди и сзади и подвешенных к шее на перекрестных бинтах. Обе шины фиксируют третьей, горизонтальной шиной, расположенной чуть выше средней трети плеча.