Организация и управление транспортом
Основные вопросы:
1. Организационно-правовая система государственного управле
ния транспортом.
2. Организация и управление видами транспорта.
3. Государственный контроль на транспорте.
Организационно-правовая система государственного управления транспортом включает:
1) систему федеральных органов исполнительной власти в облас
ти транспорта;
2) регулирование компетенции государственных органов по уп
равлению транспортными комплексами и организацией перевозочных
процессов;
3) нормативную базу, закрепляющую структуру федеральных ор
ганов исполнительной власти в области транспорта и организацию
управления транспортной деятельности.
В соответствии с пунктом "и" ст. 71 Конституции РФ федеральные транспорт и пути сообщения находятся в ведении Российской Федерации. Это означает, что в компетенцию Правительства РФ входит решение вопроса организации управления предприятиями транспорта, разработка и внесение на рассмотрение Государственной Думы проектов федеральных законов по вопросам федерального транспорта и путей сообщения.
Государственное управление транспортом федерального значения осуществляется по двум основным направлениям, которые представлены такими федеральными органами исполнительной власти, как
• Министерство транспорта РФ;
• Министерство путей сообщения РФ.
Деятельность перечисленных властных структур распространяется на все виды транспорта. Компетенция этих органов обусловлена характером деятельности транспортных комплексов, особенностями перевозочного процесса, использованием при перевозках источника повышенной опасности.
Она включает:
• проведение государственной политики в области транспорта,
направленной на удовлетворение государствен ных нужд, потребно
стей юридических и физических лиц в перевозках;
• анализ состояния Транспорта в России, разработка стратегии
его развития, выработка и реализация федеральных отраслевых про
грамм;
• государственное регулирование, управление и контроль за
деятельностью транспортных комплексов;
• создание наиболее благоприятных условий для работы транс
портных организаций, предприятий и учреждений;
• лицензирование в установленных случаях деятельности транс
портных организаций и предприятий;
• разработка и утверждение правил, положений, технических
норм, отраслевых стандартов, других нормативных актов, регули
рующих перевозки, техническую эксплуатацию транспортных
средств, безопасность движения, судовождения, полетов;
• участие в формировании единой политики в области обеспе
чения безопасности и экологической защиты от деятельности транс
порта.
Последним элементом организационно-правовой системы государственного управления транспортом является нормативная база, закрепляющая структуру федеральных органов исполнительной власти в области транспорта и организацию управления транспортной деятельности. К ней относятся Конституция РФ, транспортные кодексы и уставы, Закон РФ "О федеральном железнодорожном транспорте", а также подзаконные нормативные акты.
В последние годы издан ряд указов Президента РФ, имеющих целью оптимизировать управление транспортом. Это, в частности, указы "О совершенствовании системы государственного управления транспортным комплексом в Российской Федерации", "О дорожной реформе", "О системе федеральных органов исполнительной власти", "О структуре федеральных органов исполнительной власти".
К указанной нормативной базе относятся также положения о федеральных органах исполнительной власти в области транспорта, принятые Постановлениями Правительства РФ. В них урегулированы вопросы, касающиеся структуры этих органов, их функций, задач и полномочий, а также порядка осуществления управления различными видами транспорта.
Таким образом, учитывая потребность государства в обеспечении оптимального функционирования транспортных артерий, разработке и внедрении эффективной системы управления различными видами транспорта, существующая достаточно сложная и, вместе с тем, сбалансированная система правового регулирования института перевоз-
ки преследует цель единообразной регламентации транспортного процесса.
Огромная территория России, необходимость установления постоянной и надежной транспортной связи отдаленных ее регионов с центром, существование различных видов транспорта, обладающих принципиальными отличиями, требуют установления единой эффективной и достаточно мобильной системы управления всеми видами транспорта, выработки и внедрения унифицированных методов организации перевозок, общих требований к техническому состоянию и условиям содержания транспортных средств, дорог и путей сообщения.
Именно такая задача поставлена в указе Президента Российской Федерации от 15 марта 1996 г. "О совершенствовании системы, государственного управления транспортным комплексом в Российской Федерации".
Среди перечисленных федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственное управление транспортом, особое место занимает Министерство транспорта РФ. Оно сосредоточило в своих руках управление такими видами транспорта, как автомобильный, воздушный, морской и речной. В качестве органов, осуществляющих непосредственное руководство перечисленными видами транспорта, в составе министерства действуют службы.
Автомобильным транспортном руководит Служба автомобильного городского пассажирского и электрического транспорта. Характер осуществляемого ею управления данным видом транспорта в определенной степени обусловлен следующими факторами: во-первых, принадлежностью автомобильного транспорта и, во-вторых, его функциональным использованием.
Автомобильный транспорт подразделяется на транспорт общего пользования и ведомственный транспорт. Автомобильный транспорт общего пользования удовлетворяет потребности в перевозке любых клиентов. Такая перевозка называется перевозкой транспортом общего пользования. Она осуществляется коммерческой организацией, имеющей статус общественного перевозчика. Коммерческая организация выступает в этом качестве, если из закона, иных правовых актов или выданной ей лицензии вытекает, что эта организация обязана осуществлять перевозки грузов, пассажиров и багажа по обращению любого гражданина или юридического лица.
Кроме того, она должна быть включена в специальный перечень организаций, обязанных осуществлять перевозки транспортом общего пользования. Сам перечень публикуется в установленном порядке.
Служба автомобильного городского пассажирского и электрического транспорта ведет активную работу по организации и осуществлению лицензирования перевозочной деятельности, строгому учету транспортных структур, получивших лицензии, а также по подготовке специального перечня этих организаций и структур.
Ведомственный автомобильный транспорт принадлежит министерствам и ведомствам Российской Федерации, ее субъектам, а также муниципальным органам. Он предназначен для обслуживания внутренних потребносгей ведомств. На производстве внутренний ведомственный транспорт выполняет различного рода технологические перевозки.
Основными задачами Службы автомобильного городского пассажирского и электрического транспорта являются:
• реализация государственной политики в сфере деятельности
автомобильного транспорта, удовлетворение спроса населения и по
требностей экономики в автомобильных перевозках;
• осуществление в пределах компетенции управленческих кон
трольных функций, направленных на обеспечение безопасной, эф
фективной и устойчивой деятельности автотранспортного комплекса;
• формирование и проведение в автотранспортном комплексе
экономической, инвестиционной, тарифной, научно-технической, кад
ровой и социальной политики;
• формирование и совершенствование правовых основ функ
ционирования автотранспортного комплекса;
• разработка (по согласованию с заинтересованными органами
исполнительной власти субъектов Российской Федерации) сети меж
республиканских и межобластных автобусных маршрутов.
Для успешного выполнения перечисленных задач Служба автомобильного городского пассажирского и электрического транспорта наделена достаточно широкими полномочиями.
Одна из особенностей автомобильного транспорта состоит в использовании дорог. Деление автомобильных перевозок на городские, пригородные, междугородные и международные обусловлено как расстоянием перевозки, так и классификацией дорог.
В нормативных источниках, рассматривающих деятельность Дорожной службы России, Министерства транспорта РФ, выделяется такое понятие, как автомобильные дороги общего пользования. Это дороги, находящиеся в ведении соответствующих органов управления дорожным хозяйством. Они могут использоваться любым юридическим лицом независимо от ведомственной принадлежности, а также гражданами.
Дороги общего пользования, в зависимости от их значения и роли в экономике государства, делятся на федеральные автомобильные дороги, автомобильные дороги субъектов федерации и местные автомобильные дороги. Кроме того, существуют международные автомобильные дороги.
Федеральные автомобильные дороги находятся в ведении Министерства транспорта РФ. Этот федеральный орган исполнительной власти в лице Дорожной службы осуществляет специальные исполнительные, разрешительные, контрольные и другие функции в области дорожного хозяйства. Его главная задача заключается в реализации государственной политики в дорожном хозяйстве, направленной на удовлетворение потребностей населения, экономики и государства в перевозках по автомобильным дорогам, улучшение транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог общего пользования, создание необходимых условий для реализации конституционных прав граждан на свободу передвижения.
Кроме того, Дорожная служба осуществляет координацию развития сети автомобильных дорог общего пользования, взаимодействует с органами законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации в целях формирования единой дорожной сети страны, создания условий для обеспечения единства экономического пространства и свободного перемещения товаров и услуг, транспортной и экологической безопасности.
Этот федеральный орган исполнительной власти осуществляет контроль за соблюдением правил пользования федеральными автомобильными дорогами, устанавливает техническую классификацию автомобильных дорог, готовит предложения по изменению и угочне-нию перечней федеральных автомобильных дорог, организует учет автомобильных дорог общего пользования.
Вторым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное управление транспортом, является Министерство путей сообщения РФ (МПС). На него возложено проведение государственной политики в сфере железнодорожного транспорта, регулирование хозяйственной деятельности железных дорог в области организации и обеспечения процесса перевозок.
Основные задачи МПС РФ заключаются в совершенствовании деятельности железнодорожного транспорта, создании условий для его устойчивой работы, организации мер по обеспечению безопасности движения и эксплуатации транспортных и иных средств, создании совместно с железными дорогами многопрофильной сферы услуг,
разработке предложений и реализации программ по комплексному развитию отрасли.
МГТС РФ разрабатывает предложения по подготовке проектов федеральных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, разрабатывает стандарты и нормы, определяющие порядок функционирования железнодорожного транспорта.
В целях совершенствования работы федерального железнодорожного транспорта в 1998 г. разработана и утверждена Правительством РФ Концепция структурной реформы железнодорожного транспорта. Ее главная цель - разгосударствление железнодорожного транспорта, развитие конкуренции между транспортными структурами. На завершающем этапе реформы предполагается разделение эксплуатационных и ремонтных комплексов железной дороги и ее акционирование.
Самостоятельная работа 1
Организационно-правовая система управления транспортом
Время - 2 часа
Основные вопросы:
1. Система органов государственного управления транспортом:
а) Министерство транспорта РФ;
б) Министерство путей сообщения РФ;
2. Управление транспортом субъектами Российской Федерации и
органами местного самоуправления:
а) органы субъектов Российской Федерации, ведающие транспор
том;
б) полномочия органов местного самоуправления по организации
и регулированию работы транспорта.
Тема реферата:
Сущность организации и управления транспортом
Нормативные источники
1) Конституция Российской Федерации. - М., 1993. Ст. 71.
2) Воздушный кодекс Российской Федерации. 1997. Гл. 2-4.
3) Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации. 1999.
Гл. 1.
4) Транспортный устав железных дорог Российской Федерации.
1998. Гл. 1.
5) Устав автомобильного транспорта РСФСР. 1969. Разд. 1.
6) Устав внутреннего водного транспорта СССР. 1955. Разд. 1.
7) Федеральный Закон РФ "О федеральном железнодорожном
транспорте. 1995 // ФЗ РФ. 1995. № 35. Ст. 3505.
8) Указ Президента РФ от 15 марта 1996 г. № 382 "О совершен
ствовании системы государственного управления транспортным ком
плексом в Российской Федерации".
9) Указ Президента РФ от 23 апреля 1997 г. № 403 "О дорожной
реформе" // СЗ РФ. 1997. № 17. Ст. 1975.
10) Положение о Министерстве путей сообщения Российской
Федерации. Утверждено Постановлением Правительства РФ от
18 июля 1996 г. №848.
11) Положение о Минисгерстве транспорта Российской Федера
ции. Утверждено Постановлением Правительства РФ от 26 апреля
1997 г. №501.
12) Положение о Федеральной авиационной службе России.
Утверждено Постановлением Правительства РФ от 13 августа 1996 г.
№ 994.
13) Положение о Федеральной дорожной службе России. Утвер
ждено Постановлением Правительства РФ от 13 августа 1997 г.
№ 1033.
Литература
1) Андреев В.К. Транспортное право. - Калинин, 1977.
2) Быков Л.Г. Предприятие и транспорт. Правовые основы. - М.,
1979.
3) Волков М.М. Правовые основы управления производством в
гражданской авиации СССР. - Л., 1981.
4) Грунтов П.С. Основы организации пассажирских перевозок
(управление эксплуатационной работой и качеством перевозок на же
лезных дорогах). - М, 1994.
5) Егиазаров В.А. Транспортное право: Учебное пособие. - М.,
1999.
6) Зотов Д. Развитие транспортной системы страны // Плановое
хозяйство. 1978. №6.
7) Юридический справочник по торговому мореплаванию / Под
ред. А.С. Кокина. - М., 1998.
Вопросы для самоконтроля
1) Какова организационно-правовая система государственного
управления транспортом?
2) Какие органы включает в себя система государственного управ
ления транспортом?
3) Какова структура Министерства транспорта РФ?
4) В чем заключаются основные функции и полномочия Министер
ства транспорта РФ, связанные с организацией перевозок?
5) Какова структура Министерства путей сообщения РФ?
6) В чем заключаются основные функции и полномочия Министер
ства путей сообщения РФ, связанные с организацией перевозок?
7) Какие структурные подразделения Министерства транспорта
РФ осуществляют управление автомобильным, воздушным, мор
ским и речным транспортом и какова их компетенция?
8) В чем заключаются основные функции и полномочия структур
ных подразделений Министерства транспорта РФ, осуществ
ляющих управление различными видами транспорта?
9) Какие органы субъектов РФ ведают транспортом?
10) Каковы полномочия органов местного самоуправления по орга
низации и регулированию работы транспорта?
11) Какие органы осуществляют государственный контроль на
транспорте?
Самостоятельная работа 2
Организация управления автомобильным транспортом
и дорожной службой
Время - 2 часа
Основные вопросы:
1. Структура автомобильного транспорта и управление им:
а) классификация автомобильного транспорта;
б) автомобильный транспорт общего пользования;
в) автомобильный транспорт ведомственного пользования;
г) управление автомобильным транспортом.
2. Управление дорожной службой:
а) нормативная регламентация организации и деятельности до
рожной службы;
б) структура Дорожной службы Министерства транспорта РФ;
в) исполнительные, разрешительные и контрольные функции Дорожной службы Министерства транспорта РФ.
3. Правовое регулирование содержания и пользования автомобильными дорогами:
а) виды автомобильных дорог;
б) содержание и эксплуатация автомобильных дорог;
в) содержание и эксплуатация подъездных путей.
Тема реферата
Организационно-правовые основы управления автомобильным транспортом и дорожной службой
Нормативные источники
1) Конституция Российской Федерации. - М., 1993. Ст. 71.
2) Устав автомобильного транспорта РСФСР. 1969. Гл 1.
3) Указ Президента РФ от 15 марта 1996 г. № 382 "О совершен
ствовании системы государственного управления транспортным ком
плексом в Российской Федерации".
4) Указ Президента РФ от 23 апреля 1997 г. № 403 "О дорожной
реформе" // СЗ РФ. 1997. № 17. Ст. 1975.
5) Положение о Министерстве транспорта Российской Федера
ции. Утверждено Постановлением Правительства РФ от 26 апреля
1997 г. №501.
6) Положение о Федеральной дорожной службе России. Утверж
дено Постановлением Правительства РФ от 13 августа 1997г. № 1033.
Литература
1) Быков А.Г., Половинник Д.И. Основы автотранспортного пра
ва. -М., 1986.
2) Егиазаров В.А. Транспортное право: Учебное пособие. - М.,
1999.
3) Дегтяренко В.Н., Зимин В.В., Костенко А.И. Организация пе
ревозки грузов. - М., 1997.
4) Зотов Д.К., Ушаков С.С. Проблемы развития транспорта
СССР.-М., 1990.
5) Закон об автомобильных дорогах. - Балашиха, 1994.
6) Лопатина Н.Ф. Единая транспортная система: хозяйственно-
правовые аспекты. - М., 1988.
Вопросы для самоконтроля
1) Какова роль автомобильного транспорта в экономике государ
ства?
2) Каково место автомобильного транспорта в единой транс
портной системе страны?
3) Какова структура органа управления автомобильным транс
портом?
4) Какие функции возложены на орган управления автомобильным
транспортом ?
5) Как классифицируется автомобильный транспорт в зависимо
сти от его функционального использования?
6) Какие структуры относятся к транспорту общего пользования?
7) Каково назначение ведомственного автомобильного транспорта?
8) Какова организация дорожной службы?
9) Какие функции выполняет дорожная служба?
10) Как классифицируются автомобильные дороги?
11) Какими нормативными актами регулируются содержание и
пользование автомобильными дорогами?
12) В чем заключается регулирование содержания и эксплуатации
подъездных путей, сооружений и устройств?
6. Перевозки
Основные вопросы:
1. Понятие и виды перевозок.
2. Правовое регулирование перевозок.
3. Транспортные договоры, их классификация.
В век транспортных технологий особое значение приобретает совершенствование транспортного процесса и, в первую очередь, его сердцевины - перевозок различными видами транспорта.
Перевозка в юридическом смысле - это передвижение (перемещение) на основании договора товаров и людей в пространстве с помощью транспортных средств. Она осуществляется различными видами транспорта: автомобильным, железнодорожным, воздушным, морским и речным.
Перевозка представляет собой особый вид человеческой деятельности, который относится к разряду услуг. Характерным для перевозки является то, что она не связана с созданием новых вещей, предме-
тов Вместе с тем, эта деятельность приносит существенный экономический эффект, обеспечивая производство продукции и включая готовую продукцию в экономический оборот.
Перевозка базируется на договорных началах. Отношения по договору перевозки возникают при наличии потребности в перемещении материальных объектов с использованием транспорта в обусловленное место и воли сторон в реализации такой потребности. Сторонами перевозочных отношений являются перевозчик, располагающий транспортным средством, и лицо, нуждающееся в услуге перевозки.
Отношения, складывающиеся между сторонами договора, относятся к разряду эквивалентно-возмездных - за оказанную перевозчиком услугу клиент выплачивает вознаграждение. Следовательно, главным в содержании этих отношений является обязательство перевозчика выполнить услугу по перевозке и обязательство клиента оплатить оказанную услугу.
Поскольку перевозочный процесс урегулирован законом, складывающиеся отношения между сторонами по договору перевозки являются обязательственно-правовыми. Они характеризуются тем, что законодатель расширяет сферу свободного волеизъявления сторон договора перевозки. Так, в соответствии со ст. 784 ГК РФ условия перевозки грузов, пассажиров и багажа отдельными видами транспорта, а также ответственность сторон по этим перевозкам определяются соглашением сторон, если транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами не установлено иное.
Следует отметить, что обязательства перевозки являются составной частью транспортных обязательств. Сама перевозка обусловлена выполнением комплекса действий и операций, без которых ее осуществление невозможно. В частности, процессу перевозки предшествует подготовка груза к перевозке (затаривание, упаковка, подгруппиров-ка, маркировка), подача транспортного средства под погрузку, выполнение погрузочных работ, размещение, укладка, крепление груза. После доставки груза в пункт назначения выполняются разгрузочные работы, вывоз груза со станции (с территории порта, аэропорта).
В обязанность перевозчика входит подача под погрузку исправных транспортных средств, пригодных для перевозки соответствующих грузов (коммерческая исправность). В качестве примера можно сослаться на ст. 124 КТМ РФ, в соответствии с которой перевозчик обязан заблаговременно, до начала рейса, привести судно в мореходное состояние: обеспечить техническую годность судна к плаванию, надлежащим образом снарядить его, укомплектовать экипажем и
снабдить всем необходимым, а равно привести трюмы и все другие помещения судна, в которых перевозится груз, в состояние, обеспечивающее надлежащий прием, перевозку и сохранность груза.
С другой стороны, на грузоотправителя возлагается обязанность содержать в пригодном для эксплуатации состоянии подъездные пути к пунктам погрузки-выгрузки, обеспечивать их нормальное освещение, установить оптимальный режим работы пунктов погрузки-выгрузки, надежную телефонную связь.
Выполнение всех перечисленных действий и операций вытекает из обязательственных отношений, которые регулируются не договором перевозки, а договорами об организации перевозок, заявками на перевозку грузов, разовыми заказами на перевозку грузов и др.
Таким образом, транспортные обязательства обусловлены заключением транспортных договоров. Гражданский кодекс РФ выделяет договоры об организации перевозки грузов, договоры об организации работы по обеспечению перевозки грузов и договоры перевозки грузов.
Договоры об организации перевозки грузов заключаются при регулярных перевозках, постоянных деловых связях перевозчика и клиента. По этому договору перевозчик обязуется в установленные сроки принимать, а грузовладелец предъявлять к перевозке грузы в обусловленном объеме.
Договор об организации перевозки грузов предназначен для установления правоотношений между сторонами перевозки на первой стадии транспортного процесса, когда необходимо согласование основных параметров перевозки относительно количества и сроков предоставления транспортных средств и объемов грузов, подлежащих перевозке.
В зависимости от вида транспорта применяются следующие договоры об организации перевозки грузов: на автомобильном транспорте - годовой договор, на железнодорожном транспорте - долгосрочный договор, на морском транспорте - генеральный контракт, на речном транспорте - навигационный договор и на воздушном транспорте - специальный договор.
Договор об организации перевозки грузов относится к числу кон-сенсуальных и взаимных договоров. Существенными условиями этого договора являются 1) объемы перевозок, 2) цена перевозок, 3) количество предоставляемых транспортных средств, 4) сроки предоставления транспортных средств, 5) порядок расчетов.
К договорам об организации работы по обеспечению перевозки грузов относятся узловые соглашения, договоры на централизованный заказ (вывоз) грузов и некоторые другие. Эти договоры заключаются между транспортными организациями.
Порядок заключения таких договоров устанавливается транспортными уставами и кодексами, другими законами и иными правовыми актами.
Договоры перевозки грузов непосредственно регулируют сам процесс перемещения грузов и их доставку в пункт назначения. По этому договору перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.
Эти договоры классифицируются по различным основаниям. В зависимости от перевозочных средств (подвижного состава) они подразделяются на договоры перевозки груза автомобильным транспортом, железнодорожным транспортом, морским транспортом, внутренним водным транспортом и воздушным транспортом.
В соответствии с территориальным признаком договоры классифицируются на внутригосударственные договоры перевозки грузов и международные договоры перевозки грузов.
В зависимости от числа транспортных организаций, участвующих в перевозках, они делятся на: 1) договоры перевозки грузов в местном сообщении (местная перевозка) - по этим договорам перевозки осуществляются одной транспортной организацией в рамках территориальных границ ее деятельности; 2) договоры перевозки грузов в прямом сообщении - в соответствии с этими договорами перевозки осуществляются несколькими транспортными организациями одного вида транспорта и 3) договоры перевозки грузов в прямом смешанном сообщении - по этим договорам перевозки осуществляются транспортными организациями двух и более видов транспорта.
Договор перевозки груза является реальным. Для его заключения недостаточно соглашения сторон, необходимы еще и передача груза перевозчику. Исполнить обязательство по доставке груза в пункт назначения можно при условии его передачи перевозчику.
Данный договор относится к числу возмездных, ибо перевозчик оказывает услугу за вознаграждение. Это взаимный договор, так как обе стороны несут взаимные обязательства: перевозчик обязуется доставить груз в пункт назначения, а грузоотправитель уплатить за это перевозную плату.
Договор является срочным. Срок его действия определяется сроком исполнения обязательства по перевозке.
Данный договор, как правило, носит публичный характер. Этому признаку он может отвечать, если перевозчиком по договору высту-
пает специализированная коммерческая организация, выполняющая в установленном порядке функции общественного перевозчика.
Договор перевозки грузов - это строго формальный договор. Он всегда заключается в простой письменной форме, которой присущ установленный законом набор реквизитов.
Самостоятельная работа
Сущность перевозок Время - 2 часа
Основные вопросы:
1. Понятие и характеристика перевозок:
а) способы перемещения груза, пассажиров, багажа;
б) виды перевозок, их особенности;
в) роль транспорта в осуществлении перевозок.
2. Обязательство перевозки:
а) понятие и особенности обязательства перевозки;
б) обязательство перевозки и транспортные обязательства;
в) иные обязательства, связанные с транспортными услугами.
Тема реферата:
Транспортные обязательства и их правовое регулирование
Нормативные источники
1) Конституция Российской Федерации. - М, 1993. Ст. 8, 15, 17.
2) Гражданский кодекс Российской Федерации. 1996. Ст. 784-
787.
3) Воздушный кодекс Российской Федерации. 1997. Ст. 101, 103.
4) Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации. 1999.
Ст. 115, 177.
5) Транспортный устав железных дорог Российской Федерации.
1998. Ст. 1,3,31,90.
6) Устав автомобильного транспорта РСФСР. 1969. Ст. 1, 5, 36,45.
7) Устав внутреннего водного транспорта СССР. 1955. Ст. 1,41,67.
8) Закон РФ "О естественных монополиях". 1995 г.
9) Закон РФ "О федеральном железнодорожном транспорте".
1995 г.
Литература
1) Комментарий к Транспортному уставу железных дорог Рос
сийской Федерации (постатейный) / Под. ред. Т.Е. Абовой, В.Б. Ляд-
реса.-М, 1998.
2) Аллахвердов М.А., Савичев Г.П. Договоры о перевозках гру
зов. -М., 1967.
3) Витрянский В.В. Перевозки. Транспортная экспедиция // Хо
зяйство и право. 1996. № 9.
4) Колпаков Н. Регулирование перевозок во внутреннем водном
и смешанном сообщении. - М., 1981.
5) Лопатина Н.Ф. Единая транспортная система: хозяйственно-
правовые аспекты. - М., 1988.
6) Савичев Г.П. Правовое регулирование перевозок народно
хозяйственных грузов. - М., 1986.
7) Смирнов В.Т. Грузовые перевозки в прямом смешанном же-
лезнодорожно-водном сообщении. - М., 1981.
8) Тарасов М.А. Транспортное право. — Ростов-на-Дону, 1968.
9) Хаснутдинов А.И. Понятие транспортного договора // Право
ведение. 1990. № 3.
Вопросы для самоконтроля
1) Что такое перевозка?
2) Каковы признаки и элементы перевозки?
3) Какие существуют виды перевозок?
4) В чем отличие перевозки груза от технологической перевозки?
5) Какие существуют способы перемещения груза, пассажиров,
почты, багажа?
6) В чем особенность перемещения объекта с помощью тяги и
толкания?
7) Какова роль транспорта в осуществлении перевозок?
8) В чем суть обязательства перевозки?
9) В каких нормативных источниках закреплены обязательства
перевозки?
10) В чем заключаются транспортные обязательства?
11) Каковы составные элементы транспортных обязательств?
12) Как соотносятся обязательства перевозки и транспортные
обязательства?
Практическое контрольное задание
Транспортные договоры Время - 2 часа
Основные вопросы:
1. Понятие и характеристика транспортных договоров.
2. Классификация транспортных договоров.
Нормативные источники
1) Конституция Российской Федерации. - М.,1993.
2) Гражданский кодекс Российской Федерации. 1996. Ст. 785-787,
798, 799.
3) Воздушный кодекс Российской Федерации. 1997. Ст. 103-105,
ПО.
4) Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации. 1999.
Ст. 115-121,177, 198,211.
5) Транспортный устав железных дорог Российской Федерации.
1998. Ст. 31,37, 38,90.
6) Устав автомобильного транспорта РСФСР. 1969. Ст. 36,40,45, 75.
7) Устав внутреннего водного транспорта СССР. 1955. Ст. 64, 67,
106, 126.
Литература
1) Аллахвердов М.А., Савичев Г.П. Договоры о перевозках гру
зов. - М., 1967.
2) Александров-Дольник М.К., Лучанский Ф.М. Грузовые
перевозки разными видами транспорта (правовые вопросы). - М.,
19713) Андрианов И.А., Зинченко С.А. Правовое регулирование от
ношений транспортных организаций с клиентурой и между собой.
- Ростов-на-Дону, 1972.
4) Дегтяренко В.Н., Зимин В.В., Костенко А.И. Организация пе
ревозки грузов. - М., 1997.
5) Егиазаров В.А. Договор перевозки // Закон. 1994. № 4.
6) Савичев Г.П. Правовое регулирование перевозок народно
хозяйственных грузов. - М., 1986.
7) Отнюкова Г.Д. Договор перевозки грузов автомобильным
транспортом II Закон. 1996. № 5.
8) Хаснутдинов А.И. Понятие транспортного договора // Право
ведение. 1990. № 3.
ЗАДАЧИ
Задача 1
Общество с ограниченной ответственностью "Союзагро" направило автотранспортному предприятию "Партнер - ПГ" заказ (письмо) на выделение рефрижератора на один рейс с гарантией оплаты. Каких-либо других сведений заказ не содержал.
В день выполнения заказа рефрижератор не был подан для погрузки фруктов. В результате тридцать процентов фруктов пришли в негодность.
ООО "Союзагро" предъявило автотранспортному предприятию претензию с требованием возместить ущерб, причиненный непредоставлением транспортного средства, в размере стоимости пришедших в негодность фруктов, а также уплатить за невывоз груза штраф в размере 20 % стоимости перевозки невывезенного груза.
Автотранспортное предприятие "Партнер - ПГ" отказалось удовлетворить требование ООО "Союзагро" на том основании, что между ними не были установлены договорные отношения. По мнению автотранспортного предприятия, полученное им от "Союзагро" ходатайственное письмо с просьбой о выделении рефрижератора не может рассматриваться в качестве разового заказа.
В соответствии с Приложением №1 к разделу II Правил перевозки грузов автомобильным транспортом разовый заказ должен содержать такие реквизиты: наименование и адрес грузоотправителя, дата и часы подачи автотранспорта, сведения о маршруте доставки груза, наименование и количество груза, виды упаковки, количество мест и масса груза.
В письме ООО "Союзагро" не были указаны ни количество груза, ни его вид, ни сведения о маршруте доставки груза. Поэтому оно не является разовым заказом — организационным договором перевозки груза автомобильным транспортом.
• Кто прав в данном споре?
• Является ли документ, направленный ООО "Союзагро" авто
транспортному предприятию, организационным договором перевозки
груза?
• Какие правовые последствия влечет за собой заключение ор
ганизационного договора перевозки груза?
Задача 2
Фирма "Меркурий" предъявила претензию Управлению Западно-Сибирской железной дороги о взыскании с нее штрафа за просрочку доставки груза на одни сутки.
Перевозчик отказался удовлетворить требование клиента. При этом он указал, что просрочка не была допущена, несмотря на то, что груз доставлен в конечный пункт не 12 февраля, как было указано в договоре перевозки, а 13 февраля 2000 г. Причиной этого явилось осуществление в пути следования на пограничной станции пограничного, таможенного и фитосанитарного контроля поезда. В соответствии же с указаниями Министерства путей сообщения РФ № М-390У от 17 мая 1994 г. сроки доставки грузов увеличиваются на одни сутки в случае осуществления на пограничных пунктах Российской Федерации пограничного, таможенного и фитосанитарного контроля поездов.