Назначение конструкции дорожной одежды
Конструкция дорожной одежды принимается на основании категории дороги, климатических характеристик районапроектирования, грунтовых и гидрогеологических условий, продольного профиля автомобильной дороги. В соответствии стребованиями СНиП 2.05.02–85. Автомобильные дороги (п. 7) и серии 3.503-71/88.0«Дорожные одежды автомобильных дорог общего пользования. Материалы для проектирования»определяются тип дорожной одежды по виду покрытия, минимальная толщинаслоев и виды материалов.
В курсовом проекте нежесткий типы дорожной одежды.
Для назначения конструкции дорожной одежды необходимо определить количество расчетных автомобилей группы«А» в сутки на одну наиболее загруженную полосу Nр. Величина Nр соответствует приведенной интенсивности движения напоследний год срока службы, которая определяется по формуле
(47)
гдеfпол – коэффициент, учитывающий число полос движения и распределение движения по ним определяется для первойполосы движения от обочины (1,0 – для одной полосы движения; 0,55 – для
двух полос движения; 0,50 – для трех полосдвижения; 0,35 – для четырех полос движения);
n – общее число различных марок транспортных средств в составе транспортного потока (за исключением легковых автомобилей);
Nm– число проездов в сутки в обоих направлениях транспортныхсредств m-й марки (за исключением легковых автомобилей), согласно заданию к курсовому проекту;
Smсум– суммарныйкоэффициент приведения воздействия на дорожную одежду транспортного средства m-й марки к расчетной нагрузке определяется потабл. 28.
Различают следующие элементы дорожной одежды:
Покрытие - верхняя часть дорожной одежды, воспринимающая усилия от колес транспортных средств и подвергающаяся непосредственному воздействию атмосферных факторов.
По поверхности покрытия могут быть устроены слои поверхностных обработок различного назначения (слои для повышения шероховатости, защитные слои и т.п.).
Облегченные
а) из горячих асфальтобетонных смесей
Смеси асфальтобетонные дорожные и асфальтобетон Гост 9128 84
Основание - часть конструкции дорожной одежды, расположенная под покрытием и обеспечивающая совместно с покрытием перераспределение напряжений в конструкции и снижение их величины в грунте рабочего слоя земляного полотна (подстилающем грунте), а также морозоустойчивость и осушение конструкции.
Основание из укрепленных грунтов: Слой дорожной одежды, выполненный из грунтов, укрепленных органическими или неорганическими вяжущими в соответствии с государственными стандартами; применяется под усовершенствованными покрытиями, а также при строительстве покрытий для местных и внутрихозяйственных дорог с защитным слоем износа.ГОСТ 23558-94 Смеси щебеночно-гравийно-песчаные и грунты, обработанные неорганическими вяжущими материалами для дорожного и аэродромного строительства.
Следует различать несущую часть основания (несущее основание) и дополнительные слои основания. Несущая часть основания должна обеспечивать прочность дорожной одежды и быть морозоустойчивой.
Дополнительные слои основания - слои между несущим основанием и подстилающим грунтом, предусматриваемые при наличии неблагоприятных погодно-климатических и грунтово-гидрологических условий. Эти слои совместно с покрытием и основанием должны обеспечивать необходимые морозоустойчивость и дренирование конструкции и создавать условия для снижения толщины вышележащих слоев из дорогостоящих материалов. В соответствии с основной функцией, которую выполняет дополнительный слой, его называют морозозащитным, теплоизолирующим, дренирующим. К дополнительным слоям и прослойкам относят также гидро- и пароизолирующие, капилляропрерывающие, противозаиливающие и др. Дополнительные слои устраивают из песка и других местных материалов в естественном состоянии или укрепленных органическими, минеральными или комплексными вяжущими, из местных грунтов, обработанных вяжущими, из укрепленных смесей с добавками пористых заполнителей и т.д., а также из различного рода специальных индустриально выпускаемых материалов (геотекстиль, пенопласт, полимерная пленка и т.п.).
Армирование: Геотекстиль ГОСТ Р 53225-2008
Укладка геосинтетиков (геотекстили, георешетки и геосетка) поверх неустойчивого основания может исключить необходимость замены этого грунта в результате повышения его несущей способности за счет лучшего распределения напряжений. При установке внутри балласта или подбалластного слоя, геосинтетики могут способствовать снижению осадок, обусловленных поперечными деформациями балластного и подбалластного материалов. Основными характеристиками геосинтетиков, влияющими на эту функцию являются взаимодействие между геосинтетиком и грунтом балласта / подбалластного слоя, сопротивление механическому разрушению, модуль жесткости и прочность на разрыв.
При применении дополнительных слоев в проекте необходимо учитывать технологические проблемы, связанные с движением по ним построечного транспорта.
Классификация дорожных одежд и покрытий приведена в табл. 28.
Таблица 28
Рабочий слой земляного полотна (подстилающий грунт) - верхняя часть полотна в пределах от низа дорожной одежды до 2/3 глубины промерзания, но не менее 1,5 м от поверхности покрытия.
По величине Nр, а также в зависимости от дорожно-климатической зоны, грунта рабочего слоя земляного полотна истепени местности по характеру и степени увлажнения по Серии 3.503-71/88.0. «Дорожные одежды автомобильных дорог общего пользования. Материалы для проектирования»окончательно принимается два типа дорожной одежды.
Конструкция дорожной одежды вычерчивается на поперечном профиле земляного полотна на миллиметровой бумагеили ватмане листа стандартного формата с рамкой и боковым штампом, используемые масштабы приведены в ГОСТ Р 21.1701–97 «Система проектной документации для строительства. Правила выполнения рабочей документации автомобильных дорог».
7. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОБЪЕМОВ ЗЕМЛЯНЫХ РАБОТ
1 участок: Выемка
Границы участков ПК0-ПК1+30
2 участок: Насыпь
Границы участков ПК1+30-ПК2+60
3 участок: Насыпь
Границы участков ПК2+60-ПК4+50
4 участок: Выемка
Границы участков ПК4+50-ПК6+80
5 участок: Выемка
Границы участков ПК6+80-ПК7+60
6 участок: Выемка
Границы учасков ПК8+70-13+80
7 участок: Выемка
Границы участков ПК18+70-19+50
8 участок: Выемка
Границы участков ПК19+50-ПК22
9 участок: Выемка
Границы участков ПК22+90-ПК25+10
10 участок: Выемка
Границы участков ПК25+10-ПК24
11 участок: Насыпь
Границы участков ПК24-ПК24+50
12 участок: Насыпь
Границы участков ПК24+50-ПК25+70
Общий объем
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Основными разделами курса являются: обоснование требований к элементам трассы дороги и их взаимному сочетанию, проектирование земляного полотна, дорожной одежды, правила проложения трассы дороги на местности, проектирование мостовых переходов и труб, изыскания дорог и составление проектов.
Проектирование автомобильных дорог - учебная дисциплина, рассматривающая принципы технико-экономического обоснования размеров всех элементов дороги на основе комплексного учета её государственного значения, природных условий и требований эффективности, экономичности и безопасности автомобильных перевозок, а также методы выбора направления дороги на местности и составления проекта её постройки.
При проектировании автомобильных дорог существенное внимание необходимо уделять проектированию наружного водоотвода и проектированию малых искусственных сооружений: водопропускных труб и малых мостов. При «правильном» проектировании, т.е. при проектировании, учитывающим все правила, нормы и требования СНиПа, а также при учете климатических, геологических и гидрологических условий можно добиться существенного снижения, как объемов работ, так и сроков строительства, что в свою очередь приводит к снижению стоимости сооружений.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Основная литература
1. Бабков, В.Ф. Проектирование автомобильных дорог / В.Ф. Бабков, О.В. Андреев. – М. : Транспорт, 1987. – Ч. 1. – 368 с.
2. Большая советская энциклопедия. – М. : Советская энциклопедия, 1976. – 689 с.
3. Автомобильные дороги (примеры проектирования) / под ред. В.С. Порожнякова. – М. : Транспорт, 1983. – 303 с.
4. Миронов, А.А. Основы проектирования автомобильных дорог / А.А. Миронов, М.Г. Новосельцев. – Челябинск : Уральский филиал МАДИ (ТУ), 2001. – 125 с.
5. Ганьшин, В.Н. Таблицы для разбивки круговых и переходных кривых / В.Н. Ганьшин, Л.С. Хренов. – М. : Недра, 1985. – 430 с.
6. Митин, Н.А. Таблицы для разбивки кривых на автомобильных дорогах / Н.А. Митин. – М. : Недра, 1978. – 469 с.
7. Проектирование и разбивка вертикальных кривых на автомобильных дорогах (описание и таблицы) / Н.М. Антонов, Н.А. Боровиков, Н.Н. Бычков, Ю.Н. Фриц. – М. : Транспорт, 1968. – 200 с.
8. Митин, Н.А. Таблицы для подсчета объемов земляного полотна автомобильных дорог / Н.А. Митин. – М. : Транспорт, 1977. – 544 с.
Нормативные документы
9. ГОСТ Р 52398–2005. Классификация автомобильных дорог. Основные параметры и требования. – М. :Стандартинформ, 2006.
10. ГОСТ Р 52399–2005. Геометрические элементы автомобильных дорог. – М. :Стандартинформ, 2006.
11. СНиП 2.05.02–85*. Автомобильные дороги. – М. : ФГУП ЦПП, 2005. – 54с.
12. СНиП 2.01.01–82. Строительная климатология и геофизика. – ЦИТП Госстроя СССР, 1983.
13. СНиП 23-01–99. Строительная климатология. – М. : ФГУП ЦПП, 2000.
14. ГОСТ Р 21.1701–97. Система проектной документации для строительства. Правила выполнения рабочей документации автомобильных дорог. – М. : Госстрой России, 1997.
15. ГОСТ 21.1207–97. Система проектной документации для строительства. Условные графические обозначения на чертежах автомобильных дорог. – М. : Госстрой России, 1997.
16. Земляное полотно автомобильных дорог общего пользования. Типовые материалы для проектирования 503-0-48.87.– М. :Союздорпроект, 1987.
17. Дорожные одежды автомобильных дорог общего пользования. Материалы для проектирования. Серия 3.503-71/88.0.– М. :Союздорпроект, 1988.
18. ОДН 218.046–2001. Проектирование нежестких дорожных одежд. – М. : ФГУП «Информавтодор», 2001.
19. Методические рекомендации по проектированию жестких дорожных одежд. – М. : ФГУП «Информавтодор», 2004.