Технические нормативы элементов трассы
Полученные расчетом значения технических нормативов проектируемой автомобильной дороги за-
писываются в табл. 16. и сравниваются с нормативными значениями, выписанными из [9 – 11].
Таблица 16. Технические нормативы элементов трассы
№ п/п | Технические нормативы | Еденица измерения | По расчету | По(9-11) | Приняты для проектирования |
Расчет интенсивности движения | Ед/сут | Св.6000 до 14000 | |||
Число полос для движ. | шт | От 2 до 4 | |||
Пропуск. Спос. одной полосы | Авт/ч. | ||||
Величина зазора безоп. | м | 0,6 | |||
Ширина 1й полосы | м | (л)2,85 (г)3,48 | 3,75 | (л)2,85 (г)3,48 | |
Общая ширина проезж. части | м | 6,33 | 7,5 | 6,33 | |
Ширина земл. Полотна | м | 13,83 | 13,83 | ||
Предельный прод.уклон | ‰ | (л)0,0666 (г)0,6209 | |||
Предельный уркон авт. Без пробукс. | ‰ | (л)0,0444 (г)0,0699 | |||
Наименьший радиус кривой | м | (л)55,55 (г)48,66 | От 400 и менее | (л)55,55 (г)48,66 | |
Радиус кривой без виража | М | (л)129,61 (г)113,55 | |||
Радиус кривой с виражем | М | (л)18,51 (г)20,03 | |||
Длинна отгона виража | М | 75,96 | |||
Мин.длинна перехода кривой | М | (л)25,23 (г)18,86 | |||
Радиус при котор. Вид. Поверх. Проезж. Части будет соотв. Расчету расст. Видимости в ночное время | М | (л)242,25 (г)274,5 | |||
Минимальный радиус верт. Выпук. Кривой | М | (л)108,675 (г)139,54 | |||
Минимальный радиус вогн. Кривой | М | 126,6 | |||
Радиус верт. Вогн. Кривой из условия ц.б. силы | М | (л)75,82 (г)66,56 |
ПРОЕКТИРОВАНИЕ ВАРИАНТОВ ТРАССЫ ДОРОГИ В ПЛАНЕ
Трассу дороги следует проектировать как плавную линию в пространстве, взаимно увязывая элементы плана, продольного и поперечного профилей между собой и с прилегающей местностью. Трасса должна удовлетворять условиям наименьшего ограничения и изменения скорости, обеспечения требований удобства и безопасности движения, хорошо вписываться вокружающий ландшафт местности и отвечать требованиям охраны окружающей среды.
Перед началом проектирования дороги в плане необходимо тщательно изучить топографическую карту местности (рельеф местности, наличие контурных и высотных препятствий). Выбор направления трассы определяется категорией дороги, особенностью рельефа местности, гидрологическими и иными условиями.
При проектированиитрассы дороги между заданными пунктами определенные расчетом технические нормативы элементов трассы, принятые в табл. 16, следует рассматривать как минимально допустимые. Рекомендуется использовать нормативы, приведенные в СНиП 2.05.02-85 (п. 4.20*), когда это не вызывает роста объемов работ.
При назначении элементов плана и продольного профиля в качестве основных параметров следует принимать:
продольные уклоны - не более 30 ‰;
расстояние видимости для остановки автомобиля - не менее 450 м;
радиусы кривых в плане - не менее 3000 м;
радиусы кривых в продольном профиле:
выпуклых - не менее 70 000 м;
вогнутых - не менее 8000 м;
длины кривых в продольном профиле:
выпуклых - не менее 300 м;
вогнутых - не менее 100 м.
Переломы проектной линии в продольном профиле следует сопрягать кривыми.
Во всех случаях, где по местным условиям возможно попадание на дорогу с придорожной полосы людей и животных, следует обеспечивать боковую видимость прилегающей к дороге полосы на расстоянии 25 м от кромки проезжей части для дорог I и III категорий и 15 м для дорог IV и V категорий.
К плану трассы предъявляются следующие основные требования:
− трассу дороги следует проектировать кратчайшей по длине (как можно ближе к «воздушной линии») с наименьшими объемами земляных работ и соблюдением норм проектирования;
− пересечение трассой железных дорог следует проектировать преимущественно на прямых участках; угол между пересекающимися дорогами не должен превышать 60°;
− пересечения и примыкания автомобильных дорог в одном уровне, а также пересечения трассой дороги водотоковрекомендуется выполнять под углом, близким к прямому;
− промежуточные населенные пункты дороги I – III категории обходят на расстоянии не ближе 200 м от границы застройки с устройством подъездных дорог, дороги IV–V категорий желательно пропускать через населенные пункты;
− при обходе населенных пунктов дорогу следует, по возможности, прокладывать с подветренной стороны, ориентируясь на направление ветра в особо неблагоприятные с точки зрения загрязнения воздуха осенне-зимние периоды года в целях защиты населения от транспортного шума;
− под дорогу следует использовать худшие с точки зрения сельского хозяйства земли;
− леса и группы деревьев следует обходить только в степных районах, направление трассы дороги по возможностидолжно совпадать с направлением господствующих ветров в целях обеспечения естественного проветривания и уменьшениязаносимости дороги снегом; трассу следует прокладывать с использованием существующих просек и противопожарных разрывов с учетом категории лесов;
− болота дорогами высоких категорий обходить не следует;
− не допускается проложение трассы дороги по государственным заповедникам и заказникам, а также зонам, отнесенным к памятникам природы и культуры;
− вдоль рек, озер и других водоемов трассу дороги следует прокладывать за пределами защитных зон;
− в районах размещения курортов, детских лагерей, домов отдыха и т.п. трассу дороги необходимо прокладывать запределами санитарных зон.
При трассировании дороги следует соблюдать общие принципы ландшафтного проектирования:
– при обходе препятствий (контурных, высотных) направление трассы изменяют углом поворота, а перелом дорогидля удобства и безопасности движения автомобилей смягчают вписыванием круговых и переходных кривых;
–вершины угловповорота необходимо располагать так, чтобы препятствие находилось внутри угла, а вершина угла была напротив препятствия, рекомендуется назначать углы поворота в пределах 5° … 25°;
– следует совмещать кривые в плане и продольном профиле, при этом кривые в плане должны быть на 100 – 150 мдлиннее кривых в продольном профиле, а смещение вершин кривых должно быть не более 1/4 длины меньшей из них;
– следует избегать сопряжений концов кривых в плане с началом кривых в продольном профиле, расстояние междуними должно быть не менее 150 м;
– длину прямых в плане следует ограничивать, предельная длина прямых участков зависит от категории дороги и приведена в табл. 17;
Таблица 17
Категория дороги | Предельная длина прямой в плане, м, на местности | |
равнинной | пересеченной | |
I | 3500 - 5000 | 2000 - 3000 |
II, III | 2000 - 3500 | 1500 - 2000 |
IV, V | 1500 - 2000 | |
Примечание.Большие длины прямых допустимы при преимущественно легковом движении, меньшие - при грузовом. |
– радиусы смежных кривых в плане должны различаться не более чем в 1,3 раза, параметры смежных переходныхкривых рекомендуется назначать одинаковыми;
– при углах поворота трассы до 8°, наименьший радиус круговой кривой назначают согласно таблице 18;
Таблица 18
Угол поворота, град | ||||
Наименьший радиус круговой кривой, м | ||||
Угол поворота, м | 7 - 8 | |||
Наименьший радиус круговой кривой, м |
– не рекомендуется короткая прямая вставка между двумя кривыми в плане, направленными в одну сторону, при еедлине менее 100 м рекомендуется заменять обе кривые одной кривой большего радиуса, при длине 100 … 300 м прямуювставку рекомендуется заменять переходной кривой большего параметра; прямая вставка как самостоятельный элементтрассы допускается для дорог I и II категорий при ее длине более 700 м, дорог III и IV категорий – более 300 м;
– переходные кривые следует предусматривать при радиусах кривых в плане 2000 м и менее;
– нельзя допускать устройства кривых малого радиуса в конце затяжных спусков.
Трассирование дороги по карте выполняется в следующей последовательности:
− на карте соединяются начальная и конечная точки трассы дороги по прямой «воздушной линии»;
− намечаются «контрольные точки» (места обхода трассой дороги контурных и высотных препятствий, пересеченияводоемов, существующих автомобильных и железных дорог);
− по предлагаемым направлениям трасс выявляются определяющие элементы рельефа и ситуации (лесные массивы,водные поверхности, сады, населенные пункты и т.п.);
− по каждому из вариантов прокладывается ось трассы в виде ломаной линии, последовательно нумеруются углы поворота вдоль трассы и измеряются с помощью транспортира, в точках перелома трассы дороги вписываются кривые максимального по возможности радиуса, производится разбивка трассы на пикеты и километры;
− составляется ведомость углов поворота, прямых и кривых; форма ведомости и ее размеры приведены в приложении 1.
Разбивка пикетажа ведется от начала трассы до вершины первого угла поворота (ВУ № 1), устанавливается его пикетажное значение (рис. 2). Для продолжения разбивки пикетажа определяются значения начала НК1 и конца КК1 первого закругления, выносятся пикеты на кривую и продолжается разбивка пикетажа до вершины следующего угла поворота.
Угол поворота α измеряется транспортиром, величина радиуса закругления R назначается исходя из условий рельефаместности и с учетом категории дороги. Параметры круговой кривой – тангенс Т, длина кривой К, биссектриса Б, домерДнаходятся по таблицам или вычисляют по формулам.