Особенности транспорта как отрасли производства

К первой особенности транспортной отрасли материального производства следует отнести то, что транспорт не создает новых вещественных продуктов.

Особенности тр-й продукции:

1.Она не имеет материально-вещественной формы, ее измерить нельзя.

2.Она произв. и потребл. одновременно, в одном цикле произв-ва, не накапливается и не сущ. в незавершенном виде

3.Особое измерение на тр-те имеет кол-во и кач-во прод. Кол-во тр-й продукции хар-ет ее стоимость, а качество- потребительскую стоимость(потреб. стоимость - кач-во тр-й прод./усл. хар-ет соответствие потребит. св-в этих усл. и продукт. тем требованиям, кот. предъявляют к ним потребители и об-во вцелом: надежность и безоп-ть перевозки; комплексность-гарантированный набор усл. обеспечивающих доставку; гарантия скорости и времени доставки; сохранность груза, комфортабельность перевозки и т.п.)

Вторая особенность транспортной сферы материального производства состоит в том, что основной экономический эффект от работы транспорта происходит не внутри отрасли, а за ее пределами (в организациях для которых выполняются перевозки).

Одна из задач транспорта - минимизировать затраты связанные с сохранением потребительной стоимости созданных товаров. Пока перевозки товара являются неизбежными, транспортные издержки являются издержками, связанными с производством.

Вывод:Транспортная отрасль имеет значительные отличия от других отраслей материального производства:

1. Труд работников транспортных предприятий является производительным, при этом его результаты не воплощены в вещественной форме,как в случае производства материальных товаров. Продуктом труда натранспорте является транспортная услуга. Полезный эффект от услуги иесть потребительская стоимость транспортной продукции. Стоимость трудаработников транспорта существенно изменяет стоимость перемещаемых грузов, поэтому снижение величины транспортных затрат в ценеготовой продукции – одна из главных задач экономики транспорта.2. Транспортная услуга может рассматриваться как существенно отличающаяся от других видов продукции. 3. При производстве транспортных услуг не используется сырьё а взатратах – велика доля заработной платы. Доля материальных ресурсов натранспорте составляет 15…20%, в промышленности – 40…80%; доля заработной платы на транспорте – 30…45%, в промышленности – 10…15%. 4. Производство транспортных услуг сильно зависит от внешнейсреды: реальных условий эксплуатации транспорта; дорожной ситуации;климата; географии маршрута и т.д. 5. Ущерб окружающей среде от транспорта в несколько раз выше(особенно автомобильного), чем в других отраслях материального производства. 6. Вероятность получения травм на транспорте также выше, чем вдругих отраслях материального производства.




39. Особенности ценообразования на транспорте.

Построение грузовых тарифов:

При перевозке основной номенклатуры грузов применяются двухставочные дифференцированные тарифы, построенные по принципу разделения тарифных ставок за движенческую и начально-конечные операции. Провозная плата:

П = (a + lb)Qа – ставка за начально-конечные операции; l – расстояние перевозки; b – ставка за движенческую операцию; Q – объём перевозимых грузов.

На ж/д транспорте тарифная плата определяется по роду, количеству груза и его отличительным признакам, тарифному расстоянию перевозки, виду отправки, типу вагона, номеру тарифной схемы, виду сообщений, учитывается скорость доставки.

На внутр водном транспорте тарифы на перевозку грузов и буксировку плотов, судов, работы и услуг, оказываемых этим видом транспорта, устанавливаются на 1 тонну груза определённой группы с учётом ставок на начально-конечные, движенческие операции, расстояний перевозки, исключительных тарифов по регионам плавания, а также взвешивание, перегрузочные операции, проверка состояния грузов.

На морском тр тариф зависит от вида плавания (каботажное или заграничное), типа сообщения, типа судна, морского бассейна и т.д. На а/м транспорте применяются:

- сдельный тариф за перевозку 1 тонны определённого груза, за отправку конкретной массой или общим весом от 5 т., в зависимости от расстояния;

- тариф за перевозку груза в условиях платных автотонно-часов при выделении определённого типа транспортного средства за 1 автотонно-час и за каждый километр пробега с грузом;

- тариф за повременной использование грузовых автомобилей и таксомоторов в зависимости от грузоподъёмности автомобиля и за каждый километр его пробега, а для грузового таксомотора – за каждый час простоя и километр пробега.

Дифференцированный подход, скидки, отражает основной принцип рыночных отношений – удовлетворение интересов потребителей и уменьшение стоимости услуг на основе взаимовыгодных отношений.

Построение пассажирских тарифов:

Затраты на пассажирские перевозки отличаются от расходов на грузовые, т.к. пассажирский транспорт должен обеспечивать максимальный уровень комфорта и минимально возможные сроки доставки пассажиров. Ценовая политика должна обеспечивать соответствие объёмов и качества предоставляемых услуг на пассажирском транспорте платёжеспособному спросу большинства социальных групп населения.


Наши рекомендации