Таможенный осмотр с применением ИДК.
Базирование и размещение ИДК, перемещение товаров и автотранспортных средств в рабочую зону ИДК, определение площадок для работы ИДК, а также проведение таможенного контроля крупногабаритных грузов, контейнеров и автотранспортных средств с использованием ИДК производится с учетом специфики конкретного морского (речного) порта.
Уполномоченное должностное лицо таможенного органа, осуществляющее документальный контроль, после принятия решения о проведении таможенного осмотра с применением ИДК:
- проставляет на экземпляре транспортного (перевозочного) документа с отметками "Груз таможенный" отметку "Подлежит таможенному осмотру с применением ИДК", датирует и заверяет оттиском личной номерной печати;
- передает старшему смены ИДК указанный экземпляр транспортного (перевозочного) документа. Допускается в целях ускорения таможенного контроля осуществлять передачу документа через заинтересованное лицо (перевозчика, экспедитора, владельца склада временного хранения, таможенного брокера (представителя), получателя, лица, осуществляющего грузовые операции в порту);
- информирует перевозчика (экспедитора) или представителя морского терминала, принявшего на хранение товары и автотранспортные средства, о необходимости доставки товаров и автотранспортных средств в рабочую зону ИДК, вручает ему Памятку для водителя автотранспортного средства при направлении автотранспортного средства для прохождения таможенного осмотра с использованием рентгеновской установки – ИДК.
Направляемые для прохождения таможенного осмотра с использованием ИДК крупногабаритные грузы, контейнеры и автотранспортные средства доставляются в рабочую зону ИДК своим ходом либо специальным транспортом (автопогрузчики, тягачи, ролл-трейлеры и др.).
Направляемое на таможенный осмотр с использованием ИДК автотранспортное средство в соответствии со схемой организации движения в морском (речном) пункте пропуска при проведении таможенного контроля с использованием ИДК следует в рабочую зону ИДК. Перемещение автотранспортного средства в рабочую зону допускается только с разрешения уполномоченного должностного лица. После закрытия въездных ворот и удаления людей из рабочей зоны ИДК проводится рентгеновское сканирование товаров и транспортных средств, по завершении которого полученное рентгеновское изображение в электронном виде передается на автоматизированное рабочее место должностного лица, осуществляющего анализ изображения (далее - оператор ИДК).
Оператор ИДК в соответствии с эксплуатационной документацией ИДК исследует, анализирует и сопоставляет сведения, указанные в транспортных (перевозочных) документах либо товаротранспортных накладных, со сведениями, полученными в результате анализа рентгеновского изображения, с целью выявления их несоответствия, обнаружения признаков нарушений таможенного законодательства.
Если в результате таможенного осмотра товаров и автотранспортных средств с использованием ИДК признаков нарушений таможенного законодательства либо рисков не выявлено, на оборотной стороне транспортного (перевозочного) документа либо товаротранспортной накладной (или их копий) оператор ИДК проставляет отметку "Осмотрено с использованием ИДК. Нарушений не выявлено", заверяет личной номерной печатью и подписью. При этом акт таможенного осмотра не составляется.
В случаях выявления в ходе таможенного осмотра с использованием ИДК признаков нарушений таможенного законодательства либо рисков оператор ИДК:
- докладывает начальнику смены ИДК о выявленных признаках нарушений таможенного законодательства либо рисках;
- в установленном порядке составляет акт таможенного осмотра с использованием ИДК, при этом регистрирует акт таможенного осмотра в журнале регистрации актов таможенного досмотра (осмотра) товаров и транспортных средств таможенного органа, в регионе деятельности которого осуществлялось использование ИДК, в котором дает краткое описание выявленного нарушения в порядке, определенном эксплуатационной документацией ИДК, с приложением к нему рентгеновских изображений и при необходимости комментариев к ним;
- проставляет на транспортном (перевозочном) документе либо товаротранспортной накладной (или их копиях) номер акта таможенного осмотра;
- передает составленный акт таможенного осмотра и указанные документы должностному лицу таможенного органа (лицу, его замещающему), принимающему решение о направлении товаров и автотранспортных средств на таможенный осмотр с применением ИДК.
Должностное лицо, уполномоченное принимать решение о проведении таможенного осмотра с применением ИДК, получив нужные документы, информирует перевозчика о принятом решении и докладывает начальнику таможенного поста (лицу, им уполномоченному) о необходимости проведения таможенного досмотра, и действует по его указанию.
После завершения рентгеновского сканирования объекты сканирования (крупногабаритные грузы, контейнеры и автотранспортные средства) с разрешения уполномоченного должностного лица смены ИДК перемещаются из рабочей зоны ИДК на площадку ожидания результатов таможенного осмотра товаров и автотранспортных средств с использованием ИДК.
Оператор ИДК после завершения анализа изображения передает транспортные (перевозочные) документы либо товаротранспортные накладные с проставленными отметками перевозчику (экспедитору) и направляет осмотренные с использованием ИДК товары и автотранспортные средства на площадку для перегрузки и складирования контейнеров и крупногабаритных грузов.
Электронное декларирование.
Электронное (таможенное) декларирование – передача, прием и обработка таможенных деклараций на товары, созданных в электронной форме. Процесс электронного декларирования заключается в проведении удаленной процедуры таможенного оформления товаров, в ходе которой декларант участник ВЭД и инспектор могут находиться на любом расстоянии друг от друга.
Начало развития ЭД в России было положено в 2002 г., когда был принят закон «Об электронной цифровой подписи» (ЭЦП). С этого момента цифровая подпись фактически приравнивается к личной.
В ноябре 2002 г. в Москве на таможенном посту «Каширский» Московской южной таможни ЦТУ была оформлена первая в отечественной истории электронная декларация.
В июле 2004 г., на Чертановском таможенном посту в Москве начала действовать автоматизированная система электронного декларирования. Затем в течение нескольких лет эта технология постепенно распространялась по территории Российской Федерации,не имея большого количества пользователей, в силу своей дороговизны.
Массовое внедрение электронного декларирования в России началось после выхода в 2008 г. приказа ФТС РФ № 52 от 24.01.2008 г. Приказ разрешил использование открытой сети Интернет при передаче данных в ведомственную сеть таможни, а также установил требования, которые необходимо выполнить при подключении декларанта к таможенной сети, исходя из условий безопасности. Согласно этим требованиям, абоненты могли теперь подключаться к сети ФТС не только через собственный узел доступа, но и использовать для этой цели готовые узлы. Владельцы таких узлов впоследствии стали называться информационными операторами (организация, обеспечивающая обмен электронными документами, между декларантами и таможней; деятельность информационного оператора требует полномочий со стороны Главного научно-информационного вычислительного центра Федеральной таможенной службы РФ).
Осенью 2008 г. были выпущены первые грузовые таможенные декларации по схеме ЭД-2.
В октябре 2010 г. все таможенные посты имели достаточную техническую оснащенность для применения электронной формы декларирования.
На 1 июня 2011 г. доля интернет-деклараций в общем объем оформляемых документов составила 61%. В 2010 г. около 52% участников ВЭД (более 23,5 тысяч) использовали электронную форму декларирования.
Согласно Федеральному закону от 27.11.2010 г. № 311-ФЗ «Закон о таможенном регулировании в Российской Федерации», переход на обязательное электронное декларирование в России предусмотрен с 1 января 2014 г. До этого периода декларацию на товары можно подавать как в электронном виде, так и на бумажном носителе.
На первоначальном этапе внедрения электронного декларирования была предложена технологическая схема оформления ЭД-1, в которой передаются графические файлы, включая отсканированные. Для подготовки и передачи этих данных требуется специальное программное обеспечение. Кроме того, брокер может подключиться к ведомственной сети таможни только по специально выделенным каналам связи. Прокладка и эксплуатация этих каналов, а также установка программного обеспечения требует значительных финансовых затрат. А нацеленность на использование графических данных весьма ограничивает возможности подготовки и контроля данных, что, в конечном счете, снижает скорость оформления.
Схема ЭД-2, так называемое электронное декларирование второго поколения, допускает передачу данных по сети Интернет, хотя и через специально оборудованный узел доступа. При этом не обязательно создавать собственный узел доступа, можно воспользоваться услугами информационного оператора. Для оформления используются формализованные данные (т.е. в виде электронного документа), работа с которыми давно и хорошо отлажена с использованием привычного для декларанта программного обеспечения.
В этой схеме весь обмен данными – в таможню (ДТ, ДТС, прочие ЭД-документы) и обратно из таможни (подтверждение о приёме, регистрационный номер, протоколы ошибок, подтверждение «выпуск разрешен») - осуществляется с помощью открытого документированного набора сообщений XML-формата через единый почтовый сервер. Почтовая система позволяет моментально осуществлять обратную связь таможня –декларант и оперативно исправлять допущенные ошибки или запрашивать дополнительные сведения.
Главное преимущество этих технологий в том, что отправка документов на таможенный пост осуществляется прямо с рабочего места декларанта, а значит, не требуется тратить время и средства на поездки в таможню. Все изменения и дополнения вносятся в декларацию в процессе обмена электронными сообщениями с таможенным инспектором.
В среднем время таможенного оформления до выпуска товара, составило 30 минут, т. е., как минимум, на порядок меньше среднего времени при оформлении с использованием бумажного вида ГТД.
Процедура подачи электронной декларации
Декларант при помощи специализированной программу отправляет на таможенный пост основной пакет электронных документов в формате XML, содержащий декларацию на товары (ДТ), декларацию таможенной стоимости (ДТС) и опись документов.
Инспектор таможни проверяет декларацию. При отсутствии критических ошибок декларация регистрируется в системе таможни (декларации присваивается номер). При необходимости внесения исправлений в декларацию, инспектор направляет декларанту уведомление о необходимости внесения изменений с перечнем ошибок. После исправления ошибок, пакет электронных документов отсылается повторно.
В процессе электронного оформления инспектор таможни и декларант взаимодействуют по следующим основным вопросам:
Инспектор отправляет запросы на интересующие его документы, указанные в Описи. Документы для предоставления по требованию таможни создаются в электронном виде и предоставляются также в формате XML.
Если получен запрос на корректировку таможенной стоимости (КТС), декларант выполняет корректировку и снова высылает дополненный пакет документов.
В случае необходимости таможенного досмотра товара инспектор отправляет декларанту соответствующее уведомление. В свою очередь декларант направляет обязательное подтверждение о получении уведомления о необходимости досмотра. По завершении досмотра декларанту высылается электронная копия акта досмотра.
Статус «Выпуск разрешен», означающий выпуск товара в свободное обращение, присваивается декларации после успешного завершения проверки декларации и выполнения всех таможенных формальностей. На этом процедура электронного декларирования завершается.