Характеристики, области применения.
1. Теплоой двигатель – это машина, в которой тепловая энергия, выделяемая при сжигании топлива, преобразуется в механическую.
Двигатель внутреннего сгорания (ДВС) – тепловой двигатель, в котором химическая энергия топлива, сгорающего внутри рабочей полости двигателя, преобразуется в механическую работу. В ДВС теплогенератор и тепловой двигатель объединены в одном устройстве – цилиндр двигателя. По роду топлива ДВС разделяются на газовые и двигатели жидкого топлива.
На автомобильные ДВС приходится около 25% общего количества потребляемой энергии и около 60% общего количества всех видов загрязнений воздуха. Отработавшие газы автомобилей содержат углекислый газ, воду и другие вещества. Максимальный теоретический КПД бензиновых ДВС составляет около 58%, дизелей – 64%. КПД реальных ДВС вдвое меньше. Коэффициент полезного действия – это отношение количества тепла, превращенного в работу, к количеству подведенного тепла. Технические особенности двигателей внутреннего сгорания – малый удельный вес, небольшие габариты, высокая экономичность – обусловили особенно широкое их распространение в качестве транспортных, например, в автомобилях, мотоциклах, тракторах, на водном транспорте, в военной технике (танки), в сельском хозяйстве (комбайны), в строительстве (экскаваторы, грузоподъемные машины).
2. Двигатели внешнего сгорания. В этих двигателях топливо сгорает вне цилиндра. Горение происходит непрерывно. Вибрация и шум практически отсутствуют. Вредные выбросы продуктов сгорания незначительны. Недостаток – недолговечность теплонапряженной стенки цилиндра вследствие отсутствия соответствующих конструкционных материалов.
3. Газотурбинные установки. Воздух сжимается в компрессоре, смешивается с топливом, и смесь воспламеняется. Отработавшие газы проходят через турбину. Движение осуществляется за счет разности количества движения воздуха на входе в компрессор и выходе из турбины двигателя. Применяются в многотоннажных грузовых автомобилях, мощных тягачах, многоместных автобусах, спортивных машинах.
4. Холодильные машины– в них некоторое количество теплоты отбирается от холодного источника, а её большее количество отдается горячему приёмнику. Разность этих количеств теплоты представляет собой работу, совершаемую внешними силами над рабочим телом (хладагентом). Работа холодильной машины связана с изменением агрегативного состояния хладагента: плавлением твердого вещества либо испарением жидкости вблизи холодного источника и обратным процессом вблизи горячего приёмника.
5. Термоэлектрические генераторы – состоят из замкнутой электрической цепи из двух разных металлов или полупроводников. При нагреве одного из них возникает электродвижущая сила и появляется электрический ток. КПД такой установки 10-12%.
6. Магнитогидродинамические генераторы (МГД-генераторы). Их действие основано на явлении электромагнитной индукции при движении ионизированного рабочего тела (газ, плазма) в магнитном поле. КПД преобразования энергии составляет несколько процентов.
7. Электрохимические генераторы – устройства, преобразующие химическую энергию непосредственно в электрическую. Первые электрохимические генераторы назывались гальваническими элементами.
8. Топливные элементы – в них электрический ток генерируется за счет регулируемого «электрохимического сжигания» топлива. Реакция происходит в системе топливо – электролит – окислитель. Топливный элемент – это электрохимический элемент, отличающийся тем, что активные вещества подаются извне, а материал электродов в электрохимических превращениях не расходуется. Достоинство - высокий КПД – около 60 %, отсутствие подвижных частей, бесшумность, отсутствие выделения теплоты с отработанными продуктами, способность работать при комнатных температурах.
Недостатки: ограниченный срок службы, относительно высокая стоимость газообразного топлива и получаемой электроэнергии.
23.Основные понятия стандартизации. Стандарты
1798г. начало эры взаимозаменяемости.
Стандартизация — это деятельность, направленная на разработку и установление требований, норм, правил и характеристик обеспечивающая право потребителя на приобретение товаров надлежащего качества за приемлемую цену, а также право на безопасность и комфортность труда
Цель стандартизации:достижение оптимальной степени упорядоченности в той или иной области, по средствам широкого и многократного использования установленных положений, требований и норм для решения реально-существующих планируемых или потенциальных задач.
Метрология – по средствам изменения и контроля гарантирует соответствие св-в продукции стандартам и ТУ.
Сертификация продукта с помощью, которой независимая аудиторская организация удостоверяющая, что продукция соответствует стандартам ТУ.
Стандарт - это нормативно - технический документ по стандартизации, устанавливающих комплекс норм, правил, требований к объекту стандартизации и утвержденный компетентными органами (Гос. стандарт)
Стандарт по ISO – нормативный документ разработанный на основе соглашения, утвержденного, признанным органом и направленный на достижение упорядочения в определенной области.
По уровням стандартиз. распределяются следующим образом:
1. международные стандарты ( ISO, МЭК)
2. стандарты РФ (ГОСТ)
3. региональные стандарты
4. общероссийские стандарты
5. стандарты отраслей
6. стандарты предприятий
7. стандарты научно-технических, инженерных обществ и др. общественных объединений
Стандарт является результатом конкретной работы и может быть представлен:
1. в виде документа содержащего ряд требований и норм (стандарт по специальности)
2. в виде основной - единицы или физической константы
3. в виде какого - либо предмета для физического сравнения (метр, кг)
объектами стандартизации является конкретная продукция, а также нормы, правила, требования, методы, термины, обозначения и т.п. имеющие перспективу многократного применения в науке, технике, промышленности, с\х, строительстве, транспорте здравоохранении и Т.д., а также в международном сотрудничестве.
Унификация - разновидность стандартизации связанная сокращением разнообразия элементов без сокращения разнообразия систем в которых они применяются (конструктор.из одних деталей другие)
Симплификация - это работа по рациональному ограничению числа используемых марок, типов, видов, материалов, процессов которая завершается выпуском стандарта.
Типизация- разновидность стандартизации заключающаяся в разработке и установлении типовых, конструктивных или технологических решений для ряда изделий, составных частей, процессов имеющих общие конструктивные или технологические характеристики.
Категории, виды и системы стандартов.
государственные стандарты – ГОСТ- национальный стандарт, утвержденный Гос комитетом РФ по стандартизации, метрологии и сертификации
отраслевые стандарты – ОСТ- стандарт, утвержденный Министерством (ведомством) РФ
стандарты предприятий - СТП.- стандарт, утвержденный только предприятием и применяемый только на этом предприятии.
Системы стандарта:
1. ГСС - ГОС.система стандартизации ГОСТ 1.
2. ЕСКД - единая система конструкторской документации ГОСТ 2.
3. ЕСТ Д - единая система технологической документации ГОСТ 3.
4. ЕСТПП - единая система технологической подготовки производства ГОСТ 14.
5. ССБТ - система безопасности труда ГОСТ 12.
Принципы разработки стандартов:
1. научно - исследовательский принцип (для успешной разработки стандартов необходимо теоретич., эксперемент., ОКР)
2. прогрессивности (исполняется за счет жестких сроков пересмотра (5 и 10 лет)
3. принцип взаимоувязки всех категорий
4. принцип предпочтительности заключается в установлении предпочтительных рядов (параметрических иразмерных) .
5. принцип функциональной взаимозаменяемости
6. принцип обеспечивания патентной чистоты стандартов.
24 Отклонения, допуски, посадки, квалитеты.
Отклонения - это алгебраическая разность между размером (действительный, предельный и т.п.) и соответствующим номинальным размером. В зависимости от расположения относительно нулевой линии соответствующей номиналу, отклонения могут быть положительными и отрицательными. Поэтому их указывают со знаками в отличии от допуска который может быть только положительным.
Отклонение | Отверстие | Вал |
верхнее | ES | es |
нижнее | EI | ei |
Предельные отклонения:
- верхнее - это алгебраическая разность между наибольшим предельным и номинальным размером.
- нижнее - алгебраическая разность между наименьшим предельным и номинальным размерами.
Поле допуска отличается от допуска тем, что оно определяет не только величину, но и расположение этого допуска относительно номинального размера (или нулевой линии)
Основное отклонение: это отклонение верхнее или нижнее используемое для определения положения поле допуска относительно нулевой линии.
В стандарте за основное отклонение принимается отклонение ближайшее к нулевой линии.
Допуск - это разность между наибольшим и наименьшим предельными размерами или абсолютная величина алгебраической разности между верхним и нижним допускаемыми отклонениями. Допуск характеризует точность параметра, чем меньше допуск , тем выше требования по точности параметров.
Характер соединения деталей называется посадкой. Номинальный размер посадки - это номинальный размер общий для отверстия и вала составляющих соединения. Посадка характеризует свободу относительного перемещения соединяемых деталей или степень сопротивления их взаимному смещению. В зависимости от взаимного расположения полей допусков отверстия и вала посадки могут быть:
1. с зазором (S) (подвижное соединение)-положительная разница действительных размеров отверстия и вала для соединения с зазором поле допуска отверстия всегда выше поля допуска вала.
2.посадки с натягом (неподвижное соединение)- положительная разность размеров вала и отверстия до сборки, если размер вала больше размера отверстия. Для соединения с натягом поле допуска вала выше поля допуска отверстия.
3. переходная посадка (возможно получение как зазора так и натяга)
Квалитет(степень точности) - это ступени градации (деления) значений допусков системы характеризующие точность изготовления. Чем больше номер квалитета, тем грубее требования к изготовлению и тем больше величина допуска для гладких соединений установлено стандартом 19 квалитетов: 0,1; о; 1; 2; 3;...; 17."
25 Характеристика договора перевозки груза
Договор перевозки относится к группе договоров по оказанию услуг, он направлен на перемещение грузов и пассажиров из одного пункта в другой. Регулирование отношений в сфере перевозок осуществляется ГК РФ (гл. 40), а также транспортными уставами и кодексами. Кроме того, отношения перевозки регулируются иными федеральными законами и подзаконными нормативными актами -правилами, утвержденными постановлениями Правительства РФ, приказами соответствующих министерств и ведомств.
Договор перевозки груза - это соглашение, в силу которого перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату (п. 1 ст. 785 ГК РФ). Договор перевозки является возмездным, взаимным и реальным.
Договор перевозки груза может быть заключен с условием предоставления для перевозки груза всего транспортного средства или части его (договор фрахтования). Договор фрахтования (чартер) - это соглашение, в силу которого одна сторона (фрахтовщик) обязуется предоставить другой стороне (фрахтователю) за плату всю или часть вместимости одного или нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов для перевозки грузов, пассажиров и багажа (ст. 787 ГК РФ). Этот договор является консенсуальным. Он используется на морском, внутреннем водном, воздушном транспорте. Сторонами договора грузовой перевозки являются перевозчик и грузоотправитель. Перевозчиком может быть юридическое лицо, а в некоторых случаях и физическое лицо -ип, обладающие лицензией на те виды перевозки, которые ими осуществляются. В качестве грузоотправителей обычно выступают предприниматели, которые заключают договор перевозки во исполнение своего обязательства перед контрагентом по другому договору (например, для обеспечения доставки товаров покупателю).
26. Права, обязанности сторон по договору транспортно-экспедиционной деятельности, условия договора
Обязанности сторон по договорутранспортно - экспедиционной деятельности, условия договора.
Настоящим Федеральным законом определяется порядок осуществления транспортно-экспедиционной деятельности - порядок оказания услуг по организации перевозок грузов любыми видами транспорта И оформлению перевозочных документов, документов для таможенных целей и других документов, необходимых для осуществления перевозок грузов (далее - экспедиционные услуги).
Условия договора транспортной экспедиции, не предусмотренные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, принятыми в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, определяются сторонами договора транспортной экспедиции (экспедитором и клиентом).
Клиент имеет право (п.б.ст.З Закона):
1) выбирать маршрут следования груза и вид транспорта;
2) требовать информацию о процессе перевозки груза (если такое условие есть в договоре);
3) давать указания экспедитору (в рамках договора).
Клиент обязан (ст. 5 Закона):
1) дать полную, точную и достоверную информацию о свойствах груза и условияхегоперевозки (вес,габариты,условияхранения,перевозки,особые свойства и т.д.);
2) выплатить экспедитору вознаграждение;
3) возместить экспедитору расходы, понесенные в интересах клиента.
Экспедитор вправе (ст. 3 Закона):
1. отступать отусловий договоравинтересахиссогласияклиента.
2. Исключение сделано для случаев, когда по объективным причинам экспедитор не смог заручиться согласием клиента, либо указания клиента были неточными и неполными. Тогда экспедитор вправе самостоятельно принимать решения, выгодные для клиента;
3. исходя из - интересов клиента, выбирать или изменять вид транспорта (если это не противоречит договору), маршрут и последовательность перевозки различными видами транспорта;
4. удерживать груз до тех пор, пока клиент не выплатит ему вознаграждение н, не возместит расходы (понесенные в интересах клиента);
5. не приступать к исполнению договора до тех пор, пока клиент не предоставить все необходимые документы и информацию; проверять достоверность этих документов (информации).
Страховать груз от имени клиента экспедитор вправе только в том случае, если это предусмотренодоговором (п.5 ст. 4 Закона).
Экспедитор обязан (ст. 4 Закона):
1. оказать услуги в соответствии с условиями договора;
2. при первой возможности уведомить клиента об отступлениях от условий договора;
3. при приеме груза выдать клиенту экспедиторский документ;
4. предоставить для ознакомления оригиналы договоров, заключенных от имени клиента;
5. запросить у клиента сведения, необходимые для исполнения договора, если они не были предоставлены в полном объеме (п.4 ст.З Закона);
6. предоставить клиенту информацию, предусмотренную законодательством о защите прав потребителей (при оказании услуг для личных нужд).
7. За неисполнение своих обязательств и экспедитор, и клиент несут взаимную ответственность.