Уход за насаждениями, их усиление, рубки ухода
Качество снегозащитных и декоративных насаждений в значительной мере зависит от своевременности и тщательности ухода за ними. Основной уход за снегозащитными насаждениями до смыкания крон заключается в обработке почвы, ее разрыхлении и борьбе с сорняками. Обработку почвы ведут по мере ее уплотнения и массового появления сорной растительности. В первый год производится не менее четырех-пяти обработок за лето, во второй - трех-четырех, в третий - двух-трех и в последующие - одной - двух до смыкания крон деревьев. В междурядьях уход за почвой выполняют с помощью тракторных культиваторов, лущильников и борон. После смыкания крон деревьев и прекращения культивации ежегодно осенью делают опашку закраек, чтобы предохранить лесные полосы от сорняков, предотвратить пожары и не допустить распространения поверхностных корней и корневых отпрысков на прилегающие поля.Помимо создания новых, эффективно работающих насаждений, перед дорожной службой стоит задача повысить эффективность действия старых насаждений, которые или недостаточно хорошо защищают дорогу или даже способствуют образованию на ней снежных заносов. Неудовлетворительная работа насаждений вызывается недостаточной снегозадерживающей способностью. Снегозадерживающую способность можно повысить, увеличив густоту (плотность) насаждений. Снегосборность насаждений можно довести до требуемой, при которой она будет соответствовать объему снегоприноса, увеличением ширины полосы путем добавления дополнительных рядов к ней, устройством дополнительных лесных полос с полевой стороны от существующей полосы. Предотвратить выход на дорогу снежного шлейфа, образующегося с подветренной стороны насаждений, можно в том случае, если крайний ряд насаждений с полевой стороны будет удален от дороги на достаточное расстояние.
Благоустройство дорог
Благоустройство и оборудование автомобильных дорог следует рассматривать как одно из средств обеспечения безопасности движения. Вследствие изменения по протяжению дороги условий движения транспортных потоков, мероприятия по оборудованию дорог необходимо увязывать с потребностью в обеспечении безопасности или регулирования движения на отдельных участках.Благоустройство дорог для обслуживания в пути пассажиров, водителей и автомобилей повышает эффективность использования автомобильного транспорта и, обеспечивая своевременное снижение утомления водителей путем создания условий для отдыха в пути, повышает безопасность движения.
Выбор технических средств обеспечения безопасности движения определяется необходимостью:
- предоставить водителю необходимую в процессе движения информацию;
- обеспечить безопасность движения на опасных участках дороги в сложной дорожно-транспортной обстановке;
- обеспечить отдых для водителей и пассажиров в пути с целью снижения их утомления.
Большая (по сравнению с шириной) длина дороги делает невозможным одновременное зрительное восприятие всей дороги. Необходима разбивка протяжения дороги в целях проектирования ее благоустройства на отдельные, более короткие участки, имеющие в известной степени самостоятельное значение; такие участки принято называть архитектурными бассейнами.
Протяжение архитектурного бассейна соответствует движению с расчетной скоростью в течение 3 - 5 мин. и составляет:
- для дорог I технической категории - 12 - 16 км;
- для дорог II и III категории - 8 - 10 км;
- для дорог IV и V категории - 6 - 8 км.
Проектирование мероприятий по озеленению автомобильных дорог может преследовать следующие цели:
а) технические: укрепление склонов и откосов, укрепление оврагов, оползней, дренирование почвы;
б) обеспечение безопасности движения и зрительное ориентирование (создание на дороге направляющих ориентиров, особенно за пределами непосредственной видимости покрытия; предупреждение о местах, требующих повышения внимания водителя; защита от бокового ветра; защита от ослепления светом фар встречных автомобилей; частичная замена или усиление ограждающих устройств);
в) санитарно-гигиенические (улучшение микроклимата площадок и комплексов в придорожной полосе; защита от шума, пыли и вредных газов в местах отдыха у дороги);
г) архитектурно-ландшафтные и эстетические (создание однородного фона в местах с пестрым, неорганизованным ландшафтом, подчеркивание красивых ландшафтов, декорирование некрасивых мест, членение территорий для облегчения их восприятия и связывания дороги с ландшафтом местности).