Влияние природных факторов на состояние дорог.
Природные факторы и их особенности. К природным условиям, влияющим на характер службы дорожных сооружений, относят рельеф местности, почвен-
но-грунтовые, гидрогеологические и климатические условия.
По рельефу местности, который разделяют на равнинный, холмистый, горный и высокогорный, определяют преобладающий тип земляного полотна дороги (высоту насыпей, протяжение участков с выемками и предельную их глубину, косогорность и т.д.), а также вид водоотводных устройств.
Почвенно-грунтовые условия различают в зависимости от характера наслоения грунтовой толщи, вида и свойств грунтов. Гидрогеологические условия влияют на выбор отметок земляного полотна по отношению к уровню грунтовых вод. По ним судят о возможных оползнях полотна, обвалах, размерах возможных пучиви т. д.
Климатические условия характеризуют уровень осад
ков, влажность воздуха, суточные и годичные измене
ния температуры, направление и силу ветров, продол
жительность и высоту снегового покрова и многое дру
гое.
Данные факторы формируют Водно-тепловой режим ЗП – закономерные сезонные изменения температуры и влажности в ЗП и слоях одежд. ВТР зависит от источника увлажнения (атм. Осадки, поверхн.Вода со стороны откоса, капиллярная вода, паровая вода)
К основным положениям теории тепловлагообмена относят:
1. Воздухопроницаемость грунтов и слоев ДО создают условия для воздухо и парообмена.
2. В ненасыщенных грунтах влага содержится в двухфазном состоянии: водяной пар и жидкая фаза.
3. В мерзлых грунтах дополнительно возник. твердая фаза- лед, количество кот. пропорционально температуре.
Морозное пучение-деформации и разрушения дорожной одежды в виде бугров и сетки трещин.
Факторы пучинообразования:
1. Интенсивное влагонакопление
2. Наличие пучинистых грунтов
3. Медленное промерзание не более 2 см в сутки
4. Промерзание на глубину ДО не менее чем 0.5 +hДО
Расчетные состояния поверхности дорог-наиболее характерные для каждого периода года, формируемое под воздействием метеофакторов, уровня содержания, интенсивности и состава движения, а также соответствия нормативным требованиям параметры дороги.
Весенне-осенний период:
1) Все покрытие мокрое, чистое
2)Покрытие мокрое, чистое а прикромочные полосы загрязнены
3) Все покрытие мокрое, грязное
Зимний период:
1)Слой рыхлого снега на ПЧ и обочинах, слой снега только между проходами снегоочистителя
2)ПЧ чистая, усплотнен. снег на прикромочных полосах, а рыхлый на обочинах
3)Накат на ПЧ, а рыхлый на обочинах
4)На покрытии зимняя скользкость
5) Поверхность влажная, имеется рыхлый мокрый снег.
Представим, что на местности, с указанными на рис. 11, а природными условиями, будет проложена дорога в насыпи (рис. И, б) и в выемке (рис. 11, в).Сооруженное земляное полотно будет находиться в иных природных условиях, чем те, которые по данным изысканий считались благоприятными. При возведении насыпи из боковых резервов она окажется сложенной из грунтов в обратном порядке, чем они были на местности. В выемке дорожная одежда может быть расположена на грунте, залегающем глубоко, и к нему нельзя применять
Рис. 11. Пример изменения природных условий при проложении
дороги:
а — схема местности до строительства дороги; б — дорога с земляным полотном из придорожных резервов в насыпи; в — то же, в выемке; 1 — уровень снежного покрова; 2 — растительный (почвенный) слой; 3 — супесчаный грунт; 4 — суглинистый грунт; 5 — глинистый грунт; 6 — уровень грунтовых вод; 7 — переувлажнение грунта; 8 — глубина промерзания #пр;Я н —высота насыпи; Лс.„ — высота снежного покрова; 9 — направление зимних ветров; 10 — I — уклон местности
Для правильного же содержания и ремонта дорог необходимо, чтобы дорожные организации, на которые возложены эти работы непрерывно вели наблюдения
за изменениями местных природных условий. К этим данным по каждому характерному участку дороги относят сведения дорожных метеостанций о видах и влажности грунтов земляного полотна, глубине его промерзания, сроках оттаивания, уровне ледохода и паводка под мостами и у труб, величине снегопереноса. Следует выделять участки, которые могут быть затоплены паводковыми водами, а также те, где образуются обвалы и оползни, пучины и снегозаносы. На основании этих данных и намечают работы по улучшению дороги и устранению возможных аварийных мест. На каждом участке дороги надо систематически изучать характер водно-теплового режима земляного полотна и дорожной одежды, являющихся основными элементами автомобильной дороги.