Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения модуля
МИНИCTEPCTBO ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«ИНСТИТУТ СЕРВИСА, ТУРИЗМА И ДИЗАЙНА»
(филиал) СКФУ в г. Пятигорске
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
Для выполнения контрольной работы по дисциплине «Экономика предприятия» для студентов заочной формы обучения специальности 43.03.01 «Сервис» Профиль подготовки: Сервис транспортных средств
Составитель:
к.с.н., доцент каф. ТСП
Бондпренков Д.О.
Пятигорск – 2015
Содержание
С.
Предисловие | ||
Учебно-тематический план | ||
Планы практических занятий | ||
Вопросы к экзамену | ||
Рекомендуемая литература |
ПРЕДИСЛОВИЕ
Целями освоения учебной дисциплины (модуля) сформировать у студентов знания и навыки по управлению различными видами закупочной деятельности, обеспечивающие компаниям более высокую рентабельность
Задачами курса являются:
Датьстудентам необходимые знания, умения и навыки, в том числе:
Теоретические основы экономического функционирования транспортных систем;
Экономические характеристики транспорта как предприятия экономики и показатели, оценивающие его деятельность;
Экономические процессы, определяющие направления развития транспорта, целесообразность использования того или иного его вида, эффективность функционирования транспортных комплексов.
Навыки самостоятельного, творческого использования теоретических знаний в экономической деятельности предприятия
Дисциплина относится к циклу Б3.Б4. Для освоения дисциплины необходимы знания, полученные при изучении следующих дисциплин:
- Математика;
- Прикладная математика
- Информатика;
- Экономика;
- Философия;
- Менеджмент;
- Маркетинг;
- Основы логистики;
- Транспортные и погрузо-разгрузочные средства;
- Организационно-производственные структуры на транспорте;
- Технология транспортных процессов и систем;
- Моделирование транспортных процессов;
- Общий курс транспорта;
- Транспортная логистика.
В дисциплине «Экономика предприятия» определяются теоретические основы и практические навыки, при освоении которых студент способен приступить к изучению следующих дисциплин в соответствии с учебным планом: Документооборот; Предпринимательское право; Основы бухгалтерского учёта; Управление персоналом; Управление социально-техническими сетями; Финансы, денежное обращение и кредит.
В результате изучения дисциплины бакалавр должен обладать следующими профессиональными компетенциями:
готов к разработке и внедрению технологических процессов, использованию технической документации, распорядительных актов предприятия.
способен осуществлять экспертизу технической документации, надзор и контроль состояния и эксплуатации подвижного состава, объектов транспортной инфраструктуры, выявлять резервы, устанавливать причины неисправностей и недостатков в работе, принимать меры по их устранению и повышению эффективности использования.
готов к поиску путей повышения качества транспортно-логистического обслуживания грузовладельцев, развития инфраструктуры товарного рынка и каналов распределения.
способен выявлять приоритеты решения транспортных задач с учетом показателей экономической эффективности и экологической безопасности.
способен к расчету транспортных мощностей предприятий и загрузки подвижного состава;
способен к расчету и анализу показателей качества пассажирских и грузовых перевозок, исходя из организации и технологии перевозок, требований обеспечения безопасности перевозочного процесса.
способен: изучать и анализировать информацию, технические данные, показатели и результаты работы транспортных систем; использовать возможности современных информационно-компьютерных технологий при управлении перевозками в реальном режиме времени.
готов к проведению технико-экономического анализа, поиску путей сокращения цикла выполнения работ.
способен к работе в составе коллектива исполнителей по оценке производственных и непроизводственных затрат на обеспечение безопасности движения ;
способен к оценке затрат и результатов деятельности транспортной организации.
ПЛАНЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
Примерная тематика рефератов
1. экономика транспорта и ее особенности;
2. элементы экономической теории транспорта;
3. основные производственные фазы и оборотные средства на транспорте;
Примерная тематика рефератов
1. труд и заработная плата на транспорте;
2. издержки и себестоимость;
3. особенности ценообразования,
Примерная тематика рефератов
1. цены и тарифы на транспорте;
2. экономические показатели региона и их связь с потребностями в транспортном обслуживании;
Примерная тематика рефератов
1. внешние транспортные связи региона;
2. внутрирегиональные транспортные связи;
3. прогнозирование экономического развития региона;
4. методы оценки внутреннего и внешнего грузооборота региона по структуре перевозимых грузов, их объему, средним расстояниям перевозок;
Тема 5. Коммерческая деятельность предприятий; финансовая система, предприятия и банки; бизнес-план; экономическая эффективность инвестиций
Вопросы для обсуждения на практических занятиях:
5.1. Понятие инновации. Классификация инноваций.
5.2. Инновационная деятельность предприятий.
5.3. Понятие инвестиций и их значение в деятельности предприятия
Термины и понятия:
Инновация – это усовершенствование деятельности субъекта хозяйствования, приносящее положительный результат. Инновация представляет собой использование научных достижений с целью получения экономического, социального или экологического эффекта.
Классификация инноваций.
Вопросы для формирования и контроля владения компетенциями:
1. Назовите основные признаки рынка транспортных услуг.
2. Какие подсистемы взаимодействуют в структуре рынка транспортных услуг?
3. Какие этапы структурного анализа применяют для исследования рынка транспортных услуг?
4. Дайте понятия анализа, планирования и прогнозирования.
5. Какие виды планирования существуют в транспортных предприятиях?
6. Назовите методы анализа, планирования и прогнозирования.
7. В чём суть и особенности сегментации рынка транспортных услуг потребительского и производственного назначения?
8. Назовите шесть основных функций конкуренции.
9. Что такое совершенная и несовершенная рыночная конкуренция?
10. Назовите особенности конкуренции на автомобильном транспорте.
Примерная тематика рефератов
1. экономическая оценка существующих перевозок грузов;
2. прогнозирование ожидаемого развития транспортных связей региона на основе анализа ожидаемого развития экономики регионов;
3. укрупненные расчеты потребностей провозных возможностей и оценка направлений их развития;
4. влияние ожидаемого развития экономики на развитие интенсивных видов производственной деятельности и экономику региона в целом;
Примерная тематика рефератов
1. прогнозирование взаимодействия транспортных систем;
2. методы проектирования и реализации технологического процесса взаимодействия различных транспортных систем, комплексного их использования;
3. методы системного управления общетранспортным процессом и решение вопросов взаимодействия в транспортных узлах;
4. понятие о надежности транспортного процесса
ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ
1. Предприятие как хозяйственный субъект, виды предприятий
2. Предприятие: определение и сущность.
3. Виды предприятия и их развитие в условиях рынка.
4. Классификация предприятия по видам экономической деятельности.
5. Жизненный цикл предприятия.
6. Концентрация, специализация и кооперирование.
7. Материальная база, основные и оборотные средства
8. Сущность основных фондов, их состав и структура.
9. Учет и оценка основных фондов. Амортизация основных фондов.
10. Использование основных фондов.
11. Понятие и структура. Состав оборотных средств. Нормирование оборотных средств
12. Кадры предприятия, оплата труда
13. Понятие трудовых ресурсов.
14. Состав и структура кадров предприятия
15. Производительность труда как показатель эффективности использования трудовых ресурсов.
16. Основные пути повышения производительности трудовых ресурсов
17. Система оплаты труда работников в современных условиях.
18. Виды оплаты труда.
19. Организация оплаты труда
20. Себестоимость и цена продукции, прибыль и рентабельность
21. Издержки производства и себестоимость продукции. классификация затрат.
22. Группировка затрат по статьям калькуляции. Снижение себестоимости.
23. Формирование, планирование и распределение прибыли предприятия.
24. Факторы, влияющие на величину прибыли.
25. Коммерческая деятельность предприятий;
26. Понятие инновации. Классификация инноваций.
27. Инновационная деятельность предприятий.
28. Понятие инвестиций и их значение в деятельности предприятия
29. Технико-экономический анализ инженерных решений, функционально-стоимостной анализ изделий.
30. Теоретическая основа комплексной оценки хозяйственной деятельности.
31. Интенсификация и эффективность использования производственных и финансовых ресурсов.
32. Методы комплексной оценки эффективности хозяйственной деятельности.
33. Экономика транспорта и ее особенности;
34. Элементы экономической теории транспорта;
35. Основные производственные фазы и оборотные средства на транспорте;
36. Труд и заработная плата на транспорте;
37. Издержки и себестоимость;
38. Особенности ценообразования,
39. Цены и тарифы на транспорте;
40. Экономические показатели региона и их связь с потребностями в транспортном обслуживании;
41. Внешние транспортные связи региона;
42. Внутрирегиональные транспортные связи;
43. Прогнозирование экономического развития региона;
44. Методы оценки внутреннего и внешнего грузооборота региона по структуре перевозимых грузов, их объему, средним расстояниям перевозок;
45. Экономическая оценка существующих перевозок грузов;
46. Прогнозирование ожидаемого развития транспортных связей региона на основе анализа ожидаемого развития экономики регионов;
47. Укрупненные расчеты потребностей провозных возможностей и оценка направлений их развития;
48. Влияние ожидаемого развития экономики на развитие интенсивных видов производственной деятельности и экономику региона в целом;
49. Прогнозирование взаимодействия транспортных систем;
50. Методы проектирования и реализации технологического процесса взаимодействия различных транспортных систем, комплексного их использования;
5. Рекомендуемая литература
а) основная литература
1. Туревский, И. С. Экономика предприятия. Автомобильный транспорт : учебник / И.С. Туревский. - М. : ИНФРА-М, 2013. - 288 с. : ил. - (Профессиональное образование). - На учебнике гриф: Доп.МО. - Библиогр.: с. 280-281. - ISBN 978-5-8199-0303-2
2. Экономика пассажирского транспорта : [учеб. пособие] / В.А. Персианов, Е.А. Макарова, А.И. Забоев и др. ; под.ред. В.А. Персианова. - 2-е изд., стер. - М. : КНОРУС, 2014. - 392 с. - (Бакалавриат). - На учебнике гриф: Доп.УМО. - Библиогр.: с. 388-390. - ISBN 978-5-406-03233
б) дополнительная литература: |
1. Жиделева, В.В. Экономика предприятия: учебное пособие/ В. В. Жиделева, Ю. Н. Каптейн- М.: ИНФРА-М, 2009.
2. Самарина, В.П. Экономика организации: учеб. пособие/ В. П. Самарина, Г. В. Черезов, Э. А. Карпов- М.: КноРус, 2010.
3. Грибов, В.Д. Экономика организации (предприятия): учебное пособие/ В. Д. Грибов, В. П. Грузинов, В. А. Кузьменко- М.: КноРус, 2011.
Методические указания
по дисциплине «Экономика предприятия»
для бакалавров
190600.62 Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов
Редактор
__________________________________________________________________
Подписано в печать __________
Формат 60х84 1/16 Усл.п.л.__. Усл. Изд.л.__
Бумага офсетная. Тираж 100. Заказ №
Типография Северо-Кавказского федерального университета
__________________________________________________________________
МИНИCTEPCTBO ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«ИНСТИТУТ СЕРВИСА, ТУРИЗМА И ДИЗАЙНА»
(филиал) СКФУ в г. Пятигорске
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
Для выполнения контрольной работы по дисциплине «Экономика предприятия» для студентов заочной формы обучения специальности 43.03.01 «Сервис» Профиль подготовки: Сервис транспортных средств
Составитель:
к.с.н., доцент каф. ТСП
Бондпренков Д.О.
Пятигорск – 2015
Содержание
С.
Предисловие | ||
Учебно-тематический план | ||
Планы практических занятий | ||
Вопросы к экзамену | ||
Рекомендуемая литература |
ПРЕДИСЛОВИЕ
Целями освоения учебной дисциплины (модуля) сформировать у студентов знания и навыки по управлению различными видами закупочной деятельности, обеспечивающие компаниям более высокую рентабельность
Задачами курса являются:
Датьстудентам необходимые знания, умения и навыки, в том числе:
Теоретические основы экономического функционирования транспортных систем;
Экономические характеристики транспорта как предприятия экономики и показатели, оценивающие его деятельность;
Экономические процессы, определяющие направления развития транспорта, целесообразность использования того или иного его вида, эффективность функционирования транспортных комплексов.
Навыки самостоятельного, творческого использования теоретических знаний в экономической деятельности предприятия
Дисциплина относится к циклу Б3.Б4. Для освоения дисциплины необходимы знания, полученные при изучении следующих дисциплин:
- Математика;
- Прикладная математика
- Информатика;
- Экономика;
- Философия;
- Менеджмент;
- Маркетинг;
- Основы логистики;
- Транспортные и погрузо-разгрузочные средства;
- Организационно-производственные структуры на транспорте;
- Технология транспортных процессов и систем;
- Моделирование транспортных процессов;
- Общий курс транспорта;
- Транспортная логистика.
В дисциплине «Экономика предприятия» определяются теоретические основы и практические навыки, при освоении которых студент способен приступить к изучению следующих дисциплин в соответствии с учебным планом: Документооборот; Предпринимательское право; Основы бухгалтерского учёта; Управление персоналом; Управление социально-техническими сетями; Финансы, денежное обращение и кредит.
В результате изучения дисциплины бакалавр должен обладать следующими профессиональными компетенциями:
готов к разработке и внедрению технологических процессов, использованию технической документации, распорядительных актов предприятия.
способен осуществлять экспертизу технической документации, надзор и контроль состояния и эксплуатации подвижного состава, объектов транспортной инфраструктуры, выявлять резервы, устанавливать причины неисправностей и недостатков в работе, принимать меры по их устранению и повышению эффективности использования.
готов к поиску путей повышения качества транспортно-логистического обслуживания грузовладельцев, развития инфраструктуры товарного рынка и каналов распределения.
способен выявлять приоритеты решения транспортных задач с учетом показателей экономической эффективности и экологической безопасности.
способен к расчету транспортных мощностей предприятий и загрузки подвижного состава;
способен к расчету и анализу показателей качества пассажирских и грузовых перевозок, исходя из организации и технологии перевозок, требований обеспечения безопасности перевозочного процесса.
способен: изучать и анализировать информацию, технические данные, показатели и результаты работы транспортных систем; использовать возможности современных информационно-компьютерных технологий при управлении перевозками в реальном режиме времени.
готов к проведению технико-экономического анализа, поиску путей сокращения цикла выполнения работ.
способен к работе в составе коллектива исполнителей по оценке производственных и непроизводственных затрат на обеспечение безопасности движения ;
способен к оценке затрат и результатов деятельности транспортной организации.
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения модуля
№ п/п | Содержание компетенции | Шифр |
Студент должен обладать следующими общекультурными компетенциями: | ||
1. | Способен находить организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях и готов нести за них ответственность; | ОК-4 |
2. | Умеет использовать нормативно- правовые документы в своей деятельности; | ОК-5 |
3. | Использует основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач, способен анализировать социально-экономические проблемы и процессы; | ОК-9 |
4. | Умеет проводить технико-экономический анализ, комплексно обосновывать принимаемые и реализуемые решения, изыскивать возможности сокращения цикла выполняемых работ, содействие подготовке процесса их выполнения, обеспечению необходимыми техническими материалами, оборудованием; | ПК-4 |
5. | Умеет выполнять работы в области производственной деятельности, основам организации производства, труда и управления производством; | ПК-11 |
6. | Готов в составе коллектива исполнителей технико-экономического анализа к поиску путей сокращения цикла выполнения работ | ПК-27 |
В результате освоения модуля обучающийся должен:
ЗНАТЬ | · предмет, содержание, цель, задачи дисциплины, ее место в системе подготовки специалистов; · методы исследования рыночных ситуаций и рыночных отношений в предприятия; системы экономических взаимоотношений в предприятия · пути формировании и основные направления использования денежных накоплений предприятия; · принципы финансирования и кредитования капитальных вложений; системы финансирования и кредитования оборотных средств предприятия; · принципы и методы финансового планирования. · функции, структуру и особенности оперативного управления производственной деятельностью и технологическими процессами на предприятиях по техническому обслуживанию и ремонту транспорта. |
УМЕТЬ | · организовывать управленческую деятельность в коллективе; · проводить укрупненные расчеты затрат на производство и реализацию продукции; · выполнять экономические расчеты и обоснования; · проводить анализ и разрабатывать рекомендации по повышению эффективности функционирования предприятия. · рассчитывать календарную продолжительность ремонтного цикла составить календарный график ремонтов оборудования . |
ВЛАДЕТЬ | · экономической терминологией, лексикой и основными экономическими категориями; · методами учета и анализа финансовых результатов деятельности предприятия; · методами разработки производственных программ предприятий по техническому обслуживанию, ремонту и техническому сервису транспортных и технологических машин и оборудования в предприятия и финансового анализа их выполнения. |
Учебно-тематический план дисциплины
№ п/п | Раздел дисциплины | Семестр | Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость в часах (в зач. ед.) | Формы текущего контроля успеваемости Форма промежуточной аттестации | |||
Лекции | Практические занятия | Лабораторные работы | СРС | ||||
Тема 1. Предприятие как хозяйственный субъект, виды предприятий; предприятие в рыночной инфраструктуре, рынок товаров, услуг, средств производства, ценных бумаг | 4 (0,1) | 4 (0,1) | - | 10 (0,4) | Опрос | ||
Тема 2. Материальная база, основные и оборотные средства | 4 (0,1) | 4 (0,1) | - | 12(0,47) | Опрос | ||
Тема 3. Кадры предприятия, оплата труда | 2 (0,05) | 2 (0,05) | - | 12(0,47) | Опрос | ||
Тема 4. Себестоимость и цена продукции, прибыль и рентабельность | 4 (0,1) | 4 (0,1) | - | 12(0,47) | Опрос | ||
Тема 5. Коммерческая деятельность предприятий; финансовая система, предприятия и банки; бизнес-план; экономическая эффективность инвестиций | 4 (0,1) | 4 (0,1) | - | 12(0,47) | Опрос | ||
Тема 6. Технико-экономический анализ инженерных решений, функционально-стоимостной анализ изделий. | 1 (0,02) | 1 (0,02) | - | 12(0,47) | Опрос | ||
ИТОГО | 19 (0,5) | 19 (0,5) | 70 (2) | Экзамен |
ПЛАНЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ