Провести контрольный осмотр автомобиля ЗИЛ-131 перед выходом из парка

Осмотреть автомобиль снаружи (кабину, оперение, платфор­му, шасси, ходовую часть). Проверить, нет ли наружных поврежде­ний, при необходимости очистить от пыли и снега, протереть стек­ла кабины, приборы осве­щения и световой сигнализа­ции, номерные и опознава­тельные знаки.

1. Проверить действия замков кабины и бортов платформы.

При наличии прицепа проверить надежность сцеп­ки, крепление аварийных це­пей; убедиться в том, что разобщительные краны на автомобиле (рис. 4) и при­цепе открыты.

2. Проверить наличие, комплектность, надежность укладки и закрепления водительского и шанцевого инструмента (приложение 1).

3. Проверить крепление всех колес, а также состояние и креп­ление рулевых тяг. На автомобиле ЗИЛ-131 открыть шинные краны.

Проверить на слух, нет ли утечки воздуха из системы регули­рования давления в шинах.

На автомобиле ЗИЛ-130 проверить давление воздуха в шинах.

Нормальное давление вшинах передних колес 3,5 кГ1см2, зад­них колес и запасного колеса — 5 кГ/см2.

При применении шин типа Р давление должно быть для пе­редних колес 4,5 кГ/сж2, для задних и запасного колес — 6 кГ/см2.

4. Проверить количество бензина в баках и крепление пробок их горловин.

5. Проверить:

— уровень масла в картере двигателя (рис. 5);

— уровень охлаждающей жидкости в радиаторе; уровень дол­жен быть при заправке водой ниже верхнего края заливной гор­ловины на 40—50 мм, при заправке низкозамерзающей жидко­стью—на 80—90 мм-, при наличии расширительного бачка радиа­тор заполнять полностью, а бачок — до половины;

— натяжение привод­ных ремней (рис. 6) во­дяного насоса, вентиля­тора (генератора) насо­са гидроусилителя руле­вого механизма, компрес­сора.

6. Для автомобилей с лебедкой убедиться в том, что трос лебедки плот­но намотан на барабан, крюк троса надежно за­креплен, рычаг включения барабана стоит в положе­нии «Включено», а рычаг коробки отбора мощности стоит в нейтральном по­ложении и надежно за­креплен замком.

7. Проверить наличие осевого перемещения рулевого колеса и свободный ход педали сцепления. Осевое перемещение рулевого колеса недопустимо. Свободный ход педали должен быть в преде­лах 35—50 мм.

8. Проверить действие ручного тормоза. Полное затормажива­ние должно происходить при перемещении стопорной защелки на четыре — шесть зубьев сектора.

9. При эксплуатации автомобиля при низкой температуре ок­ружающего воздуха необходимо:

— подготовить средства разогрева двигателя перед его запу­ском;

— проверить крепление утеилительного капота;

— установить аккумуляторные батареи, плотно закрепить за­жимы проводов на клеммах и смазать их тонким слоем солидола;

— провернуть пусковой рукояткой коленчатый вал двигателя и убедиться, что приводы водяного насоса, генератора, компрессора, насоса гидроусилителя рулевого управления действуют исправно.

10. На автомобиле ЗИЛ-131 включить включатель массы-ак­кумуляторной батареи.

11. Запустить двигатель и прогреть его, не превышая среднего числа оборотов, до температуры охлаждающей жидкости не ниже 60° С. Для ускорения прогрева двигателя необходимо прикрыть жалюзи радиатора, а в зимнее время дополнительно покрыть дви­гатель утеплительным капотом. После прогрева прослушать ра-

12. боту двигателя на разных числах оборотов, проверить показания и действия контрольно-измерительных приборов и сигнальных ламп.

13. Стрелка указателя 3 (рис. 7) уровня топлива должна показы­вать на шкале количество топлива в баках.

14. Стрелка указателя 6 давления масла на прогретом двигателе должна показывать давление не менее 1,5 кГ/см2 при 1200 об(мин и 0,5 кГ/см2 на холостом ходу при 500 об/лш«.

В шине запасного колеса должно быть давление воздуха, ис­ключающее складывание камеры.

В вентиле камеры шины запасного колеса должен быть уста­новлен золотник, остальные золотники находятся в комплекте ЗИП. При установке запасного колеса на ось вывернуть зо­лотник.

Давление воздуха в системе тормозов должно быть не ниже 4,5 кГ/см2 (верхняя шкала манометра 7). При этом показание нижней шкалы должно быть равно нулю (давление воздуха в тор­мозных камерах).

При резком полном нажатии на педаль тормоза (при нерабо­тающем двигателе) давление в баллонах должно несколько сни­зиться (верхняя шкала манометра), а давление в тормозных ка­мерах (нижняя шкала манометра) должно стать равным давле­нию в баллонах. После этого не должно быть заметного движения стрелок манометра в течение времени, пока педаль нажата. Даль­нейшее понижение давления свидетельствует о нарушении герме­тичности в пневматической системе.

После того как педаль тормоза резко отпущена, время падения давления в тормозных камерах (по нижней шкале манометра) не должно превышать 2 сек.

Свободный ход конца тормозной педали должен быть в преде­лах 20—30 мм при установке на автомобиле одинарного тормоз­ного крана и 40—60 мм при установке комбинированного тормоз­ного крана при наличии сжатого воздуха в воздушных баллонах (в процессе эксплуатации не регулируется).

Контрольная лампа 5 зарядки аккумуляторной батареи должна гаснуть при 900—1000 об/мин коленчатого вала двигателя. При достижении температуры охлаждающей жидкости 115° С загорает­ся контрольная лампа 23 аварийного перегрева.

1. Проверить угловой свободный ход рулевого колеса, кото­рый не должен превышать 15° при работе двигателя на холостом ходу.

2. Остановить двигатель, проверить на слух работу центро­бежного фильтра очистки масла (центрифугу). Исправная центри­фуга продолжает вращаться еще 2—3 мин

15. Проверить исправность указателей поворота, звуковых сиг­налов, стеклоочистителей и устройства для обмыва ветрового стекла.

16. При эксплуатации автомобилей в горных районах прове­рить наличие и состояние дополнительных тормозных устройств, имеющихся на автомобиле.

17. Во время движения автомобиля к контрольно-техническому пункту проверить работу сцепления, коробки передач, раздаточной коробки, ведущих мостов, рулевого управления, тормозов и спидо­метра.

18.При наличии прицепа проверить работу его тормозов.

5)Произвести контрольный осмотр автомобиля КамАЗ-4310 перед выходом из парка.

Контрольный осмотр.

-Паспорт автомобиля.

Проверить наличие и правильность ведения всех разделов паспорта. Паспорт должен быть заполнен согласно инструкции (разд. XV пас­порта автомобиля), а записи—соответствовать состоянию и данным автомобиля.

-Внешний вид автомобиля.

Внешним осмотром. Автомобиль должен быть чистым. Неокрашенные поверхности, корро­зия и внешние повреждения не до­пускаются.

Номерные и опознавательные зна­ки должны быть закреплены и нане­сены установленным порядком (приказ Министра обороны 1975 го­да № 305)

-Укомплектован­ность, состояние и ук­ладка (крепление) та­бельного имущества:

инструмент и принад­лежности для техничес­кого обслуживания ав­томобиля водителем, ведро для заправки системы охлаждения, канистра 10 л для масла, воронка заправочная, бачок для питьевой воды, шанцевый инструмент (лопата саперная, топор, пила поперечная), буксир жесткий, трос буксирный, светомаскировочное устройство (СМУ) и подкузовная подсветка, аптечка медицинская(комплект), знак аварийной остановки(комплект), огнетушитель, утеплительный чехол капота двигателя и радиатора, канистры 20-л или другие емкости под дополнительное горючее, цепи противоскольжения мелкозвенчатые, мостик колейный для преодоления траншей, колодки горные, индивидуальный комплект и канистра 20-л под жидкость для специальной обработки. Укомплектованность табельным имуществом должна соответство­вать требованиям приказа Министра обороны 1978 года № 195, а нали­чие—записи в разд. XII паспорта автомобиля и ведомости ЗИП. Та­бельное имущество должно быть исправно и уложено (надежно закреп­лено) на установленных местах.

Инструмент должен быть заправ­лен, наличие коррозии не допуска­ется

Запасные части и материалы дол­жны быть обвернуты водонепрони­цаемой бумагой и уложены в спе­циальный ящик (пенал)

Ведро брезентовое (резиновое) должно быть целым, разрешатся ис­пользовать канистры или ведра ме­таллические. Канистра должна быть покраше­на и заполнена маслом, соответствующим сезону эксплуатации.наличие коррозии не допускается.

Саперная лопатка и топор должны быть на каждом автомобиле, попе­речная пила — одна на десять ав­томобилей.

Рабочие поверхности должны быть заправлены и смазаны смаз­кой ПВК, рукоятки очищены от зау­сенцев и проолифены

Буксир должен быть один на 10 автомобилей, окрашен, деформация и трещины не допускаются

Наличие — согласно ведомости ЗИП. Трос должен быть надежно закреплен в коуше и смазан. Обрыв прядей троса не допускается

Металлические детали не долж­ны иметь коррозии. На автомобилях транспортной группы разрешается СМУ и подкузовную подсветку не устанавливать, а хранить на авто­мобильном складе части.

Комплектность аптечки должна соответствовать описи.

Автомобили боевой и строевой групп эксплуатации укомплектовываются из расчета один знак надна автомобиля, для остальных групп - на каждый автомобиль.

Автомобиль должен иметь один огнетушитель типа ОУ-2. Огнетушитель должен быть заряжен и опломбирован. Масса эаряда 1,3-1,4 кг. На квадрате запорно-пускового устройства или корпуса баллона долж­ны быть выбиты масса незаряженного баллона и дата освидетельст­вования, которая, но должна превы­шать 5 лет. Недостача (утечка) углекислоты 10% и более от массы, ука­занной на баллоне, не допускается. Комплектность должна соответ­ствовать ведомости ЗИП. Чехлы должны быть чистыми и сухими, в летний период эксплуатации долж­ны храниться на автомобильном складе части

Канистры (емкости) должны быть покрашены и заполнены горючие.

Указанным оборудованием автомобили укомплектовываются исходя из их предназначения и условий их эксплуатации. Место хранения опреде­ляется командиром воинской части.

-Автомобиль спе­реди:

-работа жалюзи (для автомобиля КрАЗ-255Б— шторки радиатора)

Жалюзи (шторки) радиатора должны открываться (закрываться) полностью и фиксироваться в проме­жуточных положениях.

- крепление и действие внешних световых при­боров; фар, передних фонарей, габаритных огней, указателей пово­рота.

Приборы должны быть чистыми и надежно закреплены. Рассеиватели не должны иметь трещин. Све­томаскировочные насадки должны быть исправны и закреплены. Не до­пускается провисание и нарушение изоляции проводов, коррозия фар и передних фонарей.

Фары и фонари (огни) должны излучать устойчивый белый свет; цвет указателей поворота и боковых повторителей указателей поворота, за исключением автомобилей, указа­тели поворота которых совмещены с габаритными огнями, должен быть оранжевый, а лампы должны го­реть мигающим светом.

На крыше кабины автомобиля, предназначенного для эксплуатации с прицепом или полуприцепом, дол­жен быть установлен опознаватель­ный знак автопоезда.

-состояние и крепление буфера и облицовки ра­диатора(Внешним осмотром, дополнительной затяж­кой гаек ключами)

На буфере и облицовке радиатора не должно быть коррозии, разрывов, трещин и деформации. Гайки и бол­ты крепления должны быть затяну­ты.

-крепление буксирных крюков

Буксирные крюки должны быть исправны и надежно закреплены.

- крепление лебедки и правильность укладки троса (автомобили ЗИЛ-131)(Дополнительной за­тяжкой гаек ключами и внешним осмотром)

Лебедка должна быть надежно закреплена, трос смазан и ровно уложен.

- уровень масла в кар­тере редуктора лебедки автомобилей ЗИЛ-131.(Вывернуть пробку кон­трольного отверстия)

Уровень масла должен быть до контрольного отверстия.

- состояние рулевого привода.

Гайки и болты крепления деталей рулевого привода должны быть за­шплинтованы, а шарниры рулевых тяг смазаны.

-уровень тормозной жидкости в главном тормозном цилиндре ав­томобиля ГАЗ-66.( Вывернуть пробку на­ливного отверстия)

Уровень должен быть на 15— 20 мм ниже наливного отверстия. Загрязнение отверстия в пробке главного тормозного цилиндра не допускается.

- состояние ветровых стекол кабины.

Ветровые стекла не должны иметь трещин, сколов и помутнения.

Моторное отделе­ние:

- состояние и крепление капота. (Внешним осмотром, подъемом и опусканием капота)

Капот должен удерживаться в закрытом положении запором или застежками, в открытом — механиз­мом откидывания или упором, шар­нирные соединения должны быть смазаны.

- действие запорного механизма и ограничи­теля подъема кабины (автомобили ГАЗ-66, МАЗ-500, КамАЗ-5320).(Внешним осмотром подъемом и опусканием кабины).

Запорный механизм должен на­дежно удерживать кабину в тран­спортном положении, а упор — огра­ничивать угол опрокидывания каби­ны и фиксировать ее в опрокинутом положении.

- состояние пробок ра­диатора и расширитель­ного бачка(Внешним осмотром, нажатием на клапан пробки).

Пробки должны надежно фиксироваться на горловинах, уплотнительные прокладки должны быть ис­правны.клапаны — свободно переме­щаться.

- уровень охлаждающей жидкости. (Снять пробку радиато­ра или расширительно­го бачка и определить уровень)

Уровень охлаждающей жидкости должен соответствовать норме.

- чистота двигателя и нет ли течи охлаждаю­щей жидкости, горючего и масла.

Двигатель должен быть чистым. Течь охлаждающей жидкости, горю­чего и масла ее допускается.

- проверить крепление сборочных единиц (ком­прессора, насоса гидро­усилителя руля, карбю­ратора, топливного на­соса, генератора, старте­ра, катушки зажигания, фильтров радиопомех).( Внешним осмотром, покачиванием рукой и дополнительной затяж­кой гаек ключами (вин­тов — отверткой).

Сборочные единицы должны быть надежно закреплены и не иметь повреждений.

-состояние и крепление вентилятора

Вентилятор должен быть надежно закреплен. Люфт вала вентилятора, коррозия и механические повреждения шкивов не допускаются.

-натяжение и состоя­ние приводных ремней(Проверять нажатием большого пальца руки на среднюю часть ремня, прогиб замерять линей­кой).

Прогиб ремнейдолженсоответствоватьнорме (приложе­ние 2). Не до пускается разрушениеткани, расслоение изамасливаниерабочейповерхности ремней.

- состояние воздушного фильтра.( Отсоединить масляную ванну н проверить чисто­ту и уровень масла в ней.

Наличиегрязи на дне маслянойванны не допускается. Уровень мас­ла в масляной ванне должен бытьдо меток на стенке ванны.

- стояние тяг и рыча­гов привода управления двигателем.

Рычаги итяги управления долж­ны быть надежносоединены и пе­ремещаться беззаедания.

- уровень и состояние масла в картере двига­теля.(Вынуть указатель уровня и обтереть его).

Уровеньмасла в картере про­гретого двигателя должен соответствовать меткам на указателе уровня:

двигателей ГАЗ и УАЗ — «П»; двигателей ЗИЛ — «Полно»; двигателей ЯМЗ — «В». Содержание механических приме­сей и воды в масле не допускается.

- уровень масла в бачке насоса гидроусилителя руля.( Снять крышку бачка и определить уровень визуально)

Уровень масла должен быть: ЗИЛ-131— до сетки за­ливного фильтра;

на автомобилях Урал-4320 и КамАЗ-4310 — между метками ука­зателя уровня

-уровень масла в кар­терерулевого механиз­ма (КамАЗ-4310)

- состояние в крепление электропроводов и эк­ранирующих шлангов.( Внешним осмотром, крепление винтов от­верткой)

Электропровода должны быть на­дежно закреплены. Повреждение изоляции и отсутствие наконечников проводов не допускается. Экраниру­ющие шланги должны быть исправ­ны и не иметь скручиваний.

- состояние и крепление топливного бачка, электровентилятора и котла предпускового подогре­вателя.

Сборочные единицы подогревателя должны быть надежно закреплены. Течь горючего и охлаждающей жидкости не допускается.

Автомобиль спра­ва:

-состояние и крепление двери кабины(Внешним осмотром, покачиванием открытой двери рукой в вертикаль­ной плоскости)

Дверь должна быть надежно зак­реплена и при закрывании платно прилегать к кабине. Неокрашенные поверхности и коррозия не допуска­ются. Проем двери должен иметь исправные герметизирующие и уплотнительные прокладки. Зажим поворотного стекла, ручки двери к стек­лоподъемника должны быть ис­правны и закреплены.

- действие замка двери.

Замок должен надежно запирать дверь и легко открываться, замок и петли двери должны быть смазаны.

- работа стеклоподъем­ника, состояние стекол двери.( Нажатием на кнопку наружной ручки или по­воротом внутренней ручки, открыванием и за­крыванием двери. Вращая ручку стекло­подъемника, поднять и опустить стекло двери)

Стекло должно свободно переме­шаться в пазах двери и удерживаться в промежуточных положениях. Трещины, сколы и помутнения стекол и разрушение уплотнителей не допускается.

- состояние и крепление зеркала заднего вида

Зеркало заднего вида должно быть исправно и надежно закреплено.

- состояние и крепле­ние подножки, крыла и их кронштейнов

Подножка, крыло и их кронштей­ны должны быть закреплены. Вмя­тины, разрывы и коррозия крыла не допускаются.

- передняя подвеска(Внешним осмотром и дополнительной затяж­кой гаек ключами)

Рессора должна быть надежно за­креплена и иметь хомуты с распор­ными втулками, листы и пальцы рес­соры смазаны, резиновые буфера подвески исправны. Амортизатор должен быть надежно закреплен. Коррозия, трещины, продольное и поперечное смешения листов рессо­ры, течь жидкости и повреждения корпуса амортизатора не допуска­ются.

- колесо переднее (Внешним осмотром, до­полнительной подтяжкой гаек ключами)

Гайки крепления колеса к ступице и бортового кольца к диску колеса должны быть надежно затянуты. Коррозия металлических поверхнос­тей, течь масла из-под фланца (кры­шки) полуоси или колпака ступицы не допускаются.

- состояние шины пе­реднего колеса.

Остаточная глубина рисунка про­тектора по центру беговой дорожки должна быть не менее 1 мм

наличие нефтепродуктов на повер­хности шины; отслоения протектора и боковины; твердые включения на боковинах и протекторе.

-давление воздуха в шине (шинным манометром)Давление воздуха в шине должно соответствовать норме.

-состояние и крепление топливного бака

Топливный бак должен быть заправлен полностью и закреплен. Пробка топливного бака должна иметь исправную уплотнительную прокладку , цепочку и надежно фиксироваться на наливной горловине, а горловина исправную сетку фильтра. Течь горючего и вмятины топливного бака не допускаются.

-запасное колесо и действие механизма подъема

Запасное колесо должно быть исправно и надежно удерживаться держателем. Подъемный механизм должен обеспечивать легкость опускания и подъема колеса, шарнирные соедине­ния держателя должны быть смазаны. Шина запасного колеса должна быть исправна, давление воздуха — соответствовать норме; вентиль ши­ны должен иметь колпачок.

- борт платформы и тент, крепление тента и платформы, наличие и состояние дуг при снятом тенте.( Внешним осмотром, дополнительной затяж­кой гаек ключами)

Борт, брусья платформы, тент и дуги не должны иметь повреждении. Тент должен быть надежно закреп­лен (может находиться на автомо­бильном складе части). Гайки стре­мянок крепления платформы долж­ны быть затянуты» брызговики ко­лес — исправны и закреплены, инст­рументальный ящик должен быть чистым и надежно закрываться.

- задние колеса (требования те же, что и для переднего)

-наличие масла в ступице (вывернуть пробку и определить визуально)

Уровень масла должен быть до нижнего края наливного отверстия.

Автомобиль сзади.

-Крепление и действие внешних световых приборов: задних фонарей, фонаря освещения номерного знака, световозвращателей.

Задние фонари и электропровода должны быть надежно закреплены, рассеиватели не должны иметь трещин. Провисание и нарушение изоляции проводов, коррозии задних фон а рей не допускается. Габаритные и стояночные огни, сигнал торможения и световозвращатели должны иметь красный цвет. Светомаскировочные насадки, вставки и фонарь подкузовной подсветки должны быть исправны и закреплены.Фонари заднего хода и освещения номерного знака должны излучать устойчивый белый свет. Цвет указателей Поворота за исключением автомобилей, у которых указатели поворота совмещены с габаритными фонарими (огнями), должен быть оранжевый, а лампы — гореть ми­гающим светом. Световое пятно от фонаря подкузовной подсветки не должно выхо­дить за габариты платформы

- состояние и крепление тягово-сцепного устрой­ства

Тягово-сцепное устройство долж­но быть надежно закреплено, шар­нирные соединения — смазаны. Тяго­вый крюк должен свободно вра­щаться вокруг своей оси, защелка крюка — иметь шплинт с цепочкой.

Лебедка должна быть надежно закреплена, трос лебедки смазан и ровно уложен.

Уровень масла в картере редукто­ра лебедки должен быть до кон­трольного отверстия

- состояние бортовой платформы (кузова), сидений и дуг тента (при наличии тента)

Задний борт платформы должен быть исправен и надежно запирать­ся крюком с цепью, на цепи запира­ния заднего борта должен быть че­хол; петли борта и запоры должны быть смазаны; пол платформы не должен иметь сквозных щелей» сло­манных досок и брусьев; сиденья платформы должны быть исправны и фиксироваться в транспортном а рабочем положениях.

Дуги тента должны быть исправ­ны.

- наличие и исправность сигнализации из кузова в кабину(Нажатием на кнопку сигнализации в кузове). В кабине должен звучать сигнал.

Автомобиль сни­зу:

- состояние переднего моста

Мост и сапун должны быть чис­тыми, трубопроводы (шланги) при­вода тормозов не должны иметь повреждений и скручиваний. Гайки крепления рычагов, тяг рулевой тра­пеции и привода тормозов должны быть зашплинтованы.

Течь масла и тормозной жидкости не допускается

- уровень масла в картере переднего моста и картерах колесных ре­дукторов.

Уровень масла в картере моста и картерах колесных редукторов дол­жен быть до контрольного отверстия.

- состояние коробки пе­редач, раздаточной ко­робки, пломбы вала спидометра

Коробка передач и раздаточная коробка должны быть чистыми, сое­динения тяг и рычагов привода управления зашплинтованы, вал спидо­метра опломбирован

- уровень масла в ко­робке передач и разда­точной коробке

Уровень масла должен быть до контрольного отверстия, а в короб­ке передачавтомобилейУрал-4320иКамАЗ-5320 между метками пробки-указателя. Течь масла через уп­лотнения не допускается

- состояние, крепление и установка валов карданной передачи(Внешним осмотром, покачиванием рукой и дополнительной затяж­кой гаек ключами)

Люфт валов и шарниров кардан­ной передачи не допускается. Болтовые соединения карданной переда­чи должны быть надежно затянуты. Стрелки выбитые на трубчатом валу и скользящей вилке карданного вала, должны совпадать (расположены одна против другой). Масленки крестовин долж­ны быть обращены в сторону вала; шлицевые соединения и подшипни­ки - смазаны, защитные муфты шлицевых соединении (обоймы саль­ников) — исправны и закреплены.

- состояние и крепление глушителя

Глушитель должен быть надежно закреплен и не иметь повреждений.

- состояние и крепление воздушных баллонов.наличие конденсата в них.

Воздушные баллоны должны быть исправны и закреплены, а конденсат из баллонов слит.

-состояние промежуточного и задних мостов

Мосты и сапуны должны быть чистыми, трубопроводы (шланги) привода тормозов не должны иметь повреждений и скручиваний. Течь масла и тормозной жидкости не до­пускается

-уровень масла в картере промежуточного и заднего мостов

Уровень масла в картерах должен быть до контрольного отверстия, а на автомобиле ЗИЛ-131—до метки на указателе.

-рама.

Трещины, деформация и коррозии лонжеронов и поперечин рамы, ос­лабление болтовых и заклепочных соединений не допускаются.

Автомобиль слева.

- на автомобиляхУрал 375Д и Урал 4320 уровень тормозной жидкости в бачках гидро­привода тормозов. (Визуально или с помощью линейки)

Уровень тормозной жидкости в бачках должен быть на 15—20 мм ниже верхнего края наливного от­верстии Загрязнение отверстия в пробке бачка не допускается.

-крепление рулевой сошки(резким поворотом рулевого колеса в обе стороны)

Люфта сошки на валу не должно быть.

-состояние и крепление поворотной фары.

Фара должна быть закреплена. Трещины на рассеивателе и коррозия металлических частей фары не допускаются.

Аккумуляторные батареи.

Аккумуляторные батареи должны быть закреплены, иметь сухую и чистую поверхность и отверстия в пробках без загрязнения. Открытые поверхности наконечников проводов, выводов и межэлементные перемычки батареи должны быть смазаны смазкой ПВК, а наконечники проводов надежно закреплены на выводах батареи.

-уровень электролита(стеклянной трубкой).

Уровень электролита и аккумуля­торах должен быть на 10—15 мм выше предохранительного шитка.

-плотность электролита(денсиметром аккумуляторным)

Плотность электролита полностью заряженной аккумуляторной бата­рея при плюс 15"С должна г/см*:

для южных районов: — 1,25; для центральных районов-1,27; для северных районов—1,29; для районов с резко континентальным климатом: зимой — 1.31; летом —1,27 Понижение плотности электролита на 0,01 соответствует разряженности аккумуляторной батареи на 5—6%, Разница в плотности электролита в аккумуляторах проверяемой батареи не должна превышать 0,01.

Кабина внутри:

- свободный ход педа­ли сцепления и рабочего тормоза.( Проверить с помощью приспособления или ли­нейки)

Педали должны перемещаться без заедания и под действием усилия пружины возвращаться в исходное положение. Свободный ход педали рабочего тормоза у автомобилей с пневматическим (пневмогидравлическим) приводом тормозов проверять при наличии сжатого воздуха.

У автомобилей с гидравлическим приводом педаль не должна дохо­дить до пола кабины на 1/3—1/2 полного хода, причем нога должна ощущать «жесткую» педаль. Ощуще­ние «мягкой» педали свидетельствует о неисправности тормозного привода. Свободный ход педали сцепления и тормоза должен соответствовать норме (приложение 3).

- действие стояночного тормоза(Перемещением рычага (рукоятки) стояночного тормоза)

Рычаг стояночного тормози дол­жен фиксироваться в заторможенном положении, а перемещение рычага соответствовать норме (приложе­ние 3).

На автомобиле МАЗ-500 полный ход рычага стояночного тормоза дол­жен быть 110—160 мм. На металлической обшивке кабины не допускаются вмятины, разры­вы, неокрашенные места и коррозия.

- состояние кабины, си­дений, противосолнечных козырьков.

Внутри кабины должно быть чисто. Пол кабины должен, закрыт резино­вым ковриком. Обивка кабины, сиде­ний и спинок не должна иметь пов­реждений. Противосолнечные козырьки должны быть исправны и удерживаться в заданном положении. Наличие не предусмотренных кон­струкцией автомобиля ковриков, ру­чек, занавесок и других предметов не допускается

-состояние и крепление контрольных приборов, опломбирование спидометра.

Контрольные приборы и лампы, выключатели и переключатели долж­ны быть исправны и закреплены; спидометр — опломбирован; электро­провода — надежно соединены с вы­водами приборов и изолированы. Нарушение изоляции проводов не допускается.

-действие переключателей режимов СМУ.

Переключатель режимов СМУ дол­жен обеспечивать переключение на все режимы светомаскировки.

-действие ножного переключателя действия фар.

Ножной переключатель должен обеспечивать переключение ближнего и дальнего света фар. При включении дальнего света должна гореть сигнальная лампа на щитке приборов

Работоспособ­ность сборочных единиц и автомобиля:

- легкость пуска, работа двигателя и контрольных приборов

устить и прогреть двигатель, изменяя час­тоту вращения коленчатого вала на слух, ипо приборам проверить его работу. Двигатель должен легко пускать­ся стартером, работать устойчиво без перебоев и стуков. При резком нажатии и отпускании педали управления дроссельной заслонкой (уп­равлении подачей топлива) двигатель не должен останавливаться.

Давление масла в системе смазки и Воздуха в пневматической систе­ме тормозов должно соответствовать норме (приложение 3).

Контрольные приборы должны быть исправны, а их показания при различных режимах работы двигате­ля стабильны.

Сигнальные лампы давления мас­ла, температуры охлаждающей жид­кости и аварийного состояния тор­мозов (при давлении воздуха в сис­теме более 4 кгс/см2) гореть не дол­жны, остальные должны гореть пои включении соответствующих прибо­ров.

- действие стеклоочисти­теля.

Щетки стеклоочистителя должны плотно прилегать по всей длине к поверхности ветровых стекол, пере­мещаться без заедания.

- действие звукового сиг­нала.( Нажатием на кнопку (выключатель) звукового сигнала)

Звук должен быть сильным, без дребезжания.

- действие отопителя кабины.

В кабину должен подаваться воз­дух.

- герметичность пневматической системы.

Утечка воздуха из пневматической системы не допускается.

- угол свободного поворота рулевого колеса (у автомобилей с гидроусилителем руля).

Проверять при работа­ющем двигателе с по­мощью прибора модели НИИАТ К-402 (К-187). Угол свободного поворота рулево­го колеса не должен превышать нормативных значений (приложе­ние 3).

- давление воздуха в шинах автомобилей, оборудованных системой регулирования давления воздуха в шинах(Проверять по маномет­ру при нейтральном по­ложении рычага крана уп­равления, открытых шин­ных и колесных кранах)

Давление воздуха в шинах соответствовать норме.

- действие устройства для обмыва ветрового стекла

Струя жидкости, вытекаемая из жиклеров омывателя, должна попа­дать на стекло в верхнюю часть сек­торов, описываемых щетками стек­лоочистителя.

- установка зажигания на автомобилях с карбю­раторным двигателем.

При движении автомобиля по ров­ной дороге на прямой передаче со» скоростью 20—30 км/ч и резком на­жатии на педаль управления дрос­сельными заслонками должна появиться легкая кратковременная де­тонация (стуки), исчезающая при скорости 40—50 км/ч.

- работа сцепления

Спидометр должен показывать скорость движения и пройденный путь.

- работа сцепления, ко­робки передач, раздаточ­ной коробки, колесных редукторов, карданной передачи, ведущих мос­тов.

Не должно быть резко выделяю­щихся шумов, стуков, вибрации ав­томобиля и самопроизвольного вык­лючения передач.

- действие рабочего тормоза(Нажатием на педаль тормоза при пробеге)

Автомобиль должен затормажи­ваться с одного нажатия на педаль тормоза. Неодновременное заторма­живание колес и «увод» автомобиля не допускаются.

- действие стояночного тормоза.

Стояночный тормоз должен на­дежно удерживать автомобиль на уклоне 16% (9°).

После остановки авто­мобиля проверить:

- степень нагрева ступиц колес итормозных бара­банов.

Касанием тыльной стороной ладони поверхно­сти ступицы колеса или тормозного барабана. Ступицы колес и тормозные бара­баны нагреваться не должны (ощу­щения ожога не должно быть)

- нет ли течи горючего масла и рабочих жидкос­тей.

Течь горючего, масла и других рабочих жидкостей не допускается.

- работу центрифуги (фильтра очистки масла)

После остановки двигателя ротор центрифуги должен продолжать вращение 2—3 мин (издавать харак­терное постепенно затихающее гу­дение)

Книга осмотра (проверки) машин под­разделения.

-Записать результат осмотра в книгу и установить срок устранения обнаруженных недостатков и неисправностей.

Наши рекомендации