Провести контрольный осмотр автомобиля ЗИЛ-131 перед выходом из парка
Осмотреть автомобиль снаружи (кабину, оперение, платформу, шасси, ходовую часть). Проверить, нет ли наружных повреждений, при необходимости очистить от пыли и снега, протереть стекла кабины, приборы освещения и световой сигнализации, номерные и опознавательные знаки.
1. Проверить действия замков кабины и бортов платформы.
При наличии прицепа проверить надежность сцепки, крепление аварийных цепей; убедиться в том, что разобщительные краны на автомобиле (рис. 4) и прицепе открыты.
2. Проверить наличие, комплектность, надежность укладки и закрепления водительского и шанцевого инструмента (приложение 1).
3. Проверить крепление всех колес, а также состояние и крепление рулевых тяг. На автомобиле ЗИЛ-131 открыть шинные краны.
Проверить на слух, нет ли утечки воздуха из системы регулирования давления в шинах.
На автомобиле ЗИЛ-130 проверить давление воздуха в шинах.
Нормальное давление вшинах передних колес 3,5 кГ1см2, задних колес и запасного колеса — 5 кГ/см2.
При применении шин типа Р давление должно быть для передних колес 4,5 кГ/сж2, для задних и запасного колес — 6 кГ/см2.
4. Проверить количество бензина в баках и крепление пробок их горловин.
5. Проверить:
— уровень масла в картере двигателя (рис. 5);
— уровень охлаждающей жидкости в радиаторе; уровень должен быть при заправке водой ниже верхнего края заливной горловины на 40—50 мм, при заправке низкозамерзающей жидкостью—на 80—90 мм-, при наличии расширительного бачка радиатор заполнять полностью, а бачок — до половины;
— натяжение приводных ремней (рис. 6) водяного насоса, вентилятора (генератора) насоса гидроусилителя рулевого механизма, компрессора.
6. Для автомобилей с лебедкой убедиться в том, что трос лебедки плотно намотан на барабан, крюк троса надежно закреплен, рычаг включения барабана стоит в положении «Включено», а рычаг коробки отбора мощности стоит в нейтральном положении и надежно закреплен замком.
7. Проверить наличие осевого перемещения рулевого колеса и свободный ход педали сцепления. Осевое перемещение рулевого колеса недопустимо. Свободный ход педали должен быть в пределах 35—50 мм.
8. Проверить действие ручного тормоза. Полное затормаживание должно происходить при перемещении стопорной защелки на четыре — шесть зубьев сектора.
9. При эксплуатации автомобиля при низкой температуре окружающего воздуха необходимо:
— подготовить средства разогрева двигателя перед его запуском;
— проверить крепление утеилительного капота;
— установить аккумуляторные батареи, плотно закрепить зажимы проводов на клеммах и смазать их тонким слоем солидола;
— провернуть пусковой рукояткой коленчатый вал двигателя и убедиться, что приводы водяного насоса, генератора, компрессора, насоса гидроусилителя рулевого управления действуют исправно.
10. На автомобиле ЗИЛ-131 включить включатель массы-аккумуляторной батареи.
11. Запустить двигатель и прогреть его, не превышая среднего числа оборотов, до температуры охлаждающей жидкости не ниже 60° С. Для ускорения прогрева двигателя необходимо прикрыть жалюзи радиатора, а в зимнее время дополнительно покрыть двигатель утеплительным капотом. После прогрева прослушать ра-
12. боту двигателя на разных числах оборотов, проверить показания и действия контрольно-измерительных приборов и сигнальных ламп.
13. Стрелка указателя 3 (рис. 7) уровня топлива должна показывать на шкале количество топлива в баках.
14. Стрелка указателя 6 давления масла на прогретом двигателе должна показывать давление не менее 1,5 кГ/см2 при 1200 об(мин и 0,5 кГ/см2 на холостом ходу при 500 об/лш«.
В шине запасного колеса должно быть давление воздуха, исключающее складывание камеры.
В вентиле камеры шины запасного колеса должен быть установлен золотник, остальные золотники находятся в комплекте ЗИП. При установке запасного колеса на ось вывернуть золотник.
Давление воздуха в системе тормозов должно быть не ниже 4,5 кГ/см2 (верхняя шкала манометра 7). При этом показание нижней шкалы должно быть равно нулю (давление воздуха в тормозных камерах).
При резком полном нажатии на педаль тормоза (при неработающем двигателе) давление в баллонах должно несколько снизиться (верхняя шкала манометра), а давление в тормозных камерах (нижняя шкала манометра) должно стать равным давлению в баллонах. После этого не должно быть заметного движения стрелок манометра в течение времени, пока педаль нажата. Дальнейшее понижение давления свидетельствует о нарушении герметичности в пневматической системе.
После того как педаль тормоза резко отпущена, время падения давления в тормозных камерах (по нижней шкале манометра) не должно превышать 2 сек.
Свободный ход конца тормозной педали должен быть в пределах 20—30 мм при установке на автомобиле одинарного тормозного крана и 40—60 мм при установке комбинированного тормозного крана при наличии сжатого воздуха в воздушных баллонах (в процессе эксплуатации не регулируется).
Контрольная лампа 5 зарядки аккумуляторной батареи должна гаснуть при 900—1000 об/мин коленчатого вала двигателя. При достижении температуры охлаждающей жидкости 115° С загорается контрольная лампа 23 аварийного перегрева.
1. Проверить угловой свободный ход рулевого колеса, который не должен превышать 15° при работе двигателя на холостом ходу.
2. Остановить двигатель, проверить на слух работу центробежного фильтра очистки масла (центрифугу). Исправная центрифуга продолжает вращаться еще 2—3 мин
15. Проверить исправность указателей поворота, звуковых сигналов, стеклоочистителей и устройства для обмыва ветрового стекла.
16. При эксплуатации автомобилей в горных районах проверить наличие и состояние дополнительных тормозных устройств, имеющихся на автомобиле.
17. Во время движения автомобиля к контрольно-техническому пункту проверить работу сцепления, коробки передач, раздаточной коробки, ведущих мостов, рулевого управления, тормозов и спидометра.
18.При наличии прицепа проверить работу его тормозов.
5)Произвести контрольный осмотр автомобиля КамАЗ-4310 перед выходом из парка.
Контрольный осмотр.
-Паспорт автомобиля.
Проверить наличие и правильность ведения всех разделов паспорта. Паспорт должен быть заполнен согласно инструкции (разд. XV паспорта автомобиля), а записи—соответствовать состоянию и данным автомобиля.
-Внешний вид автомобиля.
Внешним осмотром. Автомобиль должен быть чистым. Неокрашенные поверхности, коррозия и внешние повреждения не допускаются.
Номерные и опознавательные знаки должны быть закреплены и нанесены установленным порядком (приказ Министра обороны 1975 года № 305)
-Укомплектованность, состояние и укладка (крепление) табельного имущества:
инструмент и принадлежности для технического обслуживания автомобиля водителем, ведро для заправки системы охлаждения, канистра 10 л для масла, воронка заправочная, бачок для питьевой воды, шанцевый инструмент (лопата саперная, топор, пила поперечная), буксир жесткий, трос буксирный, светомаскировочное устройство (СМУ) и подкузовная подсветка, аптечка медицинская(комплект), знак аварийной остановки(комплект), огнетушитель, утеплительный чехол капота двигателя и радиатора, канистры 20-л или другие емкости под дополнительное горючее, цепи противоскольжения мелкозвенчатые, мостик колейный для преодоления траншей, колодки горные, индивидуальный комплект и канистра 20-л под жидкость для специальной обработки. Укомплектованность табельным имуществом должна соответствовать требованиям приказа Министра обороны 1978 года № 195, а наличие—записи в разд. XII паспорта автомобиля и ведомости ЗИП. Табельное имущество должно быть исправно и уложено (надежно закреплено) на установленных местах.
Инструмент должен быть заправлен, наличие коррозии не допускается
Запасные части и материалы должны быть обвернуты водонепроницаемой бумагой и уложены в специальный ящик (пенал)
Ведро брезентовое (резиновое) должно быть целым, разрешатся использовать канистры или ведра металлические. Канистра должна быть покрашена и заполнена маслом, соответствующим сезону эксплуатации.наличие коррозии не допускается.
Саперная лопатка и топор должны быть на каждом автомобиле, поперечная пила — одна на десять автомобилей.
Рабочие поверхности должны быть заправлены и смазаны смазкой ПВК, рукоятки очищены от заусенцев и проолифены
Буксир должен быть один на 10 автомобилей, окрашен, деформация и трещины не допускаются
Наличие — согласно ведомости ЗИП. Трос должен быть надежно закреплен в коуше и смазан. Обрыв прядей троса не допускается
Металлические детали не должны иметь коррозии. На автомобилях транспортной группы разрешается СМУ и подкузовную подсветку не устанавливать, а хранить на автомобильном складе части.
Комплектность аптечки должна соответствовать описи.
Автомобили боевой и строевой групп эксплуатации укомплектовываются из расчета один знак надна автомобиля, для остальных групп - на каждый автомобиль.
Автомобиль должен иметь один огнетушитель типа ОУ-2. Огнетушитель должен быть заряжен и опломбирован. Масса эаряда 1,3-1,4 кг. На квадрате запорно-пускового устройства или корпуса баллона должны быть выбиты масса незаряженного баллона и дата освидетельствования, которая, но должна превышать 5 лет. Недостача (утечка) углекислоты 10% и более от массы, указанной на баллоне, не допускается. Комплектность должна соответствовать ведомости ЗИП. Чехлы должны быть чистыми и сухими, в летний период эксплуатации должны храниться на автомобильном складе части
Канистры (емкости) должны быть покрашены и заполнены горючие.
Указанным оборудованием автомобили укомплектовываются исходя из их предназначения и условий их эксплуатации. Место хранения определяется командиром воинской части.
-Автомобиль спереди:
-работа жалюзи (для автомобиля КрАЗ-255Б— шторки радиатора)
Жалюзи (шторки) радиатора должны открываться (закрываться) полностью и фиксироваться в промежуточных положениях.
- крепление и действие внешних световых приборов; фар, передних фонарей, габаритных огней, указателей поворота.
Приборы должны быть чистыми и надежно закреплены. Рассеиватели не должны иметь трещин. Светомаскировочные насадки должны быть исправны и закреплены. Не допускается провисание и нарушение изоляции проводов, коррозия фар и передних фонарей.
Фары и фонари (огни) должны излучать устойчивый белый свет; цвет указателей поворота и боковых повторителей указателей поворота, за исключением автомобилей, указатели поворота которых совмещены с габаритными огнями, должен быть оранжевый, а лампы должны гореть мигающим светом.
На крыше кабины автомобиля, предназначенного для эксплуатации с прицепом или полуприцепом, должен быть установлен опознавательный знак автопоезда.
-состояние и крепление буфера и облицовки радиатора(Внешним осмотром, дополнительной затяжкой гаек ключами)
На буфере и облицовке радиатора не должно быть коррозии, разрывов, трещин и деформации. Гайки и болты крепления должны быть затянуты.
-крепление буксирных крюков
Буксирные крюки должны быть исправны и надежно закреплены.
- крепление лебедки и правильность укладки троса (автомобили ЗИЛ-131)(Дополнительной затяжкой гаек ключами и внешним осмотром)
Лебедка должна быть надежно закреплена, трос смазан и ровно уложен.
- уровень масла в картере редуктора лебедки автомобилей ЗИЛ-131.(Вывернуть пробку контрольного отверстия)
Уровень масла должен быть до контрольного отверстия.
- состояние рулевого привода.
Гайки и болты крепления деталей рулевого привода должны быть зашплинтованы, а шарниры рулевых тяг смазаны.
-уровень тормозной жидкости в главном тормозном цилиндре автомобиля ГАЗ-66.( Вывернуть пробку наливного отверстия)
Уровень должен быть на 15— 20 мм ниже наливного отверстия. Загрязнение отверстия в пробке главного тормозного цилиндра не допускается.
- состояние ветровых стекол кабины.
Ветровые стекла не должны иметь трещин, сколов и помутнения.
Моторное отделение:
- состояние и крепление капота. (Внешним осмотром, подъемом и опусканием капота)
Капот должен удерживаться в закрытом положении запором или застежками, в открытом — механизмом откидывания или упором, шарнирные соединения должны быть смазаны.
- действие запорного механизма и ограничителя подъема кабины (автомобили ГАЗ-66, МАЗ-500, КамАЗ-5320).(Внешним осмотром подъемом и опусканием кабины).
Запорный механизм должен надежно удерживать кабину в транспортном положении, а упор — ограничивать угол опрокидывания кабины и фиксировать ее в опрокинутом положении.
- состояние пробок радиатора и расширительного бачка(Внешним осмотром, нажатием на клапан пробки).
Пробки должны надежно фиксироваться на горловинах, уплотнительные прокладки должны быть исправны.клапаны — свободно перемещаться.
- уровень охлаждающей жидкости. (Снять пробку радиатора или расширительного бачка и определить уровень)
Уровень охлаждающей жидкости должен соответствовать норме.
- чистота двигателя и нет ли течи охлаждающей жидкости, горючего и масла.
Двигатель должен быть чистым. Течь охлаждающей жидкости, горючего и масла ее допускается.
- проверить крепление сборочных единиц (компрессора, насоса гидроусилителя руля, карбюратора, топливного насоса, генератора, стартера, катушки зажигания, фильтров радиопомех).( Внешним осмотром, покачиванием рукой и дополнительной затяжкой гаек ключами (винтов — отверткой).
Сборочные единицы должны быть надежно закреплены и не иметь повреждений.
-состояние и крепление вентилятора
Вентилятор должен быть надежно закреплен. Люфт вала вентилятора, коррозия и механические повреждения шкивов не допускаются.
-натяжение и состояние приводных ремней(Проверять нажатием большого пальца руки на среднюю часть ремня, прогиб замерять линейкой).
Прогиб ремнейдолженсоответствоватьнорме (приложение 2). Не до пускается разрушениеткани, расслоение изамасливаниерабочейповерхности ремней.
- состояние воздушного фильтра.( Отсоединить масляную ванну н проверить чистоту и уровень масла в ней.
Наличиегрязи на дне маслянойванны не допускается. Уровень масла в масляной ванне должен бытьдо меток на стенке ванны.
- стояние тяг и рычагов привода управления двигателем.
Рычаги итяги управления должны быть надежносоединены и перемещаться беззаедания.
- уровень и состояние масла в картере двигателя.(Вынуть указатель уровня и обтереть его).
Уровеньмасла в картере прогретого двигателя должен соответствовать меткам на указателе уровня:
двигателей ГАЗ и УАЗ — «П»; двигателей ЗИЛ — «Полно»; двигателей ЯМЗ — «В». Содержание механических примесей и воды в масле не допускается.
- уровень масла в бачке насоса гидроусилителя руля.( Снять крышку бачка и определить уровень визуально)
Уровень масла должен быть: ЗИЛ-131— до сетки заливного фильтра;
на автомобилях Урал-4320 и КамАЗ-4310 — между метками указателя уровня
-уровень масла в картерерулевого механизма (КамАЗ-4310)
- состояние в крепление электропроводов и экранирующих шлангов.( Внешним осмотром, крепление винтов отверткой)
Электропровода должны быть надежно закреплены. Повреждение изоляции и отсутствие наконечников проводов не допускается. Экранирующие шланги должны быть исправны и не иметь скручиваний.
- состояние и крепление топливного бачка, электровентилятора и котла предпускового подогревателя.
Сборочные единицы подогревателя должны быть надежно закреплены. Течь горючего и охлаждающей жидкости не допускается.
Автомобиль справа:
-состояние и крепление двери кабины(Внешним осмотром, покачиванием открытой двери рукой в вертикальной плоскости)
Дверь должна быть надежно закреплена и при закрывании платно прилегать к кабине. Неокрашенные поверхности и коррозия не допускаются. Проем двери должен иметь исправные герметизирующие и уплотнительные прокладки. Зажим поворотного стекла, ручки двери к стеклоподъемника должны быть исправны и закреплены.
- действие замка двери.
Замок должен надежно запирать дверь и легко открываться, замок и петли двери должны быть смазаны.
- работа стеклоподъемника, состояние стекол двери.( Нажатием на кнопку наружной ручки или поворотом внутренней ручки, открыванием и закрыванием двери. Вращая ручку стеклоподъемника, поднять и опустить стекло двери)
Стекло должно свободно перемешаться в пазах двери и удерживаться в промежуточных положениях. Трещины, сколы и помутнения стекол и разрушение уплотнителей не допускается.
- состояние и крепление зеркала заднего вида
Зеркало заднего вида должно быть исправно и надежно закреплено.
- состояние и крепление подножки, крыла и их кронштейнов
Подножка, крыло и их кронштейны должны быть закреплены. Вмятины, разрывы и коррозия крыла не допускаются.
- передняя подвеска(Внешним осмотром и дополнительной затяжкой гаек ключами)
Рессора должна быть надежно закреплена и иметь хомуты с распорными втулками, листы и пальцы рессоры смазаны, резиновые буфера подвески исправны. Амортизатор должен быть надежно закреплен. Коррозия, трещины, продольное и поперечное смешения листов рессоры, течь жидкости и повреждения корпуса амортизатора не допускаются.
- колесо переднее (Внешним осмотром, дополнительной подтяжкой гаек ключами)
Гайки крепления колеса к ступице и бортового кольца к диску колеса должны быть надежно затянуты. Коррозия металлических поверхностей, течь масла из-под фланца (крышки) полуоси или колпака ступицы не допускаются.
- состояние шины переднего колеса.
Остаточная глубина рисунка протектора по центру беговой дорожки должна быть не менее 1 мм
наличие нефтепродуктов на поверхности шины; отслоения протектора и боковины; твердые включения на боковинах и протекторе.
-давление воздуха в шине (шинным манометром)Давление воздуха в шине должно соответствовать норме.
-состояние и крепление топливного бака
Топливный бак должен быть заправлен полностью и закреплен. Пробка топливного бака должна иметь исправную уплотнительную прокладку , цепочку и надежно фиксироваться на наливной горловине, а горловина исправную сетку фильтра. Течь горючего и вмятины топливного бака не допускаются.
-запасное колесо и действие механизма подъема
Запасное колесо должно быть исправно и надежно удерживаться держателем. Подъемный механизм должен обеспечивать легкость опускания и подъема колеса, шарнирные соединения держателя должны быть смазаны. Шина запасного колеса должна быть исправна, давление воздуха — соответствовать норме; вентиль шины должен иметь колпачок.
- борт платформы и тент, крепление тента и платформы, наличие и состояние дуг при снятом тенте.( Внешним осмотром, дополнительной затяжкой гаек ключами)
Борт, брусья платформы, тент и дуги не должны иметь повреждении. Тент должен быть надежно закреплен (может находиться на автомобильном складе части). Гайки стремянок крепления платформы должны быть затянуты» брызговики колес — исправны и закреплены, инструментальный ящик должен быть чистым и надежно закрываться.
- задние колеса (требования те же, что и для переднего)
-наличие масла в ступице (вывернуть пробку и определить визуально)
Уровень масла должен быть до нижнего края наливного отверстия.
Автомобиль сзади.
-Крепление и действие внешних световых приборов: задних фонарей, фонаря освещения номерного знака, световозвращателей.
Задние фонари и электропровода должны быть надежно закреплены, рассеиватели не должны иметь трещин. Провисание и нарушение изоляции проводов, коррозии задних фон а рей не допускается. Габаритные и стояночные огни, сигнал торможения и световозвращатели должны иметь красный цвет. Светомаскировочные насадки, вставки и фонарь подкузовной подсветки должны быть исправны и закреплены.Фонари заднего хода и освещения номерного знака должны излучать устойчивый белый свет. Цвет указателей Поворота за исключением автомобилей, у которых указатели поворота совмещены с габаритными фонарими (огнями), должен быть оранжевый, а лампы — гореть мигающим светом. Световое пятно от фонаря подкузовной подсветки не должно выходить за габариты платформы
- состояние и крепление тягово-сцепного устройства
Тягово-сцепное устройство должно быть надежно закреплено, шарнирные соединения — смазаны. Тяговый крюк должен свободно вращаться вокруг своей оси, защелка крюка — иметь шплинт с цепочкой.
Лебедка должна быть надежно закреплена, трос лебедки смазан и ровно уложен.
Уровень масла в картере редуктора лебедки должен быть до контрольного отверстия
- состояние бортовой платформы (кузова), сидений и дуг тента (при наличии тента)
Задний борт платформы должен быть исправен и надежно запираться крюком с цепью, на цепи запирания заднего борта должен быть чехол; петли борта и запоры должны быть смазаны; пол платформы не должен иметь сквозных щелей» сломанных досок и брусьев; сиденья платформы должны быть исправны и фиксироваться в транспортном а рабочем положениях.
Дуги тента должны быть исправны.
- наличие и исправность сигнализации из кузова в кабину(Нажатием на кнопку сигнализации в кузове). В кабине должен звучать сигнал.
Автомобиль снизу:
- состояние переднего моста
Мост и сапун должны быть чистыми, трубопроводы (шланги) привода тормозов не должны иметь повреждений и скручиваний. Гайки крепления рычагов, тяг рулевой трапеции и привода тормозов должны быть зашплинтованы.
Течь масла и тормозной жидкости не допускается
- уровень масла в картере переднего моста и картерах колесных редукторов.
Уровень масла в картере моста и картерах колесных редукторов должен быть до контрольного отверстия.
- состояние коробки передач, раздаточной коробки, пломбы вала спидометра
Коробка передач и раздаточная коробка должны быть чистыми, соединения тяг и рычагов привода управления зашплинтованы, вал спидометра опломбирован
- уровень масла в коробке передач и раздаточной коробке
Уровень масла должен быть до контрольного отверстия, а в коробке передачавтомобилейУрал-4320иКамАЗ-5320 между метками пробки-указателя. Течь масла через уплотнения не допускается
- состояние, крепление и установка валов карданной передачи(Внешним осмотром, покачиванием рукой и дополнительной затяжкой гаек ключами)
Люфт валов и шарниров карданной передачи не допускается. Болтовые соединения карданной передачи должны быть надежно затянуты. Стрелки выбитые на трубчатом валу и скользящей вилке карданного вала, должны совпадать (расположены одна против другой). Масленки крестовин должны быть обращены в сторону вала; шлицевые соединения и подшипники - смазаны, защитные муфты шлицевых соединении (обоймы сальников) — исправны и закреплены.
- состояние и крепление глушителя
Глушитель должен быть надежно закреплен и не иметь повреждений.
- состояние и крепление воздушных баллонов.наличие конденсата в них.
Воздушные баллоны должны быть исправны и закреплены, а конденсат из баллонов слит.
-состояние промежуточного и задних мостов
Мосты и сапуны должны быть чистыми, трубопроводы (шланги) привода тормозов не должны иметь повреждений и скручиваний. Течь масла и тормозной жидкости не допускается
-уровень масла в картере промежуточного и заднего мостов
Уровень масла в картерах должен быть до контрольного отверстия, а на автомобиле ЗИЛ-131—до метки на указателе.
-рама.
Трещины, деформация и коррозии лонжеронов и поперечин рамы, ослабление болтовых и заклепочных соединений не допускаются.
Автомобиль слева.
- на автомобиляхУрал 375Д и Урал 4320 уровень тормозной жидкости в бачках гидропривода тормозов. (Визуально или с помощью линейки)
Уровень тормозной жидкости в бачках должен быть на 15—20 мм ниже верхнего края наливного отверстии Загрязнение отверстия в пробке бачка не допускается.
-крепление рулевой сошки(резким поворотом рулевого колеса в обе стороны)
Люфта сошки на валу не должно быть.
-состояние и крепление поворотной фары.
Фара должна быть закреплена. Трещины на рассеивателе и коррозия металлических частей фары не допускаются.
Аккумуляторные батареи.
Аккумуляторные батареи должны быть закреплены, иметь сухую и чистую поверхность и отверстия в пробках без загрязнения. Открытые поверхности наконечников проводов, выводов и межэлементные перемычки батареи должны быть смазаны смазкой ПВК, а наконечники проводов надежно закреплены на выводах батареи.
-уровень электролита(стеклянной трубкой).
Уровень электролита и аккумуляторах должен быть на 10—15 мм выше предохранительного шитка.
-плотность электролита(денсиметром аккумуляторным)
Плотность электролита полностью заряженной аккумуляторной батарея при плюс 15"С должна г/см*:
для южных районов: — 1,25; для центральных районов-1,27; для северных районов—1,29; для районов с резко континентальным климатом: зимой — 1.31; летом —1,27 Понижение плотности электролита на 0,01 соответствует разряженности аккумуляторной батареи на 5—6%, Разница в плотности электролита в аккумуляторах проверяемой батареи не должна превышать 0,01.
Кабина внутри:
- свободный ход педали сцепления и рабочего тормоза.( Проверить с помощью приспособления или линейки)
Педали должны перемещаться без заедания и под действием усилия пружины возвращаться в исходное положение. Свободный ход педали рабочего тормоза у автомобилей с пневматическим (пневмогидравлическим) приводом тормозов проверять при наличии сжатого воздуха.
У автомобилей с гидравлическим приводом педаль не должна доходить до пола кабины на 1/3—1/2 полного хода, причем нога должна ощущать «жесткую» педаль. Ощущение «мягкой» педали свидетельствует о неисправности тормозного привода. Свободный ход педали сцепления и тормоза должен соответствовать норме (приложение 3).
- действие стояночного тормоза(Перемещением рычага (рукоятки) стояночного тормоза)
Рычаг стояночного тормози должен фиксироваться в заторможенном положении, а перемещение рычага соответствовать норме (приложение 3).
На автомобиле МАЗ-500 полный ход рычага стояночного тормоза должен быть 110—160 мм. На металлической обшивке кабины не допускаются вмятины, разрывы, неокрашенные места и коррозия.
- состояние кабины, сидений, противосолнечных козырьков.
Внутри кабины должно быть чисто. Пол кабины должен, закрыт резиновым ковриком. Обивка кабины, сидений и спинок не должна иметь повреждений. Противосолнечные козырьки должны быть исправны и удерживаться в заданном положении. Наличие не предусмотренных конструкцией автомобиля ковриков, ручек, занавесок и других предметов не допускается
-состояние и крепление контрольных приборов, опломбирование спидометра.
Контрольные приборы и лампы, выключатели и переключатели должны быть исправны и закреплены; спидометр — опломбирован; электропровода — надежно соединены с выводами приборов и изолированы. Нарушение изоляции проводов не допускается.
-действие переключателей режимов СМУ.
Переключатель режимов СМУ должен обеспечивать переключение на все режимы светомаскировки.
-действие ножного переключателя действия фар.
Ножной переключатель должен обеспечивать переключение ближнего и дальнего света фар. При включении дальнего света должна гореть сигнальная лампа на щитке приборов
Работоспособность сборочных единиц и автомобиля:
- легкость пуска, работа двигателя и контрольных приборов
устить и прогреть двигатель, изменяя частоту вращения коленчатого вала на слух, ипо приборам проверить его работу. Двигатель должен легко пускаться стартером, работать устойчиво без перебоев и стуков. При резком нажатии и отпускании педали управления дроссельной заслонкой (управлении подачей топлива) двигатель не должен останавливаться.
Давление масла в системе смазки и Воздуха в пневматической системе тормозов должно соответствовать норме (приложение 3).
Контрольные приборы должны быть исправны, а их показания при различных режимах работы двигателя стабильны.
Сигнальные лампы давления масла, температуры охлаждающей жидкости и аварийного состояния тормозов (при давлении воздуха в системе более 4 кгс/см2) гореть не должны, остальные должны гореть пои включении соответствующих приборов.
- действие стеклоочистителя.
Щетки стеклоочистителя должны плотно прилегать по всей длине к поверхности ветровых стекол, перемещаться без заедания.
- действие звукового сигнала.( Нажатием на кнопку (выключатель) звукового сигнала)
Звук должен быть сильным, без дребезжания.
- действие отопителя кабины.
В кабину должен подаваться воздух.
- герметичность пневматической системы.
Утечка воздуха из пневматической системы не допускается.
- угол свободного поворота рулевого колеса (у автомобилей с гидроусилителем руля).
Проверять при работающем двигателе с помощью прибора модели НИИАТ К-402 (К-187). Угол свободного поворота рулевого колеса не должен превышать нормативных значений (приложение 3).
- давление воздуха в шинах автомобилей, оборудованных системой регулирования давления воздуха в шинах(Проверять по манометру при нейтральном положении рычага крана управления, открытых шинных и колесных кранах)
Давление воздуха в шинах соответствовать норме.
- действие устройства для обмыва ветрового стекла
Струя жидкости, вытекаемая из жиклеров омывателя, должна попадать на стекло в верхнюю часть секторов, описываемых щетками стеклоочистителя.
- установка зажигания на автомобилях с карбюраторным двигателем.
При движении автомобиля по ровной дороге на прямой передаче со» скоростью 20—30 км/ч и резком нажатии на педаль управления дроссельными заслонками должна появиться легкая кратковременная детонация (стуки), исчезающая при скорости 40—50 км/ч.
- работа сцепления
Спидометр должен показывать скорость движения и пройденный путь.
- работа сцепления, коробки передач, раздаточной коробки, колесных редукторов, карданной передачи, ведущих мостов.
Не должно быть резко выделяющихся шумов, стуков, вибрации автомобиля и самопроизвольного выключения передач.
- действие рабочего тормоза(Нажатием на педаль тормоза при пробеге)
Автомобиль должен затормаживаться с одного нажатия на педаль тормоза. Неодновременное затормаживание колес и «увод» автомобиля не допускаются.
- действие стояночного тормоза.
Стояночный тормоз должен надежно удерживать автомобиль на уклоне 16% (9°).
После остановки автомобиля проверить:
- степень нагрева ступиц колес итормозных барабанов.
Касанием тыльной стороной ладони поверхности ступицы колеса или тормозного барабана. Ступицы колес и тормозные барабаны нагреваться не должны (ощущения ожога не должно быть)
- нет ли течи горючего масла и рабочих жидкостей.
Течь горючего, масла и других рабочих жидкостей не допускается.
- работу центрифуги (фильтра очистки масла)
После остановки двигателя ротор центрифуги должен продолжать вращение 2—3 мин (издавать характерное постепенно затихающее гудение)
Книга осмотра (проверки) машин подразделения.
-Записать результат осмотра в книгу и установить срок устранения обнаруженных недостатков и неисправностей.