По назначению и типу установленного рабочего оборудования автомобили делятся на бортовые, автосамосвалы, специализированные и тягачи.

Вопрос

Все строительные работы могут быть разделены на работы по возведению подземной части здания, надземной части здания -«коробки», внутренние работы, работы специальные, работы внутриплощадочные - подготовительные, устройство коммуника­ций, благоустройство.

Внутренние работы можно разделить на две группы. Первая группа включает в себя устройство перегородок, заполнение дверных и оконных про­емов (для крупноблочных, монолитных и кирпичных зданий), вы­полнение специальных видов работ, устройство встроенной мебели, подготовку под по­лы, настилку дощаных полов или черных полов под паркет. Вторая группа - отделочные работы: остекление, штукатурка, настил­ка полов, облицовка, подготовка поверхностей под окраску.

Специальные строительные работы - это уже упомянутые электромонтажные и санитарно-технические работы, монтажу систем вентиляции, связи, пожаротушения.

Строительные процессы классифицируется по следующим признакам:

• технологичности;

• степени механизированности;

• сложности.

По признаку технологичности процессы могут быть основные, вспомогательные, транспорт­ные.

Основные - это процессы по непосредственному возведению конструкций и выполнению работ, например, монтаж конструк­ций, кладка кирпичной стены, ее штукатурка и т. д.

К вспомогательным процессам относятся процессы, обес­печивающие возможность выполнения основных процессов (устройство подмостей и лесов при кладке кирпичных стен, приготовление раствора при штукатурке).

Транспортные процессы - это процессы, связанные с доставкой материалов и деталей к рабочему месту.

По степени механизированности строительные процессы делятся на механизированные, полумеханизированные и ручные.

Механизированными называют процессы, выполняемые с помощью машин (монтаж конструкций подъемным краном, рытье траншеи экскаватором).

Полумеханизированные процессы характеризуются тем, что наряду с применением машин используется ручной труд.

Ручные процессы выполняются либо вовсе без инструментов ( погрузка-разгрузка и переноска), либо с применением простейших инструментов.

По степени сложности строительные процессы бывают простые и комплексные. Простой процесс савокупность технологически связанных рабочих операций, обеспечивающих получение законченной продукции. К простым процессам относятся рытьё грунта экскаватором, установка конструк­тивного элемента в проектное положение. Комплексный процесс — это совокупность технологически связанных рабочих процессов, необходимых для выполнения строительно-монтажных работ. Пример - железобетонные работы (установка опалубки и лесов, армирование, бетонирование, распалубка конструкции и др.).

Рабочая операция - это элементарный процесс, техноло­гически однородный и неделимый. В процессе кирпичной кладки, выполняют следующие операции: подачу и расклад­ку кирпича на стене, расстилание раствора, укладку кирпича на раствор, расшивку швов и др.

Рабочие операции складываются из рабочих движений (приемов).

Вопрос

Рабочим местом называют про­странство, в пределах которого находятся и перемещаются рабо­чие, материалы, машины и приспособления, участвующие в строи­тельном процессе. Захватками называют часть здания или со­оружения, характеризуемую примерно равной трудоемкостью, перечнем и количеством (объемом) строительных процессов и соответственно одинаковой продолжительностью их выполнения.

Фронтом работы называют участок строительного объек­та, отводимый бригаде (звену) для выполнения какого-либо строи­тельного процесса. Размеры этого участка должны быть достаточ­ными для рационального размещения бригады рабочих, машин, инструментов, строительного инвентаря, материалов. Фронтом работы бригады является захватка, а для звена - делянка.

Фронт работ должен соответствовать объему выполняемых работ в смену. Размер делянки, захватки, фронта работ определяют в физических единицах измерения вы­полняемой работы.

.

Вопрос

Профессия рабочих определяется видом выполняемых ими работ (монтажник, каменщик, бетонщик, арматурщик и т. д.). Квалификация рабочего характери­зуется его знаниями, опытом, степенью сложности и трудности работ, чем выше квалификация, тем выше разряд.

В состав звена входят 2-5 рабочих одной профессии разной квалификации. Бригада состоит из нескольких звеньев. Бригады из рабочих одной профессии, называют специализированными. Бригады, в которые входят рабо­чие разных профессий - комплексными. Бригадир — наиболее квали­фицированный рабочий.



По назначению и типу установленного рабочего оборудования автомобили делятся на бортовые, автосамосвалы, специализированные и тягачи. - student2.ru

Необходимая численность бригады определяют следую-ш образом:

По назначению и типу установленного рабочего оборудования автомобили делятся на бортовые, автосамосвалы, специализированные и тягачи. - student2.ru где Тр. - нормативная трудоемкость (норма затрат труда) работы, чел/ ч;

Дл. - срок выполнения работы, дней (смен);

С - средний процент выполнения норм выработки;

8 - продолжительность рабочей смены, час.

Нормативная трудоемкость процесса - затрат труда

По назначению и типу установленного рабочего оборудования автомобили делятся на бортовые, автосамосвалы, специализированные и тягачи. - student2.ru где V - общий объем работ;

Нер - норма времени, которая устанавливает необходимые за­траты рабочего времени или времени работы машины для из­готовления единицы строительной продукции;

И— количество измерителей на норму времени.

Нормы времени на простые процессы приведены в ЕНИРах на комплексные - в СНиПах.

Нормой выработки называется то количество продукции, которое должно быть выработано рабочим или звеном рабочих в единицу времени.

По назначению и типу установленного рабочего оборудования автомобили делятся на бортовые, автосамосвалы, специализированные и тягачи. - student2.ru
По назначению и типу установленного рабочего оборудования автомобили делятся на бортовые, автосамосвалы, специализированные и тягачи. - student2.ru

По назначению и типу установленного рабочего оборудования автомобили делятся на бортовые, автосамосвалы, специализированные и тягачи. - student2.ru При повышении ном выработки процент снижения норм времени (продолжительности выполнения работ) определяется по формуле:

где С - снижение нормы времени, %;

П- повышение нормы выработки, %.

При снижении норм выработки процент повышения норм времени вычисляется по формуле:

По назначению и типу установленного рабочего оборудования автомобили делятся на бортовые, автосамосвалы, специализированные и тягачи. - student2.ru где Tli ~ повышение норм времени, %;

С - снижение нормы выработки, %.

По назначению и типу установленного рабочего оборудования автомобили делятся на бортовые, автосамосвалы, специализированные и тягачи. - student2.ru При повышении норм времени процент снижения норм работки находится по формуле:

По назначению и типу установленного рабочего оборудования автомобили делятся на бортовые, автосамосвалы, специализированные и тягачи. - student2.ru При снижении нормы времени процент повышения норм выработки:

Производительность труда определяется количеством доброкачественной продукции, вырабатываемой рабочим в едини­цу времени.



Вопрос 4

Подготовка территории

К подготовке территории относят следующие работы: снос и разборку ветхих строений, вывозку мусора, корчевку пней, перекладку или перенос коммуникаций, отвод поверхностных и подземных вод, укрепление грунтов.

Способ сноса строенийзависит от их типа, вида конструкций, степени их изношенности. При сносе строений с хорошо сохранившимися кирпичными стенами производят сверху вниз разборку кровли, перекрытий, перегородок и заполнений проемов. Обрушение несущих и ограждающих стен производят с помощью тракторов или бульдозеров и тросов, закрепляемых к верху обрушаемого массива.

При значительном износе снос его методом разрушения с применением экскаваторов, оснащенных клин- или шар-молотами, бульдозеров, или подрывом.

Разборку конструкций полносборных зданий осуществляют в порядке обратном порядку монтажа. Разборка строительных конструкций. Демонтаж перегородок, оконных и дверных заполнений.

Очистку территории от леса производят с помощью техники: тракторов-древовалов со специальным навесным оборудованием.

Отвод поверхностных и подземных вод. Вода на строительной площадке может быть подземная и поверхностная, которая поступает на площадку в результате дождей, снегопадов. Отвод поверхностных вод осуществляют с помощью системы канав.

Подземные воды могут быть отведены временно или постоянно. Временный отвод заключается в понижении уровня подземных вод ниже отметок заложения фундаментов на время производства работ. Воду насосами через напорные трубопроводы откачивают в водоем.

Постоянный отвод подземных вод осуществляют с помощью дренажей. Дренажи могут быть открытыми и закрытыми. В качестве дренажей наиболее часто применяют: в неглубоких канавах - поверхностные лотки, в закрытых глубоких траншеях - заполнение щебнем, крупнозернистым песком.

Укрепление, упрочнение грунтов. Следующие способы: силикатизация, битуминизация, цемента­ция, глинизация, смолизация, обжиг и замораживание.

Силикатизациюприменяют для укрепления мелкозернистых песчаных грунтов водонасыщенных и сухих, а также плывунов, просадочных лессов и лессовидных суглинков. Материалами для силикатизации служат жидкое стекло и хлористый кальций.

Способ битуминизациизаключается в нагнетании горяч­го битума в полости и трещины кавернозных пород через пробу­ренные скважины. Этот метод можно применять только в сухих, песчаных и скальных грунтах.

Цементациягрунта заключается в том, что через скважины в грунт под давлением нагнетается цементный раствор

Метод глинизациисостоит в нагнетании в грунт суспензии бентонитовой глины. Глина при увлажнении набухает, и силы набухания противостоят силе просадки.

Закрепление грунтов с помощью инъекцирования в грунт гелеобразующей смеси, приготовленной из разбавленного раствора карбамидной смолы, называется смолизацией.

Обжиг - под действием высокой температуры грунт спекается и упрочняется.

Для укрепления плывунов используют замораживаниегрунта.. По инъекто-рам циркулирует охлаждающий реагент.



Вопрос 5

Ограждение строительной площадки выполняют сборно-борное из инвентарных щитов. Вдоль ограждения с наружной его стороны устраивают козырек.

Должна быть создана геодезическая разбивочная основа. Определение и закрепление на местности осей котлованов, траншей, насыпей, их глубины или высоты называют геодезической разбивкой.

Работы на строительной площадке начинают с определения местоположения углов возводимого здания относительно опорной строительной сетки. Крайние оси здания закрепляют в углах обноской (стойки, устанавливаемые по периметру сооружения через 3-4 м).

Разбивают котлованы и траншеи непосредственно перед отрывкой.

Временные сооружения возводят для размещения в них бытовых помещений, складов, производственных помещений, источников энергоснабжения.

К временным сооружениям относят и временные сети для подвода к строительной площадке электроэнергии, воды, тепла, а также временные автомобильные дороги.



Вопрос 6

В зависимости от характера груза и условий их перевозки все грузы делят на три группы:

- сыпучие или навалочные, транспортируемые без упаковки, допускающие погрузку и выгрузку навалом;

- мелкие штучные, требующие погрузки и выгрузки специальными средствами с применением различной упаковки (тары);

- строительные детали, конструкции и полуфабрикаты, в том числе крупногабаритные и длинномерные, требующие для перевозки специальные транспортные средства.

Ппорошкообразные и жидкие материалы отнесены ко второй группе грузов, либо перевозить­ся специальным транспортом и принадлежать к третьей.

Классификация транспорта

Транспорт подразделяют на вертикальный и горизонтальный на внешний и внутрипостроечный. В качестве внешнего используются все виды транспорта -железнодорожный, водный, автомобильный, тракторный, воздушный. Для внутрипостроечного применяется множество грузоподъемных машин (краны, погрузчики, транспортеры, подъемники).

Основными характеристиками транспортных средств являются:

• грузоподъемность

• объем рабочего органа

• тяговое усилие для транспортных средств, используемых в качестве тягачей.



Вопрос 7

Автомобильный транспорт. В зависимости от типа двигателя различают автомобили карбюраторные, дизельные, газогенераторные, газобалонные и электрические.

Вопрос 8

Внутрипостроечными транспортными машинами являются строительные краны, подъемники, транспортеры, погрузчики.

Виды кранов: самоходные стреловые, башенные, "нулевики", легкие переносные краны, стационарные, козловые, кабельные, а также специальные краны - плавучие, летающие (вертолеты), трубоукладчики.

Вопрос 9

Виды кранов: самоходные стреловые, башенные, "нулевики", легкие переносные краны, стационарные, козловые, кабельные, а также специальные краны - плавучие, летающие (вертолеты), трубоукладчики.

Стреловые краны.

Основные характеристики стреловых кранов - максимальная грузоподъемность, грузовой момент, длина стрелы, высота подъема и вылет крюка. Зависимость высоты подъема крюка и его грузоподъемности от вылета стрелы выражается кривой, называемой грузовысотной характеристикой крана.

По конструкции ходового устройства самоходные краны делятся на краны гусеничные и пневмоколесные. Последние разделяются на краны автомобильные, краны на специальном шасси автомобильного типа (пневмоколесные).

Пневмоколесные краны. установлены на специально для них созданные шасси.

Башенные краны - для возведения жилых и общественных зданий и их ремонта. Эти краны бывают передвижными, передвигающимися по наземным путям, стационарными, приставными. По типу башен - с поворотной башней и неповоротной с поворотным оголовком, по типу конструкции стрелы - на краны с подъемной стрелой и балочной.

Передвижные башенные краны различают по типу ходового оборудования - рельсовые, автомобильные, пневмоколесные, гусеничные. Преимущественное применение получили башенные краны, передвигающиеся по рельсовым подкрановым путям.

Основными элементами башенного крана являются: башня, стрела, опорная рама. Основными характеристиками башенного крана служат вылет стрелы, высота подъема крюка, и грузоподъемность.

Краны-"нулевики" - как и башенные краны, они перемещаются по подкрановым путям, но отличаются от последних отсутствием башни. Предназначены для ведения работ ниже нулевой отметки, поэтому дополнительной характеристикой такого крана является максимальная глубина опускания груза относи­тельно уровня стоянки крана.

Легкие переносные краны - перемещать грузы массой до 1 т на расстояние до 4 м. Он состоит из основания и поворотной платформы, на которой смонтированы противовес, лебедка и стрела.

Стационарные краны - для монтажа сверхтяжелых конструкций и оборудования на ограниченном пространстве и на большую высоту иногда используются мачтовые краны.

Кабельне краны - для перемещения груза на большие расстояния. Кран имеет две опоры обычно башенные, закрепленных расчалками. Между опорами натягивается канат, по которому двигается грузовая тележка с полиспастом.

Козловые краны - для монтажа тяжелого оборудования, привозведении протяженных монолитных сооружений, при производстве железобетонных изделий в полигонных условиях. Кран состоит из мостовой балки (фермы), которая опирается на две опоры, установленные на ходовые рельсовые тележки. По мостовой балке передвигается грузовая тележка.



Вопрос 10

Земляные сооружения - это (результат) земляных работ. Земляными работами называют планировку участков для строительства, рытье котлованов и траншей для устройства фундаментов и прокладки коммуникаций, разработку выемок и отсыпку насыпей при прокладке дорог и каналов, устройство временных земляных перемычек при перекрытии рек, обратную засыпку и т. д.

Земляные сооружения разделяют на постоянные и временные. К постоянным относят плотины, дамбы, , русла каналов и т.д.; к временным - котлованы и траншеи для возведения фундаментов, траншеи для прокладки инженерных коммуникаций и т. д.

Траншеей принято называть длинные узкие (шириной не более 2,5-3,0 м) выемки. Котлован - это выемки шириной более 3 м и с сопоставимыми размерами длины и ширины.

Если грунт для насыпи или обратной засыпки берется из выемки за пределами строительной площадки, то такие выемки называются резервами. Если грунт из выемки складируется в насыпи без перспектив использовать этот грунт в процессе строи­тельства или для обратной засыпки, то такая насыпь называется кавальером, а место отсыпки кавальера называется отвалом.

Если отсыпка грунта из отвала используется для полного закрытия подземного сооружения или коммуникаций, ее называют обратной засыпкой.

Основными элементами, составляющими характерные профили земляных сооружений, являются: для выемок - дно и боковые поверхности, для насыпей - подошва насыпи и ее откосы. Боковые поверхности выемок могут быть либо в виде вертикальных стенок, либо в виде наклонных откосов. Линия, образованная пересечением плоскости откоса и дна выемки (подошвы насыпи), называется основанием откоса. Линия, образованная пересечением плоскости откоса и поверхностью земли (верхней плоскостью насыпи) - бровкой откоса. Для снижения нагрузки на основание откоса (увеличения его устойчивости) в откосе устраивают горизонтальную ступеньку, называемую бермой.



Вопрос 11

Грунтами называют горные породы и почвы, залегающие в верхнем слое земной коры, состоящие из минеральных частиц и органических примесей.

Различают грунты: песчаные (супесь и песок), глинистые (глины и суглинки), скальные (изверженные и осадочные), растительные, лессовые.

Технологические свойства: плотность, влажность, способность поглощать, удерживать влагу и размываться ею, разрыхляемость и уплотняемость, пористость,угол естественного откоса, сцепление, удельное сопротивление резанию и т. д.

Для возведения насыпей пригодны не все виды грунтов. Для отсыпки не допускаются ил, плывун, гипс, рыхлые солончаки и пучинистые глинистые грунты. Из торфа, мела возводят насыпи высотой до 3 м с обязательной засыпкой сверху землистыми грунтами. Дерн применяют лишь для укрепления откосов.

Все земляные сооружения должны быть прочными, с ус­тойчивыми откосами, высокой сопротивляемостью дождю, снегу и морозам, размывающему действию воды, способными воспринимать расчетные нагрузки, иметь конфигурацию и размеры в соот­ветствии с проектом и сохранять их в процессе эксплуатации.

Важнейшим требованием к постоянным и временным со­оружениям является обеспечение устойчивости их боковых по­верхностей - откосов. Оптимальная крутизна откосов, характеризуемая коэффициентом откоса , устанавливается строительными нормами и правилами в зависимости от вида сооружения, его высоты или глубины, каче­ства грунта. В массивных невыветривающихся скальных породах допускаются вер­тикальные стенки выемок.

Во всех грунтах, кроме песчаных, насыпных и лессовид­ных, могущих подвергаться увлажнению, коэффициент откоса временных выемок в целях безопасности (во избежание сползания призмы обрушения) принимается не менее 1.



Вопрос 12

Технологические свойства: плотность, влажность, способность поглощать, удерживать влагу и размываться ею, разрыхляемость и уплотняемость, пористость, угол естественного откоса, сцепление, удельное сопротивление резанию и т. д.

Угол естественного откоса - угол при котором грунт находится в состоянии предельного равновесия, определяет крутизну устойчивых откосов выемок и насыпей, зависит от угла внутреннего трения, сил сцепления и других физических свойств грунта.

Надежность и устойчивость любого земляного сооружения всегда тем больше, чем плотнее удалось получить грунт в этом сооружении.

Степень разрыхления грунтов учитывают коэффициентом первоначального (Кр) и остаточного (К0) разрыхления.

Трудность разработки грунта зависит от его свойств и конструктивного исполнения рабочего органа землеройного или землеройно-транспортного оборудования.



Вопрос 13

Поперечное сечение призмы грунта представляет собой (рис. 4.7) либо равнобедренный треугольник, площадь которого равна:

 
  По назначению и типу установленного рабочего оборудования автомобили делятся на бортовые, автосамосвалы, специализированные и тягачи. - student2.ru

Зная эти параметры, можно определить объем земляных работ, представляющий собой объем земляного сооружения. Еди­ницей измерения объемов земляных работ является кубический метр грунта в естественном состоянии.

При расчетах объемов работ протяженных земляных со­оружений (рис. 4.8) продольный профиль сооружения делят на участки в характерных точках - точки изменения уклона рельефа или проектного профиля (красной линии).

В пределах каждого участка геометрическая форма соору­жения представляет собой призматоид (рис. 4.9), объем которого при длине его до 50 м и перепаде высот до 0,5 м может быть с дос­таточной степенью точности подсчитана по следующей приближенной формуле:

 
  По назначению и типу установленного рабочего оборудования автомобили делятся на бортовые, автосамосвалы, специализированные и тягачи. - student2.ru

.

       
    По назначению и типу установленного рабочего оборудования автомобили делятся на бортовые, автосамосвалы, специализированные и тягачи. - student2.ru
 
  По назначению и типу установленного рабочего оборудования автомобили делятся на бортовые, автосамосвалы, специализированные и тягачи. - student2.ru

Для получения полного объема линейного сооружения объемы отдельных призматоидов суммируются



Вопрос 14

Земляные работы представляют собой комплекс процессов основных (разработка грунта, его перемещение и укладка), подготовительных и вспомогательных. Подготовительные процессы (устройство водоотвода, понижение уровня грунтовых вод, искусственное закрепление слабых грунтов).

В частности к вспомогательным работам относится устройство временных креплений котлованов и траншей. Как правило, крепление производят при ведении работ в сложных гидрогеологических условиях.

В зависимости от вида грунта, ширины и глубины выемок и сроков службы применяют различные типы креплений. Для узких траншей глубиной 2-4 м в сухих грунтах используют горизонтально-рамное крепление.

Стойки устанавливают по длине траншеи на расстоянии 1,5-1,7 м одна от другой, а распорки - через 0,6-0,7 м по высоте.

В тех случаях, когда исключается возможность установки распорок (например, при разработке широких котлованов), применяют анкерные, подкосные или консольные крепления, а также различные их сочетания (консольно-анкерные, консольно-подкосные).

Крепление вертикальных стенок траншей глубиной до 3 м должно быть, как правило, инвентарным (сборные щиты, объединенные со стойками, металлические распорки, объемные переставные блоки и т.д.).

Выемки, разрабатываемые в сложных гидрогеологических условиях, крепят сплошным шпунтовым ограждением, которое забивается по периметру выемки до начала разработки грунта. В качестве шпунта используют деревянные пластины (доски, брусья) или стальной прокат специального профиля.



Вопрос 15

Разработка грунта землеройно-транспортными машинами выполняется при планировке территории, срезке растительного слоя, возведении насыпей, зачистке недобора грунта в котлованах после работы экскаватора и т. п. Основные типы землеройно-транспортных машин: бульдозеры, скреперы, грейдеры. Все они относятся к машинам периодического (цикли­ческого) действия.

Бульдозеры. Бульдозер представляет собой трактор (гусеничный или колесный) с навесным оборудованием в виде отвала с ножом. Отвал бывает поворотный и неповоротный. Бульдозер с поворотным отвалом называют универсальным. Бульдозером грунт перемещают до 100 м.

В целях уменьшения потерь грунта при перемещении его бульдозером для выемок глубиной не более 2 м применяют траншейную разработку грунта, при которой сначала разрабатывают на всю глубину параллельные траншеи, разделенные стенками, а затем - стенки. Для выемок глубиной более 2 м применяют ярусно-траншейную разработку, при которой удаляется по ярусам высотой-1,5 м.

При перемещении грунта на большие расстояния резание грунта в забое обычно осуществляется стружкой постоянной толщины. Применяют также резание стружкой клиновидной или гребенчатой формы.

Грунт перемещают на расстояние более 100 м, используют скреперы. Скреперы бывают прицепные, полуприцепные и самоходные. Емкость ковша колеблется от 6 до 25 м . Состоит скрепер из тягача, ковша с заслонкой и буферного устройства.

Схема движения скрепера зависит от расположения забоя и места отсыпки грунта. При выборе схемы движения необходимо :

- путь скрепера должен быть самим коротким;

- должно быть наименьшее число поворотов;

- должна быть наименьшая крутизна подъемов;

- прохождение поворотов необходимо организовать по возможности при пустом ковше.

Применяют схемы движения скрепера по эллипсу, восьмеркой, по спирали.

При разработке грунта бульдозером используют три способа резания — стружкой постоянной толщины, клиновым и гребенчатым профилем.

Резание клиновой стружкой сокращает путь набора ковша и является наиболее производительным.

Для профилирования дорог, планировочных работ с перемещением грунта до 25 м, применяют грейдеры,которые бывают прицепными и самоходными - (автогрейдеры). Автогрейдеры, состоит из силовой установки, рамы, ходовой части, рабочего оборудования. Рабочим оборудованием автогрейдера является подъемный нож. Они часто оборудуются сменным оборудованием - плужным снегоочистителем, откосником, кирковщиком.



Вопрос 16

По принципу действия экскаваторы разделяются на цикличные (одноковшовые экскаваторы) и непрерывного действия (многоковшовые с ковшовой цепью или многоковшовые ротор­ные).

Роторный многоковшовый экскаватор состоит из трактора, навешенного на него ротора с ковшами и поперечного транспортера для удаления грунта из зоны добычи. Многоковшовый экскаватор с ковшовой цепью - это тот же трактор, те же ковши, только посаженные на ковшовую цепь.

В зависимости от ходовой части экскаваторы подразделяются на гусеничные, певмоколесные, автомобильные и шагающие.

Одноковшовые экскаваторы.Основной характеристикой одноковшовых экскаваторов является емкость ковша.

Привод бывает гидравлический и механический.

Рабочее оборудование бывает следующих типов: прямая лопата, обратная лопата, драглайн, грейфер.

Прямую лопату применяют обычно для разработки выемок значительных размеров, особенно она удобна при разработке грунта с погрузкой в транспортное средство.

Обратная лопата используется при разработке грунтов, которые находятся ниже уровня стоянки экскаватора.

Драглайн, грейфер используют для разработки выемок любой ширины и глубиной, не превышающей максимальной глубины резания.



Вопрос 17

Экскаваторным забоем называется рабочая зона экскаватора. К этой зоне относят площадку, где размещается экскаватор, поверхность разрабатываемого грунта и место установки транспортных средств. Отработанные участки называются проходками.

Выемки разрабатывают в лобовых или боковых забоях.

В лобовом забое экскаватор разрабатывает грунт впереди себя и отгружает его на транспортные средства, которые подают к экскаватору по дну забоя. Автомобили подходят задним ходом попеременно то с одной, то с другой стороны забоя. Лобовой забой применяют редко.

В боковом забое экскаватор разрабатывает грунт по одну сторону от оси движения и грузит его на транспортные средства, подаваемые по другую сторону от оси проходки. При этом благоприятные условия для движения транспорта.

В боковом забое экскавация грунта может осуществляться либо в направлении, совпадающем с перемещением экскаватора -торцевой разработкой, либо перпендикулярно направлению пере­мещения - боковой разработкой.

Если экскаватор перемещается вдоль возводимого сооружения, это означает, что он разрабатывает выемку продольными проходками. Продольные проходки использую! обычно для разра­ботки крупных выемок большой протяженности.

При значительных в плане размерах выемки целесообразно разрабатывать ее поперечными проходками вдоль меньшей стороны.

 
  По назначению и типу установленного рабочего оборудования автомобили делятся на бортовые, автосамосвалы, специализированные и тягачи. - student2.ru


Вопрос 18

Сваи применяют для устройства фундаментов промыш­ленных и гражданских зданий, при строительстве опор мостов.

Сваи можно классифицировать по следующим признакам:

- способу передачи нагрузок от сооружения на грунт;

- технологии устройства;

- назначению;

- материалу конструкции и формам поперечного сечения.

По способу передачи нагрузки на грунт сваи бывают вися­чие и сваи-стойки.

По технологии устройства сваи подразделяются на погру­жаемые различными способами (такие сваи, естественно, изготов­лены заранее), их еще называют забивными; и набивные - изготав­ливаемые на месте их работы - в проектном положении.

По назначению сваи бывают одиночные, свайные кусты, совместно работающие в свайном поле, и шпунтовые.

Материалом для изготовления свай может служить дерево, металл, бетон и железобетон, уплотненный грунт, песок, щебень, грунтобетон.

Форма поперечного сечения может быть квадратной, прямоугольной, многогранной, круглой, сплошного сечения, полые, трубчатые и сваи-оболочки.

Висячие сваи передают нагрузку от сооружения на грунт за счет трения между боковой поверхностью сваи и грунтом, сваи-стойки - опиранием заглубленного конца сваи на плотные слои грунта



Вопрос 19

Забивные сваипогружаются в грунт различными способами - статическими, динамическими и комбинированными.

Статические способы - это вдавливание, подмыв, завинчивание.

Вдавливание применяют при погружении коротких свай сплошного и трубчатого сечения, оно эффективно для погружения железобетонных свай во влажные глинистые и суглинистые грунты. Для вдавливания используют установки, смонтированные из двух тракторов, вес которых через систему полиспастов и обойму передается на сваю, и внедряет ее в грунт.

Подмывом ускоряют погружение свай при использовании любых способов погружения.

Завинчивание используется для погружения в грунт винтовых свай - это сваи, имеющие винтовой наконечник. Для этого используется – кабестаны, Кабестан представляет собой механизм, включающий две пары захватов, обнимающих сваю и передающих ей вращательное движение при погружении в грунт.

Из динамических способов (забивка) и вибропогружение.

Забивка осуществляется молотами - это устройства по принципу привода разделяющиеся на механические, паровоздушные и дизельные молоты. Сваебойный агрегат включает три обязательных элемента:

- шасси (трактор, экскаватор).

- устройство для установки сваи в вертикальное положение и сохранения его во время забивки - копер;

- и собственно молот.

Механический молот — это металлическая отливка весом 0,1-3,0 т с захватным устройством и лебедкой.

Более производительны паровоздушные молоты, гидромолоты, и дизельмолоты.

Паровоздушные молоты по характеру использования энергии делятся на молоты простого и молоты двойного действия. Состоят из массивного корпуса, внутри которого находится паровой цилиндр. Энергия пара или сжато­го воздуха используется при холостом ходе для подъема ударной части. Энергия пара или сжатого воз­духа используется для дополнительного увеличения скорости па­дения ударной части.

Большее распространение получили дизельмолоты. У них один недостаток - затруднена забивка свай в слабые грунты.

Вибропогружение осуществляют с помощью вибропогружателей - это по существу вибратор, закрепляемый на верхнем конце сваи.

Способы комбинированные представляют собой самые разные комбинации как статических, так и динамических методов: забивка с вибрацией вибромолотами, забивка с подмывом. Наиболее часто применяемым является погружение с помощью вибромолотов.

Набивные сваив зависимости от конструкции и способа изготовления различают:

- набивные бетонные, с трамбованием бетона во время подъема обсадной трубы;

- грунтовые набивные (скважины уплотнения);

- вибросваи;

- сваи с уширенной пятой;

- буронабивные;

- вибонабивные;

- штампонабивные и т. д.

Для всех видов требуется бурение скважины. При устройстве буронабивных свай в неустойчивых обводненых грунтах для удержания стенок сква­жины от обрушения применяют глинистый раствор.

Перед устройством ростверка.

По назначению сваи бывают одиночные, кусты свай, сваи, совместно работающие в свайном поле, шпунтовые.

Вопрос 20

Для водонепроницаемых перемычек и экранов в гидротех­ническом строительстве, крепления вертикальных стенок котло­ванов, устройства набережных, причалов и т. п. используются шпунтовые сваи, погружаемые вплотную одна к другой, для обра­зования сплошной стенки, называемой шпунтовым рядом.

Шпунтовые сваи могут быть деревянными с прямоуголь­ным или треугольным шпунтом, металлическими с плоским, U-образным или Z-образным поперечным сечением (рис. 6.5), желе­зобетонными - плоскими или (реже) двутавровыми, всегда пред-напряженными.

По назначению и типу установленного рабочего оборудования автомобили делятся на бортовые, автосамосвалы, специализированные и тягачи. - student2.ru



Вопрос 21

Каменные конструкции возводят из природных и искусственных камней. Природные камни рваного бутового камня, тесаного бутового камня, пиленых камней из известняка, пемзы, туфа, ракушечника. Искусственные - кирпич глиняный (керамический): полнотелый, пустотелый, по­ристый, отделочный; кирпич силикатный; блоки керамические, блоки легкобетонные.

Камень правильной формы имеет шесть плоскостей, наибольшую из которых (опорную) называют постелью, длинные боковые грани - ложками, а корот­кие - тычками.

В зависимости от использованного вяжущего кладочные растворы могут быть простыми (цементными или известковыми), сложными (цементно-известковыми, цементно-глиняными), а в зависимости от заполнителя - теплыми (на легких заполнителях), холодными (на тяжелых заполнителях). По прочности раствор разделяют на марки 4, 10, 25, 50, 75, 100, 150 и 200.

Раствор должен обладать достаточной удобоукла-дываемостью, которая повышается введением в раствор пластификаторов: (известь, глина, активные минеральные добавки).

Кроме пластификаторов в состав кладочных растворов мо­гут вводиться другие добавки для модификации его свойств. На­пример, снизить температуру замерзания могут противоморозные добавки (хлористый натрий, поташ). Песок не должен со­держать частиц крупностью более 5 мм.

Назначение кладочного раствора: скрепление камней, пе­рераспределение нагрузок, обеспечение плотности кладки.



Вопрос 22

Каменная кладка выполняется рядами. Бывают ложковый ряд и тычковый. Все наружные ряды кладки с обеих сторон называются верстами. Версты бывают наружными и внутренними. Версты могут быть ложковые и тычковые. Внутренние ряды кладки, уложенные между верстами, называют забутовочными рядами.

Толщина раствор­ного шва- 10 мм

Если раствор в швах не доходит до

Наши рекомендации