Проектирование конструкций дорожных

ОДЕЖД НЕЖЕСТКОГО ТИПА

3.1. РАСЧЁТ ДОРОЖНОЙ ОДЕЖДЫ

1) Исходные данные

· Местоположение – Московская область, г. Москва.

· Категория автомобильной дороги – магистральная дорога II класса

· Тип грунта – песок крупный

· Уровень грунтовых вод – 2,5 м.

· Геолого-грунтовые условия (глубина скважины принимается 5 метров).

Варианты Грунт Показатели
Относительная влажность Сцепление, МПа Угол внутреннего трения Модуль упругости грунтов, МПа
Песок крупный 0,6 0,003
4 (7) Суглинок 0,7 0,007 6,5

Дорожно-строительные материалы:

Вид грунта 4 вариант
Песок гравелистый, крупный, МПа
Пески мелкие, МПа -
Щебеночные смеси, МПа -
Щебеночно-гравийно-песчаные смеси, обработанные цементом марки 60, МПа -
Подобранные смеси из щебенистых материалов обработанные в установке вязкими битумами, МПа
Черный щебень, уложенный по способу заклинки, МПа -
Асфальтобетон пористый из крупнозернистой щебеночной смеси типа А на БНД 60/90, МПа
Асфальтобетон мелкозернистый плотный типа А I марки на БНД 60/90, МПа

· Перспективная интенсивность движения:

Тип транспортного средства Существующая интенсивность,авт./сут* в 2ух направлениях Показатель изменения интенсивности по годам(для всех вариантов)q  
   
 
Грузовые автомобили  
УАЗ-451 (малые грузовые) 1,02  
КамАЗ-5511(грузовые) 0,94  
Автобусы  
ЛиАЗ-677 (общественный тр-т) 1,02  

Исходя из транспортно-эксплуатационных требований на дороге II категории устраивается усовершенствованное покрытие капитального типа. Автомобиль с наибольшей нагрузкой на одиночную ось 115 кН (11,5 тс), с расчётным диаметром следа колеса D=40 см.

1) Расчет дренирующего слоя – песка крупного Е=130 Мпа

1. Определение расчетное значение воды, поступающей за сутки

qр =q · Кп · Кг · Квог · Кр/1000

q = 80

Кп=1,7

Кг =1,3

Квог=1,3

Кр=0,1

qр =80 · 1,7 · 1,3 · 1,3 · 0,1/1000=0,022984 м32 ;

2. Полную толщину дренирующего слоя, м, (работающего по принципу осушения с периодом запаздывания отвода воды), достаточную для временного размещения в его порах воды, поступающей в конструкцию в начальный период оттаивания, определяют по формуле

hп = (qр · Тзап/n + 0,3hзап) : (1 - φзим)

Тзап - 5 сут

φзим - = 0,5

qp - расчетное значение воды, поступающей за сутки;

n - 0,4

hзап - 0,11 м,

hп = (0, 022984 · 5/0,4 + 0,3 · 0,11) : (1 – 0,4) = 0,53 м.

3. Определение общего (расчётного) модуля упругости дорожной одежды

1. Определяем суммарное движение по каждому типу автомобилей за срок службы дорожной одежды. Для расчета используем формулу:

Nci = N1m ∙ Kc ∙ Tрдг ∙ Kпу,

q=1,02 - Kc= 17,2

q=0,94 -Kc=10,0

Трдг - 125 дней

Kпу ~ 0,7

Тип тр-та Кс Расчет: Nci
Малые грузовые 17,2 127х17,2х125х0,7  
Грузовые 10,0 43х10х125х0,7  
Общественный транспорт 17,2 716х17,2х125х0,7

2) Вычисляем общее суммарное количество проходов автомобилей, приведенных к расчетной нагрузке за срок службы дорожной одежды по формуле

проектирование конструкций дорожных - student2.ru

проектирование конструкций дорожных - student2.ru = 0,2 (2 от обочины полоса из 4)

Sк1 = 0,005

Sк2 = 0,7

Sк3 = 0,7

Кn = 1,49

Тип тр-та Расчет Nрс
Малые грузовые 0,005 0,2х191135х0,005х1,49
Грузовые 0,7 0,2х37625х0,7х1,49  
Общественный транспорт 0,7 0,2х1077580х0,7х1,49  
∑Nр

3) Определяем требуемый модуль упругости по формуле:

, проектирование конструкций дорожных - student2.ru

С = 3,20 для нагрузки 115 кН

Eтр = 98,65*(lg232918-3,2)=214 МПа

4) Определяем расчётный (общий) модуль упругости

проектирование конструкций дорожных - student2.ru

проектирование конструкций дорожных - student2.ru = 1,2

Eобщ = 214х1,2=257 МПа

Таким образом, расчётный (общий) модуль упругости составляет Еобщ = 257МПа.

5) Конструирование и расчёт дорожной одежды

Назначим конструктивные слои дорожной одежды из выбранных (по заданию) материалов на основе табл. 30 СНИП 2.05.02-85:

1 слой. Плотный мелкозернистый асфальтобетон, h=4 см; Е=4500МПа

2 слой. Пористый крупнозернистый асфальтобетон, h=6 см; Е=2800МПа

3 слой. Щебень известняковый, укреплённый битумом, ширина по расчету Е=620МПа

4 слой. Песок крупный, h= 53 см;Е=430 МПа

Грунт земляного полотна – суглинок пылеватыйWг=0,7; C=0,007 Мпа; φ=6,50; Егр = 41 МПа

Выполним расчёт дорожной одежды согласно ОДН 218.046-01. В назначенной дорожной одежде известна толщина всех конструктивных слоёв, за исключением щебёночного основания. Расчёт заключается в определении такой толщины этого слоя, которой будет соответствовать общий модуль упругости дорожной одежды, равный Еобщ=257 МПа.

Для решения этой задачи необходимо предварительно найти общий модуль упругости слоёв, подстилающих слой щебня, а также общий модуль упругости на поверхности рассчитываемого слоя.

Значения модулей упругости материалов, содержащих органическое вяжущее, назначаем по табл.П.3.2 ОДН 218.046-01 при расчетной температуре +10°С.

1. Значение нижнего модуля упругости находим, выполняя расчёт снизу вверх.

Для песчаного слоя Енгр=41 МПа;

Енсл=41/430=0,095; hсл/D=53/40=1,325.

Откладывая значение h/D по оси абсцисс номограммы, а Енсл по оси ординат, проводим через них вертикальную и горизонтальную линии, точка пересечения которых даёт значение отношения Евсл=0,41

Отсюда получаем общий модуль упругости на поверхности песчаного слоя (он же нижний для слоя щебня):

Еввсл · Есл=0,41· 430 = 176МПа.

2. Для определения модуля упругости на поверхности рассчитываемого слоя расчёт необходимо выполнить сверху вниз.

Для асфальтобетона верхнего слоя Евобщ= 257МПа.

Евсл=257/4500=0,1; hсл/D=4/40=0,1

По номограмме Енсл=0,12

Енн/Есл · Есл=0,12 · 4500=540 МПа.

Для асфальтобетона нижнего слоя Ев=540 МПа.

Евсл=540/2800=0,19; hсл/D=6/40=0,15

По номограмме Енсл=0,23

Еннсл · Есл=0,23 · 2800=644 МПа.

Для известнякового щебня, укреплённого битумом,

Для определения толщины слоя щебня имеем Ев=644 МПа, Ен=176 МПа.

Определим следующие отношения:

Евсл=644/620=1; Енсл=176/620=0,28

Откладываем на оси ординат номограммы Енсл=0,28 и проводим горизонтальную линию до пересечения с кривой Евсл=1. Точке пересечения соответствует на оси абсцисс значение hсл/D=0,60 По найденному значению hсл/D=0,60 определяем толщину слоя щебня

hсл=hсл/D

D=0,60 · 40=24 см.

Результаты расчёта приводятся в таблице:

Наименование слоя Есл hсл hсл/D Евсл Енсл Ев Ен
Плотный асфальтобетон 0,1 0,1 0,12
Пористый асфальтобетон 0,15 0,19 0,23
Щеб. изв., обр. битумом 0,6 0,28
Песок крупнозернистый 1,325 0,75 0,095
Грунт земляного полотна --- --- --- --- --- ---

Толщина слоя из известнякового щебня получилась равной 24 см.

После расчёта дорожной одежды необходимо выполнить ряд проверок.

Проверка № 1

Наши рекомендации