Проектирование конструкций дорожных
ОДЕЖД НЕЖЕСТКОГО ТИПА
3.1. РАСЧЁТ ДОРОЖНОЙ ОДЕЖДЫ
1) Исходные данные
· Местоположение – Московская область, г. Москва.
· Категория автомобильной дороги – магистральная дорога II класса
· Тип грунта – песок крупный
· Уровень грунтовых вод – 2,5 м.
· Геолого-грунтовые условия (глубина скважины принимается 5 метров).
Варианты | Грунт | Показатели | |||
Относительная влажность | Сцепление, МПа | Угол внутреннего трения | Модуль упругости грунтов, МПа | ||
Песок крупный | 0,6 | 0,003 | |||
4 (7) | Суглинок | 0,7 | 0,007 | 6,5 |
Дорожно-строительные материалы:
Вид грунта | 4 вариант |
Песок гравелистый, крупный, МПа | |
Пески мелкие, МПа | - |
Щебеночные смеси, МПа | - |
Щебеночно-гравийно-песчаные смеси, обработанные цементом марки 60, МПа | - |
Подобранные смеси из щебенистых материалов обработанные в установке вязкими битумами, МПа | |
Черный щебень, уложенный по способу заклинки, МПа | - |
Асфальтобетон пористый из крупнозернистой щебеночной смеси типа А на БНД 60/90, МПа | |
Асфальтобетон мелкозернистый плотный типа А I марки на БНД 60/90, МПа |
· Перспективная интенсивность движения:
Тип транспортного средства | Существующая интенсивность,авт./сут* в 2ух направлениях | Показатель изменения интенсивности по годам(для всех вариантов)q | |
Грузовые автомобили | |||
УАЗ-451 (малые грузовые) | 1,02 | ||
КамАЗ-5511(грузовые) | 0,94 | ||
Автобусы | |||
ЛиАЗ-677 (общественный тр-т) | 1,02 |
Исходя из транспортно-эксплуатационных требований на дороге II категории устраивается усовершенствованное покрытие капитального типа. Автомобиль с наибольшей нагрузкой на одиночную ось 115 кН (11,5 тс), с расчётным диаметром следа колеса D=40 см.
1) Расчет дренирующего слоя – песка крупного Е=130 Мпа
1. Определение расчетное значение воды, поступающей за сутки
qр =q · Кп · Кг · Квог · Кр/1000
q = 80
Кп=1,7
Кг =1,3
Квог=1,3
Кр=0,1
qр =80 · 1,7 · 1,3 · 1,3 · 0,1/1000=0,022984 м3/м2 ;
2. Полную толщину дренирующего слоя, м, (работающего по принципу осушения с периодом запаздывания отвода воды), достаточную для временного размещения в его порах воды, поступающей в конструкцию в начальный период оттаивания, определяют по формуле
hп = (qр · Тзап/n + 0,3hзап) : (1 - φзим)
Тзап - 5 сут
φзим - = 0,5
qp - расчетное значение воды, поступающей за сутки;
n - 0,4
hзап - 0,11 м,
hп = (0, 022984 · 5/0,4 + 0,3 · 0,11) : (1 – 0,4) = 0,53 м.
3. Определение общего (расчётного) модуля упругости дорожной одежды
1. Определяем суммарное движение по каждому типу автомобилей за срок службы дорожной одежды. Для расчета используем формулу:
Nci = N1m ∙ Kc ∙ Tрдг ∙ Kпу,
q=1,02 - Kc= 17,2
q=0,94 -Kc=10,0
Трдг - 125 дней
Kпу ~ 0,7
Тип тр-та | Кс | Расчет: | Nci |
Малые грузовые | 17,2 | 127х17,2х125х0,7 | |
Грузовые | 10,0 | 43х10х125х0,7 | |
Общественный транспорт | 17,2 | 716х17,2х125х0,7 |
2) Вычисляем общее суммарное количество проходов автомобилей, приведенных к расчетной нагрузке за срок службы дорожной одежды по формуле
= 0,2 (2 от обочины полоса из 4)
Sк1 = 0,005
Sк2 = 0,7
Sк3 = 0,7
Кn = 1,49
Тип тр-та | Sк | Расчет | Nрс |
Малые грузовые | 0,005 | 0,2х191135х0,005х1,49 | |
Грузовые | 0,7 | 0,2х37625х0,7х1,49 | |
Общественный транспорт | 0,7 | 0,2х1077580х0,7х1,49 | |
∑Nр |
3) Определяем требуемый модуль упругости по формуле:
,
С = 3,20 для нагрузки 115 кН
Eтр = 98,65*(lg232918-3,2)=214 МПа
4) Определяем расчётный (общий) модуль упругости
= 1,2
Eобщ = 214х1,2=257 МПа
Таким образом, расчётный (общий) модуль упругости составляет Еобщ = 257МПа.
5) Конструирование и расчёт дорожной одежды
Назначим конструктивные слои дорожной одежды из выбранных (по заданию) материалов на основе табл. 30 СНИП 2.05.02-85:
1 слой. Плотный мелкозернистый асфальтобетон, h=4 см; Е=4500МПа
2 слой. Пористый крупнозернистый асфальтобетон, h=6 см; Е=2800МПа
3 слой. Щебень известняковый, укреплённый битумом, ширина по расчету Е=620МПа
4 слой. Песок крупный, h= 53 см;Е=430 МПа
Грунт земляного полотна – суглинок пылеватыйWг=0,7; C=0,007 Мпа; φ=6,50; Егр = 41 МПа
Выполним расчёт дорожной одежды согласно ОДН 218.046-01. В назначенной дорожной одежде известна толщина всех конструктивных слоёв, за исключением щебёночного основания. Расчёт заключается в определении такой толщины этого слоя, которой будет соответствовать общий модуль упругости дорожной одежды, равный Еобщ=257 МПа.
Для решения этой задачи необходимо предварительно найти общий модуль упругости слоёв, подстилающих слой щебня, а также общий модуль упругости на поверхности рассчитываемого слоя.
Значения модулей упругости материалов, содержащих органическое вяжущее, назначаем по табл.П.3.2 ОДН 218.046-01 при расчетной температуре +10°С.
1. Значение нижнего модуля упругости находим, выполняя расчёт снизу вверх.
Для песчаного слоя Ен=Егр=41 МПа;
Ен/Есл=41/430=0,095; hсл/D=53/40=1,325.
Откладывая значение h/D по оси абсцисс номограммы, а Ен/Есл по оси ординат, проводим через них вертикальную и горизонтальную линии, точка пересечения которых даёт значение отношения Ев/Есл=0,41
Отсюда получаем общий модуль упругости на поверхности песчаного слоя (он же нижний для слоя щебня):
Ев=Ев/Есл · Есл=0,41· 430 = 176МПа.
2. Для определения модуля упругости на поверхности рассчитываемого слоя расчёт необходимо выполнить сверху вниз.
Для асфальтобетона верхнего слоя Ев=Еобщ= 257МПа.
Ев/Есл=257/4500=0,1; hсл/D=4/40=0,1
По номограмме Ен/Есл=0,12
Ен=Ен/Есл · Есл=0,12 · 4500=540 МПа.
Для асфальтобетона нижнего слоя Ев=540 МПа.
Ев/Есл=540/2800=0,19; hсл/D=6/40=0,15
По номограмме Ен/Есл=0,23
Ен=Ен/Есл · Есл=0,23 · 2800=644 МПа.
Для известнякового щебня, укреплённого битумом,
Для определения толщины слоя щебня имеем Ев=644 МПа, Ен=176 МПа.
Определим следующие отношения:
Ев/Есл=644/620=1; Ен/Есл=176/620=0,28
Откладываем на оси ординат номограммы Ен/Есл=0,28 и проводим горизонтальную линию до пересечения с кривой Ев/Есл=1. Точке пересечения соответствует на оси абсцисс значение hсл/D=0,60 По найденному значению hсл/D=0,60 определяем толщину слоя щебня
hсл=hсл/D
D=0,60 · 40=24 см.
Результаты расчёта приводятся в таблице:
Наименование слоя | Есл | hсл | hсл/D | Ев/Есл | Ен/Есл | Ев | Ен |
Плотный асфальтобетон | 0,1 | 0,1 | 0,12 | ||||
Пористый асфальтобетон | 0,15 | 0,19 | 0,23 | ||||
Щеб. изв., обр. битумом | 0,6 | 0,28 | |||||
Песок крупнозернистый | 1,325 | 0,75 | 0,095 | ||||
Грунт земляного полотна | --- | --- | --- | --- | --- | --- |
Толщина слоя из известнякового щебня получилась равной 24 см.
После расчёта дорожной одежды необходимо выполнить ряд проверок.
Проверка № 1