Определение оптимального количества складов
Пользование услугами наемного склада
Логистическая цепь может быть организована с использованием собственных складов, либо с применением складов общего пользования.
Выбор между организацией собственного склада и использованием склада общего пользования относится к классу решений «сделать или купить».
Зависимость затрат на хранение запасов на собственном складе от размера грузооборота склада представлена линией F1
Функция F3 определяется суммированием условно – постоянных и условно – переменных затрат собственного склада (функции F1 и F2 соответственно).
График функции F2 параллелен оси ОХ, так как постоянные затраты (Спост) не зависят от грузооборота. Сюда относятся расходы на аренду складского помещения (Сарен), амортизация техники (Саморт), оплата электроэнергии (Сэл), заработная плата персонала и специалистов (Сзарпл):
Линия Z на графике - зависимость затрат на хранение запасов на наемном складе от прогнозируемого размера грузооборота.
где а – (тариф на услуги наемного склада) суточная стоимость использования 1 м2 грузовой площади наемного склада;
365 – число дней хранения на наемном складе за год.
Sn – потребная площадь наемного склада, (м2), расчет которой выполняется по формуле:
где 3 – размер запаса в днях оборота, дней; Т – годовой грузооборот, т / год;
Д – число рабочих дней в году;
q – нагрузка на 1 м2 площади при хранении на наемном складе, т / м2.
График функции Z строится из предположения, что она носит линейный характер.
Вопрос об организации собственного склада возникает, если объемы грузооборота выше Гб, например, равны Гг
Схема технологического процесса на складе
Правильно организованный технологический процесс должен обеспечивать:
♦ четкое и своевременное проведение количественной и качественной приемки товаров;
♦ эффективное использование средств механизации погрузочно – разгрузочных и транспортно – складских работ;
♦ рациональное складирование товаров, обеспечивающее максимальное использование складских объемов и площадей, а также сохранность товаров;
♦ рациональная организация работы зала товарных образцов, складских операции по отборке товаров с мест хранения, комплектованию и подготовке их к отпуску;
♦ четкую работу экспедиции и организацию доставки товаров покупателям;
♦ ритмичное выполнение складских операций, способствующее загрузке работников склада.
Поступление грузов на склад
Надежность и экономичность работы склада зависит от количества постов для выполнения погрузочно – разгрузочных работ. Увеличение этого количества влечет рост строительных затрат и эксплуатационных расходов, сокращение – увеличивает очередь ожидающего обслуживания транспорта, т. е. увеличивает потребность в площади для парковки и маневрирования. Кроме того, ожидание разгрузки – это расходы, связанные с простоем транспорта.
При определении количества постов обслуживания транспорта необходимо находить компромисс между:
♦ размером расходов на строительство и эксплуатацию постов обслуживания транспорта;
♦ размером суммарных расходов на строительство площадок для ожидания и маневрирования транспорта и расходов на простой транспорта в ожидании обслуживания.
где Собщ – суммарные экономические затраты и потери;
C1 – расходы, связанные со строительством и эксплуатацией поста обслуживания транспорта;
N – количество постов обслуживания;
С2 – затраты и потери, связанные с организацией ожидания и простоем транспорта;
К – среднее число единиц транспорта, ожидающих разгрузки.
Пропускная способность погрузочно – разгрузочной зоны зависит от грузоподъемности транспорта. Количество обрабатываемых на участке грузов прямо пропорционально грузоподъемности транспорта.
Прием и отправка грузов со склада могут выполняться на одном совмещенном участке, а могут быть пространственно разъединены (рис. 117).
Совмещение участков поступления и отпуска груза позволяет:
♦ сократить размер площади для выполнения операций;
♦ облегчить контроль операций разгрузки и погрузки – операций с высокой интенсивностью материальных, транспортных и людских потоков;
♦ повысить использование оборудования за счет сосредоточения в одном месте всего объема погрузочно – разгрузочных работ, более гибко использовать персонал.
недостатком совмещения участков приемки и отпуска грузов является:
- появление встречных грузовых потоков с возможной путаницей между отправляемыми и получаемыми товарами.
- тип и размеры прибывающего и отправляемого со склада транспорта различны.
Облегчить организацию совмещенного участка может разъединение по времени операций поступления и отправки.
Выгрузка товаров может осуществляться с уровня дороги или со специальной рампы, поднятой на уровень кузова транспортного средства.
Понятие грузовой единицы
Грузовая единица – это некоторое количество грузов, которые погружают, транспортируют, выгружают и хранят как единую массу. Грузовая единица связывает технологические процессы участников логистического процесса в единое целое.
Верное решение по выбору грузовой единицы обеспечивает:
♦ единовременное транспортирование большего количества товара;
♦ эффективное использование площади и объема склада;
♦ возможность использования стандартного оборудования при погрузочно – разгрузочных транспортно – складских (ПРТС) работах;
♦ ускорение ПРТС работ;
♦ минимизацию риска повреждения товара;
♦ повышение безопасности логистических процессов.
Характеристиками грузовой единицы являются следующие:
♦ размеры грузовой единицы;
♦ способность к сохранению целостности.
Размеры грузовых единиц, а также оборудования для их погрузки, транспортировки, разгрузки и хранения должны быть согласованы между собой.
В качестве основания, платформы для формирования грузовой единицы используются стандартные поддоны размером 1200 x800 и 1200 x1000 мм.
В логистике используют некоторую условную единицу площади, базовый модуль. Это прямоугольник со сторонами 600 x400 мм, который должен укладываться кратное число раз на площади грузовой платформы.
На основании базового модуля разработана единая система унифицированных размеров транспортной тары.
Выделяют два вида грузовых единиц:
♦ первичная грузовая единица – груз в транспортной таре (в ящиках, бочках, мешках). грузовая единица проходит каналы товародвижения без переформирования.
♦ укрупненная грузовая единица – грузовой пакет, сформированный на поддоне из первичных грузовых единиц, на какой – либо стадии товародвижения всего будет расформирована при подборе ассортимента у оптовика.
Расформирование грузовой единицы ведет к дополнительным издержкам. вероятность расформирования прямо пропорциональна ее размерам поэтому сокращение размеров снижает издержки.
расходы, связанные с погрузкой, разгрузкой и транспортировкой грузовой единицы, обратно пропорциональны массе и размеру.
Определение оптимального количества складов
Для варианта (а) транспортные расходы по доставке будут наибольшими. Вариант (в) предполагает наличие шести распределительных центров, максимально приближенных к местам сосредоточения потребителей - транспортные расходы по товаро – снабжению будут минимальными. но появление в системе распределения пяти дополнительных складов увеличивает эксплуатационные расходы, затраты на доставку товаров на склады, затраты на управление распределительной системой.
при изменении количества складов в системе распределения часть издержек, связанных с процессом доведения материального потока до потребителя, возрастает, а часть снижается.
Пусть N – количество складов, через которые осуществляется снабжение потребителей. В качестве зависимых переменных рассматриваются следующие виды издержек:
♦ транспортные расходы;
♦ расходы на содержание запасов;
♦ расходы на эксплуатацию складского хозяйства;
♦ расходы на управление складской системой;
♦ потери продаж, вызванные удалением склада от потребителя.
Весь объем транспортной работы и транспортных расходов, подразделяют на две группы:
♦ расходы, связанные с доставкой товаров на склады системы распределения, дальние перевозки
♦ расходы по доставке товаров со складов потребителям, ближние перевозки.
Зависимость затрат на транспортировку от числа складов.
1. При увеличении количества складов стоимость доставки товаров возрастает, так как увеличивается количество поездок, а также пробег транспорта.
2. стоимость доставки товаров со складов потребителям с увеличением количества складов снижается в результате резкого сокращения пробега транспорта.
3. Суммарные транспортные расходы при увеличении количества складов в системе распределения убывают.
Увеличение количества складов в системе распределения влечет сокращение зоны обслуживания отдельного склада и размера запаса на отдельном складе. но запас на отдельном складе сокращается не так быстро, как зона обслуживания, в результате суммарный запас возрастает.
1. необходимость содержания страхового запаса. В модели с несколькими складами страховой запас необходимо создавать на каждом складе. Сокращение складской сети влечет концентрацию страхового запаса и снижение потребности в нем. Ожидаемую экономию рассчитывают с помощью закона квадратного корня.
2. Другая причина в том, что оптимальные размеры заказов складов по некоторым группам товаров при уменьшении зоны обслуживания могут оказаться ниже минимальных норм отгрузки, по которым товар получают сами склады. Это вынудит завозить данную группу на склады в количестве, превышающем оптимум, что также повлечет за собой рост размера запаса.
При увеличении количества складов затраты на эксплуатацию одного склада снижаются. но совокупные затраты на содержание всего складского хозяйства возрастают. в связи с эффектом масштаба: при уменьшении площади склада, эксплуатационные затраты, приходящиеся на 1 м2, увеличиваются.
Зависимость затрат, связанных с управлением распределительной системой от количества входящих в нее складов определяется эффектом масштаба, в связи с чем при увеличении количества складов кривая расходов делается более пологой.
При сокращении количества складов среднее расстояние до обслуживаемых пунктов возрастает. Становится сложнее поддерживать сервис, поставлять грузы по системе "точно в срок", так как возросшие расходы на транспортировку увеличивают оптимальный размер партии.
Сокращение складов в зоне обслуживания может привести к росту транспортно – заготовительных затрат клиента склада, так как доставка со склада осуществляется по более низким тарифам, чем доставка на склад. Размещая склад вдали от клиента, необходимо продвигать товар в зону обслуживания по более высоким тарифам, что сказывается на цене товара и объемах реализации.
Зависимость совокупных затрат на функционирование системы распределения от количества входящих в нее складов получают путем сложения всех, приведенных графиков. Абсцисса минимума кривой даст оптимальное значение количества складов.