Расчет механизма изменения вылета
Изменение вылета стреловых кранов осуществляется наклоном стрелы или передвижением грузовой тележки по ее направляющим балкам. В первом случае общий расчет механизма изменения вылета состоит в определении усилия в канате полиспаста, выборе и расчете каната и барабана, выборе двигателя, редуктора, муфт и тормоза.
При изменении вылета передвижением грузовой тележки расчет аналогичен расчету механизма передвижения с учетом разности натяжений конечных ветвей грузового каната, сопротивления вследствие провисания хвостовой части тягового каната и центробежной силы инерции массы груза и тележки при повороте крана (для поворотных кранов).
При изменении вылета наклоном стрелы усилие в канате стрелового полиспаста у барабана
F = , | (2.68) |
где F — см. формулу (2.70); и — кратность стрелового полиспаста; hо — КПД стрелового полиспаста и обводных блоков [см. (2.2)].
Момент статического сопротивления на валу двигателя при подъеме стрелы
Тс = F , | (2.69) |
где — расчетный диаметр барабана лебедки изменения вылета [см. (2 33)]; и, hб, hпр — см. пояснения к формуле (1.30).
Статическая мощность двигателя определяется по формуле (133).
Усилие в стреловом полиспасте (Н) (рис. 2.13)
F = , | (2.70) |
где Q — масса груза при номинальной грузоподъемности (см. параграф 1.1), кг; тс — масса стрелы, кг; — масса стрелового полиспаста, кг; — длина горизонтальной проекции стрелы, м; — кратность грузоподъемного полиспаста; — КПД грузоподъемного полиспаста; — ветровая нагрузка на груз (см. параграф 1.3), Н; — ветровая нагрузка на стрелу, Н; — центробежная сила от груза и грузового полиспаста, Н; — центробежная сила стрелы, Н; — центробежная сила от стрелового полиспаста (учитывается половина его массы), Н; d —угол наклона полиспаста стрелы от горизонтали (рис. 2.13); Н, , d — длина плеч сил (рис. 2.13).
Знак плюс перед вторым слагаемым знаменателя принимается, когда стреловой полиспаст наклонен от головки стрелы вверх, знак минус — при обратном наклоне.
Рис 2.13. Схема для определения усилия в стреловом полиспасте
Для стрел с вылетом до 25 м у кранов с частотой вращения до 1 мин-1 центробежные силы могут не учитываться.
Максимальное усилие в стреловом полиспасте будет при наибольшем вылете стрелы. Расчетное усилие в стреловом полиспасте для определения необходимой мощности двигателя можно принимать равным полусумме усилий в полиспасте при крайних положениях стрелы.
Центробежная сила (Н) от массы груза
F = , | (2.71) |
где nпов — частота вращения поворотной части крана, мин-1; R — вылет стрелы, м.
Центробежная сила (Н) от массы стрелы
F = (2r + Lc sinq), | (2.72) |
где r, L, q — см/ рис. 2.13
Ордината центробежной силы F (рис. 2.13)
h = cos q), | (2.73) |
Ход стрелового полиспаста (м)
DL = Lmax - Lmin, | (2.74) |
где Lmax, Lmin — длина стрелового полиспаста при наибольшем и наименьшем вылетах стрелы.
Длина каната, наматываемого на барабан стреловой лебедки,
lк = DL u , | (2.75) |
Рис 2.14. Расчетная схема канатного механизма передвижения грузовой тележки
Средняя скорость навивки каната на барабан
uк = lк/t, | (2.76) |
где t — заданное время наклона стрелы при переходе из одного крайнего положения в другое, с.
Момент статических сопротивлений на валу тормоза при торможении определяется по (2.37), в которой Fб = F [см. (2.68)].
Далее расчет производится так же, как и для механизма подъема (см. параграф 2.1).
Коэффициент запаса торможения kT для механизма изменения вылета подъемом и опусканием стрелы принимают не менее 1,5.
При изменении вылета посредством перемещения грузовой тележки по направляющим балкам стрелы с помощью тягового каната (рис. 2.14) усилие в этом канате
Fт = Fпер + Fц + Fн + Fпр, | (2.77) |
где Fпep — сопротивление передвижению тележки от трения, уклона пути и ветровой нагрузки [см. (2.39)], Н; Fц — центробежная сила инерции, создаваемая массой груза и тележки при повороте крана, Н:
Fц = , | (2.78) |
Q — номинальная грузоподъемность (см. параграф 1.1), кг;
тт — масса тележки, кг; Fн — разность натяжений ветвей грузового полиспаста, Н:
Fн = F1 – Fi = Qg , | (2.79) |
F1, Fi — натяжение первой и конечной ветвей каната грузового полиспаста (рис. 2.14); hбл —КПД канатного блока (см. табл. 2.1); z — количество ветвей каната в системе грузового полиспаста: z = и +2; и — кратность грузового полиспаста; Fпр — сопротивление от провисания хвостовой ветви тягового каната, Н:
Fпр = qкg , | (2.80) |
qк — погонная масса хвостового каната, кг/м; l — длина (наибольшая) хвостовой ветви тягового каната, м; h — провисание, допускаемое для хвостовой ветви тягового каната, м: h = (0,01...0,02) l.
Далее расчет привода лебедки механизма передвижения тележки производится так же, как и привода механизма передвижения мостового крана (см. параграф 2.2).
Примерная последовательность расчета механизма изменения вылета наклоном стрелы:
1) определяется усилие в стреловом полиспасте для крайних положений стрелы [см. (2.70)];
2) определяется максимальное и минимальное усилие в канате стрелового каната у барабана [см. (2 68)];
3) определяется среднее усилие в канате Fl cp, равное полусумме максимального и минимального усилий;
4) определяется средняя скорость навивки каната на барабан по (2.76);
5) определяется необходимая мощность двигателя согласно (2.42) при Fперuпер = F uк и h = hбhпр, где hб — КПД барабана (cм. табл. 1.18); hпр — КПД привода механизма. По табл. III.3 выбирается двигатель;
6) производится расчет каната на прочность по (2.6) и выбирается канат по табл. III.1.1...III.1.7;
7) пределяются диаметры барабана по (2.9) и (2.33);
8) определяется частота вращения барабана согласно (2.35) при uгuп = uк, где uк — см. (2.76);
9) определяется общее передаточное число привода по (2.36) и составляется кинематическая схема механизма;
10) определяется расчетная мощность редуктора по (1.101) или (1.102) и выбирается редуктор (см. параграф Ш.4);
11) определяются расчетные моменты соединительных муфт при максимальных нагрузках стрелового полиспаста согласно (1.30) при F = F ;
12) проверяется двигатель на время пуска по (1.71) при максимальном и минимальном усилии в канате. Полученное время должно соответствовать данным табл. 1.20;
13) определяется момент статического сопротивления на валу тормоза при торможении Т по (2.37), принимая F = F ;
14) определяется тормозной момент, необходимый по правилам Госгортехнадзора, по (2.38) при Т = Т и выбирается тормоз по табл. Ш.5.П... Ш.5.14;
15) определяется время торможения по (1.72) при максимальном силии в канате и проверяется его соответствие данным табл. 1.20;
16) проверяется правильность выбора двигателя по пусковому моменту при наибольшей нагрузке F (т.е. при крайнем нижнем положении стрелы) из условия Тmax£ Тср.п, где Тmax — максимальный момент на валу двигателя согласно (2.69) при F = F , Тср.п — среднепусковой момент двигателя [см. (1.89)]. Проверка двигателя на нагрев может не производиться, так как его мощность определена по средней нагрузке, которая при приближенных асчетах принимается как среднеквадратичная. Более подробно см. [12].
17) производится расчет на прочность отдельных элементов механизма (барабана, крепления концов каната и др.).
При изменении вылета посредством передвижения грузовой тележки последовательность расчета механизма передвижения тележки аналогична такому же расчету механизма передвижения крана (см. параграф 2.2). При этом усилие в канате лебедки определяется по (2.77).
РАСЧЕТ МЕХАНИЗМА ПОВОРОТА
Общий расчет механизма поворота. Он заключается в определении нагрузок на опоры поворотной части крана, в определении сопротивлений вращению, выборе двигателя, редуктора, муфт, тормоза и расчете конечного звена передачи — зубчатой, цевочной или канатной.
Момент сопротивления вращению поворотной части крана на валу двигателя в период пуска (разгона)
Тпуск = Тин + Тс = Тин + (Тукл+ Тв+ Ттр) , | (2.81) |
где Тин — момент сопротивления от сил инерции при пуске [см. (1.65)]; Тукл — момент статического сопротивления от веса крана и груза относительно оси вращения крана при нахождении крана на уклоне; Тв — момент статического сопротивления от ветравой нагрузки относительно оси вращения крана; Ттр — момент статического сопротивления от сил трения относительно оси вращения крана; Тс, и, h — [см. формулу (1.32)].
Наибольший момент сопротивления (Н·м) вращению от веса поворотной части крана и груза при нахождении крана на уклоне
Тукл = (тповlпов+QR)g sin a, | (2.82) |
где тпов — масса поворотной части крана, кг: тпов = тпл + тпв + тб+ тс (соответственно масса поворотной платформы, противовеса с противовесной стрелой, башни, стрелы); lпов — расстояние от оси вращения крана до центра тяжести поворотной части крана, м;
lпов = , |
Lпл, lпв, lб и lс — соответственно расстояния от оси вращения крана до центра тяжести соответственно платформы, противовеса, башни и стрелы, м; Q — масса груза при номинальной грузоподъемности (см. параграф 1.1), кг; R — вылет крана, м; a—угол наклона пути крана.
Наибольший момент сопротивления (Н·м) вращению поворотной части крана от ветровой нагрузки относительно оси вращения крана
Тв = , | (2.83) |
где F , F — ветровые нагрузки на кран и груз (1.3), Н; — расстояние от оси вращения до центра тяжести площади наветренной поверхности крана, м.
Момент сопротивления (Н·м) вращению поворотной части крана от сил трения относительно оси вращения крана
Ттр = , | (2.84) |
где Fi, fi, ri — опорные нагрузки (см. ниже), Н, коэффициенты трения [см. пояснения к формулам (1.81) и (1.82)], радиусы действия сил трения опор поворотной части крана, м.
Статическая мощность (кВт) двигателя привода механизма поворота крана
Pc = , | (2.85) |
где Тс — момент статических сопротивлений вращению поворотной части крана относительно оси вращения крана, Н·м: Тс = Тукл + Тв + Ттр [см. (2.81)]; ппов — частота вращения поворотной части крана, мин-1; h — КПД привода механизма поворота (см. табл. 1.18).
Двигатель предварительно выбирают по статической мощности Рс, принимая при этом из каталога ближайший больший по мощности. После определения необходимого пускового момента механизма поворота Тпуск [см. (2.81)] согласно формуле (2.85) определяют по этому моменту необходимую мощность двигателя при пуске Рпуск. Необходимая номинальная мощность двигателя может быть определена из условия Рдв³ k Рпуск, где k — коэффициент, учитывающий допустимую перегрузку двигателя в период пуска (k = 0,35...0,5). Затем двигатель проверяется согласно указаниям параграфа 1.7.
Момент сопротивления (Н·м) при торможении (тормозной момент) механизма поворота крана на валу тормоза при неблагоприятном сочетании нагрузок
Тт = Т - Т = Т - (Ттр - Тв- Тукл) hт/ит, | (2.86) |
где Т — см. формулу (1.66) и пояснения к формулам (1.60), (1.62), (1.64), (1.66); Т — момент статических сопротивлений повороту вращающейся части крана на валу тормоза при торможении, Н·м:
Т = (Ттр - Тв- Тукл) , | (2.86) |
Рис. 2.15. Расчетные схемы кранов: а — с поворотной колонной, б — с неподвижной колонной |
Предохранительная фрикционная муфта привода механизма поворота крана рассчитывается на момент
Тпр= (1,1…1,2) Т , | (2.87) |
где Т — момент, передаваемый двигателем предохранительной фрикционной муфте в период пуска механизма поворота.
Опорно-поворотное устройство кранов с расположением опор в вертикальной плоскости (рис. 2.15). Нагрузки:
на опоры А и С:
FА = FС = ; | (2.88) |
на опору В:
FВ = (Q + mc + mпв)g; | (2.89) |
где Q — масса груза, кг; mc — масса стрелы (поворотной части крана без противовеса и противовесной стрелы), кг; mпв — масса противовеса и противовесной стрелы, кг; lс и lпв — расстояния от оси вращения крана до центра тяжести соответственно стрелы и противовеса, м.
Массу противовеса для крана с постоянным вылетом стрелы можно принять
mпв = , | (2.90) |
где j = kг/( kг + l); kг — коэффициент использования крана по грузоподъемности (см. табл. 1.7).
Момент сопротивления (Н·м) вращению от сил трения в этих опорах относительно оси вращения крана
Ттр =0,5 (FAfAdA + FBfBdB + FCfCdC), | (2.91) |
где dA, dB, dC — диаметры цапф опор; fA, fB, fC — коэффициенты трения в соответствующих опорах.
Если в опоре применяются опорные колеса (опора A, рис. 2.15 и 2.16), момент сопротивления вращению (Н·м) относительно оси колонны в такой опоре при двух опорных колесах
ТтрА = , | (2.92) |
где FA — опорная нагрузка, Н [см. (2.88)]; b — угол между опорными колесами; DA — диаметр круга катания в опоре, м; Dк — диаметр колеса, м; m — коэффициент трения качения ролика по кругу катания (по колонне): m = 0,0003...0,0007 м; dк, f — см. пояснения к формуле (1.82).
В этой формуле знак плюс перед цифрой 1 при неподвижной колонне (внешняя опора), знак минус — при вращающейся колонне (внутренняя опора).
Опорные колеса рассчитываются на контактную прочность.
При линейном контакте колеса с плоской опорной поверхностью катания (рельс с плоской головкой) контактные напряжения (Па)
sН = 0,167kf ; | (2.93) |
при точечном контакте колеса с выпуклой опорной поверхностью катания (рельс с выпуклой головкой)
sН = kkf , | (2.94) |
где kf — коэффициент, учитывающий влияние трения на работу опорных колес. При режимах работы: легком kf = 1,0, среднем — kf = 1,04... 1,06, тяжелом kf = 1,06...1,1; Fp — расчетная нагрузка на колесо, Н:
Fp = kН kДF; | (2.95) |
kН — коэффициент неравномерности распределения нагрузки по ширине рельса: для рельсов с плоской головкой kН = 2, с выпуклой головкой — kН = 1,1; kД —коэффициент динамичности, зависящий от скорости передвижения колеса u. При u (м/с) менее 1; 1…1,5; 1,5...3; более 3 kД соответственно равен 1,0; 1,1; 1,2; 1,3. F — максимальная нагрузка на колесо при номинальных нагрузках на кран в рабочем состоянии, Н; Е - приведенный модуль упругости материала колеса и рельса, Па:
Е = , | (2.96) |
Е1 и Е2 — модуль упругости материала соответственно колеса и рельса, Па; b — рабочая ширина головки рельса без учета закруглений, м; R – радиус колеса, м; k — коэффициент, зависящий от отношения R2/R < 1; R1— больший из радиусов колеса и скругления (выпуклости головки рельса, м; R2 — меньший из радиусов колеса и скругления головки рельса, м:
k » 0,09 . | (2.97) |
Рис. 2.16. Расчетная схема опорных нагрузок на катки крана с неподвижной колонной | Рис. 2.17. Расчетные схемы опорно-поворотного устройства: а — нагружения; б — опорного участка; в — для установления расчетного пролета, определяющего опорные реакции |
Допускаемые контактные напряжения [ан] составляют 0,7...0,9 предела текучести материала колеса 25·107...32·107 Па. Подробнее см. [1].
Опорно-поворотные устройства кранов с расположением опор в горизонтальной плоскости (рис. 2.17). Все действующие на опорно-поворотные устройства силы можно свести к вертикальной силе FB, приложенной по оси опорно-поворотного устройства, горизонтальной силе Fг, приложенной к опорным элементам по центру тяжести тел качения и к моменту М, определяемому из условия
M = FвL + Fгh, | (2.98) |
где L и h — см. рис. 2.17.
Средняя нагрузка (Н) на один опорный элемент в секторе с углом b опорно-поворотного устройства:
а) каткового (опорная реакция вертикальна)
F = ; | (2.99) |
б) шарикового или роликового (опорная реакция наклонена под углом g к вертикали)
F = , | (2.100) |
где — число опорных элементов в секторе с углом b; Dср — диаметр опорного круга по средней линии качения (диаметр беговой дорожки тел качения), м; b — центральный угол между точками пересечения окружности диаметром Dср с осями продольных (хребтовых) балок рамы неповоротной части крана (см. рис. 2.17); g — угол наклона опорной реакции к вертикали.
Для опорно-поворотного устройства шарикового, роликового и многокаткового
= zb/(2p), | (2.101) |
где z — общее количество опорных элементов в опорно-поворотном устройстве (шариков, роликов, катков).
Для опорно-поворотного устройства с опорными колесами равно 2 или 4 (по два колеса на балансире).
Для опорно-поворотных устройств с кольцами из хромистой или марганцовистой стали, при твердости рабочей поверхности 47...55 HRC, со стандартными шариками или роликами (диаметр ролика равен его длине) предельная допустимая нагрузка (МН):
на шарик
Fш = 45d , | (2.102) |
на ролик
Fp = 45d , | (2.103) |
где dш, dp — диаметр соответственно шарика и ролика, м.
Момент сил трения (Н·м) в шариковых и роликовых опорно-поворотных устройствах относительно оси вращения может быть принят равным
Ттр = . | (2.104) |
Момент сил трения (Н·м) в опорно-поворотных устройствах многокатковых и с опорными колесами может быть принят равным
Ттр = Fв , | (2.105) |
где Dк, dк, m, f — см. пояснения к формулам (1.81) и (1.82).
Примерная последовательность расчета механизма поворота:
1) определяются опорные нагрузки по (2.88), (2.89), (2.99), (2.100);
2) определяются моменты сопротивления вращению от уклона пути, ветровой нагрузки и сил трения по (2.82), (2.83), (2.91), (2.105);
3) определяется статическая мощность двигателя по (2.85) и выбирается двигатель (см. параграф III.3);
4) определяется общее передаточное число привода согласно (2.36) при пб = ппов и составляется кинематическая схема механизма;
5) определяется расчетная мощность редуктора по (1.101) или (1.102);
6) определяются расчетные моменты соединительных муфт [см: (1.33) и (1.103)] и выбираются муфты (табл. III.5.1...III.5.9);
7) определяется время пуска (торможения) по (1.76) и проверяется соответствие его данным табл. 1.21;
8) определяется момент сопротивления вращению поворотной части крана на валу двигателя при пуске по (2.81);
9) определяется необходимая мощность двигателя при пуске согласно (2.85) при Тс = Тпуск и производится его проверка согласно пояснениям к формуле (2.85);
10) проверяется двигатель на нагрев (см. параграф 1.7);
11) определяется момент сопротивления на валу тормоза при торможении по (2.86) и выбирается тормоз по табл. III.5.11... Ш.5.14;
12) производится расчет на прочность отдельных элементов механизма (опорных колес, предохранительной фрикционной муфты и др.).
Глава 3. ПРИМЕРЫ РАСЧЕТОВ МЕХАНИЗМОВ ГРУЗОПОДЪЕМНЫХ МАШИН
ПРИМЕР РАСЧЕТА МЕХАНИЗМА ПОДЪЕМА ГРУЗА
Рассчитать механизм подъема груза электрического мостового крана грузоподъемностью Q = 5 т для перегрузки массовых грузов. Скорость подъема груза uг = 0,25 м/с. Высота подъема Н = 15 м. Режим работы — средний, ПВ = 25% (группа 4 режима работы по табл. 1.8).
Принимаем механизм подъема со сдвоенным двукратным полиспастом (см. табл. 2.2).
Усилие в канате, набегающем на барабан [см. (2.1)],
Fб = = 12 386 Н. |
Поскольку обводные блоки отсутствуют, по формуле (2.3)
hо = hп = = 0,99, |
где hбл = 0,98 (см. табл. 2.1).
Расчетное разрывное усилие в канате [см. (2.6)] при максимальной нагрузке на канат Fк= Fб = 12 386 Н и k = 5,5
F = 12 386 · 5,5 = 68 123 Н. |
С учетом данных табл. 2.5 из табл. III.1.1 выбираем по ГОСТ 2688—80 канат двойной свивки типа ЛК-Р конструкции 6´19(1 + 6 + 6/6+1 о.с.) диаметром d = 11мм, имеющий при маркировочной группе проволок 1764 МПа разрывное усилие F = 68 800 Н.
Канат грузовой (Г), первой марки (1), из проволоки без покрытия ( - ), правой крестовой свивки ( - ), нераскручивающийся (Н) согласно (2.1) обозначается:
Канат—11—Г—I—H—1764 ГОСТ 2688—80.
Фактический коэффициент запаса прочности каната
kj = = 5,55 > k = 5,5. |
Требуемый диаметр барабана по средней линии навитото стального каната [см. (2.9)] D = 11·25 = 275 мм. Принимаем диаметр барабана D = 300 мм.
По табл. III.2.5 выбираем подвеску крюковую типа 1 грузоподъемностью 5 т, имеющую блоки диаметром 320 мм с расстоянием между блоками b = 200 мм.
Длина каната, навиваемого на барабан с одного полиспаста [см. (2.10)] при z1 = 2, z2 = 3,
Lк= 15·2 + 3,14·0,3(2 + 3) = 34,7 м. |
Рабочая длина барабана для навивки каната с одного полиспаста при t = 12,5 мм, т = 1и j = 1 [см. (2.11)]
Lб= = 0,444 м. |
Приняв расстояние между правой и левой нарезками на барабане (длина ненарезной части) равным расстоянию между ручьями блоков в крюковой обойме, т.е. l = b = 0,2 м, найдем полную длину барабана
L = 2Lб + l = 2·0,444+0.2 = 1,088 м. |
Минимальная толщина стенки литого чугунного барабана [см. (2.18)] dmin = 0,02·0,289+0,006…0,01 = 0,012...0,016 м = 12...16 мм, где Dб = D - d = 0,3-0,011 = 0,289 м. Принимаем d = 14 мм.
Приняв в качестве материала барабана чугун марки СЧ 15 (sв=650 МПа, [sсж]=130 МПа), по формуле (2.16) найдем напряжение сжатия в стенке барабана:
sсж= = 70,78·106 Па = 70,78 МПа<130 МПа.
Статическая мощность двигателя [см. (2.31)] при h = 0,85
Рс= = 13,46 кВт. |
С учетом указаний к формуле (2.31) из табл. III.3.5 выбираем крановый электродвигатель с фазным ротором MTF 211-6, имеющим при ПВ = 25% номинальную мощность Рном = 9 кВт и частоту вращения п = 915 мин-1. Момент инерции ротора Iр = 0,115 кг·м2, максимальный пусковой момент двигателя Тmах = 195 Н·м.
Частота вращения барабана [см. (2.35)] при Dрасч = D = 0,3 м
пб= = 31,8 мин-1. |
Передаточное число привода
и = п/пб = 915/31,8 = 28,8. |
Расчетная мощность редуктора [см. (1.101)] при kp=l и Р = Рс
Рр= 1,0·13,46 = 13,46 кВт. |
Из табл. Ш.4.2 по передаточному числу и мощности выбираем редуктор цилиндрический, двухступенчатый, горизонтальный, крановый типоразмера Ц2-300 с передаточным числом ир = 32,42 и мощностью на быстроходном валу при среднем режиме работы Рр = 14,6 кВт.
Момент статического сопротивления на валу двигателя в период пуска [см. (1.27)] с учетом того, что на барабан навиваются две ветви каната, при hб = 0,94 и hпр = 0,9 (ориентировочно)
Тс= = 135 Н·м. |
Номинальный момент, передаваемый муфтой, принимается равным моменту статических сопротивлений Т = Тс = 135 Н·м.
Номинальный момент на валу двигателя по формуле (1.33)
Тном= 9550 = 9550 = 93,9 Н·м. |
Расчетный момент для выбора соединительной муфты [см. (1.103)]
Тм= 135·1,3·1,2 = 211 Н·м. |
Из табл. III.5.9 выберем ближайшую по требуемому крутящему моменту упругую втулочно-пальцевую муфту № 1 с тормозным шкивом диаметром DT = 200 мм и наибольшим передаваемым крутящим моментом 500 Н·м.
Момент инерции муфты Iм = 0,125 кг·м2. Момент инерции ротора двигателя и муфты I = Ip + Iм = 0,225 + 0,125 = 0,35 кг·м2.
Средний пусковой момент двигателя [см. (1.89)] при ymin=1,4.
Тпуск= Тср.п = 93,9 = 163,4 Н·м. |
где ymах = = 2,08.
Время пуска при подъеме груза [см. (1.67)]
tп= = 1,4 с. |
Фактическая частота вращения барабана по формуле (2.36)
п = = 28,2 мин-1.
Фактическая скорость подъема груза по формуле (2.35)
u = = 0,22 м/с |
Эта скорость отличается от ближайшего значения 0,2 м/с из стандартного ряда на 10%, что допустимо. Ускорение при пуске, согласно (1.80),
а = = 0,16 м/с2. |
Полученные значения t и а соответствуют рекомендациям табл. 1.19 и 1.25.
Поскольку график действительной загрузки механизма подъема не задан, воспользуемся усредненным графиком использования механизма по грузоподъемности (см. рис. 1.1, а), построенным на основе опыта эксплуатации кранов. Определим моменты, развиваемые двигателем, и время его пуска при подъеме и опускании груза в различные периоды работы мехаттнзма. Согласно графику, за время цикла (подъем и опускание груза) механизм будет работать с номинальным грузом Q = 5000 кг — 1 раз, с грузом 0,5Q = 2500 кг — 5 раз, с грузом 0,2Q= 1000 кг — 1 раз, с грузом 0,05 Q = 250 кг — Зраза.
Табл. 3.1. Моменты, развиваемые двигателем, и время его пуска
Наименование показателя | Обозначение | Единица | Результаты расчета при массе поднимаемого груза, кг | |||
КПД (см. рис. 1.2) | h | - | 0,85 | 0,8 | 0,65 | 0,5 |
Натяжение каната у барабана при подъеме груза по (2.1) | Fб | H | 12 386 | |||
Момент при подъеме груза по (1.27) | Тс | Н·м | 71,7 | 35,3 | 11,5 | |
Время пуска при подъеме по (1.67) | tп | с | 1,4 | 0,42 | 0,29 | 0,24 |
Натяжение каната у барабана при опускании груза [в формуле (2.1) коэффициент h0 должен быть в числителе] | F | Н | 12 195 | |||
Момент при опускании груза по (1.28) | Т | Н·м | 97,4 | 51,7 | 25,5 | 8,28 |
Время пуска при опускании по (1.67) | tоп | с | 0,15 | 0,18 | 0,20 | 0,22 |
В табл. 3.1 избыточный момент при опускании груза — сумма среднего пускового момента двигателя и момента статических сопротивлений механизма при опускании груза.
Результаты расчетов приводятся в табл. 3.1.
Средняя высота подъема груза составляет 0,5...0,8 номинальной высоты Н = 15 м. Примем Нср = 0,8 Н = 0,8·15= 12 м.
Тогда время установившегося движения
ty = = = 54,5 с. |
Сумма времени пуска при подъеме и опускании груза за цикл работы механизма åtп =1,4 + 5·0,42+1,029 + 3·0,24 + 0,15 + 5·0,18+1·0,2 + 3·0,22 = 6,42 с.
Общее время включений двигателя за цикл åt = 2 (1 + 5 + 1 + 3) ty + åtп = = 2 · 10 · 54,5 + 6,42 = 1096,42 с.
Среднеквадратичный момент [см. (1.93)]
Тср = = 60,1 Н·м. |
Среднеквадратичная мощность двигателя по (1.92)
Рср = = 5,76 кВт. |
Следовательно, условие (1.91) соблюдается (5,76<9).
Момент статического сопротивления на валу двигателя при торможении механизма по (2.27)
Т = = 95,47 Н·м. |
Необходимый по нормам Госгортехнадзора момент, развиваемый тормозом [см. (2.38)], при kт = 1,75 Тт = 95,47·1,75= 167 Н·м.
Из табл. III.5.11 выбираем тормоз ТКТ-300/200 с тормозным моментом 240 Н·м, диаметром тормозного шкива Dт = 300 мм. Регулировкой можно получить требуемый тормозной момент Тт = 167 Н·м.
По формуле (1.68) определим время торможения при опускании груза (при подъеме груза это время будет меньше, так как в этом случае момент от веса груза и тормозной момент действуют в одном направлении):
tт = = 0,54 с. |
Из табл. 1.22 для среднего режима работы находим путь торможения механизма подъема груза
s = = 0,13 м. |
Время торможения в предположении, что скорости подъема и опускания груза одинаковы, согласно (1.75),
t = = 1,18 с > |