Комплексного Государственного экзамена
образовательно квалификационного уровня специалист
для студентов специальности «Судовождение» в КГМТУ
1. Требования к планированию рейса. Документы, определяющие порядок и содержание планирования рейса.
2. Планирование плавания в районах ограниченной видимости вблизи берега, включая районы с большой плотностью движения судов. Организация вахтенной службы.
3. Планирование плавания в районах с интенсивными приливными явлениями.
4. Планирование океанского перехода. Плавание по ДБК.
5. Планирование подхода судна к порту. Организация вахтенной службы.
6. Плавание в системах разделения движения и в районах действия СУДС (VTS).
7. Плавание судна с лоцманом на борту. Организация вахтенной службы.
8. Гидрометеорологическая проработка рейса на этапе планирования перехода. Используемые пособия.
9. Синоптические и прогностические карты погоды. Плавание судов в зонах действия циклонов умеренных широт.
10. Тропические циклоны. Стадии их развития. Получение прогнозов о тропическом циклоне. Плавание в зоне его действия.
11. Определение местоположения судна астрономическими методами. Оценка точности полученного места судна.
12. Принцип работы РЛС. Определение местоположения судна с использованием РЛС. Оценка точности полученного места судна.
13. Оценка навигационной информации, полученной от различных источников (ARPA, AIS, ECDIS), с целью принятия решений по безопасному плаванию.
14. Влияние погрешностей и промахов в линиях положения на точность определения места судна.
15. Магнитный компас. Принцип действия, девиация магнитного компаса. Способы определения поправки магнитного компаса.
16. Принцип работы гирокомпаса. Погрешности гирокомпаса, причины их вызывающие и учет их в судовождении.
17. Системы, использующие информацию гирокомпаса. Влияние неточности показаний гирокомпаса на работу этих систем и соответствующее поведение судна.
18. Навигационно-информационные системы ECDIS. Назначение, функциональные возможности, типы электронных карт. Факторы, влияющие на точность информации ECDIS.
19. Автоматические идентификационные системы (АІS). Назначение, использование информации АІS.
20. Использование отечественных и зарубежных морских навигационных карт. Учет корректуры карт на судне.
21. Использование, правила корректуры отечественных и зарубежных лоций и других пособий для мореплавания.
22. Планирование навигационного использования РЛС на этапе предварительной прокладки пути судна. Параллельная индексация.
23. Судовой журнал и правила его ведения.
24. Конвенция и кодекс ПДНВ о несение ходовой навигационной вахты.
25. Прием, несение и сдача ходовой вахты вахтенным помощником капитана.
26. Прием несение и сдача вахты при стоянке судна в порту.
27. Несение ходовой вахты в различных условиях и районах плавания (ограниченная видимость, темное время суток, прибрежные воды, интенсивное судоходство).
28. Международный кодекс по спасательным средствам (LSA Code)/
29. Классификация маневренных характеристик судна. Судовая информация о маневренных характеристиках судна.
30. Сущность экспериментально-расчетного метода определения характеристик торможения. Формы представления этих характеристик.
31. Влияние параметров руля и корпуса на управляемость судна. Циркуляция судна и ее элементы.
32. Средства активного управления судном и их характеристика. Использование подруливающих устройств, раздельных поворотных насадок. Применение крыльчатых движителей.
33. Эксплуатация систем дистанционного управления двигательной установкой. Принципы работы судовых энергетических установок.
34. Маневрирование в стесненных водах. Влияние ветра, течения и мелководья на управляемость судна.
35. Уравнения движения судна. Силы действующие на судно при различных видах движения.
36. Маневрирование на мелководье, учет уменьшения запаса воды под килем из-за увеличения осадки от скорости судна, бортовой и килевой качки, при поворотах.
37. Взаимодействие между движущимися параллельно судами. Взаимодействие собственного судна с близлежащими берегами (канальный эффект).
38. Маневрирование и управление судном при швартовке и отшвартовке с буксирами или без буксиров при наличии ветра, течения и приливных явлений.
39. Постановка судна на якорь на большой и малой глубине. Организация вахтенной службы при стоянке судна на якоре..
40. Маневрирование и управление судном в штормовых условиях, выбор режима штормования.
41. Взаимодействие судна и буксира. Маневрирование и управление судном при морской буксировке.
42. Меры предосторожности при намеренной посадке судна на грунт (beaching a ship).
43. Практические меры, предпринимаемые при плавании во льдах или вблизи льда, или в условиях обледенения судна.
44. Поиск и спасение на море. Руководство IAMSAR.
45. Действия судоводителя в ситуации, когда посадка судна на мель неизбежна. Первоначальные действия после посадки на мель.
46. Силы и моменты, действующие на судно, севшее на мель. Способы снятия судна с мели.
47. Действия, которые должны предприниматься, если столкновение неизбежно, и после столкновения.
48. Оценка состояния судна после аварии. Судовое аварийно-спасательное имущество.
49. Закономерности относительного движения. Способы оценки опасности столкновения. Линейный и временной критерии.
50. МППСС-72: назначение, структура правил, их применение.
51. Использование САРП. Режимы ориентации и стабилизации изображения. Оценка опасности столкновения.
52. Проигрывание маневра в САРП и его практическое выполнение.
53. Таблица маневренных элементов судна. Использование данных таблицы при выполнении маневрирования.
54. Процедуры по обеспечению безопасности выполнения работ на судне (работы в закрытых помещениях, сварочные работы, работы на высоте и т.п.).
55. Понятие об остойчивости и прочности морского судна.
56. Нормирование остойчивости морских судов классификационными обществами и ИМО.
57. Диаграммы статической и динамической остойчивости. Определение характеристик остойчивости судна по диаграммам.
58. Факторы, влияющие на посадку и остойчивость судна и меры, предпринимаемые для обеспечения заданной посадки и остойчивости судна.
59. Влияние повреждения корпуса и последующего затопления какого либо отсека на посадку и остойчивость судна. Меры, которые необходимо принимать в таких случаях.
60. Перерезывающие силы, изгибающие и торсионные моменты. Диаграммы допускаемых изгибающих моментов и перерезывающих сил.
61. Грузовой план судна. Общая характеристика, порядок составления грузового плана судна.
62. Определение количества погруженного груза по осадке судна (draft survey). Текущий контроль остойчивости судна кренованием и по периоду качки.
63. Влияние подвешенных и жидких грузов на остойчивость судна, их учет при расчете остойчивости.
64. Информация об остойчивости судна, ее назначение, структура и содержание.
65. Международная конвенция о грузовой марке. Определение допустимой осадки судна при погрузке с учетом плавания в различных зонах действия грузовой марки.
66. Международный кодекс по охране судов и портовых средств (ISPS Code).
67. Укладка и крепление грузов на судне (Code of Safe Practice for cargo stowage and securing).
68. Особенности перевозки лесных грузов (Code of safe Practice for Ships Carrying Timber Cargoes).
69. Правила перевозки опасных грузов морем (IMDG Code).
70. Правила перевозки насыпных грузов (IMSBC Code).
71. Требования ИМО к перевозке зерновых грузов (Grain Code).
72. Ответственность перевозчика за обеспечение качества транспортировки грузов морем.
73. Документальное оформление приема и сдачи груза судном в порту.
74. Формы договора морской перевозки груза и сфера их применения.
75. Коносамент и его значение в коммерческой практике международных перевозок грузов.
76. Методы и средства защиты окружающей среды от загрязнения с судов.
77. Борьба за живучесть судна. Muster list.
78. Контроль судна государством порта.
79. Технический надзор за судами – цели, виды, органы надзора.
80. Документы, выдаваемые классификационным обществом на грузовое судно, их эксплуатационное значение.
81. Судовые документы, выдаваемые администрациями государства флага судна и судовая отчетность.
82. Основные положения и требования МКУБ (ISM Code).
83. Повреждения, причиняемые судну в процессе грузовых операций и действия грузового помощника капитана.
84. Контроль технического состояния и эксплуатации грузовых устройств и люковых закрытий.
85. Принципы работы и использование современных лагов.
86. Определение поправки компаса в открытом море и при прибрежном плавании.
87. Принцип работы и использование эхолотов в навигации и на промысле.
88. Принцип работы, состав аппаратуры и использование гидролокатора (сонара).
89. Принцип работы, состав аппаратуры и применение приборов контроля орудий лова (ПКОЛ) при траловом промысле.
90. Теоретические основы маневрирования судна с орудиями лова.
91. Навигационное обеспечение и маневрирование судна при пелагическом траловом лове.
92. Навигационное обеспечение и маневрирование судна при лове рыбы кошельковым неводом.
93. Обеспечение защиты окружающей среды (МАРПОЛ) при плавании судов в различных условиях.
Четвертым вопросом билета является тестовый контроль знаний английского языка с использованием профессиональной терминологии.